Мой 2-й сборник в Болотнинской ЦБС
Православие в Болотнинском районе
Новосибирской области
Турнаевская церковь
во имя Святого Серафима Саровского.
История храма (1912 – 2022 гг.)
2022
ББК
И
Автор-составитель Е.В.Терентьев
Православие в Болотнинском районе Новосибирской области. Турнаевская церковь во имя Святого Серафима Саровского. История храма (1912-2022 гг.) / [автор-составитель Е.В.Терентьев]. – Болотное: методико – библиографический отдел, 2022. – с.: ил.
1. Вступление
Турнаевская церковь во имя Святого Серафима Саровского, построенная в 1914 г. по заказу жителей деревень Турнаево, Кандерепа и Дорожной артелью пермских плотников, сегодня широко известна жителям Новосибирской области и окрестных областей как памятник деревянного зодчества, чудом сохранившийся до наших дней. О ней много говорят, пишут, снимают сюжеты, ее изображение узнаваемо на фотографиях и в церковных календарях. Эта церковь – единственная сохранившаяся из 350-ти деревянных церквей, построенных на территории современной Новосибирской области к 1917 г.
В данном сборнике рассказана история Турнаевской церкви с 1912 г. по 2022 г. История эта непростая. В ней переплетены судьбы и чаяния людей, прошлое и настоящее села Турнаево, рождение, запустение и возрождение прекрасного здания. В этой истории много вариантов событий, которые осуществились и могли бы осуществиться.
Можем ли мы, например, представить себе, что 35 лет назад Турнаевскую церковь могли перевезти в Болотное или в Новосибирск? Или что 60-70 лет назад ее были готовы разобрать на бревна, после чего она исчезла бы для нас навсегда? Осознаем ли влияние случая на судьбу этого храма, когда в 1990 г. , объявленный памятником архитектуры и требующий средств на восстановление, он стал не нужен Новосибирской епархии, но все же был передан в ее ведение в 1993 г. распоряжением Президента России Б.Н.Ельцина, не превратившись в итоге в музей, наподобие знаменитых деревянных храмов музея-заповедника «Кижи»? Понимаем ли мы, что дальнейшая судьба Турнаевской церкви будет зависеть, в конечном счете, от того, кто будет жить рядом с нею и поддерживать в ней не только физический порядок, но и сохранять вокруг нее очаг духовности?
Читая эту историю, периодически останавливайтесь и задавайте себе подобные вопросы. Что было бы, если бы…
Сборник предназначен для широкого круга читателей и будет интересен не только историкам, краеведам, представителям религиозных организаций, музейным и библиотечным работникам, преподавателям и учащимся школ, но также всем жителям и гостям Болотнинского района, интересующимся прошлым и настоящим Болотнинской земли.
2. Строительство Турнаевской церкви во имя Святого Серафима Саровского в 1912-1914 гг.
2.1. Краткая история появления и развития села Турнаево во 2-й половине 18 в. – начале 20 в..
С 1763 г. по материалам третьей ревизии становится известна деревня Турнаева, получившая свое название от Турнаевых, поселившихся на реке Боровой (современная река Сосновая) рядом с деревней Боровой.
В 1811 г. в Турнаево проживало 7 крестьянских семей, в деревне Боровой в то же время проживало 6 крестьянских семей. В течение 19 в. основатели Турнаево – семьи Турнаевых разъехались по другим деревням. Память об этих выездах сохранилась в виде до сих пор бытующей легенды о некоем основателе села –« разбойнике и чаерезе» Турнае, которого якобы «турнули» - выгнали местные жители. Еще раньше исчезла деревня Боровая, жители которой также разъехались.
В 1880-х гг. на месте исчезнувших Турнаево и Боровой, вероятно, недолгое время существовала маленькая деревня Новопокровка, вероятно, известная в это время также как Калинкино.
Вновь Турнаево возродилось в 1892 г., в связи с поселением на ее месте переселенцев из Европейской части России. До 1917 г. в официальных документах оно указывалось под названием Турнаево или Калинкино.
В 1893 г. в Турнаево уже проживало 8 крестьянских семей, в 1899 г. – 30 семей, в 1904 г. – 40 семей, в 1911 г. – 121 семья. В 1917 г. в Турнаево было около 600 крестьянских дворов.
В селе жили выходцы из различных губерний России, который селились вместе, по земляческому принципу, образуя улицы Тульскую, Тамбовку, Пензу, Хохловку. Турнаевцы владели маслобойками и шерстобитками, изготавливали масло, войлок и пимы, которые затем сбывали в Болотное, Томск и Новониколаевск.
2.2. Решение жителями Турнаево и окрестных деревень в 1912 г. построить собственную церковь во имя Преподобного Серафима
Саровского и образовать церковный приход. Избрание церковным старостой Василия Степановича Баннова.
В 1912 г. жители Турнаево и окрестных деревень на общем сходе приговорили открыть церковный приход в Турнаево и посвятить будущий храм Преподобному Серафиму Саровскому. Церковным старостой на сходе был избран крестьянин Турнаевской общины Василий Степанович Баннов.
Переселенческая организация стала ходатайствовать перед Томской епархией об открытии церковного прихода в Турнаево, в который вошли бы жители Турнаево, Кандерепа и Дорожной.
2.3. Утверждение в 1912 г. строительным отделом Томской епархии проекта строительства храма в Турнаево.
В том же 1912 г. строительным отделом Томской епархии был утвержден проект строительства в деревне Турнаево деревянного храма во имя Переподобного Серафима Саровского Чудотворца по плану № 12 из «Атласа проектов церквей сельских построек».
2.4. Сбор средств на строительство церкви в Турнаево летом 1912 г. – весной 1913 г.
Из приговоров жителей Турнаево, Кандерепа и Дорожной известно, что на строительство церкви в Турнаево требовались следующие суммы: за работу подрядчику 8500 руб.; за 20 кубов камня для фундамента 400 руб.; за 20 тысяч штук кирпича для фундамента и печей 300 руб.; за распиловку леса на тес, плаху и брус 1300 руб.; за колокола и иконостас 3500 руб., для священника и псаломщика 1000 руб.
Первоначальная раскладка на жителей Турнаево, Кандерепа и Дорожной в расчете с каждой души мужского пола составляла 22 руб. С деревни Турнаево по числу 372 души мужского пола – 8184 руб., с Кандерепа по числу 194 душ мужского пола – 4378 руб., с Дорожной по числу 111 душ мужского пола 2442 руб.. Всего 15004 руб., из которых 4 руб. излишек.
Состоялись сельские сходы во всех трех деревнях.
Так, 10 июня 1912 г. состоялся сход из 36 домохозяев с присутствием сельского старосты Самуила Ковалева в переселенческом поселке Дорожный, приговоривший по участку Дорожинскому на строительство церкви в Турнаево по числу наличных 111 душ мужского пола собрать 2442 руб. В тот же день крестьяне поселка Дорожный избрали из своего числа доверенных лиц, которым поручили производить денежный учет и ставить подписи в документах, связанных со сбором средств на церковное строительство.
Однако, имеющихся наличных средств у жителей Дорожного на этот денежный сбор не хватило, поэтому 16 июня 1912 г. крестьяне Дорожного вновь провели сход, на котором приговорили запросить 1375 руб. 24 коп. для строительства Турнаевской церкви в виде возвратной беспроцентной ссуды из средств Переселенческого Управления с обязательством вернуть ее в 10-летний срок равными частями.
Подобная ситуация повторилась в Турнаево и Кандерепе.
16 ноября 1912 г. старожилы и переселенцы деревни Турнаево в числе 81 домохозяев и с присутствием сельского старосты Ивана Никулина также приговорили запросить 4658 руб. 64 коп. в виде возвратной беспроцентной ссуды из средств Переселенческого Управления на строительство церкви в Турнаево с обязательством вернуть ее в 10-летний срок с раскладкой на 376 наличных душ мужского пола в Турнаево.
5 апреля 1913 г. крестьяне деревни Кандереп собрали сход из 49 домохозяев и с присутствием сельского старосты Андрея Зиновьева приговорили запросить 1585 руб. 75 коп. в виде возвратной беспроцентной ссуды из средств Переселенческого Управления на строительство церкви в Турнаево с обязательством вернуть ее в 10-летний срок с раскладкой на 53 наличных домохозяйств.
4 тысячи руб. на строительство новой церкви было выделено Священным Синодом.
2.5. В 1912 г. в Турнаево был заложен каменный фундамент будущей церкви.
После получения разрешения на строительство церкви, в том же 1912 г.
в Турнаево на улице Хохловка, на возвышенности был заложен каменный фундамент церкви.
2.6.Строительство церкви в Турнаево весной 1913 г. – летом 1914 г.
