Моя Москва. Мальчики шестидесятых

Про ранее детство я уже писал. Оно было светлое и розовое, а вот про школьное время я этого сказать не могу.
Я пошел в школу в 1964 году, год замечательный во всех отношениях, и не только потому, что пришел Брежнев и отменили кожаные пояса на ученической форме. Много всего было. Я прекрасно помню первый день в школе, детей тогда было очень много и сделали пять первых классов по 40 человек – А,Б,В,Г,Д.  Из наиболее приличных семей всех собрали в А и Б. Я попал в Первый «А».
Первая учительница дала знать свой крутой нрав в первый же день и избила несколько ребят за плохое поведение. В том числе и меня. Она чаще всего била указкой по пальцам или вывертывала уши, вывертывала так что они становились лиловые и не проходили дня два. Мои не успевали заживать, экзекуция надо мной была не просто ежедневной, а ежеурочной. Не то чтобы я был хулиган, я просто был веселый и непосредственный. Делал замечания или строил рожи. Да и не то что б часто, просто, если кому-то это и сходило с рук, а мне нет.
Было 3-4 человека в классе, которые регулярно стояли по углам с вывернутыми ушами всегда, я чаще стоял, чем сидел. Но по оценкам проблем не было, четверки–пятерки.
В школу надо было приходить в 8:15 утра, успеть раздеться, поменять сменную обувь. У открытой двери на лестницу ждал контроль. Проверяли портфель на наличие рогаток и прочего неположенного материала и на наличие дневника, без него в школу не пускали. На втором этаже ждал второй контроль: ребята из старших классов вычищали мелочь из карманов и листали все учебники и тетради на предмет наличия марок, которые, естественно, изымались. Они, кстати, особенно не били никогда, просто забирали и все. Били ровесники из классов В и Г, которые всегда ходили шайками. Те били ни за что, просто так. Причем регулярно. Чаще после школы.
Вне школы на улице жизнь была тоже не простой. Во дворе было несколько взрослых ребят, которые полностью владели ситуацией. С меня брали кактусами.
Как-то просочилась информация, что у нас в семье их много на подоконнике, ну и надо было 1-2 раза в неделю приносить малышек народившихся. Их всегда хватало. Я думаю не надо говорить, что все кураторы улиц не по разу уже сидели или готовились к этому.
Но все равно на улице было интересно, и все бежали туда. Двор гудел от детских голосов, не просто десятки, а сотни детей. Было весело и здорово. То запускаем кораблики на весенних ручьях, то выпиливаем самострелы, по плавим из свинца битки. Дел было уйма и всегда что-то новенькое. То вдруг кто-то приносит куски настоящего тола из гранаты и мы их в костер, то раз после аварии принесли куски человеческого еще теплого черепа, розового цвета, а то несемся ватагой в 50 человек кататься на санках с трамвайной горы. Меньше нельзя, потому что это другой квартал и там свои законы и могут просто убить. Пырнуть ножом или заточкой, в то время в нашем районе было обычное дело. Чаще пыряли в ляжку, но могли и промахнуться.
Зато в городе нас никто не рисковал трогать, достаточно было сказать, что мы с Красного (Балтийца). Школа была рядом с моим домом, мы жили тогда на Подмосковном Шоссе. Так улица называлась, потом ее переименовали в Космонавта Волкова. По краю улицы текла речка Таракановка, ужасно вонючая. Она сейчас где-то в трубе. Метро Войковскую еще на сделали, и конечная была Сокол. Оттуда к нам шел автобус №56. Вообще все было не так. На улице настроение было отличное, не то что в школе. Туда каждый день, как на войну. Помню, как-то родители купили мне новые резиновые сапоги на осень, коричневые и конь сбоку.
Я сразу сказал, что не надену. Был скандал, постоял в углу дома. На следующий день одел и пошел в школу. В раздевалке стоял хохот и мои слезы. Сапоги девчачьи. Сашка – девка и прочее. Мальчикам сапоги полагалось носить только черные. Пол месяца в дождь я переодевался в кустах у школы, и шлепал по лужам в чешках, а на уроках сидел с мокрыми ногами. Потом, видимо, родители как-то узнали и сапоги пропали. Но все равно было ах как здорово!

Москва, 30.05.22


Рецензии