Истоки - 4. Муромское реальное училище

4. МУРОМСКОЕ РЕАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ

     Как я писал во втором очерке, мой дед Борис Михайлович Пышкин получил среднее образование в Муромском реальном училище – одном из первых в России реальных училищ. Там же получали среднее образование ученые Владимир Васильевич и Владимир Козьмич Зворыкины, упомянутых в первом очерке. Мой отец и оба его брата тоже закончили реальное училище, но не в Муроме, а в Томске. Мне думается, что рассказ об учебном заведении этого типа не будет лишним для тех, кто интересуется историей российского образования и науки.
     Из многочисленных реформ, проведенных в царствование Александра II, всем известно, разумеется, уничтожение крепостного права, но не все знают об осуществленной несколько позже весьма значительной реформе народного образования. Одним из важных новшеств этой реформы явилось создание реальных училищ, устав которых был утвержден 15 мая 1872 года. В отличие от классических гимназий, где преобладали гуманитарные дисциплины, в реальных училищах больше внимания уделялось точным и естественным наукам. Реальные училища стали открываться там, где была достаточно развита промышленность. Во Владимирской губернии они открылись в городах: Иваново-Вознесенске (1873), Муроме (1875) и самом Владимире (1877).
     27 апреля 1872 года в Муромскую городскую думу подал заявление ее гласный, т. е. член Думы, имеющий право решающего голоса, Федор Дмитриевич Зворыкин. В заявлении говорилось о настоятельной необходимости учредить в городе прогимназию с дополнительным ремесленным классом. 9 сентября 1872 года на имя городского головы Прокопия Степановича Зворыкина было подано по тому же поводу обстоятельное заявление другого гласного – Сергея Федоровича Симонова. В конце концов «отцы города» сошлись на том, что для Мурома наиболее подходящим типом среднего учебного заведения будет реальное училище.
     12 сентября 1872 г. заседала Муромская городская дума, которая постановила «просить городского голову – в целях открытия местного реального училища… снестись с купеческим и мещанским обществами и с Муромским уездным земством, а также с городским обществом, не примут ли они участие денежными средствами в общеполезном и благом начинании».
     Уездное земство отреагировало очень быстро. Уже 20 сентября того же года Муромское земское собрание постановило отпускать сумму в 3000 руб. ежегодно в качестве помощи учреждаемому реальному училищу, но при соблюдении условий: во-первых, с учеников – выходцев из Муромского уезда должна взиматься только одна треть установленной платы за обучение и, во-вторых, половина членов училищного попечительства должна быть от земского собрания, которое должно участвовать и в выборах почетного попечителя училища.
     3 октября 1873 года в ответ на запрос Муромского городского самоуправления попечитель Московского учебного округа, в который входила и Владимирская губерния, уведомил городского голову, что Министерство народного просвещения согласно на открытие в Муроме реального училища. 23 апреля 1875 года на основании мнения Государственного совета последовало высочайшее повеление об открытии Муромского реального училища (МРУ). В Муром для отыскания временного помещения был командировал учитель 1-ой Московской гимназии С. Н. Зернов, ставший вскоре первым директором МРУ.
     Временно Муромское Реальное училище разместилось в доме, арендованном у купца Каратыгина, а в 1880 году было построен новый учебный корпус МРУ по проекту московского архитектора Н. П. Делекторского в «кирпичном стиле», считавшимся тогда очень современным. В 1878 году план этого здания был представлен на Парижской всемирной выставке, о чем можно судить по следующей записке попечителя округа князя Н. Мещерского директору училища: «Имею честь препроводить при сем к Вашему Высокородию копии с плана и фасада Муромского реального училища, возвращенные с Парижской всемирной выставки 1878 г.». Здание училища на углу Касимовской и Козьмодамиановской улиц стало одним из украшений города Мурома. В училище имелись фундаментальная и ученическая библиотеки, физический и естественно-исторический кабинеты.
     Обращение «Ваше Высокородие», как уже было сказано, означает, что директор был Статским Советником, т. е. имел самый высокий чин для чиновника уездного города, каковым являлся город Муром. Штатские офицерские чины имели и учителя, т. е. были «благородиями» и «высоко-благородиями» с соответствующим «жалованьем», несопоставимым с зарплатой наших учителей как в советское время, так и в нынешнее.
     В училище принимались мальчики десяти – тринадцати лет. Первые вступительные экзамены в первый и второй классы проходили в здании городской управы с 10 по 16 сентября, а 2 октября 1875 года в 8 часов утра начались учебные занятия. «Курс наук» был рассчитан на шесть лет. Но в 1880 г. Министерство народного просвещения разрешило открыть при училище «механико-техническое отделение дополнительного класса с отнесением всех потребных на содержание сего отделения расходов на средства местного уездного земства». Значительную часть учебной программы этого класса занимали чисто технические дисциплины. Класс готовил выпускников к работе на промышленных предприятиях. Для него были устроены химическая лаборатория и механикотехнический класс, оборудование которых было достаточно сложным и дорогим: воздушный насос, фонограф, прибор Карре для добывания льда с печкой и холодильником, телескоп (рефрактор), аппарат Платнера с весами для исследования материалов, динамо-машина и др.