Весной 1913 г. началось основное строительство. Церковь строилась артелью плотников из Перми в составе из 45 (по другим сведениям, 54) человек. В настоящее время известно имя одного из мастеров - Максима Андреевича Шевнина, оставившего запись химическим карандашом, обнаруженную в ходе восстановительных работ почти век спустя: «Вятской губ. Еранский уезд Водо-зерской волости, дерев. Осокова. Максим Андреев Шевнин».
Строили церковь из отборного соснового леса, диаметр бревен составлял 25 см. рубка бревен «в лапу» одного диаметра создала четкий рисунок сруба, так называемый восьмерик на четверике. Углы и карнизы обшили досками из кедра. Крышу покрыли кровельным железом и покрасили суриком.
В 1912-1914 гг. активное участие в строительстве церкви в Турнаево принял будущий ее настоятель – Злобин Александр Александрович. В то время, являясь служащим Томской железной дороги, он обеспечивал поставки строительных материалов по железной дороге. Лес поставлялся со станции Тайга, бутовый камень из деревни Черноречка (нынешний город Искитим).
Летом 1914 г. были начаты отделочные работы. Внутреннее убранство (иконостас, облачения, богослужебные книги) было приобретено на деньги томских купцов. Серебряные богослужебные сосуды и колокола для колокольни были пожертвованы томской купчихой Александрой Терпигоровой, которая действовала по завещанию своей матери.
2.7. Вопрос о завершенности строительства Турнаевской церкви.
По поводу завершенности строительства Турнаевской церкви сегодня бытуют две взаимоисключающие легенды.
Согласно первой легенде, строительство церкви оказалось незавершенным. Из-за начавшейся Первой Мировой войны и объявленной всеобщей мобилизации все 45 (54) пермских артельщика, закончив основное строительство, срочно отбыли на родину, не успев пристроить с юга, севера и запада притворы.
По второй легенде, вероятно, призванной подчеркнуть уникальность Турнаевского храма, и возникшей, возможно, в более близкое к нам время, строители из Перми, завершив свой труд, восхитились законченностью своего творения и остались жить в Турнаево.
2.8. Сравнение Серафимовской церкви в селе Турнаево Болотнинского района Новосибирской области и церкви Параскевы Пятницы в деревне Барабаново Емельяновского района Красноярского края.
Чтобы понять, насколько завершенным является строение Серафимовской церкви в Турнаево, необходимо обратиться к уцелевшим на сегодняшний день православным церквям, построенным по плану № 12. Одной из таких церквей является церковь Параскевы Пятницы, расположенная в деревне Барабаново Емельяновского района Красноярского края, построенная в 1857 г.
Мы видим, что эта церковь, похожая на церковь в Турнаево, также не имеет притворов, имеет схожие размеры и пропорции всего строения и лишь небольшие отличия в пропорциях и форме колокольни.
Обе церкви имеют характерную для русской храмовой архитектуры ладьевидную форму, символизирующую собой Церковь как корабль спасения. Храмы рассчитаны на 700 молящихся, впечатляют их размеры. Длина Турнаевской церкви составляет 35 метров, ширина ее самой широкой части 15 метров, высота главного шатра кафоликона – 25 метров, высота колокольни 32 метра. В срубе самой церкви – 50 венцов, в колокольне – 64.
Над центральной частью Турнаевской церкви (кафоликоном) были подняты 1 центральный и 4 боковых креста, которые обозначали собой Иисуса Христа в окружении четырех апостолов-евангелистов: Луку, Матфея, Марка, Иоанна. Еще 2 креста возвышались над алтарем и колокольней. Общее количество крестов – 7 олицетворяло 7 церковных Таинств: крещение, миропомазание, покаяние, причащение, брак (венчание), священство, соборование.
Как и церковь в Турнаево, Барабановская церковь некогда была окружена резным забором, за которым, на территории храма точно также, как и в Турнаево, некогда росла небольшая сосновая роща и были расположены несколько могил.
2.9. Освящение Турнаевской церкви 1 (14) сентября 1914 года.
1 сентября (14 сентября по новому стилю) 1914 года Турнаевская церковь во имя Святого Серафима Саровского была освящена.
2.10. Открытие церковно-приходской школы в Турнаево в 1914 г.
С момента освящения Турнаевской церкви и начала богослужений в ней в Турнаево начала свою работу четырехклассная начальная церковно-приходская школа для крестьянских детей. Школа находилась позади церкви в отдельном здании, остатки которого еще сохранялись в 2000-х гг.
3. Священники Турнаевской церкви во имя Святого Серафима Саровского в 1914-1937 гг.
3.1. Первый настоятель Турнаевской церкви Александр Александрович Злобин.
Первым настоятелем Турнаевской церкви был Александр Злобин.
Александр Александрович Злобин родился в 1875 г. в семье священника в Оренбурге.
В 1891 г. окончил гимназию и поступил на службу на железнодорожную станцию Оренгбург, в 1894 г. переехал в Омск, прошел курс обучения в механико-техническом училище и стал служить на железнодорожной станции Омск.
В Омске же он познакомился с будущей женой Анной Ивановной Сатирской, дочерью священника. В 1897 г. Злобин и Сатирская обвенчались, в 1900 г. у них родилась дочь Александра.
После окончания заочно Омского технического железнодорожного училища в 1906 г. Злобин получил назначение на должность начальника железнодорожной станции Юрга и куратора участка Западно-Сибирской железной дороги со станциями Болотная, Юрга, Тутальская, Литвиново, Тайга.
Во время строительства Турнаевской церкви Злобин познакомился с епископом Томским Макарием (Невским). Тот, узнав, что Злобин сын священника, верующий православный, убедил его поступить в Томскую духовную семинарию на заочное обучение.
В течение 1912-1914 гг. Злобин заочно прошел обучение в семинарии, принял духовный сан и стал первым настоятелем Турнаевской церкви.
Первым псаломщиком был Герасим Федорович Рочегов, которого сменил Мышкин Владимир Александрович, работавший до этого табельщиком на станции Тайга.
Псаломщик Мышкин стал зятем Злобина, женившись на его дочери Александре.
После окончания Гражданской войны и восстановления Советской власти, в начале 1920-х гг. у прихода Турнаевской церкви были отняты здания церковно-приходской школы и дома церковного причта.
Псаломщик Мышкин, по совету Злобина, уехал накануне этих событий с семьей в Болотное, а затем переехал в Томск.
Злобин прослужил в Турнаево до 1926 г., после чего был священником в селах Семилужки и Спасское (Коларово), недалеко от Томска.
В конце 1920-х гг. Злобин заболел гнойным плевритом и лечился в Томске.
В 1929 г. Злобина, несмотря на его протесты и указания на ухудшение здоровья, привлекли к лесозаготовкам. Обнаружив отсутствие Злобина на работе, его арестовали и отправили в тюрьму, где он сразу же попал в тюремную больницу, в которой умер в январе 1930 г. Родственники сумели забрать его тело из ледника тюремной больницы и похоронить на Вознесенском кладбище в Томске (ныне не существующем).
Так окончил свою жизнь первый настоятель Турнаевской церкви.
3.2. Священники Турнаевской церкви в 1926 – 1934 гг.
О священниках, служивших в Турнаевской церкви в 1926 – 1932 гг., информации нет.
Известно, что в конце 1920-х гг. Турнаевская церковь перешла к обновленцам (существовало ошибочное мнение, что Серафимовская церковь в 1930-е гг. и до ее закрытия была единственным «тихоновским» храмом в Болотнинском районе).
Из отрывочных сведений известно, что в 1933 г. был арестован настоятель Турнаевской церкви Венедикт Дмитриевич Рикунов. Известно о коллективном обращении турнаевских прихожан в Болотнинскую милицию с просьбой о снятии его с учета в приходе.
Новый священник, Горячко Александр Николаевич, исполнял службу в Турнаево около года. 21 марта 1934 г. он написал заявление в административный отдел Болотнинского РИКа в которой просил «ввиду неорганизованности религиозной общины и полнейшего разлада в приходе» снять его с учета с Турнаевского прихода. Позже он был настоятелем в Корниловской Свято-Троицкой церкви.
В апреле 1934 г. Томская епархия направила в Турнаево Давида Фомича Боровика, которого община приняла на условиях: «1. От общины верующих даются квартира и дрова», 2. Община оплачивает все налоги: подоходный, самообложения, мясозаготовки, Государственный заем. 3. Жалованья от общины нет никакого. 4. При требоисправлениях священник ничем не пользуется».
3.3. Священник и староста Турнаевской церкви в 1935 – 1937 гг.
С 1935 г. предпринимались неоднократные попытки закрытия церкви в
Турнаево «по просьбам трудящихся», чему противостояли прихожане во главе со священником Петром Мануйленко и старостой Василием Банновым.
