Первое ружье

 Память каждого человека хранит воспоминания о ярких и незабываемых моментах его жизни. Детство... Как давно уже это было. За окном начало апреля — время, когда водоемы освобождаются ото льда и наступает период половодья. Небольшая речка Сертейка вышла из берегов и затопила широкую пойму, обильно поросшую тростником, осокой и кустами ивняка. Приступила к нересту речная хищница — щука. В небе появились первые клинья пролетающих гусей. Началось сокодвижение у березы. Все это говорило о приходе весны. Даже воздух наполнился каким-то особым весенним ароматом.

 В детстве я часто пропадал на Сертейке — реке, ставшей для меня такой родной. Мне было очень интересно наблюдать за прилетевшими с зимовки многочисленными утиными стаями и за собравшимися на мелководье для икрометания щучьими гнездами. В те старые добрые времена и птицы, и рыбы было еще в изобилии. Во время вечернего чаепития я всегда делился с дедом своими впечатлениями. И вот в один прекрасный для меня день, поняв, что уже пора, он объявил: "Бери-ка, внучек, ружье" и, протянув мне две пачки заводских папковых патронов с нарисованной на них взлетающей уткой, добавил: "Это тебе на весну". Я хорошо знал, где хранились ружья. Раньше в деревнях их в сейф не ставили, они висели на гвоздях за печкой. Так, моим первым ружьем стала легендарная тулка ТОЗ-БМ в штучном исполнении. Хотя разрешения на оружие у меня еще не было. Каким счастьем для меня было стать обладателем настоящего охотничьего ружья. Получив от деда напутствия, я, не откладывая, начал осваивать технику ружейной охоты. На затопляемой во время половодья речной пойме всегда собиралось много уток. Но чтобы произвести результативный выстрел, к ним нужно было еще незаметно подойти. В настоящее время стрельба весенней утки с подхода запрещена. Это является нарушением правил охоты. Раньше этот вид охоты был привычным для местных охотников и считался вполне допустимым. И первого в своей жизни селезня я добыл именно с подхода в весенний период. Не знаю, как можно перепутать пеструю самку с весенним самцом в его брачном наряде. Конечно, нужно быть уверенным в своем выстреле, чтобы под него случайно не попала самка. Жизнь же ее, скорее всего, зависит не от поправок в законе, а от воспитания и совести самого охотника. Каждую весну я становлюсь случайным свидетелем того, как уток бьют мешками с моторных лодок, не обращая внимания на их пол, и никакие запреты не мешают этому. Еще в самом начале своего охотничьего пути, после нескольких неудачных попыток, я сразу осознал, что о стрельбе влет пока и речи не было. Понимая, что это не приводит к положительным результатам, да и лимит боеприпасов ограничен, было принято решение попробовать взять утку с воды. С опытом я уже старался не позволять себе стрелять в птицу, не поднявшуюся на крыло. Но тогда детский азарт был сильнее всех этических норм.

 Как-то ранним весенним утром я в очередной раз отправился на речку. Моросил мелкий дождь. Потревоженные сороки, перелетая с одного куста на другой, провожали меня своим громким стрекотом. Издалека доносилось курлыканье прилетевших журавлей. Спустившись по склону долины и миновав небольшой островок ольхового леса, я вышел к реке и на открытом участке поймы заметил большую стаю уток. Используя заросли тростника и кусты бредины, незаметно приближаюсь к заветной стае. Только бы не спугнуть. В горячке даже не заметил, как мои бродни стали потихоньку наполняться водой. И вот они — утки, совсем рядом. Медлить нельзя. Стараясь справиться с волнением, прицеливаюсь и нажимаю на спуск. Грянул выстрел, который эхом прокатился по реке и нарушил утреннюю тишину. Стая с шумом стала подниматься в воздух, а на поверхности воды остался лежать мой первый, добытый из ружья, трофей — весенний селезень. И помехой не стало то, что доставать его пришлось по грудь в холодной апрельской воде. Ведь радость за трофей перевешивала все эти трудности.

 Что можно сказать об этом, проверенном временем, ружье? Может быть качество сборки и не на высшем уровне. Что ожидать от обычной недорогой двустволки массового производства? Но его надежностью и прочностью можно только восхищаться. Во времена моей кочевой молодости оно стойко терпело перевесы при снаряжении патронов в полевых условиях на глазок. Это просто неубиваемое ружье. Только для длительных ходовых охот, мое мнение, оно немного тяжеловато. Я в этом случае отдаю предпочтение ижевской одностволке. А вообще, я бы сказал так: у хорошего охотника хорошо стреляет любое ружье.


Рецензии