Эволюция ракетных субмарин США и СССР. Часть 3

Окончание.

Часть 1.http://proza.ru/2022/05/29/471
Часть 2. http://proza.ru/2022/05/30/407

В СССР работы по третьему поколению БРПЛ сопровождались жестким административным требованием перехода на твердое топливо. В этих условиях практически одновременно были начаты работы по оснащению РГЧ ИН жидкостной ракеты «Р-29» («Р-29Р», 1973 г.) и созданию твердотопливной БРПЛ с РГЧ ИН («Р-39», 1973 г.).

БРПЛ «Р-29Р» комплекса «Д-9Р» дальнейшее развитие «Р-29», на базе которой было создано три варианта ракет с РГЧ – Р-29Р с 3-мя ЯБЗ по 0,2 Мт и дальностью стрельбы 6500 км, Р-29РЛ с МГЧ мощностью 0,45 Мт и дальностью 9000 км, и Р-29К с 7-ю ЯБЗ по 0,1 Мт и дальностью 6500 км. Стартовая масса составляла 35,3 т., точность стрельбы 0,9 км.

Комплексом «Д-9Р» принятым на вооружение в 1979 г., было оснащено 14 РПКСН пр. 667БДР. Техническая надежность «Р-29Р» за период эксплуатации составила КТН=0.95.

БРПЛ «Р-39» комплекса «Д-19» - трехступенчатая, твердотопливная ракета с дальность стрельбы 8300 км, оснащенная 10 РГЧ ИН мощностью по 0,1 Мт. Пуск ракеты осуществляется из сухой шахты, с помощью ПАД в газовой каверне. Точность поражения была достигнута несколько лучшая – 0,5 км, техническая надежность получилась несколько худшей – 0.85, чем у «Р-29Р». В то же время, массогабаритные размеры превзошли все разумные пределы - стартовая масса 90 т и пусковой объем около 65 м3 (почти в три и в два раза больший, чем у «Р-29Р»). Комплекс «Д-19» принят на вооружение в 1983 г.

Дальнейшим развитием «Р-29Р» стала БРПЛ «Р-29РМ» комплекса «Д-9РМ», принятого на вооружение в 1986 г. «Р-29РМ» - трехступенчатая, жидкостная ракета, стартовой массой 40.3 т, предназначена для поражения малоразмерных защищенных объектов. Головная часть рассчитана на установку четырех или 10 ЯБЗ с ИН по 0,1 Мт каждый. Дальность стрельбы 8300 км, техническая надежность КТН=0,97. Комплекс «Д-9РМ» стоит на вооружении РПКСН пр.667БДРМ.

Принципиальным отличием подводного кораблестроения США от такового в СССР была стандартизация в создании комплекса «БРПЛ – пусковая шахта». Так, изначально было установлено три типоразмера диаметров БРПЛ: «А» - с габаритным диаметром» 1,37 м.; «С» - с габаритным диаметром » 1,88 м.; «D» - с габаритным диаметром » 2,11 м.

При этом изначально шахты на ПЛАРБ проектировались и изготавливались несколько большей высоты, чем БРПЛ, состоящие на вооружении, так сказать, «на вырост».

Так, длина БРПЛ семейства «Поларис» трех модификаций соответственно составляла - 8,55 м, 9,40 и 9,6 м. Ракетные шахты на ПЛАРБ США первой серии (тип SSBN-598) были адаптированы для применения всех трех модификаций «поларисов» без каких-либо конструктивных изменений шахты и прочного корпуса ПЛ.

Необходимо отметить, что данный подход сохранился и на последующих проектах ПЛАРБ США.

Данное решение обусловило применение США более рационального подхода в подводном кораблестроении, выраженное принципом «ракеты для кораблей», в то время как в Советском Союзе был реализован обратный (и весьма затратный) принцип – «корабли для ракет».