Священник Мануйленко Петр Гаврилович родился 10 октября 1897 г. в селе Больше-Писаревка Харьковской губернии в крестьянской семье, в 1927 г. был рукоположен во священника, в 1935 г. занял место настоятеля Турнаевской церкви.
Василий Степанович Баннов родился в 1862 г. в деревне Весеновка на Украине, был жителем села Турнаево и являлся церковным старостой Турнаевской церкви с момента образования прихода в 1912 г.
3.4. Аресты и гибель священника П.Г.Мануйленко, старосты В.С.Баннова и бывшего церковного сторожа Д.А.Литвинова в 1937 г.
В 1937 г. накануне престольного праздника храма – дня памяти Святого Серафима Саровского (который празднуется 1 августа) священник Мануйленко и церковный староста Баннов были арестованы.
Однако, первым был арестован зять Баннова – Литвинов. Его арестовали 27 июля 1937 г. на станции Болотная по обвинению в религиозной и контрреволюционной агитации.
Литвинов Демьян Алексеевич родился в 1895 г. в Черниговской губернии, на момент ареста работал старшим стрелочником на станции Болотная, до этого работал некоторое время в Турнаево сторожем при Турнаевской церкви. Именно этот момент и стал роковым в его судьбе. Из протокола допроса Литвинова в Болотнинском РО НКВД: « Вопрос: Вы, проживая в деревне Турнаево, замещали псаломщика долгое время и Вас в 1931 г. лишали избирательных прав как служителя культа. Вы признаете это?...Ответ: Псаломщиком я никогда не был…я действительно года два был сторожем в церкви, но псаломщика не замещал…».
На следующий день, 28 июля 1937 г. был арестован тесть Литвинова – церковный староста Турнаевской церкви Баннов, которого обвинили в распространении антисоветских листовок и поджоге колхозного сарая.
30 июля 1937 г. арестовали священника Мануйленко, обвиненного в проведении антисоветской агитации и пропаганды. Мануйленко был предупрежден об аресте и накануне ночью спрятал в лесу от поругания главные святыни храма – частицу мощей Серафима Саровского и антиминс. Из протокола допроса Мануйленко в Болотнинском РО НКВД: « Вопрос: Признаете ли Вы себя виновным в том, что следствием доказана Ваша деятельность контрреволюционной агитации, направленная против колхозов?...Ответ: По своей контрреволюционной деятельности показания давать категорически отказываюсь… Вопрос: Вы открыто занимались и враждебно относились к социалистическому строю и являетесь врагом народа, не занимающимся общественно полезным трудом, признаете ли Вы это?...Ответ: …Я твердо уверен в своих убеждениях и проповедовать религию народу моя излюбленная профессия, от которой я не отступлю никогда. В течении 15 лет я являюсь служителем культа, из них 10 лет служу священником. Я не считаю, что религия одурманивает народ…».
3 августа 1937 г. священник Мануйленко был этапирован в Новосибирск, где в тот же день тройкой УНКВД Запсибкрая был осужден по ст. 58 ч. 10 УК РСФСР и приговорен к высшей мере наказания. 14 августа 1937 г. Мануйленко был расстрелян. Реабилитирован 12 июля 1989 г.
Церковный староста Баннов «в силу преклонного возраста» (78 лет) не был этапирован в Новосибирск и был осужден заочно тройкой УНКВД Запсибкрая 5 августа 1937 г. Из обвинительного заключения: «Баннов В.С., проживая в с.Турнаево…кулак, лишен избирательных прав…высылался в Нарым, откуда сбежал…член церковного совета…в 1937 г. проник в колхоз и вел контрреволюционную агитацию против мероприятий партии и совласти…в 1936 г. в феврале месяце распространял контрреволюционные листовки, полученные им от попа Мануйленко…в 1937 г. в июле месяце сделал диверсию – поджог колхозного сарая с хлебом, этим самым причинил 2198 руб. убытка колхозу».
Из выписки из протокола № 13/1-10 заседания тройки управления НКВД Запсибкрая от 5 августа 1937 г.: «…слушали дело № 16646. Баннов Василий Степанович…кулак-лишенец, проводил в колхозе контрреволюционную агитацию, распространял контрреволюционные листовки…постановили Баннова Василия Степановича расстрелять…лично принадлежащее ему имущество конфисковать. Дело сдать в архив».
21 августа 1937 г. Баннов был расстрелян. Реабилитирован 28 июня 1989 г.
Литвинов, этапированный в Новосибирск, 4 сентября 1937 г. был осужден тройкой УНКВД Запсибкрая и приговорен к высшей мере наказания. Расстрелян в Новосибирске 15 сентября 1937 г. Реабилитирован 22 марта 1958 г.
4. Разоренная Турнаевская церковь во имя Святого Серафима Саровского в 1938-1999 гг.
4.1. Разорение Турнаевской церкви в 1938 г.
Турнаевская церковь, оставшись без причта и церковного совета, была разорена.
В 1938 г. с ее колокольни были сброшены колокола: разбившийся при падении большой колокол и почти все малые колокола были впоследствии вывезены и переплавлены.
Уцелел единственный малый колокол, который в 1988 г. передала в Болотнинский историко-краеведческий музей Анна Моисеевна Малайкова, жительница станции Тын. С ее слов, этот колокол был в конце 1930-х гг. привезен из Турнаево и использовался для встречи и отправки поездов на станции. С 1960 г. он хранился у нее дома. В 2000-х гг. вокруг этого колокола будет создано несколько легенд, в которых часто будут изменены фамилия, место жительства Анны Моисеевны и обстоятельства сохранения ею колокола.
Тогда же, в 1938 г. подверглись разорению иконостас и иконы Турнаевской церкви. Старожилы села вспоминали, что иконы были выброшены из церкви, ими мостили тротуары, часть иконостаса использовалась местными же жителями как дверь в хозяйственных постройках.
4.2.Распоряжение Новосибирского облисполкома о закрытии Турнаевского прихода в апреле 1940 г. Начало использования здания церкви под зерносклад.
Распоряжением Новосибирского облисполкома № 70 от 9 апреля 1940 г., наконец, Турнаевский приход был закрыт официально. В том же году здание самой Турнаевской церкви описывалось как «деревянное…купола, колокольня и кресты имеются, внутри иконостас, алтарь и т.п. убраны. Свободное (периодически занимается зерном колхоза)».
4.3. Решение Новосибирского облисполкома о разборе Турнаевской церкви для строительства из ее бревен в Турнаево сельского клуба осенью 1952 г.
Решением Новосибирского облисполкома № 1043 от 21 ноября 1952 г. здание Турнаевской церкви должно было быть разобрано на бревна для строительства в Турнаево сельского клуба. Из-за недостатка средств на проведение работ по разбору церкви здание уцелело.
4.4. Решение о строительстве из бревен Турнаевской церкви сельской школы в Турнаево в 1961 г.
В 1961 г. из бревен Турнаевской церкви хотели построить новую школу в Турнаево. Состоялся сход жителей села, на котором старики заявили, что строительство из церковных бревен школы – дело богоугодное, так как школа делает богоугодное дело – дает знания и занимается воспитанием детей, что лучше, чем зерносклад. Был изготовлен проект стоимостью 12 тысяч руб., однако на это в бюджете не оказалось средств и церковь вновь решили не трогать.
4.5. Использование Турнаевской церкви в 1940-х – 1980-х гг. как зерносклада.
До 1980-х годов Турнаевская церковь использовалась как зерносклад Турнаевского колхоза и Дивинского птицесовхоза.
4.6. Привлечение внимания общественности Новосибирской области к судьбе здания Турнаевской церкви в 1980-х гг.
В 1980-х гг. красивое пустующее старинное здание стало привлекать все большее внимание, ее стали посещать немногочисленные туристы и краеведы.
Фотограф В.Югов, посещавший Турнаево в это время, писал: «…деревянная культовая постройка давно в полном запустении…льют дожди, веют ветры, заносят снега….помню местный учитель Н.Н.Смирнов, будучи уже на пенсии, рассказывал, что дети, проникая во внутрь безнадзорного храма, баловства ради разводили костер…старому человеку приходилось не раз вмешиваться, чтобы предотвратить беду… Мне подумалось, что постройка могла бы после реставрации послужить на благо просвещения и культуры. Разместить бы в ней местную библиотеку или использовать как клуб по интересам, могут быть и иные предложения…В иных областях с иным отношением к старине все это бережно сохраняется. Так не нужно ждать, чтобы погибла еще одна чудом уцелевшая постройка в селе Турнаево, создающая щемящий душу мотив…».
Стало очевидно, что без реконструкции церковь будет и разрушаться и дальше и в будущем может исчезнуть.
В это время Новосибирским архитектором С.Н.Богомазовой были выполнены первые обмеры Турнаевской церкви для ее последующей реставрации.
