Патрульный дебют

      "Здравия желаю товарищ  подполковник! Начальник патруля по гарнизону Байрам Али для инструктажа прибыл !" - Громко отрапортавал я ,приложив руку к фуражке.На второй день моей лейтенантской службы я был назначен в патруль вместо заболевшего офицера из соседнего подразделения. Комендант гарнизона внимательно осмотрел мой внешний вид. Взгляд его упал на пустую кабуру: Нахмурив брови он с железными нотками в голосе спросил :" А где ваше личное оружие лейтенант?" Я ответил что во первых меня никто не предупредил что  служба в гарнизонном патруле с оружием,а во вторых я только вчера приехал на службу и не успел  получить пистолет на складе . Вот только накладная есть на получение со службы ракетно-артиллерийского вооружения."Комендант возмутился и сказал  мне что если я не приду к нему через час с оружием,он напишет рапорт на имя начальника службы войск округа.
        Я вышел из комендатуры с очень тревожными мыслями и немедленно поделился ими с начальником штаба части. Не прошло и получаса  как  я уже получил совершенно новый,пахнущий оружейным маслом пистолет Макарова и две обоймы патронов.Быстро разобрал пистолет,протер масло,проверил  спусковой механизм и даже потренировался в прицеливании. Знал ли я что что совсем скоро эти тренировочные навыки мне уже  пригодятся. Но об этом расскажу позднее.
                Мое вооруженное прибытие на инструктаж  было воспринято  комендантом с большим одобрением.Подполковник сказал что отношения с местным населением еще со времен покорения Туркестана Красной армией под руководством Фрунзе улучшения не претерпели.В городе проживают потомки басмачей ,активно сражавшихся с Советской властью.Участились в последнее время нападения на военослужащих с целью завладения оружием.Поэтому  необходима высокая бдительность ,особенно в сохранении выданного мне оружия. Рекомендации обратить внимание на соблюдение формы одежды военнослужащими  и отдание ими воинской чести были восприняты уже как второстепенные.
                Во дворе  комендатуры меня ждали  двое солдат патрульных из соседней части.К моей великой радости они оказались старослужащими со стажем службы в Байрам Алийском гарнизоне.Так состоялось мое знакомство сдостопримечательностями города : Санаторием Союзного значения для почечных больных,старой крепостью,базаром и храмом Султан Санжар, на территории которого снимался фильм Белое солнце пустыни.
                Одновременно я присматривался к местному населению.Оно было очень разнообразное.Пожилые туркмены  мужчины и женщины в национальных одеждах .Некоторые выглядели как персонажи исторических фильмов. Молодые смуглые парни в белых босоножках ,одетых на босую ногу .У многих доминировала мода на золотые цепи и золотые зубы.Они громко разговаривали на своем гортанном языке и много курили Некоторые  смотрели на нас военных не очень доброжелательно. Вспомнил слова коменданта на инструктаже....
                Незаметно пролетел день. Быстро стемнело. Стала спадать жара.Я проводил патрульных до их военного городка и направился на переговорный пункт,который находился в небольшом здании почты в центре города. Заказал переговоры с родителями. Мне сказали что время ожидания переговоров с Оршей займет несколько часов . Так оно и получилось. Очень хотелось поговорить с Большой землей и сказать родителям что у меня все в порядке.
      Моя воинская часть находилась в  двух километрах от города. Было за полночь. Город спал . Я шел по безлюдной узкой улочке. Вдруг услыхал за спиной шаги  и громкую гортаную речь.Обернулся и увидел шестеро парней примерно моего возраста .Они шли за мной,переговаривались ,смеялись и соблюдали дистанцию. Я свернул на проселочную дорогу вдоль виноградников в сторону  моей части. И обратил  внимание что они повторили мой маневр. Это был тревожный сигнал и для того чтобы убедиться  что они идут за мной я свернул на узкую тропинку в районе арыка .Арык был хорошим ориентиром для движения домой.На узком мостике через арык снова остановился.Они тоже остановились .Понял что намерения их по отношению ко мне не очень доброжелательные.Они рассредоточились и стали ко мне приближаться.Я нарушил молчание и спросил :" Почему вы идете за мной ? Что вы хотите?" "Поговорить хотим с тобой . Ты что до сих пор не понял ! Тупой что ли"?Сверкнув золотыми зубами сказал один  из них. В голосе прозвучала угроза и раздражение.  Они стали снова приближаться. Я расстегнул кабуру ,достал пистолет,снял с предохранителя и крикнул :"Стоять! Не двигаться! Буду стрелять!""У тебя холостые патроны лейтенант"-  сказал  их лидер и улыбнулся ,оскалив золотые зубы.Я выстрелил в воздух . Они сразу поняли что патроны настоящие и попятились.И заключительным акордом прозвучали мои слова:"У меня осталось 15 пуль. Для всех хватит! " А для большей убедительности  я навел  на них пистолет ,двигая стволом .Получилось как в кино .  Они развернулись и ринулись в виноградники. Я услышал топот их ног. И кто то из них матерился и кричал :" Он псих ! Он ненормальный!"Я понял что комплименты адресованы мне.
                Приближаясь к расположению моей части я вдруг обратил внимание что пистолет по прежнему у меня в руке с взведенным бойком.Разрядил,поставил на предохранитель.
