Психологические парадоксы

 
1.***
Чем менее  контролируемы  сферы жизнедеятельности человека, тем больше лжи концентрируется вокруг них.


Мента - гаишника или просто постового, что мелочь по карманам тырит, накрыть не проблема. А попробуй, возьми с поличным коррупционера, у которого кресло в кабинете обито если не человеческой, то уж точно крокодиловой кожей!  Заявляет некто собутыльникам, что он, дескать, невообразимый силач. А они ему: «Трындеть – не мешки ворочать. Ты отожмись от земли хотя бы раз двадцать. Сто раз мы и не требуем. Да подтянись на ближайшей ветке, ну и присядь на счёт».  И сдулся балабол, как проколотый воздушный шарик. Но если он  в той же самой компании заявит, что ближайшей ночью провёл десять полноценных половых актов, уличить его в  обмане весьма затруднительно, если возможно вообще.
 Допустим, чисто гипотетически, что приятели  решили провести хронометраж и финансировали проект вплоть до оплаты услуг партнёрши. Это не решает ни одной из проблем, ведь испытуемый резонно заявит, что в искусственно созданных условиях, в стрессовой ситуации, он не в состоянии «выдать на гора» искомые параметры. А нулевой результат совершенно объективен! Любой оголтелый безбожник может нагло заявить, что набожнее его в округе отродясь никого не водилось. И попробуй,  залезь к нему в душу, брешет или нет.  Но попы всё предусмотрели! Любая религия это, в первую очередь ограничение удовольствий. Ты молись, постись, истязай, себя  не лукавя. А кто о своей святости долдонит, получит двойное испытание. Коллеги-то не дремлют!   Всем сразу станет ясно – правильный пацан. И в данных обстоятельствах уже не имеет никакого значения, веруешь ты там или нет. Вот и подумаешь, стоит ли язык распускать!


2.***
Шестнадцатый президент США Линкольн заявил что одного человека можно дурачить всю жизнь. Всех людей  - один раз. Но чтобы всех постоянно – не получится. Наивный американишка! Он просто не дожил до эпохи строительства капитализма в постсоветской России!


3.***
Каждый человек  является неотъемлемой частью  социальной системы, в которой он существует. И законы, лежащие в основании  данной структуры,   для индивида  доминантны.  А накопленный коллективный опыт многих поколений предков, воплощённый в ментальности  общества,  служит фундаментом, формирующим личность. Знания эти выражаются, в первую очередь, в языке.  Обратимся же к мудрости предков.  «Без труда не вытащишь рыбку из пруда».  «Как потопаешь, так и полопаешь». Казалось бы, здесь всё очевидно, и спорить не о чем. Однако. «От работы кони дохнут».  «Дураков работа любит». Ведь эти мысли тоже неотъемлемая часть духовного наследия пращуров! Может быть, мы не там ищем?! «Член на член менять, только время терять». Это о женском целомудрии. «Я Его не на помойке нашёл, чтобы, куда ни попадя совать». А это уже и о мужском. В самый раз бы остановиться. Увы!  «Мы должны «любить»  всё, что шевелится». «Ох, как время идёт, время катится, тот, кто девок не  мнёт, поздно схватится». Из песни слова не выбросишь.
А если мудрость человеческая тленна, и надо обратиться к слову божьему?! Не будем углубляться в дебри теологии. Ближайший к нам бог, с детства знакомый Бог Библии. Перелистываем страницы.  О, то, что надо: «око за око, зуб за зуб». Отличная идея, всё так бодренько, с огоньком. Углубляемся в текст: «И если ударят тебя по одной щеке, подставь и другую». Не, такой расклад совсем не комильфо!  Но это полбеды. А вот как из одного источника истины исходит два диаметрально противоположных императива?! И на какой из них ориентироваться? Наше маленькое исследование, тем не менее, можно завершить во вполне мажорных тонах. Креативная  личность всегда найдёт в аккумулированной человечеством мудрости подходящий к конкретному моменту постулат.

А это делает свободу самовыражения почти безграничной! 


