Мифы цивилизации Ойкумены. Смерть 1
В античности можно отметить три характеристики «народного чувства смерти»:
- сожаление о жизни
- приятие смерти как «лекарства»
- признание тотальности смерти
Общий концепт у интеллектуалов той поры был такой:
Смерть нам неведома и потому просто не должна никого страшить
С разработкой идеи о бессмертии души как отдельной самостоятельной сущности божественной природы родилось дионисийское представление о смерти и об отношении к ней как радостному избавлению души от плена плоти
Сократик Сократ в своих речах-рассуждениях дошел до тезиза:
Смерть – это переход души в загробный мир, «выздоровление» души от неподлинной земной жизни.
Следствие для сократиков просто как ПЖ:
истинный человек – философ, а цель оной – учиться умирать и готовить себя к ней
Платон лишь уточнил: но только, братья, без суицида - он суть нарушение общественного долга, а сей долг превыше всего
Аристотель дистанцировался от смерти:
все знают, что смерть неизбежна, но так как она не близка, то никто о ней и не думает … и нечего мол и толковать, тосковать да воздух сотрясать. Он призывал смертных не подчиняться тленным вещам, а подниматься в мыслях и делах до бессмертия и жить согласно с тем, что в нас есть лучшего.
Кто это лучшее в себе сыскал, тот пошел … за аристосом.
Но Платон и за ним Аристотель ввели понятие личного человеческого эйдоса, что живет до тех пор, пока живущие помнят об умершем как о человеке
Платон приводит в «Федоне» четыре доказательства бессмертия души:
1) как проявление взаимоперехода противоположностей (душа, пребывавшая в теле, находит инобытие вне тела, а бестелесная душа вселяется в тело);
2) все идеальное есть припоминание (анамнезис) бессмертной души;
3) душа неизменна, и поэтому есть залог идентичности человека (несмотря на постоянную изменчивость);
4) душа не смешивается и не идентифицируется с телом.
В бессмертной в целом душе по Платону обнаруживаются разумная и смертная ее части, а последняя делится еще на аффективную и вожделеющую, хотя сама душа проста и бесчастна, не имеет частей.
Так древние мудрецы ввели в обиход любомудрия то, что ныне спецы называют «экзистенциалом смерти»
Смерть как экзистенциал является средством самоидентификации, а также мотивации, мобилизации и актуализации внутренних потенций экзистирующего человека.
Крепкими были две мысли об этом Э.С .: французский исследователь экзистенциала смерти Филипп Арьес называл «деликатной двойственностью традиционного, народного чувства смерти»: сожаление о жизни и, с другой стороны, приятие смерти (как «лекарства» – от страданий, от несовершенств жизни).
Третья сентенция стала чисто философской:
Omnia citra mortem
Все в этом мире смертны
1-ый взгляд на Э.С. = «лучше страдать, чем умереть»
2-ой – «смерть все исцеляет» это основа философского учения стоиков, а в теологической разработке тезиса о «презрении мира (к миру)»
3-ий взгляд сильно отразил Плутарх:
«мы погибли бы, если бы не погибали»
Дело как часто бывает у адамитов дошло до Парадокса = до соединения жизни и смерти у Гераклита Эфесского:
«Бессмертные – смертны, смертные – бессмертны; смертью друг друга они живут, жизнью друг друга они умирают»
***
Источники для любителей помирать со знанием дела:
Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М. : Прогресс Академия, 1992.
Гагарин А. С. Экзистенция и экзистенциалы человеческого бытия в современной философской антропологии
Гагарин А.С. Экзистенциал смерти в античной философии (от досократиков до Аристотеля)
Свидетельство о публикации №222053101328