Появились и первые проекты перевозки церкви из Турнаево в другую местность. Ученые и архитекторы Новосибирска предложили перенести храм в музей старинной архитектуры под открытым небом в Академгородок.
4.7. Предложение настоятеля Болотнинской Свято-Никольской церкви Николая Чугайнова передать Турнаевскую церковь Болотнинскому приходу и перевезти ее в Болотное в 1988 г.
В начале 1988 г. настоятель Болотнинской церкви Св.Николая Николай Чугайнов передал уполномоченному совета по делам религий при Новосибирском облисполкоме В.Лымарю письмо с просьбой передать пустующую Турнаевскую церковь Болотнинскому приходу с условием, чтобы ее разобрать, перевезти в Болотное, восстановить в прежнем виде и совершать в ней богослужения. Зная о настроении общественности области, начавшей требовать реставрации церкви на месте, летом 1988 г. Чугайнов комментировал эту свою просьбу так: «…конечно, можно восстановить церковь на месте как памятник архитектуры. Но для кого? Кто увидит эти Сибирские Кижи? Нужна дорога, нужно поднять село Турнаево, а когда это будет».
4.8. Предложение властей Новосибирской области передать Турнаевскую церковь Новосибирской епархии и перевезти ее в Новосибирск в 1988 г. Встречная просьба митрополита Гедеона к Новосибирскому облисполкому о передаче Турнаевской церкви Новосибирской епархии и ее перевозке в Новосибирск.
В 1988 г. группа верующих новосибирцев выступила с инициативой вернуть Церкви собор Александра Невского в Новосибирске, который после отъезда оттуда студии Западно-Сибирской кинохроники уже начали перестраивать для нужд Новосибирской филармонии. Благодаря публикации в «Вечернем Новосибирске» статьи новосибирского писателя Александра Плитченко, инициатива получила поддержку тысяч горожан. Областные власти предложили компромисс Новосибирской епархии: Церковь отказывается от претензий на здание собора в Новосибирске, но взамен получает возможность разобрать Турнаевскую пустующую церковь в Болотнинском районе и перевезти ее в Новосибирск.
12 октября 1988 года митрополит Новосибирский и Барнаульский Гедеон обратился к председателю Новосибирского облисполкома В.А.Бокову с просьбой о передаче Церкви церковного здания в Турнаево с целью разобрать его и перевезти в Новосибирск, в Ленинский или Кировский район, в которых проживало свыше полумиллиона человек и где не было ни одного православного храма. Гедеон писал, что Турнаево практически не существует, в соседнем Болотном имеется действующий православный храм, и что Турнаевскую церковь легче всего будет восстановить именно в Новосибирске. Незадолго до этого он лично побывал в Болотном, где получил согласие райисполкома на разбор и перевозку церковного здания в город.
4.9. Против проектов разбора Турнаевской церкви и перевозки ее в Болотное или Новосибирск в 1988 году выступили Научно-производственый центр по сохранению историко-культурного наследия Новосибирской области (НПЦ) и жители села Турнаево.
Редактор Болотнинской районной газеты «Путь Ильича» А.Верин писал: «…в нескольких минутах езды от Болотного стоит шедевр русских мастеров…увы, это великолепие под угрозой…в районе нашли немного денег, чтобы кое-где покрыть крышу толем, кое-что подлатать внутри, но положения это не исправит…сейчас есть два наиболее приемлимых (в финансовом плане) варианта, но оба они связаны с перевозкой (с одновременной реставрацией) – в Болотное или в Новосибирск. Помочь в этом государству согласна церковь. Но это не по душе жителям Турнаева…».
Твердая позиция о невозможности переноса Турнаевской церкви в другую местность, отстаиваемая Научно-производственным центром по сохранению историко-культурного наследия Новосибирской области (НПЦ), и подоспевший сход турнаевцев, протестовавших против вывоза из их села церкви, решили вопрос о переносе здания в пользу его сохранения и реставрации на прежнем месте.
4.10 Передача здания Турнаевской церкви в пользование Новосибирской епархии 19 января 1989 г.
После празднования Тысячелетия Крещения Руси, 19 января 1989 г., с согласия Болотнинского райисполкома, Новосибирским облисполкомом было принято решение о передаче Турнаевской церкви во имя Преподобного Серафима Саровского в пользование Новосибирскому епархиальному управлению с заключением договора по охране памятника истории и культуры и проведением всего комплекса работ по реставрации, восстановлению, приспособлению церкви под религиозные нужды, благоустройству прилегающей территории.
4.11. Признание здания Турнаевской церкви памятником архитектуры Новосибирской области 18 июля 1990 г. Безрезультатные просьбы НПЦ к Новосибирской епархии о выделении средств на первоочередные работы по спасению храма.
В 1990 г. Решением Новосибирского облисполкома № 282 от 18 июля 1990 г. Турнаевская церковь была взята на охрану как памятник архитектуры местного значения. Сразу же после выхода этого решения облисполкома Л.В.Тимяшевская, начальник Научно-производственного центра по сохранению историко-культурного наследия Новосибирской области, выполнявшего тогда функции государственного органа охраны памятников, обратилась к областным властям и в Новосибирскую епархию с просьбой о выделении средств на первоочередные работы с целью спасения храма. Призывы эти тогда никакого действия ни на кого не возымели.
4.12. Отказ Новосибирской епархии от Турнаевской церкви 7 октября 1990 г.
7 октября 1990 г. в Турнаево приехал вновь назначенный управляющий Новосибирской епархией епископ Тихон. Осмотрев здание, он решил не брать Турнаевскую церковь под свою опеку, так как к этому времени восстановление храма оценивалось уже в 1 млн. руб., и таких денег у епархии на это мероприятие не было. Посетовав на турнаевцев, не разрешивших в 1988 г. перевезти свою церковь в Новосибирск, он уехал.
4.13. Распоряжение Президента Российской Федерации Б.Н.Ельцина от 23 апреля 1993 года о передаче здания Турнаевской церкви в ведение Новосибирской епархии.
В 1993 году, в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации Б.Н.Ельцина № 281-рп от 23.04.1993 года, Турнаевская церковь была передана в ведение Новосибирского Епархиального Управления Русской Православной церкви.
4.14. Возобновление религиозной жизни при Турнаевской церкви во 2-й половине 1990-х гг.
В 1996 г. недавно назначенный настоятель Болотнинской Свято-Никольской церкви священник Анатолий Рублев приезжает в Турнаево, встречается с турнаевцами, проводит крещения, служит молебны. В том же году он впервые организует Турнаевскй православный летний лагерь.
На престольный праздник 1 августа 1998 г. в полуразрушенной Турнаевской церкви впервые с момента его закрытия им же был отслужен молебен с акафистом Преподобному Серафиму Саровскому.
5. Восстановление Турнаевской церкви во имя Святого Серафима Саровского в 1999-2012 гг.
5.1.Разработка проекта ремонтно-реставрационных работ в Турнаевской церкви НПЦ в 1999 г.
В 1999 г. Научно-производственный центр по сохранению историко-культурного наследия Новосибирской области приступил к разработке полноценного проекта ремонтно-реставрационных работ в Турнаевской церкви. Авторами проекта стали С.Н.Богомазова, в то время сотрудник НПЦ, и Н.И.Лыкова. Конструкторскую часть разрабатывал С.И.Клепиков.
После разработки грамотного профессионального проекта восстановления церкви, новый руководитель НПЦ Г.П.Блукке продолжил дело, начатое Л.В.Тимошевской.
На тот момент степень разрушения здания оценивалась специалистами в 50 процентов.
5.2. Создание РОФ «Сибирские Кижи» в 1999 г., начало его участия в восстановлении Турнаевской церкви.
26 ноября 1999 г. инициативной группой предпринимателей и священнослужителей (Андриенус И.А., Карауш А.В., Невзоров С.Ю., Баталов В.Н., Гутов Ю.Я., Рублев А.В.) был создан региональный общественный фонд содействия восстановлению церкви Святого Серафима Саровского «Сибирские Кижи». Председателем фонда «Сибирские Кижи» был избран руководитель Новосибирского ООО «Рабочий мир» Андрикенус Игорь Александрович.
Епископ Новосибирский и Бердский Сергий благословил это богоугодное дело. В Турнаево был куплен дом для рабочих, начавших заготавливать лес. Руководителем работ по восстановлению храма был назначен Анатолий Рублев – настоятель Болотнинского прихода.