     Средства на содержание училища были такие: госказначейство отпускало 14600 руб. ежегодно, городская дума добавляла 1000 руб., купеческое общество – 4000 руб., уездное земство – 3000 руб. в год. Содержание открытого в 1880 году дополнительного класса также приняло на себя уездное земство, выделив на него 2745 руб. в год. К этому добавлялась плата за обучение в размере 20 руб. в год с ученика, выросшая к 1905/6 учебному году до 40 руб. (Для сравнения: пуд (16 кг.) ржаной муки стоил в то время 50 копеек.)
     Для новичков, приходивших в первый класс, требовался определенный минимум знаний (умение читать и писать), но не каждая семья могла себе позволить обучать ребенка на дому. Поэтому в 1901 году Министерство народного просвещения разрешило открыть «при Муромском реальном училище приготовительный класс с отнесением расходов по его содержанию на… местные источники», плата была установлена в размере 25 руб. в год.
     Для малосостоятельных, но способных реалистов в 1879 году попечительство училища совместно с педагогическим советом организовали при МРУ общество оказания помощи беднейшим ученикам. В соответствии с утвержденным уставом, общество могло оказывать помощь во взносе ежегодной платы за обучение, в выдаче учебных пособий, в предоставлении одежды, пищи, в найме квартиры (для иногородних). Денежный фонд общества состоял из ежегодных взносов его членов (5 руб.) и единовременных пожертвований как членов, так и посторонних лиц деньгами и вещами. Еще для помощи ученикам из малоимущих семей в МРУ было учреждено несколько стипендий. Все они были именными и формировались из процентов на капиталы, положенные в банк тем или иным жертвователем: стипендия им. Богдановича (3 стипендиата по 100 руб. серебром в год); им. Ермаковых (3 стипендиата по 76 руб.)»; им. П. С. Зворыкина (проценты с капитала в 1500 руб., право избрания стипендиата принадлежало самому Прокопию Степановичу, а после его смерти должно было перейти к Муромскому купеческому обществу). Существовали и другие стипендии. За их рациональным распределением и использованием чутко следил педагогический совет. Главным условием получения стипендии было успехи в учебе. Неуспевающим и слабоуспевающим пособие давать не полагалось в соответствии с пословицей «глупого учить, что мертвого лечить».
     Опасаюсь, что после сказанного, читатель будет думать, что с образованием в царской России было все прекрасно и не хуже, чем в советское время. Качество образования действительно по тому времени было на высоком уровне, но ради истины нужно сказать, что основной состав учеников, например, того же Муромского училища – дети «городских сословий», т.е. купцов, мещан и (меньше) детей дворян и чиновников. Лишь с начала девятисотых годов наблюдался некоторый рост численности детей «сельских сословий». А ведь Россия была тогда страной преимущественно сельской Начальные церковно-приходские школы охватывали очень малую часть сельского населения и из солдат, призванных на Первую мировую войну (а это почти поголовно крестьяне), оказалось неграмотных более 70%.
     Возвращаясь к Муромскому реальному училищу, заметим, что дисциплина там была весьма жесткая. Специальные журналы замечаний перечисляли все проступки учеников и назначенные им наказания. В числе наиболее частых ученических «грехов» отмечались лень, нерадивость, неуспехи по отдельным предметам, нарушения дисциплины, зевание и невнимание на уроке. Наказывались они замечаниями, выговорами, арестом на несколько часов (иногда – в воскресенье), наиболее серьезные – заключением в карцер, а в особых случаях отчислением из училища. Мальчишки младших классов умудрялись, однако, озоровать в любые времена и при любых строгостях. Так, в журнале замечаний про одного из них читаем: «Принес в училище карбиту и насыпал его в учительские чернильницы. Карцер 3 часа в воскресенье».
     Назовем некоторых выдающихся выпускников Муромского реального училища. Кроме двоих упомянутых нами Зворыкиных*, о которых пойдёт речь в следующих очерках, это еще Иван Дмитриевич Зворыкин (1870–1932), изобретатель быстроходной льнопрядильной машины, совершившей переворот в льнопрядильном деле. Он разработал новый способ мотки, сконструировал аппарат для беления пряжи, котлы для варки льняной ткани в расправку, тростильную и другие машины. По его проекту в Костроме построен льнокомбинат, которому присвоено его имя.
     В Муромском реальном училище также учились: В. И. Жадин – советский гидробиолог и зоолог, доктор биологических наук, профессор Ленинградского гидробиологического института, заслуженный деятель науки РСФСР; врач К. Н. Рябинин – участник гималайской экспедиции Рериха; профессор А. Н. Рябинин – палеонтолог.
     Сейчас в здании училища располагается Муромская средняя школа №16. На здании школы установлены памятные доски некоторых заслуженных выпускников училища и школы, среди них почетное место занимает доска с портретом «отца телевидения» В. К. Зворыкина, установленная, впрочем, позже остальных – 31 июля 2013 года. Кстати, в тот же день в Муроме был открыт и памятник Владимиру Козьмичу перед большим купеческим домом, в котором он родился и в котором ныне размещается Муромский историко-художественный музей.
______________________________
   *Я уже говорил, что Зворыкиных в Муроме было много. По спискам выпусков разных лет видно, что почти в каждом классе училища несколько учеников были Зворыкины.