4.***
 Стоит завести разговор о преимуществах здорового образа жизни с людьми, не разделяющими данных взглядов, тебе прямо под нос суют убийственный аргумент: «А   вот дед - девяносто лет. Всю жизнь пил только самогон, курил махорку-самосад. До сих пор по бабам ходит!»  Ну, и как тут против ветра … высморкаться? В иные времена деда этого помещали на Кавказе. Ну, там, горы,  родниковая вода и прочий айран.  Сейчас, с обострением этно – конфессиональных противоречий,   это просто аполитично.
 И деда сослали если не в Сибирь, то уж никак не ближе пятисот километров от  МКАД, куда – то в дремучие леса. Иной раз он на Урале всплывёт, а когда и среди поморов.
  Попробуем оценить ситуацию через статистический анализ. В радиусе нескольких сотен километров  от Москвы  раскинулся, в основном,  Центральный федеральный округ. В нём проживает 39 миллионов человек. В том числе 18 миллионов мужчин.
 И из этого громадного количества потенциальных претендентов оппоненты даже в критический момент идеологической схватки смогли вывести на сакральный ринг одного – единственного деда.  Прямо скажем, результат не ошеломляющий. А где остальные бойцы?  Можно сколько угодно теряться в догадках. Но всё же   осмелимся  высказать предположение. Может быть, они   не дожили до статусного возраста из – за того,  что пили мало самогона и  курили мало самосада?!



5.***
Нравственные и эстетические потребности читателей Средневековья почти полностью удовлетворяли религиозные  тексты.  Безбрежный океан Священного Писания, моря полемической литературы и реки под названием «Жития Святых» заполняли собою все ниши. Жалкий андеграунд рыцарских романов едва струящимися ручейками протекал вдалеке от мейнстрима. Однако дело на месте не стояло. Любовный романчик, комедия, буффонада, феерия постепенно отвоёвывали себе место под солнцем.  Приключения, фантастика: к концу девятнадцатого века сложившееся положение вещей воспринималось как полная гармония, а перспективы казались захватывающими.  Но в наши дни все эти культурные достижения подверглись реальной угрозе. Главный враг всех перечисленных жанров литературы – детектив. Замашки «братка» с вещевого рынка позволяют ему легко добиваться успехов.  Но каким же нравственным и эстетическим запросам соответствует данный вид литературы? На какие злободневные вопросы он отвечает? 
А отвечает он на один – единственный вопрос: кто убил?!



6.***
В социальной сфере    теория и практика весьма часто, если не всегда, не совпадают. Приведём два ярких примера. 
1. Социализм и капитализм.
В теории   социализм    основан  на принципах добра. Общественная собственность на средства производства не позволяет обогащаться. А цель развития экономики – полное удовлетворение потребностей населения. Всеобщее, тотальное добро, злу здесь просто негде затесаться!
Весь смысл капитализма – получение прибыли. А для этого все средства хороши. Зло стоит во главе угла, о  добре нет даже и речи. Рассмотрим практические результаты.

Если власть при социализме народная, то какие к ней могут быть претензии? Отсюда и слоганы типа «вы   считаете, что секретарь райкома партии может быть вором?!» или «вы полагаете, что ядерный паритет для страны менее важен, чем колбаса?!».  В общем, до главной цели, улучшения жизни народа, за семьдесят три  года так и не добрались. А бесконтрольность власти привела к её вырождению и деградации.
 То, что общественное устройство несовершенно, в странах капитала известно каждому. А к власти рвутся, чтобы господствовать, по возможности, нарушая нормы и правила.
 Всех, кто хочет выделиться, заведомо считают пройдохами,  негодяями и мерзавцами.  Так к ним и относятся: «если совсем без власти нельзя, народ сделает всё возможное, чтобы жульё наверху как можно меньше воровало и как можно больше выполняло свои номинальные  функции!».  И ведь получается. Реальный капитализм превращается в полный антипод декларативного. Даже в России подлинные достижения «угнетённых масс» и то уже, как минимум, укладываются в формулу: «нам на ваши распилы-откаты хотелось возложить с прибором, но чтобы пенсии-пособия индексировались вовремя!».