Корреспондент областной газеты «Советская Сибирь» Г.Черезова, посетившая Турнаево в марте 2000 г., писала о работе фонда «Сибирские Кижи»: «…получены первые пожертвования и начались восстановительные работы. Руководит ими отец Анатолий Рублев, настоятель прихода Святого Николая Чудотворца в г.Болотном. В Турнаево работает артель. Куплены трактор, бревенчатый дом для строителей. С февраля приступили к рубке леса. На очереди приобретение пилорамы, деревообрабатывающего оборудования, стройматериалов и инструментов. С этого момента «Сибирские Кижи» стали, наряду с НПЦ, принимать участие в восстановлении Турнаевской церкви…Много желающих принять участие в строительстве храма. Готовятся к переезду даже несколько семей из других селений. Со временем здесь будет создана православная община, и получит Турнаево вторую жизнь вместе с возрожденным храмом…В 2003 г. исполняется 100 лет со дня канонизации Серафима Саровского. К этой дате восстановление храма планируется завершить…».
5.3. Проведение самого первого Серафимо-Турнаевского крестного хода 31 июля 2000 г.
31 июля 2000 г. из Болотного в Турнаево прошел первый Серафимо-Турнаевский крестный ход, в котором участвовало 50 прихожан Болотнинского и Юргинского храмов.
5.4. Начало строительства рядом с Турнаевской церковью малого храма во имя Святого Праведного Феодор Томского в 2000 г.
В том же 2000-м г. рядом с Турнаевской церковью на средства И.А.Андрикенуса был заложен фундамент малого храма во имя Святого Праведного Феодора Томского.
5.5. Переезд в Турнаево священника Анатолия Рублева с семьей в 2001 году. Создание в Турнаево Серафимо-Турнаевского отделения Серафимо-Никольской школы традиционной культуры женою Анатолия Рублева – Татьяной Рублевой. Идея Рублева организовать при Турнаевской церкви детский приют.
В 2001 г. священник Анатолий Рублев переехал с семьей в Турнаево.
Здесь же в сентябре 2001 г. было открыто Серафимо-Турнаевское отделение Серафимо-Никольской школы традиционно-русской культуры, созданной в Болотном женой Анатолия Рублева – Татьяной Рублевой.
В это время у Рублева возникает идея организации при восстанавливаемой Турнаевской церкви детского приюта, который, по его замыслу, включал бы в себя одновременно социальный приют и детский дом.
5.6. Возвращение Рублевых в 2003 году в Болотное.
Два года спустя, в 2003 г. священник Анатолий Рублев вернется из Турнаево в Болотное и затем несколько лет, вплоть до своего отъезда из Болотного в Новосибирск, будет по субботам приезжать в село на службу, проводимую в малом храме во имя Феодора Томского. При малом храме во имя Феодора Томского в Турнаево раз в неделю будут проводиться занятия школы традиционно-русской культуры.
И.А. Андрикенус будет поддерживать идею Рублева об устройстве в Турнаево при церкви приюта и будет готов помочь материально воплотить этот замысел священника, однако, прежде всего, так и не найдется единомышленников именно для работы в самом предполагаемом приюте и для дальнейшей жизни в Турнаево.
Корреспондент «Ведомостей Законодательного Собрания Новосибирской области» Зоя Лаврова в своей статье «Ненаглядное Турнаево» сумела передать настроение Анатолия Рублева, вернувшегося с семьей в Болотное и не сумевшего создать православный приход при восстанавливаемой церкви в Турнаево: «Почему я уехал из Турнаева? Все вопросы по реставрации храма решаются в Болотном…Да и людей-то церковных в Турнаеве нет…Приход надо воспитывать…Мы открыли там школу для детей, которую сейчас матушка передала завучу в Турнаеве…Сегодня это вымирающее село…Все упирается в волю людей. Захотят спастись – спасутся, нет – кто в рай вгоняет плеткой?...Я поеду тогда, когда там будут реальные люди, ради которых там надо жить. Может, пять-шесть семей новых приедут и позовут меня. Сегодня в Турнаеве нет людей, которым бы был нужен священник…».
5.7. Проведение праздничных мероприятий в Турнаево семьей Рублевых в 2000-х-2010-х гг.
Священник Анатолий Рублев активно продвигал праздничные мероприятия, проводимые в Турнаево рядом с церковью, старался популяризировать их. На протяжении нескольких лет усилиями семьи Рублевых при поддержке администрации Болотнинского района в Турнаево проводились фольклорные праздники, из которых наиболее известными были Святки и Масленица. В качестве основных участников, вовлекавших в праздничные действия зрителей, были семья самих Рублевых и воспитанники Серафимо-Никольской школы традиционно-русской культуры.
5.8. Начало реставрации Турнаевской церкви НПЦ в 2003 г. Освящение в том же году малого храма во имя Феодора Томского, построенного И.А.Андрикенусом.
В 2003 г. наконец начнется реставрация Турнаевской церкви НПЦ (которую раньше предполагалось к этому времени уже завершить).
Одновременно тогда же состоится освящение малого храма во имя Феодора Томского, построенного за три года И.А. Андрикенусом.
5.9. Работы по восстановлению Турнаевской церкви в 2003-2009 гг.
В 2004 г. из-за нехватки финансирования реконструкция Турнаевской церкви НПЦ временно вновь оказалась под вопросом.
Тем не менее, с 2003 по 2009 гг. НПЦ смог выполнить все основные работы по восстановлению церкви Серафима Саровского по устранению деформаций сруба, укреплению наружных и внутренних стен всего здания сжимами из брусьев с двух сторон, замене сгнивших венцов, балок и столбиков под черновые полы и замене самих полов.
Обрушенные балки перекрытий и стропильной системы были демонтированы и заменены на новые, отдельные поврежденные места крыши отремонтированы, полностью заменена обрешетка, подведены новые конструкции под главы и кресты.
Окна и двери были изготовлены новыми, подлинные оконные решетки отреставрированы.
Кровельные работы, завершающие реконструкцию церкви, были проведены на средства спонсоров священником Анатолием Рублевым. По словам Начальника ГАУ НСО НПЦ М.В.Грес, «…цвет оказался неудачным –слишком ярким, хотя должен быть сурик…Но на замену железа денег не было…Придется ждать до следующего ремонта и при замене кровельного покрытия сделать традиционный для русского зодчества цвет – сурик».
Внутри церкви стены и потолки были обшиты профилированной доской с покрытием лаком.
В 2010 г. творческий коллектив в составе сотрудников НПЦ, священнослужителей и строителей-подрядчиков за осуществление проекта реставрации Турнаевской церкви был номинирован на Национальную премию «Культурное наследие» по теме «Памятники гражданского и культового зодчества России: сохранение, популяризация и возрождение».
5.10. Освящение иконостаса в Турнаевской церкви в 2012 г.
1 августа 2012 г., на следующий день после ставшего традиционным 13-го Серафимо-Турнаевского крестного хода, в день памяти преподобного Серафима Саровского в Серафимо-Турнаевском храме епископ Искитимский и Черепановский Лука возглавил праздничную литургию, на которой присутствовало более 300 паломников.
По окончании литургии прибывший митрополит Новосибирский и Бердский освятил иконостас Серафимо-Турнаевского храма, на сооружение которого Новосибирской митрополией было потрачено 2 млн. руб.
5.11. В 2014 г. Турнаевская церковь отметила столетний юбилей. Второй Турнаевский фестиваль в Болотном.
В 2014 г. обновленная церковь во имя Серафима Саровского в Турнаево отметила столетний юбилей.
В праздничных мероприятиях приняло участие около 1200 человек из Новосибирской, Кемеровской, Томской областей и Алтайского края.
В честь юбилейных торжеств Новосибирский митрополит Тихон вручил епархиальные награды руководителям Болотнинского района. Председатель Совета депутатов Болотнинского района В.Н.Карпов был награжден Архиерейской грамотой, заместители главы Болотнинского района В.И.Грибовский и А.М.Юркевич были награждены Епархиальными благодарственными письмами. От имени Администрации Болотнинского района А.М.Юркевич поблагодарил Митрополита Тихона за высокие награды и за участие в празднике, а также огласил поздравительную телеграмму врио Губернатора Новосибирской области В.Ф.Городецкого по случаю 100-летия храма в Турнаево.
В эти дни, 1-2 августа 2014 г. в Болотном прошел Второй Турнаевский фестиваль, площадками которого стали учреждения культуры Болотного и площадь перед ДК им. Кирова. На фестиваль приехало 47 мастеров и продавцов художественно-ремесленных изделий из Новосибирской, Кемеровской, Липецкой, Нижегородской областей. Мастера провели 28 ремесленных мастер-классов по различным направлениям: батик, резьба по бересте, изготовление капорского чая, канзаши, народная кукла, традици-онная роспись яиц, плетение из соломы, картины на бересте, бисероплетение и др. В Болотнинском ДДиЮ по заказу Министерства промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области прошел семинар «Возрождение и развитие ремесел в Новосибирской области».
