Судебные записки старосты деревни Шалопаевка

Недавно, разбирая старые бумаги  в прабабкином сундучке, снятом с чердака, наткнулась я на  стопку пожелтевших листов бумаги, исписанных выцветшими чернилами. Эти записи показались мне поучительными. Ознакомлю вас, дорогие читатели, с ними.

«Деревня у нас большая, люди разные живут. Судебная система  простая: доводчик следствие ведет, праветчик  приговоры исполняет, а я, староста, в стародавние времена назывался бы тиуном и творил  бы суд именем волостеля. Но те времена прошли,  теперь меня сход деревенский избрал и судьёй назначил (а заодно, и доводчиком, и праветчиком, и исправником). Служу  теперь Правосудию. Свой сарай под тюрьму выделил. Остальным лень, на занятость ссылаются, да и сараев им жалко. Ежели кому тумаков надавать, тут помощники всегда найдутся, и слава Богу!

Дело № 1. Шуликов против Шмякина.
Овцы паслись вместе в загоне с весны. Осенью пора загонять их в овчарню, а Шуликов не узнает своих овец. Кличет их: «Манька, Дунька!», они и ухом не ведут.  Просит Шмякина помочь, а тот говорит, что своих тоже не узнает, морды их не запоминает. Сам ухмыляется, знать, знает о своих усё. Чего добивается?
- Господин исправник, спросите Шмякина, чего добивается?
- Шмякин, чего добиваешься?
- Я своих не узнаю, они все поменялись за лето, шерстью обросли,  - оправдывается Шмякин.
- Разбирайтесь сами, коль вовремя не пометили овец. Суд закончен!
- Врёт! – заорал Шуликов и бросился с кулаками на Шмякина.
- Прекратить неуважение к суду! На пять суток запереть в сарай за агрессивное  поведение! – сказал исправник.
 Потащили крестьяне орущего мужика. Тут жена Шуликова заголосила: «Я не могу без мужика пять суток! У меня малые дети!»
-  Решение окончательное! За пять суток мужик одумается, дети подрастут, а ты потерпишь!

Дело № 2. Василий Шпутиков против Прохора Шулягина
Прохор  украл курицу у Василия.
- Дело простое, наложим арест на трое суток в сарае и штраф, - сказал исправник.
Тут Василий слово взял:
- Господин исправник, я взял одну, чтобы курей развести, я её не съел. Она, зараза, сбежала к хозяину, память-то у  неё молодая. Если бы не ушла, я бы развел курей, вернул бы  ему. Вот-те крест!
- Надеюсь, ты не меня развести хочешь? Зачтите чистое признание, штраф сделайте помельче. Дайте Ваське пару тумаков по пути к сараю.   За кражу мы не только штрафуем, но и сажаем. Дело закрыто.

Дело № 3. Колосков против Мазуркина.
Колосков жалуется на соседа, Мазуркина, что тот ему жить мешает. Когда он в саду целуется со своей Наськой, сосед в щель забора подглядывает. Кто его знает, какие у него намерения? Он ещё и язык высунул.
- А ты почем знаешь? – спросил исправник.
- Я тоже за ним в щель подсматриваю. Однажды глазами встретились, я его так близко рассмотрел, словно  через величительное  стекло увидел. Аж мурашки по телу пошли. Всё до последнего прыщика  запомнил.
- Пошли вон! -  заорал исправник. – Щель заделать. Судебное заседание закрыто!

Дело № 4. Смельчук против Шохоренко.
Смельчук обвиняет Шохоренко в том, что козёл ответчика перемахнул через забор, осеменил его козочку и съел скошенную траву.
- Смельчук, я обращаюсь к тебе. Козёл Шохоренко кроме пользы, ничего не сделал. Козлятки у твоей козочки будут.
-  Я не хотел козлят от этой козы, она бодается.
-  И теперь бодается? - спросил исправник.
- Нет, перестала. А как же сено?
- Коза давно ждала, когда ты её осеменишь.
- Я?!
- Не ты, козёл! А сено сожрал, значит, здоровым был. Это козлу награда за выполненный долг. Обращаюсь к  Шохоренко:  привязывай козла покрепче.
- Крепче некуда, - проворчал Шохоренко. – Он канат порвал.
- На цепь сажай. Разбирательство закончено.

Дело № 5. Наська Мазуркина против…»

К сожалению, здесь записки обрываются,  пока не нашла  продолжения записей  сего уважаемого человека.  Буду искать дальше.


Рецензии
Спасибо, Лютик. Поваеселила

Валентина Алексеева 5   08.06.2022 21:01     Заявить о нарушении
Благодарю Вас, Валентина)

Ялютик   04.07.2022 22:54   Заявить о нарушении