На пути к науке 3

 НА ПУТИ К НАУКЕ
3. ОПЯТЬ ЭТИ  ПАРАНОРМАЛЬНЫЕ ЯВЛЕНИЯ

В мире полным-полно загадок. Одни из них могут быть объяснимыми наукой, другие относятся к паранормальным явлениям. Паранормальным считается то, что лежит за пределами традиционного  и объяснимого наукой человеческого опыта. То, что мир познаваем, известно всем. Мы это знаем и в это верим, как верим в красоту, в неограниченные возможности человеческого разума и в «светлое будущее человечества». Вера относится к духовной области. На вере в паранормальное базируется религия, на вере в знания и их опытную проверку – наука.
Существование паранормальных явлений не противоречит современной картине мира, оно противоречит только нашим знаниям об этом мире. Со временем что-то из паранормального будет переведено в разряд обыденного, что-то будет отброшено как ложное, как суеверия, например. В необычных явлениях могут просматриваться и человеческие манипуляции, называемые фокусами, волшебством или магией. Тему о суевериях и манипуляциях опустим.
Кстати, если бы в мире не было загадок, то не было бы и самой науки. Наука все достоверное фиксирует в виде фактов, факты становятся предметом исследования, а в дальнейшем из них создаются гипотезы, которые после проверки объясняют происхождение и взаимосвязь явлений, ранее считавшимися загадочными.
О тонкости граней между паранормальным и обыденным свидетельствует следующий мой рассказ. Он о методе лечения больных с помощью наложения рук. С этим явлением я когда-то столкнулся, сам метод я тогда освоил, и если вы захотите, то также сможете его освоить. И в этом не будет никакой мистики. 
В конце 80-х годов, когда я работал на кафедре патологической физиологии ассистентом, студенты-кружковцы познакомили меня с человеком, который утверждал, что способен своими руками снимать боль, лечить раны и вообще любые воспалительные процессы внутри организма.
Лечение с помощью наложения рук известно давно и относится к разряду паранаучных методов, т.к. большинство целителей указывает, что от здорового целителя больному при этом передаются «магнетические флюиды», которые поврежденному органу добавляют здоровья, и орган после этого восстанавливается.
В 80-е годы население страны сильно проявляло интерес к не традиционным методам оздоровления. На телевидении выступали разные целители и экстрасенсы, издавались брошюры с нетрадиционными методами диагностики и лечения. В 1988 году Джуна Давитошвилли выпустила книгу «Слушаю свои руки». В этой работе она подробно излагала технику бесконтактного массажа, приводила факты выздоровления больных. Я  прочитал эту книгу, пытался разобраться в механизме лечебного эффекта  бесконтактного массажа, но толком понять его не смог, а используя этот метод на родственниках и знакомых, лечебного эффекта не добился.
Студенты, познакомившие меня с энтузиастом-целителем, горели желанием увидеть чудо. Народного целителя звали Алексеем. Им был молодой человек, лет двадцати пяти обычной внешности. Он утверждал, что его бабка всю жизнь занималась знахарством и перед смертью успела передать ему свой бесценный дар лечения больных. Со студентами-кружковцами он познакомился случайно в троллейбусе, когда те ехали в мединститут на занятия. Студенты потащили его с собой. На первых кафедрах, куда он попадал по настоянию студентов, его выпроваживали, даже не выслушав.
 Методика, которую предлагал Алексей, разумеется, отличалась от бесконтактного массажа Джуны. В ее эффективность я не верил, но не хотел разочаровывать кружковцев. «Пусть себя покажет», - подумал я и попытался  найти соответствующих больных в одной из клиник мединститута.
Тогда в свободное от основной работы время я проводил клиническую апробацию разработанного мною устройства для экстракорпоральной детоксикации организма, названного диализатором на жидких динамических мембранах.  Апробацию я проводил на лечебной базе  хирургической кафедры, находящейся на территории 21 городской больницы. С разрешения администрации больницы для этой цели мне были выделены тяжелые (не излечимые) больные.
С заведующим отделением, где я работал с больными, я легко договорился, а тот допустил Алексея к пациенту, у которого на почве сахарного диабета имелись трофические язвы на ногах. Я обратил внимание на язвы, и они меня впечатлили, но дожидаться окончания процедуры не стал, поскольку она была длительной. С больным оставались врачи и студенты, а я ушел в палату интенсивной терапии к другому пациенту, у которого было онкологическое заболевание, проводить очистку крови. С Алексеем мы договорились встречаться в больнице регулярно, во всяком случае, в те дни, когда я проводил там апробацию метода. У больного, имевшего трофические язвы на ногах к концу сеанса, проводимого целителем, особых видимых изменений не произошло, если не считать, некоторое уменьшение боли в области поражения. Студенты надеялись увидеть большее и, наверное, были немного разочарованы.