Первый Турнаевский фестиваль прошел 31 июля – 1 августа 2013 г. в самом Турнаево по инициативе администрации Болотнинского района и НФ «Сибирский Вернисаж», поддержанной Министерством промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области. На территории рядом с Турнаевской церковью работали мастер-классы, ремесленная ярмарка, был проведен концерт, в котором приняли участие представители Болотнинского, Мошковского и Тогучинского районов. Чрезвычайно важным оказался опыт настройки по-сути светского фестиваля на сложившуюся религиозную традицию проведения Серафимо-Турнаевского крестного хода.
6. Современное состояние Турнаевской церкви во имя Святого Серафима Саровского
6.1. Турнаевская церковь сегодня.
В настоящее время восстановленная Турнаевская церковь приписана к приходу Святого Архистратига Михаила в Болотном, настоятелем которого является протоиерей Алексей Матанцев. С декабря 2011 г. все приходы на территории Болотнинского района относятся к Искитимской епархии Новосибирской митрополии Московского Патриархата Русской Православной церкви.
Официального прихода при церкви Серафима Саровского в Турнаево нет. Это связано с тем, что до сих пор в Турнаево нет священника, проживающего в селе. Здания восстановленной церкви Серафима Саровского и построенного Игорем Андрикенусом малого храма во имя Феодора Томского пустуют.
Изредка в восстановленной Турнаевской церкви проводились крещения и венчания верующих из Новосибирска, договорившихся об этом с Анатолием Рублевым.
Летом, раз в год, вместе со своей семьей Анатолий Рублев проводил двухнедельный детский палаточный лагерь «Сибирский родник» в Турнаево.
Иерей Анатолий Рублев, с именем которого связаны восстановление в 1990-х - 2000-х гг. Турнаевской церкви и неудавшаяся попытка организовать при ней самостоятельный приход, ныне является клириком Иоанно-Предтеченского епархиального мужского монастыря в Новосибирске.
Рядом с Турнаевской церковью и храмом во имя Феодора Томского расположен большой участок земли с расположенным на нем недостроенным деревянным двухэтажным строением, которое, по мнению турнаевцев, принадлежит семье Анатолия Рублева.
6.3. Включение Турнаевской церкви в программу развития туризма в Новосибирской области в 2019 г. Современное состояние туризма в Турнаево.
Церковь Святого Серафима Саровского в Турнаево продолжает к себе вни--мание людей, желающих увидеть ее.
В 2018 г. врио Губернатора Новосибирской области А.Травниковым, епископом Искитимской епархии РПЦ Лукой и представителями Министерства культуры Новосибирской области было принято решение включить Турнаево в программу развития туризма в Новосибирской области на 2019 г.
Регулярно на областном уровне ставится вопрос о привлечении туристов в Болотнинский район в Турнаево. Однако, туристические компании не спешат популяризировать туристический маршрут к Турнаевской церкви, что связано, по их мнению, с отсутствием туристической инфраструктуры в самом Турнаево и в Болотном, со слишком долгим путем следования к достопримечательности из Новосибирска, Томска и Кемерово, а также с состоянием дороги от Болотного до Турнаево.
Ни в Турнаево, ни в Болотном нет гидов, знающих историю села Турнаево и церкви Серафима Саровского.
Всего несколько раз в год, по просьбам организованных групп, экскурсию в Турнаевскую церковь проводят сотрудники Болотнинского районного историко-краеведческого музея.
Кроме подобной кратковременной экскурсии к Турнаевской церкви, на сегодняшний день, к сожалению, туристам предложить нечего. В Турнаево нет краеведческого музея или музея при храме, нет кафе, нет сувенирной лавки, нет благоустроенного туалета.
Отсутствуют ежедневные автобусные рейсы между Турнаево и Болотным, расписание которых было бы привязано к расписанию пригородного железнодорожного транспорта, что также отражается на доступности достопримечательности для жителей областного центра, желающих и готовых добраться до Турнаево на общественном транспорте.
Словно сорок лет назад, поэтому к Турнаевской церкви приезжают издалека все те же туристы и паломники одиночки на собственном автотранспорте.
Больше не проводятся мероприятия, такие, как Турнаевский фестиваль, который сочетал в себе религиозное мероприятие, концертную площадку, место проведения мастер-классов и ярмарку.
Между тем, раз в год, 31 июля, по-прежнему, совершается из Болотного в Турнаево традиционный Серафимо-Турнаевский крестный ход. Это церковное мероприятие приобрело популярность среди православных паломников, стекающихся ради участия в нем из Новосибирской, Томской, Кемеровской областей и Алтайского края.
Если в 2000-м г. самых первых паломников было всего 50 человек, то в 2004 г. их было уже 500 человек, в 2010 г. – 1200 человек. Примерно на этой цифре количество паломников в Турнаево во время прохождения Серафимо-Турнаевского крестного хода стабилизировалось. В 2019 г. в крестном ходу в Турнаево приняли участие 1300 человек. В 2020 г., в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции, было объявлено, что крестный ход в Турнаево не состоится. В 2021 г. участие в состоявшемся крестном ходе приняло ограниченное количество человек - 165 паломников.
Общая протяженность Серафимо-Турнаевского крестного хода от Болотного до Турнаево составляет около 18 км. Время его прохождения занимает порядка 4-х часов. Часть паломников в тот же день возвращается назад в Болотное, остальные остаются присутствовать на Всенощном бдении и праздничной литургии и покидают Турнаево 1 августа.
6. Заключение
В середине 18 в. на берегу речки Боровой зародилась маленькая деревушка Турнаева. Прибывшие в эпоху реформ Столыпина крестьяне из европейской части России дали вторую жизнь маленькому населенному пункту, к тому времени успевшему исчезнуть. В 1917 г. в Турнаево насчитывалось более 600 дворов.
Турнаевские крестьяне, вместе с такими же крестьянами из окрестных деревень Кандерепа и Дорожной, приговорили в 1912 г. открыть самостоятельный церковный приход и построить в Турнаево собственную церковь, посвятив ее Преподобному Серафиму Саровскому. Для постройки был выбран проект вместительной деревянной церкви на 700 человек.
Первым церковном старостой нового прихода на общем сходе был избран крестьянин Турнаевской общины Василий Степанович Баннов.
После получения разрешения на строительство церкви, в том же 1912 г. в Турнаево на улице Хохловка, на возвышенности был заложен каменный фундамент церкви.
Недавние переселенцы были еще бедны и не могли самостоятельно собрать сразу всю сумму, необходимую для постройки храма. Поэтому они взяли дополнительно ссуду на 10 лет у Переселенческого Управления. Часть денег на строительство церкви выделил Священный Синод. Немалые расходы по украшению и устройству церкви взяли на себя благотворители – томские купцы.
Церковь строилась артелью плотников из Перми в составе из 45 (по другим сведениям, 54) человек.
1 сентября (14 сентября по новому стилю) 1914 года Турнаевская церковь во имя Святого Серафима Саровского была освящена. Позади церкви в отдельном здании в том же году была открыта четырехклассная начальная церковно-приходская школа.
В 1912-1914 гг. активное участие в строительстве церкви в Турнаево принял будущий ее настоятель – А.А. Злобин. Являясь служащим Томской железной дороги, он заочно прошел обучение в семинарии в Томске, принял духовный сан и стал первым настоятелем Турнаевской церкви.
После окончания Гражданской войны и восстановления Советской власти, в начале 1920-х гг. у прихода Турнаевской церкви были отняты здания церковно-приходской школы и дома церковного причта. Несмотря на это, Злобин прослужил в Турнаево до 1926 г.
Во второй половине 1920-х гг. Турнаевская церковь перешла к обновленцам. Началась частая смена священников, что было обусловлено гонениями на церковь со стороны властей. В 1937 г. были арестованы и расстреляны священник Турнаевской церкви П.Г.Мануйленко, староста В.С.Баннов и бывший церковный сторож Д.А.Литвинов.
В 1938 г., Турнаевская церковь, оставшись без причта и церковного совета, была разорена. С колокольни были сброшены колокола, подверглись разорению и осквернению алтарь, иконостас и иконы. В 1940 г. Распоряжением Новосибирского облисполкома Турнаевский приход был закрыт официально, а церковь была превращена в зерносклад.
В 1952 и в 1961 гг. Турнаевскую церковь едва не разобрали на бревна для постройки клуба и школы. Однако, здание сохранили и по-прежнему, до 1980-х гг. продолжали использовать как зерносклад Турнаевского колхоза и Дивинского птицесовхоза.
В 1980-х гг. красивое пустующее старинное здание стало привлекать все большее внимание краеведов и туристов, которые начали говорить о необходимости его реконструкции и сохранения для потомков как памятника архитектуры.
