Мифы цивилизации Ойкумены. Смерть 1

Смерть в мыслях интеллектуалов и  пролюдей до христианства

В античности можно отметить три характеристики «народного чувства смерти»:
- сожаление о жизни
- приятие смерти как «лекарства»
- признание тотальности смерти

Общий концепт у интеллектуалов той поры был такой:

Смерть нам неведома и потому просто не должна никого страшить

С разработкой идеи о бессмертии души как отдельной самостоятельной сущности божественной природы родилось дионисийское представление о смерти  и об отношении к ней как радостному избавлению души от плена плоти

Сократик Сократ в своих речах-рассуждениях дошел до тезиза:

Смерть – это переход души в загробный мир, «выздоровление» души от неподлинной земной жизни.

Следствие для сократиков просто как ПЖ: 

истинный человек – философ, а цель оной – учиться умирать и готовить себя к ней

Платон лишь уточнил: но только, братья, без суицида -  он суть нарушение общественного долга, а сей долг превыше всего

Аристотель  дистанцировался от смерти:

все знают, что смерть неизбежна, но так как она не близка, то никто о ней и не думает …  и нечего мол и толковать, тосковать да воздух сотрясать. Он призывал смертных не подчиняться тленным вещам, а подниматься в мыслях и делах до бессмертия и жить согласно с тем, что в нас есть лучшего.

Кто это лучшее в себе сыскал, тот пошел … за аристосом.

Но Платон и за ним Аристотель ввели понятие  личного  человеческого  эйдоса, что  живет до тех пор, пока живущие помнят об умершем как о человеке

Платон приводит в «Федоне» четыре доказательства бессмертия души:
1) как проявление взаимоперехода противоположностей (душа, пребывавшая в теле, находит инобытие вне тела, а бестелесная душа вселяется в тело);
2) все идеальное есть припоминание (анамнезис) бессмертной души;
3) душа неизменна, и поэтому есть залог идентичности человека (несмотря на постоянную изменчивость);
4) душа не смешивается и не идентифицируется с телом.

В бессмертной в целом душе по Платону обнаруживаются разумная и смертная ее части, а последняя делится еще на аффективную и вожделеющую, хотя сама душа проста и бесчастна, не имеет частей.

Так древние мудрецы ввели в обиход любомудрия то, что ныне спецы называют «экзистенциалом смерти»

Смерть как экзистенциал является средством самоидентификации, а также мотивации, мобилизации и актуализации внутренних потенций экзистирующего человека.

Крепкими были две мысли об этом  Э.С .:  французский исследователь экзистенциала смерти Филипп Арьес называл «деликатной двойственностью традиционного, народного чувства смерти»: сожаление о жизни и, с другой стороны, приятие смерти (как «лекарства» – от страданий, от несовершенств жизни).

Третья сентенция стала чисто философской:
Omnia citra mortem
Все в этом мире смертны

1-ый взгляд на  Э.С. =  «лучше страдать, чем умереть»

2-ой – «смерть все исцеляет» это основа  философского учения стоиков, а в теологической разработке тезиса о «презрении мира (к миру)»

3-ий взгляд сильно отразил Плутарх:
«мы погибли бы, если бы не погибали»

Дело как часто бывает у адамитов дошло до Парадокса  = до  соединения жизни и смерти у Гераклита Эфесского:

«Бессмертные – смертны, смертные – бессмертны; смертью друг друга они живут, жизнью друг друга они  умирают»

***
Источники для любителей помирать со знанием дела:

Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М. : Прогресс Академия, 1992.
Гагарин А. С. Экзистенция и экзистенциалы человеческого бытия в современной философской антропологии
Гагарин А.С. Экзистенциал смерти в античной философии (от досократиков до Аристотеля)


Рецензии