На следующий день я перед детоксикацией зашел в палату,  в которой находился пациент с трофическими язвами на ногах. Алексей еще не пришел,  и студентов тоже еще не было. Больной имел бодрый вид и с соседями по палате вел непринужденную беседу. Я осмотрел его ноги. Вокруг язв отечности не было, а их размер стал меньше, причем меньше в полтора-два раза. Лечебный эффект был заметен, да и сам пациент отмечал улучшение. Я передал, в какой я палате провожу  очистку крови и попросил, чтобы Алексей, когда придет, нашел меня. На этот раз после окончания методики детоксикации мы пришли к пациенту с трофическими язвами. Студентов не было, врачи были заняты своей обычной работой. Я попросил Алексея объяснить, что и как он делает.
- Для выполнения методики надо иметь чувствительные пальцы рук, - начал разговор Алексей. – Чувствительность пальцев можно развить в процессе постоянной работы с больными. Свои руки необходимо располагать не в самом центре проблемного места, т.е. как здесь у центра или края язвы, или области проекции боли, а на расстоянии пяти-десяти сантиметров от этой зоны. На кожу больного должны оказывать давление только кончики пальцев. Давить надо на тело не сильно, но постоянно, все время, ощущая сопротивление тканей. При ослаблении сопротивления продолжать продвижение пальцев к центру проблемной точки или зоны.
- А что надо чувствовать при таком движении? А если, например, пациент будет врать, что у него вообще что-то болит внутри живота? – задал я сразу два вопроса.
- В том-то и дело, - продолжил объяснение целитель, - что после того, как пальцы ваших рук прикоснутся к коже пациента, и начнется давление на его мягкие ткани, вы должны в подушечках своих пальцев ощутить пульсацию.  Пульсацию, конечно, можно ощутить при надавливании не только на живые ткани, но и на любые неодушевленные предметы. Важно другое ощущение, которое последует через некоторое время после начала пульсации в пальцах. И это ощущение бывает уже только в живых организмах. С места, близкого от точки пульсации пальцев, начнет пробивать электричество, появятся легкий зуд или миниатюрные сокращения мышечных волокон пальцев, воспринимаемые как вибрация. Спектр таких ощущений будет разным, а широта самого спектра будет  зависеть  от размеров очага повреждения и вида поврежденной ткани.  Моя покойная бабка, например, по ощущениям в пальцах рук  могла распознавать рак, язву или инородный предмет в теле человека. Если у обследуемого человека, нет очага повреждения или боли в том месте, на которое он указывает, в лучшем случае вы можете почувствовать электрические явления.  Точная диагностика приходит к целителю с опытом.
- Оставим диагностику, - предложил я, - она определяется медицинскими знаниями, которые изучаются в медицинском институте и специальной аппаратурой. Что делать дальше, после того, как вы почувствовали появление новых тактильных ощущений?
- Интенсивность тактильных ощущений со временем может снижаться или видоизменяться, - заканчивал свои объяснения Алексей. - Но на раннем этапе выполнения методики этого допускать нельзя. Как только вы почувствовали ослабление ощущений надо повернуть пальцы, усилить давление, найти новую пульсацию, продвинуться дальше к центру очага. В процессе продвижения рук целителя больной указывает на ослабление боли, если она была, появление тепла и комфорта в месте нахождения рук. Окончанием процедуры считается прекращение тактильных ощущений, связанных с пульсацией. Обычно сеанс терапии длится минут сорок-шестьдесят. Можно, конечно, остановить выполнение методики раньше времени, если у вас вдруг появятся усталость и слабость. Процедура всегда выматывает, вы должны после ее окончания хорошо отдохнуть.
Завершая объяснения своей методики, Алексей показал мне на  пациенте, как он держит свои руки, как шевелит пальцами в процессе работы, рассказал что ощущает. Периодически под контролем целителя   это делал и я.
