Преддверие Пути Христианского. Гл. 7
(Посвящено 145-летия со Дня рождения Максимилиана А. Волошина)
Глава седьмая «Обращение…»
Помните финал прекрасного фильма восьмидесятых годов «Белые росы», когда главный герой говорит с солнцем? А за семьдесят лет до того в очень похожий мыслями и чувствами «диалог» со светилом вступает лирический герой М.А.Волошина:
Солнце! Твой родник
В недрах бьет по темным жилам...
Воззывающий свой лик
Обрати к земным могилам!
Солнце! Из земли
Руки черные простерты...
Воды снежные стекли,
Тали в поле ветром стерты.
Солнце! Прикажи
Виться лозам винограда,
Завязь почек развяжи
Властью пристального взгляда!
Вспоминаются слова главного героя фильма: «Нет на земле жизни без тебя». Очевидно, что и Федос Ходос, и лирический герой М.А.Волошина обращаются «через солнце» к Самому Создателю – об этом молитвенном обращении мы в предыдущей главе беседовали.
Только если восьмидесятилетний глава семьи из «Белых рос» уже в преддверии мира иного, то волошинский безымянный герой ещё достаточно молод, хоть и не юн. (Если по годам судить). А о чём просит он Творца, к солнцу обращаясь, скажем чуть позже...
Пока же вспомним, как на три года раньше к солнцу «обращался» в «Молитве» Н.С.Гумилёв.
Солнце свирепое, солнце грозящее,
Бога, в пространствах идущего,
Лицо сумасшедшее,
Солнце, сожги настоящее
Во имя грядущего,
Но помилуй прошедшее!
Здесь, «звучание», конечно, иное – молитва, читаемая в скорби и смятении, и, возможно, готовность на самопожертвованию «во имя грядущего». Мотивы, что зазвучат У М.А. Волошина примерно через десятилетие.
А пока звучит у автора «Киммерийской весны» тема некого «приготовления», наверное. Приготовления к чему-то очень важному, может быть самому главному…
Итак, как мы уже говорили в предыдущих главах, в «Киммерийской весне» в неразрывной связи любовь к родной земле и любовь, здесь уместнее сказать, - к Небу, что для мыслящего человека совершенно естественно.
А ещё, если упомянули мы Великий Пост, то тему Лета Господня, разумеется, продолжим.
Возможно, всё «происходящее» сродни образам Благовещенья или Вербного Воскресенья. Почему всё-таки «сродни», об этом в следующей главе. А образы эти - преддверие Главного Праздника. (А какой из них первый, от времени Пасхи в каждом году зависит). Вспоминается, конечно, что Благовещенье – «Праздник света», а Вербное Воскресенье – «золотой, полдневный час». (Строки К.Д.Бальмонта и Н.А.Клюева соответственно).
А теперь о «просьбе» лирического героя. Итак, просит он солнце «воззывающий… лик» обратить «к земным могилам» - отчего же к «могилам»? Трудно не услышать просьбу вдохнуть жизнь, преодолеть смерть, вывести из тьмы на свет. И «бьёт по тёмным жилам» родник солнца - его ещё не видно, но он уже есть. И «жизнь зарождается в мраке таинственном», как восторженно произнёс за двадцать с лишним лет до того И.А.Бунин.
Зарождается и наполняет всё пространство - пространство, что совсем недавно словно неживым было. Конечно, весна Земли Крымской не совсем та, что русскому человеку привычна, но весна – символ пробуждения. И, конечно, символами являются и «руки чёрные» ещё безлиственных кустов и деревьев. Символом стремления, а, может быть, взывания к Небу. И вот совсем уже скоро начнут «виться лозы винограда», а из почки превратятся в листья - и «руки чёрные» станут живыми. Живыми, готовыми принести осенью плод станут лозы винограда – лозы, саму жизнь символизирующие. Оживёт вся проснувшаяся земля – потому что вдохнёт в неё жизнь Творец.
Думаю, заметно, что во всех последних предложениях глаголы в будущем времени?
И станет оно «настоящим», если Творец Милость Свою явит. И никто, начиная с лирического героя, в том не сомневается. И звучит в строках М.А.Волошина радость - радость обновления, радость победы над смертью и тьмою…
А дальше словно свершается то, о чём просьба прозвучала…
(Продолжение следует)
Свидетельство о публикации №222053101728