Стали появляться проекты переноса церкви из Турнаево. Сначала об этом говорили ученые и архитекторы Новосибирска, предложившие перенести храм в музей старинной архитектуры под открытым небом в Академгородок. Затем к этой идее подключился настоятель Болотнинской церкви Святого Николая Николай Чугайнов, предложивший передать церковь Болотнинскому приходу и перенести ее в Болотное. Следом за Чугайновым передать церковь Новосибирской епархии и перенести ее в Новосибирск предложил митрополит Гедеон. Против проектов переноса Турнаевской церкви выступили Научно-производственный центр по сохранению историко-культурного наследия Новосибирской области (НПЦ) и жители села Турнаево.
В 1989 г. решением Новосибирского облисполкома Турнаевская церковь была передана в пользование Новосибирскому епархиальному управлению. В 1990 г. решением Новосибирского облисполкома Турнаевская церковь была взята на охрану как памятник архитектуры местного значения. НПЦ обратилось к областным властям и к Новосибирской епархии с просьбой выделить средства на первоочередные работы по спасению храма. В том же году Новосибирская епархия отказалась от пользования Турнаевской церковью, так как не имела средств на ее восстановление.
В 1993 году, в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации Б.Н.Ельцина № 281-рп от 23.04.1993 года, Турнаевская церковь была передана в ведение Новосибирского Епархиального Управления Русской Православной церкви. Несмотря на это, церковь продолжала пустовать и разрушаться. К концу 1990-х гг. степень разрушения здания оценивалась в 50%.
В 1999 г. НПЦ разработал проект по восстановлению Турнаевской церкви. В том же году под председательством И.А.Андрикенуса был создан региональный общественный фонд содействия восстановлению церкви Святого Серафима Саровского «Сибирские Кижи». В 2000-2003 гг. рядом с Турнаевской церковью Андрикенус построит малый храм во имя Феодора Томского.
В 2001 г. священник Анатолий Рублев переедет с семьей из Болотного в Турнаево и попытается создать приход при восстанавливаемой Турнаевской церкви. В 2003 г. Рублевы вернутся в Болотное. Раз в неделю Анатолий Рублев будет приезжать в Турнаево служить в малом храме.
В 2003 г. начнется реставрация Турнаевской церкви НПЦ, которая закончится в 2009 г. полным восстановлением здания.
В 2012 г. внутри Турнаевской церкви будет установлен и освящен иконостас. Храм будет полностью готов для проведения богослужений в нем.
По сей день Турнаевская церковь является приписной: официального прихода при церкви Серафима Саровского в Турнаево нет. Это связано с тем, что до сих пор в Турнаево нет проживающего в селе священника. Здания восстановленной церкви Серафима Саровского и построенного Игорем Андрикенусом малого храма во имя Феодора Томского пустуют.
Регулярно на областном уровне ставится вопрос о привлечении туристов в Болотнинский район в Турнаево. Однако, туристические компании не спешат популяризировать туристический маршрут к Турнаевской церкви, что связано, по их мнению, с отсутствием туристической инфраструктуры в самом Турнаево и в Болотном, со слишком долгим путем следования к достопримечательности из Новосибирска, Томска и Кемерово, а также с состоянием дороги от Болотного до Турнаево.
Кроме кратковременной экскурсии к Турнаевской церкви, на сегодняшний день, к сожалению, туристам предложить нечего. В Турнаево нет краеведческого музея или музея при храме, нет кафе, нет сувенирной лавки, нет благоустроенного туалета.
Отсутствуют ежедневные автобусные рейсы между Болотным и Турнаево, расписание которых было бы привязано к расписанию пригородного железнодорожного транспорта, что также отражается на доступности достопримечательности для жителей областного центра, готовых добраться до Турнаево на общественном транспорте.
Между тем, раз в год, 31 июля, по-прежнему, совершается из Болотного в Турнаево традиционный Серафимо-Турнаевский крестный ход. Это церковное мероприятие приобрело популярность среди православных паломников, стекающихся ради участия в нем из Новосибирской, Томской, Кемеровской областей и Алтайского края.
7. Библиографический список
Архивные документы:
ГАТО Ф.170, Оп.1 Д. 4169, 4266.
ГАТО Ф.239, Оп.8, Д.1670, Л. 205, 205 об.
ГАТО Ф.239, Оп.8, Д.1670, Л. 206, 206 об.
ГАТО Ф.239, Оп.8, Д.1670, Л. 245.
ГАТО Ф.239, Оп.8, Д.1670, Л. 286, 286 об.
ГАТО Ф.239, Оп.8, Д.1670, Л. 287, 287 об., 288.
ГАТО Ф.239, Оп.8, Д.1670, Л. 290, 290 об.
ГАТО Ф.239, Оп.8, Д.1670, Л. 293, 293 об., 294.
Справочная литература:
Атлас планов и фасадов церквей, иконостасов к ним и часовен, одобренных для руководства при церковных постройках и селениях / Издание Святейшего Синода. М.: Синодальная типография, 1911. – 50 л. [ил.].
Памятники истории, архитектуры и монументального искусства Новосибирской области. Книга 2. Районы и города Новосибирской области / И.Ю. Адрианова и др.; отв. ред. А.В.Кошелев. – Новосибирск: Управление по государственной охране объектов культурного наследия Новосибирской области, ГАУ НСО НПЦ, 2012. – 332 с. – С. 46-47.
Книги:
Болотнинская быль. Болотнинский район Новосибирской области: история и современность . – Исторический очерк. – Новосибирск: Издательский Дом «Историческое наследие Сибири», 2014. – 640 с. , илл. – С. 48-51, 120, 125.
Новиков А.В., Майничева А.Ю., Кравцов В.М., Грес М.В. Прошлое Болотнинской земли / А.В.Новиков, А.Ю.Майничева, В.М.Кравцов, М.В.Грес. – Новосибирск: Издательство АртИнфоДата, 2003. – 136 с. – С.118-119
Статьи из журналов и газет:
Лаврова З. Ненаглядное Турнаево / З.Лаврова // Ведомости Законодательного Собрания Новосибирской области. - № 2 от 9 января 2005. – С.4.
Махтаева М. Второе рождение «Жемчужины Сибири» / М.Махтаева // Наши новости. – 26 ноября 2008. – С. 2.
Мышкин Л., Писарева С. Жизненный путь священника Александра Злобина / Л.Мышкин, С.Писарева // Живоносный источник. – 2018. - № 1. – С. 40-43.
Терентьев Е.В. Турнаевская церковь во имя Святого Серафима Саровского / Е.В.Терентьев // Неделька. – 2020. – 30 сентября. – С. 11.
Терентьев Е.В. Турнаевская церковь во имя Святого Серафима Саровского / Е.В.Терентьев // Неделька. – 2020. – 7 октября. – С. 11.
Терентьев Е.В. Турнаевская церковь во имя Святого Серафима Саровского / Е.В.Терентьев // Неделька. – 2020. – 14 октября. – С. 11.
Терентьев Е.В. Турнаевская церковь во имя Святого Серафима Саровского / Е.В.Терентьев // Неделька. – 2020. – 21 октября. – С. 11.
Терентьев Е.В. Турнаевская церковь во имя Святого Серафима Саровского / Е.В.Терентьев // Неделька. – 2020. – 28 октября. – С. 11.
Терентьев Е.В. Турнаевская церковь во имя Святого Серафима Саровского / Е.В.Терентьев // Неделька. – 2020. – 4 ноября. – С. 11.
Терентьев Е.В. Турнаевская церковь во имя Святого Серафима Саровского / Е.В.Терентьев // Неделька. – 2020. – 11 ноября. – С. 11.
Терентьев Е.В. Турнаевская церковь во имя Святого Серафима Саровского / Е.В.Терентьев // Неделька. – 2020. – 18 ноября. – С. 11.
Черезова Г. Колокольные звоны Турнаево// Советская Сибирь. – 2000. – 1 марта.
Шаравин И. Серафимо-Турнаевский храм отпраздновал свой столетний юбилей // Живоносный источник. - № 1, - 2015. – С.3.