В Советском Союзе, в отличие от США, делавших акцент в развитии РАПЛ на глубокой модернизации ранее построенных кораблей, развитие корабля-носителя стратегического оружия осуществлялось созданием новых проектов подводных лодок.

В рамках концепции, заложенной в пр. 667А, вновь созданные ракетные подводные крейсера содержали в себе радикальное изменение одного или нескольких свойств, при модернизации (как правило, РЭВ) или сохранении прочих характеристик практически неизменными:
·на РПКСН пр. 667Б (1972 г.) – внедрение ракетного комплекса межконтинентальной дальности Д-9 с ракетой Р-29, но с уменьшенным боекомплектом – 12 БРПЛ, и применение элементов двухкаскадной амортизации виброактивных механизмов ПТУ; всего построено 18 кораблей;
·на РПКСН пр. 667БД (1975 г.) – увеличение боекомплекта комплекса Д-9 до «стандартной» величины – 16 БРПЛ, за счет включения в конструкцию прочного корпуса дополнительного отсека, а так же реализация мероприятий по дополнительному снижению шумности РПЛ и уменьшению помех работе собственных гидроакустических средств; всего построено 4 корабля;
·на РПКСН пр. 667БДР (1979 г.) – внедрение ракетного комплекса межконтинентальной дальности Д-9Р с ракетой Р-29Р, оснащенной РГЧ ИН различной комплектации; всего построено 14 кораблей;
·на РПКСН пр. 667БДРМ (1984 г.) – внедрение ракетного комплекса межконтинентальной дальности Д-9РМ с ракетой Р-29РМ, оснащенной РГЧ ИН различной комплектации и повышенной дальностью стрельбы; всего построено семь кораблей.

Внедрение ракет с межконтинентальной дальностью стрельбы позволило значительно повысить боевую эффективность отдельно взятого корабля. Так, районы боевого патрулирования РПКСН с межконтинентальными БРПЛ располагались, как правило, в 2-3 сутках перехода из пунктов базирования, и были защищены силами Советского ВМФ.

Небольшой, по срокам, переход до районов БС, позволил увеличить продолжительность боевого патрулирования примерно в три раза.

Оперирование же данных РПКСН в защищенных боевых районах снижало «остроту проблемы» их акустической скрытности и значительно повышало их боевую устойчивость. Внедрение ракет стрельбы оснащенных РГЧ ИН с сохранением межконтинентальной дальности стрельбы вывело РПКСН пр. 667БДР и 667БДРМ на один уровень с американскими кораблями-аналогами.

В 1968 г. были разработаны принципиально новые отечественные требования к виброакустическим характеристикам основного комплектующего оборудования (ВАХ-68), которые обеспечили значительный прогресс в снижении шумности РПКСН пр. 667Б и 667БД. В 1974 г., на базе накопленного опыта акустического проектирования ПЛ и оснащения заводов-производителей оборудования акустическими стендами и лабораториями, были приняты новые, более жесткие требования к виброакустическим характеристикам (ВАХ-74).

Целенаправленное внедрение комплекса акустических мероприятий позволило в будущем на РПКСН пр. 667БДР и 667БДРМ практически ликвидировать отставание по подводной шумности от американских кораблей аналогичного типа.

Оптимизация проекта серии 667 сопровождалась ростом водоизмещения и главных измерений, при практически неизменных параметрах ГЭУ, что, соответственно, вызвало снижение ходовых качеств кораблей - скорость полного подводного хода проектов 667Б-667БДРМ снизилась на 1-2 узла, по сравнению с пр. 667А, и составила 24 (667БДР, 667БДРМ) – 25 (667Б, 667БД) уз.

Характерно, что все лодки семейства «667-ых» для ССЗ являлись продолжением одной и той же серии, с определенными дополнениями и усовершенствованиями. Переход от одного проекта к другому не сопровождался переоснащением заводов и заставлял их осваивать принципиально новые технологии.

