Река детства

 В тридцати километрах от города Велижа, где я родился, в деревне Заболонье жили родители отца, мои дед и баба. Там проходили все мои школьные каникулы. Деревушка из трех десятков бревенчатых изб располагалась на берегу небольшой речки под названием Сертейка. Это типично равнинная, с извилистым руслом и медленным течением, река. Она не очень глубокая, но с чистой, прозрачной и холодной водой из-за большого количества ключей. Река берет свое начало на территории 62 квартала Шуровской дачи Ельшанского лесничества национального парка «Смоленское Поозерье», южнее урочища Хосекино, а впадает в Западную Двину в деревне Сертея Велижского района. В истоке Сертейка представляет собой небольшой ручеек шириной меньше метра, вытекающий из болотистого участка старого перестойного леса. В верховьях она протекает по заповедной (особо охраняемой) территории национального парка. В районе уже несуществующей деревни с названием Черная Грязь в реку впадает два крупных ручья (Студенец и Чернейка), а недалеко от деревни Заболонье — небольшая речушка Дроговица. В среднем течении ширина Сертейки около 10 метров. На всем своем протяжении она имеет, как правило, песчаное дно. Длина реки составляет 36 км., средняя глубина — 0,5-1,5 м. Сертейка имеет смешанное питание. Гидрологический режим типичен для рек средней полосы России: весеннее половодье, летняя межень и паводок в любое время года. Из древесной растительности для поймы этой реки обычны береза, ольха, осина, ива, черемуха. Приречные заросли тростника часто сменяются зарослями осоки. Сертейка, особенно в своем верхнем и среднем течении, малопосещаема туристами. Так как река протекает по малонаселенной территории, подъездные пути к ней практически отсутствуют. В связи с этим санитарное качество воды в отличном состоянии, берега чистые, не замусорены бытовыми отходами. На ней часто можно встретить занесенную в Красную книгу России кубышку желтую, которая плохо переносит загрязнение воды. Здесь же это растение прекрасно растет, образуя местами целые заросли. Об экологической чистоте данной реки говорят и в изобилии обитающие в ней речные раки, которые очень чувствительны к загрязнению водоема.

 Первым, кто познакомил меня с этой рекой, был мой дед Егор Александрович. Было мне тогда пять лет. Это был замечательный человек, охотник и фронтовик, который очень любил природу, и эту любовь к природе с детства привил и мне. Я очень благодарен ему за это и всегда буду помнить о нем. Многим из нас знакома такая река, река нашего детства. Для меня такой рекой стала именно Сертейка. Здесь, в тихих и глубоких заводях, мы купались и ловили рыбу. У некоторых омутов были даже свои названия: Синий вир, Макаров вир, Макридин вир. Воспоминания уносят меня в детство, вроде бы еще близкое, но уже такое далекое. Они согревают душу и пробирают до слез. Детство, каникулы... В летний знойный день, босиком сквозь тростник, бегу к реке на Макаров вир. Искупавшись, стуча зубами от холода, вылезаю на берег и греюсь на припекающем солнце. Вечером сижу на берегу и долго смотрю на воду. В лучах заката в воде отражаются кусты бредины, растущие на противоположном берегу. Появляется туман, который медленно ползет по логу. Эту реку я знаю с малых лет и так сильно прирос к ней, что забыть ее уже не смогу никогда. На ней была добыта моя первая утка и отловлена моя первая щука. Она была, есть и всегда будет самой любимой рекой в моей жизни.


Рецензии