Жизнь прожить - не поле перейти! Часть 6
— Коля, как ты учишься? Стипендию платят или нет?
— Мам, учусь хорошо, стипендию платят, но если будет задолженность по предметам или не сдача экзамена — то платить не будут, — ответил Коля.
— А если я тебе в нашем совхозе возьму «направление» — то ты тогда обязан будешь отработать три года в нашем селе и не уедешь куда-нибудь в Архангельск, будешь мне помогать по хозяйству, — предложила мама.
— Хорошо! — сказал Николай. — Я согласен!
Отучившись один год, Николай приехал домой на каникулы, и мама с ним поделилась новостью:
— Сынок, к нам в село приехал мужчина, как бы в ссылку — 101 км от Москвы. Я с ним познакомилась и подумала: ты учишься в городе, мне по хозяйству помогать некому, поэтому я решила с ним сойтись, и он будет жить в нашем доме…
На следующий день мама представила Николаю своего суженого:
— Знакомься, Юрий Васильевич, прошу любить и жаловать — это тот человек, о котором я тебе вчера говорила.
Юрий Васильевич был ровесником мамы и никаких подозрений у Николая не вызвал. Наоборот, Николай заметил, что он слишком волнуется, и задал ему прямой вопрос:
— Юрий Васильевич, а за что вас посадили, если не секрет?..
— Нет, не секрет, — сказал Юрий Васильевич. — Я родом из Коломны. Сидел за воровство. На предприятии, где я работал, утащили сейф из конторы накануне получки. За это и получил срок. После возвращения из тюрьмы меня отправили на 101 километр без права проживания в Москве и областях, граничащих с Московской областью.
— А работали кем? — задал вопрос Николай.
— Работал в типографии переплётчиком по оформлению бумажных изделий: книг, брошюр, журналов, папок и т. д. Понимаю, специальность у меня не сельская, но буду учиться. В цирке и медведей учат, и я чему-нибудь научусь. Директор совхоза меня принял пастухом совхозного стада — осваиваю новую специальность! — с улыбкой ответил Юрий Васильевич.
Николай против не был и понимал, что маме тяжело. После адской работы на совхозной ферме она еле доходила до дома, убирала свою скотину, кушала и ложилась спать. А утром, чуть заря, опять бежала на ферму к своим бурёнкам. И так ежедневно. Подменные доярки долго не держались, поэтому частенько ей приходилось работать без выходных. Но все эти трудности она переносила спокойно, везде успевала и бурёнок своих очень любила. Мало того, всех коров знала, как зовут, а их было на Унгорской молочно-товарной ферме порядка трёхсот. В 1970 году она была награждена медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина».
Этой медалью награждались:
передовые рабочие, колхозники, специалисты народного хозяйства, работники государственных учреждений и общественных организаций, деятели науки и культуры, показавшие высокие образцы труда в ходе подготовки к ленинскому юбилею.
У Николая за свою маму сердце успокоилось. Юрий Васильевич был толковым мужиком в смысле принести домой, что где плохо лежит. А когда Вера Степановна на него начинала ругаться, то он прикрывался поговоркой:
— Всё вокруг колхозное, всё вокруг моё!
А потом обращался к ней и говорил:
— Вер, налей лампадку! Я хорошее дело для дома сделал, а ты на меня ругаешься!
Воровства как такового не было: электрики в поле заменят провода, а старый провод бросят и не уберут. Юрий Васильевич увидит его, смотает моток и принесёт домой, и похвалится в ожидании гонорара в виде гранёного стакана.
— Вер, я там моток проволоки алюминиевой с поля принёс, думаю, что в хозяйстве пригодится!
— Ты мне эти замашки городские брось! У нас ведь здесь не воруют! Хорошо, вот тебя никто не увидел, а если бы увидел — по судам бы затаскали!
— Вер, да брось ты ерунду городить! Я устал сегодня с коровами, как собака, бегут в зеленя. Спасибо, напарник на лошади, да вот Султана себе завёл, он у меня умный — выполняет мои команды и вертает коров, а так бы нам с напарником был бы кирдык!
Да и день был жаркий! Лучше бы налила мне лампадку, а ты ругаешься на меня!
— Садись, налью, коль устал с коровами! Только ничего больше не бери, попадёшься — я как директору совхоза в глаза буду смотреть?!
— Ой, ой, ой! Испугалась! — упрекал её Юрий Васильевич.
— Ты что, неполный налила?! — возмутился Юрий Васильевич.
— Хватит и полстакана, тебе завтра коров пасти!
— Ладно, уговорила! Против бабы не попрёшь! — с улыбкой ответил Юрий Васильевич и произнёс тост:
— Дай Бог, не последнюю! — А выпив, сморщил губы и сказал:
— Хорошо пошла...
— Сильна Советская власть!
К Николаю Юрий Васильевич относился как к родному сыну, ничего не жалел, даже иногда просил Веру Степановну:
— Парень в город уезжает на учёбу, что ты ему дала только десять рублей? Дай ему четвертной, он может с девчонкой в кино захочет сходить, а у него денег только на учёбу! Прожила всю жизнь в деревне и городской жизни не знаешь!
— Ой, Коля, и правда! Мы ведь вчера оба зарплату получили, я что-то и не заметила, как ты у меня вырос и женихом стал!
— Да не надо, мам! — начал отказываться от денег Коля.
— Это нам тут не надо, и у нас картошка своя, а тебе то надо! Я ведь и забыла, мне вчера соседка Любаня сказала, что тебя в кинотеатре «Родина» видела с красивой девушкой!
— Ну и народ! И в городе всё видят! — с улыбкой воскликнул Коля и не стал отказываться от денег.
Продолжение: http://proza.ru/2022/06/05/70
Начало: http://proza.ru/2022/05/26/31
(Продолжение следует)
Свидетельство о публикации №222053100135
Наталья Скорнякова 10.01.2026 08:01 Заявить о нарушении