Продолжение:     http://proza.ru/2022/05/16/290 


Рецензии
Здравствуйте,Юрий.

Очень интересный у Вас рассказ об истории Муромского реального училища. Собственно,рассказ этот интересен для всех,занимающихся сферой образования, тем более,что вновь идут разговоры о реформах,причем,разговоры вполне обоснованные. Российское образование,вот хотя бы на примере Муромского реального училища,всегда было разумным и самодостаточным. Смотрите,был начальный класс,определенная специализация учащихся,а какая значительная помощь попечителей,нам бы такую сегодня,наказания какие разумные,никаких порок розгами. Многий опыт училища был использован впоследствии в ПТУ.
Да,не зря в городе Муроме много Зворыкиных и училище гордится выпуском известных ученых.

Спасибо,Юрий,мне понравился Ваш настоящий исторический материал.обязательно вернусь к этому циклу,но уже на даче,когда подключат инет.
С уважением и добром.

Любовь Арестова   02.06.2022 19:08     Заявить о нарушении
Спасибо, Любовь, за внимание к моей работе и добрые слова. Цикл начат, к сожалению, довольно поздно, не знаю, успею ли закончить, мне ведь уже за 80. Доброго вам здоровья и хорошего отдыха.

Юрий Козиоров   03.06.2022 12:08   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.