2.Христианство и ислам.
Подборка постулатов христианства.   1) Не заботьтесь о хлебе насущном, будьте, как цветы полевые, Господь сам всё вам даст. 2)Бьют по одной щеке, подставь другую. 3) Молитесь за гонящих вас, благословляйте проклинающих вас. 4) Легче верблюду пролезть через  игольное ушко, чем богатому попасть в Царство Небесное.   
Аналогичных примеров масса. Как долго могло просуществовать общество, основанное на столь утопичных принципах в окружении хищных соседей?! 
Постулаты ислама навскидку. 1)Если враг не сдаётся, его уничтожают (джихад). 2) Мозг правоверного никогда не должен быть затуманен. И здесь лицемерие   типа, винцо нельзя, а водочка в самый раз, не пройдёт. Всё, что изменяет сознание, включая кокаин  и ещё не изобретённые синтетические наркотики! 3) Приверженец ислама перед молитвой, а их минимум пять в сутки, обязан провести омовение. То есть гигиена тела на высочайшем уровне.
Христианство и ислам постоянно конкурируют  между собой. С одной стороны пьяницы, бездельники, не способные постоять за себя слабаки и грязнули, которым в жизни ничего не надо. С другой: безжалостные воины, всегда трезвые, чистоплотные, силой оружия готовые доказать свою правоту. Это в теории. 
А на практике всё  как раз наоборот! Даже богиня Аматэрасу  с её волшебным зеркалом, а это уже, кроме шуток, уровень бабы Яги  и Кощея Бессмертного, даёт больший простор для развития. 
Чем объяснить парадокс, непонятно, но не заметить его невозможно! 


7.***
«Что бы такое съесть, чтобы похудеть». Нет, это вовсе не оксюморон, а вполне здравый общественный императив. Но он устарел. Это лозунг даже не вчерашнего, а позавчерашнего дня.  Сегодняшняя, пропитанная ядом гедонизма,  жизнь ставит на повестку дня ещё более извращённую установку: «Чем больше Вы едите, тем быстрее худеете!». И никак иначе.  Ибо на меньшее нынешний потребитель услуг и товаров не согласится априори!
               

 8.***
Мы даже   не замечаем, как каждая новая волна эмигрантов меняет наш менталитет.  Берём сборник загадок. Ответ сзади напечатан перевёрнутым текстом.

«Сколько волка ни корми?» Мамой клянусь, или матерем, теперь уже и не знаешь как «по-русски» будет правильно, падлой буду, ещё с детства помню: «А он всё равно в лес смотрит». И что бы вы думали?! 
Открываем  последнюю страницу, а там: «А у ишака уши сиравно длинее».   



9.***
1.Христос воскрес! Воистину воскрес!
2.Ленин жил! Ленин Жив! Ленин будет жить!
Какое из этих заявлений, претендующих если не догмат, то, уж точно на императив, более иррационально и  фантастично? 
Полагаем  то, в котором говорится   об основателе Советского государства. Ведь, всё-таки, одно дело, когда речь идёт о Боге, и совсем другое, всего лишь о  человеке!

 

 

10.***
Каждая   входящая в вагон метро цыганка сообщает пассажирам, что её ребёнок смертельно болен раком. И документы прилагаются. Правда, не приходилось видеть, чтобы хоть кто-то на них взглянул, ну, так ведь людям надо верить.   
 Допустимо предположение, что вырождение цыган связано с инцестом и, соответственно, накоплением генетического груза. 
 Однако имеет право на существование и другое мнение. Вспомним, как белые колонисты вели против аборигенов бактериологическую войну,   разбрасывая возле индейских  поселений заражённые оспой одеяла.    Похоже, мы видим аналогичную ситуацию.   Мафия банально выдавливает цыган с рынка нищенских услуг, инфицируя их раком. А как ещё, базируясь на основе материализма, можно объяснить стопроцентное поражение молодого поколения  данного этноса страшным заболеванием?! 



11.***
Бессменный мэр Старозадрыщенска Тютькин всегда легко побеждал политических соперников, применяя один и то же приём. 
Допустим, некий    Петров Николай Валерьевич   желает выпихнуть Тютькина из служебного кресла. И вступает в предвыборную схватку.   А ему за компанию ещё десяток Петровых Николаев добавят, таких же кандидатов в мэры: Валериановича, Валентиновича, Вадимовича и далее в том же ключе. Вот и растащили голоса конкурента по сусекам и закоулкам. Ну, а Тютькин он и есть Тютькин, вечный мэр.  Но нежданно-негаданно в Старозадрыщенск пришла беда. Сектанты, злобные агенты ЦРУ, масонов и мировой закулисы Свидетели Иеговы и Адвентисты Седьмого Дня начали мутить воду  и ловить в свои вражьи сети неокрепшие души склонных к богоискательству горожан.
 Да не тут-то было! Отдавать деньги прихожан неизвестно куда Тютькин   не собирался. Так и появились в городе Свидетели Иебовы, Иевовы, Иедовы и т.д. А в след за ними Адвентисты Восьмого, Девятого и Десятого Дня!    


