Рай далёкого прошлого, приятные мифы, суета настоя

Рай далёкого прошлого, приятные мифы, суета настоящего и проекты будущего. Культурологический очерк о рассказе Константина Паустовского «Телеграмма».


Продолжает жить рассказ Константина Паустовского «Телеграмма».

Великая европейская актриса окрасила этот рассказ в сказочные цвета. Она приехала в СССР и стала перед писателем на колени…

Уже в биографии Александра Пушкина мы видим непростую проблему: проблему взаимоотношений отца и сына…

Как было в старину? Хочется верить, что отношения родителей и детей были безоблачными.

Но пришли новые времена, пришли неконтролируемые потоки знаний, новые формы жизни, и дети, становясь взрослыми, вдруг ощущают свою беспомощность. Они хотели бы выразить любовь и уважение к родителям, но как это сделать? Нет времени, нет сил, нет воли, нет достаточно денег и внимания. Остаётся ощущение огромной ошибки – ошибки, разрушающей эмоциональную жизнь человека.

Примерно этой теме посвящен рассказ Константина Паустовского «Телеграмма».

В далеком прошлом бывали райские времена. Жил известный художник, он имел редкие картины (упоминается, например, эскиз Крамского), он построил усадьбу.

Теперь это – мемориальный дом. В нем живет старушка – дочь художника.

В рассказе есть приятный миф – это типаж «верный слуга». Это местный житель, который знал еще самого художника, основателя усадьбы, и сохранил уважение к его дочери.

Есть «добрая крестьянка» - маленькая девочка, которая заботится о старушке.

В центре внимания – дочь старушки. Видимо, ничто не мешает назвать эту женщину внучкой известного художника.

Эта женщина активно действует в культурной сфере в большом городе. Но она мало заботиться о матери.

Когда её мать уходит из жизни, женщина-специалист по культуре погружена в суету большого города.

Она с опозданием приезжает в опустевшую усадьбу. Уезжает она тайком, с ощущением неисправимой вины.

Хороший рассказ.

Однако, писатель «забыл» рассказать о семейном воспитании, полученном внучкой известного художника.

Не раз (в разных формах) рассказывалось о привлекательных культурных процессах большого города, о выдающихся людях, о необходимости получить образование, найти уважаемое место (должность) в культурной среде.

Что касается жизни в усадьбе – это одиночество, примитив, оторванность от цивилизации… Это отсталость и деградация.

Что оставалось внучке известного художника после такого семейного воспитания, кроме переезда в большой город, получения серьезного образования, устройства на солидную должность в культурной среде?

Далее приходилась танцевать танцы под местную музыку, попадая в такт.

Старушка в это время страдала от одиночества в мемориальной усадьбе.

На всю эту ситуацию накладывалось относительное безденежье, свойственное образу жизни «простой» интеллигенции в советское время.

Читатель дочитал рассказ. Он в растерянности. Интуитивно он понимает, что отношения с родителями – это важная тема. Внучка известного художника допустила огромную ошибку!

В рассказе ничего не говорится о семейном воспитании, о современных условиях жизни.

Рассказ «осветил» часть пространства, читатель смотрит на эту освещенную часть. За пределами этого освещенного пространства – культурная и экономическая реальность. Та реальность, которая побуждает детей уезжать из тех населенных пунктов, где живут родители, которая побуждает танцевать новые танцы под новую музыку.

Затем дети осознают: они сделали огромную ошибку – в отношениях с родителями.

И что же делать?

Ответ на этот вопрос выходит за пределы рассказа Константина Паустовского.

Что делать?

Возвращаться к традиционным формам жизни, для которых свойственно проживание в общинах, состоящих из родственников? Три (четыре) поколения под одной крышей?

Менять семейное воспитание и взгляды на жизненный успех (образование, уважаемая должность?).

Работать в коллективе, где каждый сотрудник может быть заменен другим, где каждый сотрудник получает огромные доходы, и где каждый может отлучиться в любое время и на любой период времени, и обладает возможностью совершить быструю поездку на любое расстояние?

Может быть, вспомнить отца жены знаменитого испанского художника – этот отец остался в России и работал адвокатом. Все дети разъехались, и неплохо устроились за границей. Он в силу обстоятельств продолжал жить и работать в России. Этот человек взял на воспитание мальчика из необеспеченной семьи и стал для него де-факто приемным отцом. Этот мальчик вырос и понял, что он связан некоторыми семейными узами с известнейшим испанским художником и с его женой из России. Он начал публиковать воспоминания о своем приемном отце. Из воспоминаний видно, что этот мальчик относился к своему приемному отцу с уважением и с любовью. «Добрая» крестьянская девочка из рассказа Паустовского претендует на роль приемной дочери старушки.

А что чувствовали дети этого адвоката – те дети, которые благополучно жили за границей?

Лет пятнадцать тому назад я прочел интервью путешественника из северной европейской страны. Он принял обет никогда не брать в руки деньги. Без денег он путешествует по всему миру, у него множество знакомых, готовых принять его в своих домах (и значительное число подруг). Этот человек не уедет в большой город, не будет там получать образование и устраиваться на работу, и мысли этого человека не будут заняты служебной суетой. Но будут ли его мысли направлены на его родителей и на отношения с родителями?

В общем, спасибо Константину Паустовскому за постановку вопроса, пусть этот вопрос и поставлен через использование «ушедшего рая», «приятных мифов», «суеты настоящего».

Вопрос и проблема, конечно, есть. И как их решить? Об этом полезно – как минимум – задуматься…


30 мая 2022 г. 06:12

{ 3026. Рай далёкого прошлого, приятные мифы, суета настоящего и проекты будущего. Культурологический очерк о рассказе Константина Паустовского «Телеграмма».
MMCMXCVII. A paradise of the distant past, a pleasant myths, a vanity of the present and a projects of the future. A culturological essay about the story by Konstantin Paustovsky "Telegram". }


Рецензии