Таким образом, развитие РПКСН семейства «667-ых» позволило поэтапно улучшить качество отдельного боевого корабля - относительная боевая эффективность последнего типа кораблей данного семейства – пр. 667БДРМ превосходила прототип (пр. 667А) почти в 15 раз .

В начале 1970-х годов в США с реализацией крупномасштабной программы «Трайдент», приступили к созданию ПЛАРБ нового типа, способной нести 24 таких ракеты и обладающей повышенным уровнем скрытности. Корабль водоизмещением 18700 т обладал максимальной скоростью 20 узлов и мог выполнять ракетные пуски на глубине 15-30 м. По своей боевой эффективности новая американская система оружия должна была значительно превзойти отечественную систему 667БДР с комплексом «Д-9Р», находившуюся в то время в серийном производстве. Политическое руководство СССР потребовало от промышленности «адекватного ответа» на очередной американский вызов.

Бесспорные эксплуатационные преимущества, продемонстрированные отечественной морской баллистической ракетой (комплекс Д-11) на твердом топливе, а также американский опыт (к которому в советских высших военных и политических кругах всегда относились с большим уважением) обусловили категорическое требование заказчика оснастить данный РПКСН третьего поколения твердотопливными ракетами.

Применение таких ракет позволяло существенно сократить время предстартовой подготовки, устранить шумность ее проведения, упростить состав корабельного оборудования, отказавшись от ряда систем.

При этом уровень отечественных технологий 1970-1980-х годов не позволял создать твердотопливную баллистическую межконтинентальную ракету большой мощности в габаритах, близких к габаритам предшествующих жидкостных ракет.

Рост размеров и веса оружия, а также массогабаритные характеристики нового радиоэлектронного оборудования, увеличившиеся по сравнению с РЭВ предшествующего поколения в 2,5-4 раза, привели к необходимости принятия нетрадиционных компоновочных решений.

РПКСН пр.941 (шифр проекта «Акула») оснащен ракетным комплексом Д-19 и несет 20 межконтинентальных трёхступенчатых твердотопливных БРПЛ «Р-39». Старт всего боекомплекта осуществляется одним залпом, с минимальными интервалами между пусками ракет.

По конструкции это многокорпусная подводная лодка.  Внутри легкого корпуса покрытого противогидроакустическим покрытием находится 5 прочных обитаемых корпусов, 2 из которых, главные, расположенные параллельно друг другу симметричны относительно диаметральной плоскости (наибольший диаметр - 10 м).
Прочные корпуса выполнены из титана. Перед рубкой корабля, между главными корпусами размещены в два ряда 20 шахт для МБР.

В носовой оконечности, между корпусами, сверху, находится торпедный отсек, обеспечивающий размещение ТА, устройства быстрого заряжения, хранение торпедного боезапаса и, кроме этого, переход из корпуса в корпус.

При создании нового корабля была поставлена задача расширения зоны его боевого применения подо льдами Арктики вплоть до предельных широт за счет совершенствования навигационного и гидроакустического вооружения. Рубка имеет ледовые подкрепления и крышу округлой формы, облегчающую всплытие во льдах (лодка способна проламывать лёд толщиной более 2.5 м), носовые горизонтальные рули вынесены в носовую оконечность и выполнены убирающимися в корпус.

Новизна разработки, сжатые сроки создания, традиционное пренебрежение вопросам развития стационарной системы базирования в ВМФ СССР (требование получения минимальной осадки в надводном положении для захода в существующие базы) и громадная масса новых МБР (почти в 2,5 раза больше чем «Р-29Р») привели к поистине фантастическим решениям, что в конечном итоге дало громадное водоизмещение, превосходящее все разумные пределы. Это цена до конца не продуманного для отечественного флота, перехода в МБР от жидкого топлива к твердому. Головной ТАРПКСН пр.941 «ТК-208» была заложен на СМП в 1976 г. и вступил в строй в конце 1981 г., практически одновременно с ПЛАРБ США «Огайо». Всего было построено шесть кораблей.