12.***
Человек рождается без малейшего права на выбор. Никто ни разу  никого не спросил: «А ты, вообще, жить-то хочешь?». 
Ещё интересней выходит со смертью. Нас убирают с беговой дорожки как отработанный шлак. Теоретический шанс поторопить события, вроде бы, есть. Однако  суицид жёстко осуждают все основные  религии. Наказание самое строгое. А кому хочется в ад?
  Отсюда неизбежно вызревает вопрос: «Многие ли   захотели бы родиться, имея возможность контролировать ситуацию?!». 



13.***
 Сеть точек по реализации шаурмы «Сеньор кебаб». Что это?! 
1.Оксюморон, выполняющий функции каламбура?
2.Безумная эклектика?
3. Удачный синкретизм?
4. Безжалостный цивилизационный каток, подминающий под себя всё, что встречается на пути?
Если реальное положение вещей отображает положительный ответ на вопрос номер четыре, то   появление истинно баварского пива «Иншалла»  (как пожелает Бог) и настоящего русского кваса «Насралла» (Победа  Бога) неумолимо так же, как утренний восход и вечерний закат солнца!


                14.***
В надежде наставить на путь истинный, отец со страстью проповедника умоляет собственное чадо бросить курить. Громы и молнии мечет он, доказывая пагубность вредной привычки.   
Закончив нравоучение,  родитель затягивается приятным дымом сгоревшего табака. Ему и в голову не может прийти, что всё вышесказанное хоть в какой-то степени касается и его.   
Вернувшись, домой от любовницы, супруг чует что-то неладное.  Смутные подозрения охватывают всё его существо: «Неужели? Как, как она могла?! Такое коварство, подлая тварь!».
 Муж не в состоянии даже предположить,  что кто-то готов оставить за собою право взглянуть на ситуацию с другого ракурса и сделать соответствующие выводы.
  Депутаты принимают справедливые и нужные обществу законы, то есть правила, ограничивающие вольности.  Но даже в дурном   сне они не способны представить,  что вся эта писанина хоть как-то может касаться и их лично.
Старенький дедушка, с пеной у рта, размахивающий тяжёлой тростью, доходчиво объясняет пассажирам в  общественном транспорте, что  сидеть будет он.  А кому для этого придётся встать и освободить место, старикана особо не волнует.
  Будьте покойны, лично он  точно в жизни никому   никогда и нигде не уступал! 
А тот пожилой мужчина, что и сейчас приютился в сторонке, тяжело облокотившись о стену, в детстве отдавал дань уважения старшим, полагая «они заслужили». 
Теперь же он готов поступиться и перед  младшими, рассуждая о том, что «мы уже своё отжили, и помирать пора, нечего под ногами болтаться, пусть молодые поживут, порадуются!». 
 

15.***
Главный парадокс  бытия в том, что подавляющее большинство из нас живёт не для себя, а для людей. К сожалению, речь идёт далеко не о возвышенном служении ближним и дальним. Всё намного хуже.  На ещё незаработанные деньги (кредиты, ссуды и т. д.), мы спешим приобрести часто совершенно ненужные нам товары (предметы роскоши, мало функциональные вещи и т. п.). А для чего?! 
Мы готовы загнать себя в пожизненное ярмо изматывающих долговых обязательств лишь для одной цели: пустить пыль в глаза и утереть нос. Но кому?!
 Вовсе не тем людям, кто нам симпатичен. И даже не тем, к кому мы испытываем равнодушие. Мы готовы из кожи лезть ради тех, кого мы, в сущности, ненавидим и презираем!
               


 16.***
С Казанского вокзала едут к татарам. Но вокзал именуется не татарским, а Казанским. Киевский вокзал также не нарекли украинским. Рижский вокзал опять же не числится латышским.  А вот поезд на Минск отправляется не с минского, а с Белорусского вокзала. Почему?!
 Среди перечисленных народов белорусы были единственным, от которого никогда не исходила реальная угроза сепаратизма. И они получили свой заслуженный бонус, ценность которого, впрочем, для них весьма не очевидна!               