На следующий день для меня на диализ тяжелых пациентов не нашлось. Те, кому я проводил детоксикацию раньше, были переведены в общие палаты с улучшением. У больного с трофическими язвами также имелась положительная динамика. Сначала я, а потом Алексей накладывали руки на пораженную поверхность его голени. К третьей процедуре раны полностью закрылись. Четвертого сеанса мануальной терапии  пациенту не понадобилось, и он был выписан из отделения. Студенты конечного результата лечения не видели, но были довольны уже тем, что я поверил в возможность лечения больных с помощью наложения рук.
С целителем Алексеем мы распрощались и больше  никогда не встречались. Изучить с помощью современной диагностической аппаратуры механизм положительного лечебного эффекта с помощью наложения  рук целителя мне не пришлось, т.к. передо мной стояли другие задачи. Хирургическая кафедра после окончания пробации метода детоксикации дала мне положительное заключение. Вскоре было получено и положительное решение Института патентной экспертизы на изобретение. Впереди меня ожидал длинный путь признания нового принципа детоксикации, усовершенствования и клинического применения устройства.
О мануальном методе лечения я не вспоминал больше года. Будучи в летнем отпуске, я приехал к родителям в Жданов. К тому времени моя семейная жизнь была практически разрушена, у меня была подруга, Ольга, с которой мы договорились втайне от всех провести три недели вместе в пансионате.
 Поселяла нас в номер женщина-администратор, у которой были отечные фиолетовые голени с грубо выступавшими воспаленными венами. Она еле двигалась и от боли сильно страдала. Женщине было за пятьдесят лет, и как выяснилось, болела она давно. С Ольгой мы когда-то учились вместе в интернатуре и оба понимали, к чему могут привести осложнения   тяжелого тромбофлебита. Обычно люди с такой патологией могли нуждаться в предоперационной подготовке, операции по удалению поверхностных вен или тромбов и в длительной антикоагулянтной терапии. В условиях пансионата, разумеется, никакой специализированной помощи не было. Ольга выяснила, что больная принимает аспирин, а на ночь - сосудистые мази.
Я Ольге рассказал, что меня научил один народный целитель лечить воспалительные процессы с помощью наложения на место болезни рук. В итоге у меня появился шанс попробовать облегчить страдания человеку, не прибегая к современным методам лечения варикозной болезни. После того, как больная дала согласие на пробное лечение, я во время дневного «мертвого часа» получил доступ к ее телу. Каждой ногой я занимался по полчаса. Легче больной стало сразу. Со второго дня уменьшилась, боль, местная температура, отечность. Пациентка в благодарность за участие в восстановлении ее здоровья разрешила нам с Ольгой бесплатно посещать все кинозалы пансионата и ближайшей базы отдыха, в которых демонстрировались тогда ужасно популярные иностранные боевики и эротические фильмы.
Между тем динамика лечения радовала не только пациента. Я видел, как с каждым сеансом улучшался цвет кожи, уходила деформация вен, уменьшался отек на ногах. Правда процедура забирала у меня много сил, но я в течение дня быстро восстанавливался.  Наконец настали дни, когда в области внутренней поверхности голеностопного сустава остался один большой подкожный пузырь. Такой пузырь в одинаковой степени был представлен на двух ногах. Создавалось впечатление, что внутри него был гной. Я сказал больной, что подкожное образование на двух ногах надо вскрыть, и лучше, если эти пузыри вскроет хирург из  поликлиники города. Женщина уехала в больницу. Там у нее удалили гнойные образования. О том, что еще двадцать дней назад она не могла ходить, и у нее был выраженный тромбофлебит, никто из осматривавших ее врачей не поверил. Кожа голеней была чистой, а поверхностных и деформированных вен не было видно. С больной Ольга обменялась адресами. Отдых закончился.
Мне больше никогда не пришлось на практике применять метод наложения рук. Мне он не понравился своей длительностью и тем, что у целителя он забирает много сил и энергии. К тому же со временем я научился правильно применять современную фармакологическую терапию, вместе с фито- и  гомеопатическим лечением. Врач же вправе для изменения порога лечения отдельных «неизлечимых» болезней выбирать методы и средства лечения, не так ли?
В предыдущих двух главах были затронуты вопросы развития моей личности и роли в этом развитии учителей и помощников. Многое из того, что со мной было, и даже то, что я описал в виде рассказа в этой главе, относилось к паранормальному. Вернее, я выбрал такой способ изложения материала, который показал некоторые явления как паранормальные. Теперь мне придется дать некоторые пояснения, причем к мистике, обещаю,  прибегать не буду.
Продолжение следует.


Рецензии