Для постройки этих кораблей на «Северном машиностроительном предприятии» был специально построен новый цех - самый большой крытый эллинг в мире. От планируемой программы строительства большой серии кораблей было решено отказаться. Главная причина заключалась в сложности организации базирования столь крупных кораблей, вооруженных не менее внушительными ракетами. В большинство существующих пунктов базирования ПЛАРБ пр. 941 просто не могли войти из-за их стесненности, а ракеты Р-39 могли транспортироваться почти на всех этапах эксплуатации лишь по железнодорожной колее. Погрузка ракет должна была осуществляться специальным сверхмощным краном, являющимся уникальным в своем роде инженерным сооружением. Одновременно с этим было развернуто строительство системы специального плавучего тылового обеспечения, с береговым судоремонтным комплексом и ПРТБ «Александр Брыкин» (проект 11570) полным водоизмещением 11440 т, имеющий 16 контейнеров для ракет Р-39 и снабженный 125-тонным краном. Однако уникальную береговую инфраструктуру, обеспечивающую обслуживание кораблей 941-го проекта, удалось создать лишь на Северном флоте.

Таким образом, в СССР с начала 1970-ых гг. по середину 1980-ых гг. в СССР была создана принципиально новая подсистема МСЯС – «Тайфун», параллельная существующей и имеющей в своей основе РПКСН семейства «667-ых».

Отдельно следует рассмотреть необходимость и целесообразность создания ТАРПКСН пр. 941.

Так, к моменту начала разработки данного проекта (1972-73 гг.) в составе ВМФ СССР имелось три РПКСН с БРПЛ межконтинентальной дальности, а к моменту закладки головного корпуса 941-го проекта (1976 г.) советские МСЯС насчитывали 21 РПКСН (25% корабельного состава) вооруженными межконтинентальными БРПЛ, на долю которых приходилось 32% суммарного боевого потенциала. При этом следует обратить внимание, что последние проектное развитие «667-ых» имели отработанные технологические циклы создания и эксплуатации, а интенсивность вступления в строй новых кораблей на указанный период составляла пять – шесть «корпусов в год».

Одними из основных показателей, характеризующих боевую ценность ударного корабля, является утилизация водоизмещения по боевому потенциалу выраженная в отношениях «Количество ПУ на одну тысячу тонн водоизмещения (ПУ/D)» или «Количество ЯБЗ (в нашем случае) на одну тысячу тонн водоизмещения - (ЯБЗ/D)». По первому показателю 941-й проект уступал возможностям РПКСН пр. 667БДР и 667БДРМ, а в зависимости от комплектации БРПЛ «Р-29» и «Р-29РМ» РГЧИН (второй показатель), был сопоставим или так же уступал в полтора-два раза.

Если же учесть такой фактор, как технологическая и эксплуатационная освоенность ракетного комплекса, выраженная в учете показателя величины «КТН БРПЛ», то преимущество РПКСН пр. 667БДР и 667БДРМ становится подавляющим.

Наиболее сложным является вопрос сравнительной оценки стоимости создания системы МСЯС «Тайфун». Как известно, стоимость корабля зависит от его водоизмещения (прямая зависимость) и уровня применяемых технологий (степенная зависимость).

По первому показателю, стоимость ТАРПКСН пр. 941 должна превышать РПКСН пр. 667БДР как минимум в два-три раза. По второму показателю с учетом создания новых технологии твердотопливного ракетостроения, инфраструктуры строительства и обслуживания и т.п., стоимость создания корабля 941-го проекта, на наш взгляд, превышала уже освоенный цикл строительства и эксплуатации «667-ых лодок» на один–два порядка величин.

Таким образом, необходимость и рациональность создания параллельной морской стратегической ядерной системы основанной на принципиально иных кораблях пр. 941 и межконтинентальных БРПЛ «Р-39» с РДТТ, на наш взгляд является весьма сомнительной, реализованной сверх разумных и действительных потребностей.