                На меня вдруг нахлынули воспоминания как в период войсковой стажировки  на 4м курсе училища в Дальневосточном военном округе в Приморском крае ,я познакомился с любителем  стрельбы  лейтенантом Паниным. Я заступил с ним в наряд по полку  в должности помошника дежурного по части. Глубокой ночью ,когда я прилег  отдохнутьна топчан в комнате дежурного,Панин спросил меня :"Леонид ! Ты вообще то стажироваться приехал на офицерской должности или отдыхать ? " И не дожидаясь ответа спросил :"Как у тебя со стрельбой из личного оружия?"Не уверен что хорошо"- ответил  я.Он открыл  сейф. Достал цинк с пистолетными  патронами и начал заряжать пустые магазины. "Помогай  Леонид-"с улыбкой сказал  Панин и протянул мне пять магазинов. "Только с условием :"Оружие после стрельбы чистишь сам и мое и твое ." Он распорядился посыльному по штабу занять его место. И мы спустились в подвальное помещение штаба,оборудованое под подземный командный пункт . Вероятно он давно не использовался по назначению. В конце широкого коридора стояли мишени.  В углу пустые банки из под консервов,изрешеченые пулями.
                Панин стрелял  великолепно. Он рассказал мне как лучше пристрелять пистолет. После пристрелки ,оценил мою стрельбу на троечку и сказал.Продолжай без меня ,я пошел в штаб. Принесешь мишени на разбор полетов.В моем распоряжении было пять заряженых мною магазинов.  Мне очень нравилось это
занятие и через некоторое время я снова вернулся в дежурку поросил разрешение зарядить  еще пять обойм. " А ты  азартный курсант Меймухин!Попросись дежурить со мной.И тогда в ближайшие два месяца  станешь исправным дуэлянтом!
                Не стоило большого труда уговорить помошника начальника штаба по планированию чтобы меня записали  помошником  дежурного к Панину. Мои тренировки продолжались. А Панин,как выяснилось  был чемпионом Ленинграского артиллериского училища и призером округа по пулевой стрельбе.
                По прибытию  к дежурному  по Байрам Алийской бригаде ,я разобрал пистолет в оружейной комнате  и приступил к его чистке.
         Понял что необходимо рассказать дежурному  о том что произошло и спросил о том как восстановить израсходованый  патрон ?  "А гильза где?"-спросил дежурный? "Хороший вопрос -подумал я. В той кромешной темноте мне осталось только ползать в винограднике в поисках вещдока...."
                " Ну тогда пиши рапорт лейтенант во всех подробностях. Стрельба из табельного оружия в городе - это уже тема для Военной прокуратуры.
           Утром я был вызван в штаб части для объяснений.Пришлось во всех подробностях рассказать о случившемся эпизоде стрельбы трем должностным лицам. Особенно  дотошно меня допрашивал начальник особого отдела соединения.Его беспокоил вопрос не допускали ли вчерашние ночные гопники высказывания порочащие Советскую власть? Я ответил о том что они сказали что хотят  поговорить,но после моего выстрела  у них такое желание пропало. Очень быстро скрылись в темноте.
На другой день я узнал о распоряжении начальника штаба бригады  что по рекомендации коменданта и во избежании конфликта с местным  населением меня в патруль по городу не назначать.
                Однако эта история имела свое продолжение.Через неделю я наконец то получил свой первый выходной и решил его использовать для изучения  достопримечательностей города. Одним из них был знаменитый Байрам Алийский базар.Базар поразил разнообразием товаров,огромным скоплением людей,запахами  из шашлычных  и чайхан. Асортименты загадочных тогда еще для меня блюд мелькали на трафаретах закусочных :"Шурпа,Манты,Люля кебаб,манты,соус " и  многие другие незнакомые туркменские и узбекские блюда....Звучали гортанные голоса продавцов и зазывал ... И вдруг среди этих голосов я отчетливо  услышал  знаковый голос   за спиной: "Привет  сумашедший ! Ты сегодня без пистолета ?"Я обернулся и увидел улыбающуюся физиономию одного из моих ночных преследователей. 
         "У меня сегодня выходной ":ответил я . "У меня и моих корешей тоже ! Пошли знакомиться ": Сказал он и пригласительным жестом указал мне на чайхану за спиной" Мы зашли в чайхану. За длинным столом,сервированым  чайниками ,пиалами и восточными сладостями сидели  его друзья. "У меня для  вас сюрприз друзья- весело сказал мой спутник!" "Для меня тоже"- ответил я.Я увидел на их лицах неподдельный интерес к моей персоне. "Ты наш гость ,садись ,рассказывай"- cказал один из них и  стал наливать чай в мою пиалу из большого чайника. Подвинул вазочки с пахлавой и халвой.Обстановка была весьма дружелюбная . Они хотели услышать мою историю .Я начал свой рассказ о тех местах ,где родился ,где прошло мое детство. Об учебе в училище .О том как оказался в Туркестане и Байрам Али. Я понял что для моих собеседников Белоруссия,Урал казались далекими и загадочными странами."А повезло тебе лейтенант ! Попал служить в Жемчужину  Туркмении Байрам Али. Мы его называем наш Байрам Париж."Каждый Кулик свое болото хвалит".  -вспомнил я про себя народную поговорку.А стрелял то зачем ,сверкнув золотозубой улыбкой спросил мой новый знакомый?Мы ведь только поговорить хотели... А ты ствол выхватил. Сразу решили что ты псих. А теперь видим  нормальный и вполне адекватный." Я ответил:"В тот вечер обстановка для разговора не располагала". На прощание раскурили мои новые знакомые   пустили по кругу косячек с марихуаной. Расстались  друзьями .
         


Рецензии
да уж... дурных хулиганов-нациков всегда хватало
С уважением,

Алекс Сидоров   25.09.2022 09:55     Заявить о нарушении