Интернет-ресурсы:
Боровиков Л.И. Сибирские Кижи: возрожденное сокровище. История села Турнаево и Серафимо-Турнаевского храма [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 16.02.2022)
Васильев А.В., Наумова К.А., Купрякова И.В. Церковь Параскевы Пятницы в селе Барабаново – история строительства. [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 16.02.2022)
Грес М.В. Возрождение. О реставрации Турнаевского храма. [Электронный ресурс]. URL: http://nasledie-nso.ru/node/659 (дата обращения: 16.02.2022)
Епископ Искитимский и Черепановский Лука возглавил в Турнаево торжества, посвященные 115-летию канонизации Серафима Саровского [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 16.02.2022)
Организация РОФ «Сибирские Кижи» [Электронный ресурс]. URL: https://www.list-org.com/company/8845536 (дата обращения: 16.02.2022)
Православный палаточный лагерь «Сибирский родник» [Электронный ресурс]. URL: http://iskitimeparhia.ru/news/168-12.html (дата обращения: 16.02.2022)
Состоялись празднования, посвященные 100-летию Серафимо-Турнаевского храма [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 16.02.2022)
Терентьев Е. Страницы истории Болотнинского района Новосибирской области. Строительство Турнаевской церкви во имя Святого Серафима Саровского [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 16.02.2022)
Терентьев Е. Страницы истории Болотнинского района Новосибирской области. Священники Турнаевской церкви во имя Святого Серафима Саровского [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 16.02.2022)
Терентьев Е. Страницы истории Болотнинского района Новосибирской области. Разоренная Турнаевская церковь во имя Святого Серафима Саровского [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 16.02.2022)
Терентьев Е. Страницы истории Болотнинского района Новосибирской области.Восстановление Турнаевской церкви во имя Серафима Саровского [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 16.02.2022)
Церковь во имя преподобного Серафима Саровского [Электронный ресурс]. URL: http://www.orthedu.ru/nskeparh/eparhia/sev-vos/turnaevo.htm (дата обращения: 16.02.2022)
Шабунин Е.А. Серафимовская церковь с. Турнаево [Электронный ресурс]. URL: http://www.orthedu.ru/kraeved/3365-11.html (дата обращения: 16.02.2022)
Православный палаточный лагерь «Сибирский родник» [Электронный ресурс]. URL: http://iskitimeparhia.ru/news/168-12.html (дата обращения: 16.02.2022)
8. Содержание
1. Вступление………………………………………………………………
2. Строительство Турнаевской церкви во имя Святого Серафима Саровского в 1912-1914 гг……………………………………………
2.1. Краткая история появления и развития села Турнаево во 2-й половине 18 в. – начале 20 в……………………………………….
2.2. Решение жителями Турнаево и окрестных деревень в 1912 г. построить собственную церковь во имя Преподобного Серафима Саровского и образовать церковный приход. Избрание церковным старостой Василия Степановича Баннова…………………………….
2.3. Утверждение в 1912 г. строительным отделом Томской епархии проекта строительства храма в Турнаево………………………………
2.4. Сбор средств на строительство церкви в Турнаево летом 1912 г. – весной 1913 г……………………………………………………………..
2.5. В 1912 году в Турнаево был заложен каменный фундамент будущей церкви…………………………………………………………………….
2.6. Строительство церкви в Турнаево весной 1913 г. – летом 1914 г…………………………………………………………………………..
2.7. Вопрос о завершенности строительства Турнаевской церкви…………………………………………………………………….
2.8. Сравнение Серафимовской церкви в селе Турнаево Болотнинского района Новосибирской области и церкви Параскевы Пятницы в деревне Барабаново Емельяновского района Красноярского края………………………………………………………………………..
2.9. Освящение Турнаевской церкви 1 (14) сентября 1914 года……………
2.10. Открытие церковно-приходской школы в Турнаево в 1914 г………….
3. Священники Турнаевской церкви во имя Святого Серафима Саровского в 1914-1937 гг…………………………………………………
3.1. Первый настоятель Турнаевской церкви Александр Александрович Злобин……………………………………………………………………
3.2. Священники Турнаевской церкви в 1926 – 1934 гг………………….
3.3. Священник и староста Турнаевской церкви в 1935 – 1937 гг…………………………………………………………………………..
3.4. Аресты и гибель священника П.Г.Мануйленко, старосты В.С.Баннова и бывшего церковного сторожа Д.А.Литвинова в 1937 г……………………………………………………………………………
4. Разоренная Турнаевская церковь во имя Святого Серафима Саровского в 1938-1999 гг…………………………………………………
4.1. Разорение Турнаевской церкви в 1938 г………………..........................
4.2. Распоряжение Новосибирского облисполкома о закрытии Турнаевского прихода в апреле 1940 г. Начало использования здания церкви под зерносклад………………………………………….
4.3. Решение Новосибирского облисполкома о разборе Турнаевской церкви для строительства из ее бревен в Турнаево сельского клуба осенью 1952 г……………………………………………………………..
4.4. Решение о строительстве из бревен Турнаевской церкви сельской школы в Турнаево в 1961 г……………………………………………..
4.5. Использование Турнаевской церкви в 1940-х – 1980-х гг. как зерносклада……………………………………………………………….
4.6. Привлечение внимания общественности Новосибирской области к судьбе здания Турнаевской церкви в 1980-х гг………………………..
4.7. Предложение настоятеля Болотнинской Свято-Никольской церкви Николая Чугайнова передать Турнаевскую церковь Болотнинскому приходу и перевезти ее в Болотное в 1988 г………………………….
4.8. Предложение властей Новосибирской области передать Турнаевскую церковь Новосибирской епархии и перевезти ее в Новосибирск в 1988 г. Встречная просьба митрополита Гедеона к Новосибирскому облисполкому о передаче Турнаевской церкви Новосибирской епархии и ее перевозке в Новосибирск…………….
4.9. Против проектов разбора Турнаевской церкви и перевозки ее в Болотное или Новосибирск в 1988 году выступили Научно-производственый центр по сохранению историко-культурного наследия Новосибирской области (НПЦ) и жители села Турнаево…………………………………………………………………
4.10. Передача здания Турнаевской церкви в пользование Новосибирской епархии 19 января 1989 г……………………………………………….
4.11. Признание здания Турнаевской церкви памятником архитектуры Новосибирской области 18 июля 1990 г. Безрезультатные просьбы НПЦ к Новосибирской епархии о выделении средств на первоочередные работы по спасению храма…………………………..
4.12. Отказ Новосибирской епархии от Турнаевской церкви 7 октября 1990 г……………………………………………………………………
4.13. Распоряжение Президента Российской Федерации Б.Н.Ельцина от 23 апреля 1993 года о передаче здания Турнаевской церкви в ведение Новосибирской епархии…………………………………….
4.14. Возобновление религиозной жизни при Турнаевской церкви во 2-й половине 1990-х гг……………………………………………………..
5. Восстановление Турнаевской церкви во имя Святого Серафима Саровского в 1999-2012 гг……………………………………………….
5.1. Разработка проекта ремонтно-реставрационных работ в Турнаевской церкви НПЦ в 1999 г……………………………………
5.2. Создание РОФ «Сибирские Кижи» в 1999 г., начало его участия в восстановлении Турнаевской церкви…………………………………..
5.3. Проведение самого первого Серафимо-Турнаевского крестного хода 31 июля 2000 г………………………………………………………….
5.4. Начало строительства рядом с Турнаевской церковью малого храма во имя Святого Праведного Феодор Томского в 2000 г………………
5.5. Переезд в Турнаево священника Анатолия Рублева с семьей в 2001 году. Создание в Турнаево Серафимо-Турнаевского отделения Серафимо-Никольской школы традиционной культуры женою Анатолия Рублева – Татьяной Рублевой. Идея Рублева организовать при Турнаевской церкви детский приют……………………………….
5.6. Возвращение Рублевых в 2003 году в Болотное……………………..
5.7. Проведение праздничных мероприятий в Турнаево семьей Рублевых в 2000-х-2010-х гг………………………………………………………..
5.8. Начало реставрации Турнаевской церкви НПЦ в 2003 г. Освящение в том же году малого храма во имя Феодора Томского, построенного И.А.Андрикенусом………………………………………
5.9. Работы по восстановлению Турнаевской церкви в 2003-2009 гг…………………………………………………………………………..
5.10. Освящение иконостаса в Турнаевской церкви в 2012 г………………
5.11. В 2014 г. Турнаевская церковь отметила столетний юбилей. Второй Турнаевский фестиваль в Болотном……………………………………
6. Современное состояние Турнаевской церкви во имя Святого Серафима Саровского……………………………………………………..
6.1. Турнаевская церковь сегодня…………………………………………...
6.2. Включение Турнаевской церкви в программу развития туризма в Новосибирской области в 2019 г. Современное состояние туризма в Турнаево………………………………………………………………….
7. Заключение…………………………………………………………………
8. Библиографический список………………………………………………
9. Содержание………………………………………………………………….
Муниципальное казенное учреждение культуры
«Болотнинская централизованная библиотечная система»
МКУК «Болотнинская ЦБС»
Православие в Болотнинском районе Новосибирской области. Турнаевская церковь во имя Святого Серафима Саровского. История храма (1912-2022 гг.) / [автор-составитель Е.В.Терентьев]. – Болотное: методико – библиографический отдел, 2022. – с.: ил.
Краеведческое издание
Фотография на обложке: Терентьев Е.В.
Отпечатано в методо-библиографическом отделе Болотнинской ЦБС
Фактический и почтовый адрес: 6333340, Новосибирская область,
г. Болотное, ул. Московская, 56
Телефон: 8(383-49) 22-780
Свидетельство о публикации №222053101232