Следует заметить, что к концу рассматриваемого периода (1991 г.) советские РПКСН пр. 667БДРМ уступали, а ТАРПКСН пр. 941 существенно уступали второй модификации ПЛАРБ «Огайо», вооруженной БРПЛ «Трайдент-2 D5» по показателям утилизации водоизмещения по боевому потенциалу - «Количество ПУ на одну тысячу тонн водоизмещения» и «Количество ЯБЗ на одну тысячу тонн водоизмещения», хотя в рамках накопленных ядерных потенциалов противостоящих стран данная разница не имела существенного значения.

Договоры по сокращению стратегических вооружений (ОСВ-1, 1972 г., ОСВ-2, 1979 г.) накладывали ограничения на количество БРПЛ с ЯБЗ состоящих на вооружении данных стран, но не распространялись на крылатые ракеты.

Уменьшение массогабаритных характеристик КРМБ, повышение их точности и боевой устойчивости, а так же стоимостные показатели, к началу 1980-ых гг. создали условия «для второго выхода» КРМБ на роль стратегического оружия РПЛ.

Стратегическая крылатая ракета «Томагавк TLAM-N» (BGM-109A) оснащалась ЯБЗ мощностью 0,2 Мт (W-80 массой 131.5 кг) и предназначалась для ударов по наземным объектам.

Ракета весом 1420 кг при 550 кг топлива достигала дальности стрельбы 2600 км с маршевой скоростью 885 км/час, и максимальной 1,2 М.

Сочетание систем наведения инерциальной и TERCOM обеспечивало точность попадания 0,01 м. Достаточно длительная экспериментальная отработка позволили достичь технической надежности КТН=0,97.

Реализация ракеты в жестких массогабаритных ограничениях (в рамках ТА, пусковой объем » 1,4 м3) позволила обеспечить широкую распространимость нового стратегического оружия в ВМС США: в 1990 г. им были вооружены 62 многоцелевых АПЛ и 32 БНК.

В СССР аналогичная крылатая ракета РК-55 «Гранат» обладала большей стартовой массой (1,7 т) и достигала большей дальности - 3000 км на дозвуковой скорости.

Аналогичные системы наведения обеспечивали точность попадания около 0,5 км ядерным боезарядом мощностью 0.2 Мт.

Для использования данных КРМБ были переоборудованы из РПКСН пр. 667А пять кораблей по проекту 667АТ (шифр «Груша») с боекомплектом 32 ракеты на каждом корабле.
Так же «РК-55» была принята на вооружение в качестве штатного оружия многоцелевых АПЛ третьего поколения пр. 971 и 945, к концу 1990-ых гг.
До развала СССР данный комплекс не был до конца освоен и в силу этого обладал пониженной технической надежностью КТН=0.7.

Появление стратегических крылатых ракет являлось дополнительным материальным выражением концепции высокоточного оружия в стратегическом сдерживании, и придавало как в США, так и в СССР массовость распространения стратегического оружия по носителям, и гибкость в применении такового. В то же время, следует отметить очевидную несопоставимость, в рассматриваемом периоде, да и в современности, боевой устойчивости БРПЛ и стратегических КРМБ не в пользу последних.

Тем не менее, за весь период Холодной войны, основными стратегическим оружием подводных лодок являлись баллистические ракеты.

В окончании раздела следует заметить, что к началу 1980-ых гг., с созданием РПКСН пр. 667БДР вооруженных многозарядной межконтинентальной БРПЛ в СССР были созданы равнозначные условия для функционирования национальных МСЯС, за исключением инфраструктуры обслуживания. Так же следует заметить, что сравнительная оценка качества советских и американских РПЛ не может быть проведена простым сопоставлением показателей утилизации водоизмещения по боевому потенциалу и требует комплексного подхода, что является предметом дополнительного и многогранного исследования.


Рецензии