Ленин в Хабаровске

Сегодня, 31 мая, моему родному городу Хабаровску исполнилось 164 года. По сравнению со многими городами европейской части России и даже сибирских городов он еще не вырос из коротких штанишек. Что значит 160 лет по сравнению с 800 годами Москвы или 400 лет Тюмени, которую еще недавно называли "Тюмень - столица деревень".  А сейчас юг Тюменской области преобразился, и никто не бросит упрек, что власти Тюменской области заботятся только о столице региона. Но это лишь небольшое предисловие к моему повествованию.

Написать эту заметку я решил после того, как узнал, что в Хабаровске к Дню Победы местный губернатор Дегтярев дал указание задрапировать памятник Ленина на площади имени Ленина, на которой проводятся парады войск Дальневосточного военного округа и  раньше проходили  демонстрации трудящихся 1 мая, 7 ноября, спортивные мероприятия - стар и финиш эстафеты по улицам города,  выступления гимнастов в день физкультурника. 

Любимец китайских туристов и до сих пор в прекрасном состоянии – все это о Владимире Ильиче на площади Ленина. Стоит он в самом центре дальневосточной столицы, где проходят главные мероприятия города, оттого и следят за ним – всегда вовремя красят и приводят в порядок. А поскольку место считается обязательным пунктом в любом экскурсионном туре у путешественников из Поднебесной, то туристы регулярно с ним фотографируются.

Правда, сперва скульптура Владимира Ильича стояла посреди площади Ленина. Он был символом праздника революции. Однако в начале 50-х годов прошлого века была произведена реконструкция площади, и постамент разобрали, а памятник перенесли на его нынешнее место.

Еще один из наиболее известных памятников Владимиру Ильичу находится в настоящее время на территории стадиона имени Ленина. Скульптура вождя вместе с красноармейцем  была установлена здесь в середине 1950-х годов.

Однако мало кто знает, что в парковой зоне за музеем имени Гродекова стоит скульптура еще совсем молодого Владимира Ильича. Автор изобразил гимназиста. Ныне он соседствует с памятниками Калинина, советских пионеров и девушки с веслом. Но удалось сохранить далеко не все скульптуры Ленина.

На стадионе имени Ленина перед  Ледовым дворцом в начале был установлен памятник Сталину. Во второй половине 1950-х гг. года его демонтировали, а на постаменте появилась гипсовая скульптура Владимиру Ильичу, простоявшая до 2010 года. При попытке ее снятия в целях реставрации, она разрушилась. Но никаких попыток восстановить его власти не предприняли. Сейчас на этом месте находятся развлекательные аттракционы.

Большая часть памятников Ленину в Хабаровске установлена в 1950-1970-х годах рядом с градообразующими предприятиями  – заводами имени Орджоникидзе (ныне хабаровский НПЗ), «Дальдизель», «Амуркабель», имени Горького, ЖБИ-3, РЭБ флота, ТЭЦ-1, Хабаровским аэропортом. Они изготавливались и устанавливались по инициативе предприятий, которые содержали скульптуры в образцовом порядке. Возле них проходили торжественные митинги и другие публичные мероприятия.

После распада СССР многие предприятия начали банкротиться. Следить за состоянием памятников Ленину перестали. Это привело к неприятным последствиям. Например, скульптура в сквере РЭБ флота нуждается в капитальном ремонте, а возле завода ЖБИ-3 после неоднократных актов вандализма монумент сняли с постамента. Есть у нас и положительные истории о второй жизни памятников Владимиру Ильичу. Так, в прошлом году в поселке имени Горького отремонтировали, а уже в ближайшее время эта же судьба постигнет и вождя в хабаровском аэропорту.

Кроме площади Ленина, являющейся центральной в городе (о ней у меня есть отдельная заметка - ссылка на неё - http://proza.ru/2017/09/16/1785), есть еще и улица имени вождя мирового пролетариата. Вот о ней я и хочу рассказать подробнее.

Конечно, о существовании этой одной из трех центральных улиц города, расположенных на трех идущих параллельно друг другу холмах и носящих названия Серышева, Карла Маркса и Ленина, я знал с первых лет, когда вместе с родителями вначале проезжал через Хабаровск, а потом на лето меня привозили в его пригород к бабушке и дедушке.  Но в те школьные годы я весьма редко бывал в центре города, чаще на улице Карла Маркса.  Именно там мне купили родители кружку, на которой было написано, что Хабаровску 100 лет, и была цифра 1958 год.  Вот тогда я и узнал дату появления этого поселения, ставшего в последствии городом Хабаровском.