    17.***
Подавляющее большинство  людей не совершают дурных поступков по одной   причине: ну, просто не  получается! 
Страх наказания и банальная лень, но уж никак не нравственные императивы формируют   законопослушность населения.
  Представьте гипотетическую ситуацию. Каждый житель планеты на ночь получает способность силой мысли лишить жизни любое количество ненавистных ему особей, не неся за это никакой ответственности. То есть страх, и лень на время исчезают.
 И много ли народу дожило бы до утра?! И я с вами согласен. Ноль! 
Единственное, что радует, пока такое предположение является всего лишь абстракцией.

                18.***
Обаяние силы всеобъемлюще. До такой степени,  что злая сила привлекательней слабого добра.  Кто хочет быть не здоровым и богатым, а   бедным и больным?! Но лучшие места  обычно всегда  заняты. Неудачник просто обязан доказать в первую очередь себе, а уж потом и окружающим, что не больно-то и хотелось.  Иначе его непременно ждёт когнитивный диссонанс, проще говоря, раздрай в башке. За ним неумолимо последует фрустрация, а там и до психушки полшага.  Каждый лузер мечтает стать терминатором, но покажите хотя бы одного терминатора, готового поменяться местами с лузером!
 А если судьба настойчиво загоняет  в стойло «ботаника»?  Это вовсе не значит, что вы всю жизнь мечтали ловить ментальных бабочек, а не крушить челюсти, далеко не в переносном смысле растаптывая своих конкурентов. 
 
 

19.***

Ещё несколько слов в защиту правописания.    Несомненно, каждый, считающий себя культурным, человек знает, что туя – это  вечнозелёное дерево рода голосеменных хвойных растений семейства кипарисовых. Представлен данный род несколькими видами. 
  Допустим нечаянно, о злом умысле  нерадивых школяров мы сейчас промолчим, в слове «туя» появится всего лишь одна орфографическая ошибка? Если в этом случае выйдет берёза или ольха, разве стоит ломать копья и разводить сыр-бор? Конечно, нет!
  Но ведь получается не что иное, как   
  стоящее в единственном числе, в  родительном падеже   существительное, являющееся бранным словом,        обозначающим мужской половой орган.
  Как люди     высоконравственные, мы не можем позволить себе заменить эвфемизмы дисфемизмами, то есть называть вещи своими именами.
 Пусть эманации бескультурья ищут другую ментальную площадку для собственного торжества.
 Мы хотим, беря пример с трибунов прошлого, громко прокричать: «Люди, пишите грамотно! И пусть наша духовная среда остаётся прекрасной, как вечнозелёная туя!».


20.***   

В постсоветской России слово «господин» несёт в себе устойчиво негативную коннотацию. И чаще всего употребляется вместе с местоимением «этот».  «Этим господином» называют человека в тот момент, когда хотят его обвинить, унизить, разоблачить и  т. д. 
Такое положение вещей явно перекликается с «эпохой развёрнутого строительства социализма». В это время гражданами числились те, кто не попал в когорту избранных, величаемых товарищами.
 И слово «гражданин» чаще всего использовалось как неотделимая часть идиомы «гражданин, пройдёмте», являющейся чуть ли не становым хребтом ментовского лексикона. 
               
21.***   

Вынужденно знакомясь с уголовным фольклором (при доминировании  данного пласта культуры в СМИ не так-то легко избежать этого!), натыкаешься на ряд парадоксов.
 Допустим, безумная любовь представителей криминального мира к родным матерям вовсе не метафора, а самая, что ни есть правда! Это однозначно говорит о  высоких моральных и даже нравственных качествах данной категории граждан.
  В рамках тотальной креативизации можно, хотя и с большим трудом, понять их непреодолимое желание «с ума сводить отличниц» и иметь в качестве партнёрш непременно  пай – девочек. 
  А где тогда, хотелось бы уточнить, искать себе пару «шмарам», «биксам», и прочим «марухам»?!
  И уж совсем ни в какие интеллектуальные ворота не лезет поголовное желание этих парней породниться с судьями и прокурорами, став законными мужьями их дочерей!


Рецензии
Спасибо, прочитал с интересом. Почти со многим согласен.

Александр Финогеев   09.07.2023 18:24     Заявить о нарушении
Александр, рад что Вам понравилось. Окинуть не замыленным взглядом казалось бы обыденные явления никогда не будет лишним.
С уважением, ЛЕВ!

Лев Хазарский   09.07.2023 23:44   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.