Но в 1965 году я поступил в Хабаровский медицинский институт и стал жить в студенческом общежитии рядом с основным корпусом института, который стоит на площади Ленина.  Прожил там три года, и в сентябре 1968 года переехал в кооперативную квартиру своих родителей, купленную ими в трех первых построенных в  Хабаровске девятиэтажных домах на углу улиц Ленина и Волочаевской.  Заехал туда я не один, а с молодой женой, с которой только что заключил брак.  Первой нашей мебелью в пустой квартире, только что сданного в эксплуатацию дома, были две кровати, которые мы составили рядом, стол на кухне, пара табуреток и игра настольный хоккей, в который мы с женой играли по вечерам. 

Вместе с нами заселился еще молодой  рыжий кот, которого мы впустили в квартиру перед собой. Кота этого мы взяли из подвала нашего студенческого общежития, их там было несколько, но нам понравился этот рыжий котенок.  У этого кота было два развлечения. Одно было прогуливаться по кромке ванны, когда я в ней лежал и купался. Однажды он свалился в наполненную водой ванну и стал так махать лапами, что пока я его доставал со дна, он успел мне поцарапать ноги. 
Вторым его развлечением было подкараулить жену, когда она укладывалась спать, и цеплять её за пятки. Причем где он прятался перед этим, было совершенно непонятно. Вроде как его нет негде, жена становится коленями на кровать, и тут он выскакивает как черт из табакерки. Но несмотря на это,  они всю ночь мирно спали - кот между женой и стеной, иногда хвостом прямо к её носу.

Но когда у нас появился еще один жилец, наш старший сын Саша, и он стал спать в своей кроватке, из которой мы сделали качалку, кот взял моду забираться в эту кроватку и наблюдать за ребенком. Но когда Саша подрос и стал шевелить ручонками, кот решил, что он так с ним играет и как-то поцарапал ребенку ручку.  Пришлось отнести его в подвал студенческого общежития от греха подальше.

Когда сын подрос и его увидели мои родители, когда приехали летом в отпуск в Хабаровск из своего северного поселка, они купили каталку, на основание которой можно было устанавливать как  люльку, так и сидячее кресло.  И эта каталка нам служила больше  шести лет. Была куплена мебель в квартиру и первый черно-белый телевизор.  Именно с этого лета 1969 года начались наши пешие прогулки с ребенком в каталке по улице Ленина. Сыну было в это время полгода.

Эта улица была не такая многолюдная, как центральная улица Карла Маркса, но все же более оживленная, чем третья улица Серышева.  Застроенная преимущественно пятиэтажными домами, она в общем ничем не выделялась, за исключением того, что на ней деревьям вдоль улицы всегда обрезали кроны, и они имели округлую форму. А вот и на Карла Маркса, и на Серышева деревья росли, как росли, вытягивались и давали намного большую тень, чем на улице Ленина.

Потом на улице стали появляться более высокие здания, но в виде отдельно стоящих,  и улица получали немного другой вид. А так как мы прожили на ней с осени 1968 года по осень 1978 года, то эти изменения проходили на наших глазах.  Попробую их описать, может, некоторым коренным хабаровчанам, которых много среди моих читателей, это будет интересно.

Начну, как положено, я начала улицы.  Сейчас там площадь Славы, а когда мы там впервые появились, там было начало стройки Дома Радио, еще одного высотного здания. А вот между этой стройкой и школой, стоящей по правой стороне улицы в самом её начале, был пустырь и спуск к частному сектору. Именно по этому спуску мы с сыном катались на купленных следующей зимой санках.  Его, которому исполнился только годик, я держал на коленях, сам сидя на санках.  Нам обоим это доставляло удовольствие.  Позже, когда у нас родился еще один сын Сережа и дочь Наташа, мы катались по этому спуску вчетвером - я сидел на тех же санках, расставив в сторону согнутые в коленях ноги, на которых сидели сыновья, и  держал между ними дочь.  Далеко не всегда нам удавалось скатиться  до домов частного сектора и проехать даже по улице между нами,  временами мы заваливались в снег на полпути, но это никого не расстраивало, нам всем было весело.

Построенное высоченное здание Дома радио долгие годы пустовало, пугало пустыми окнами.  Говорили, что перед стройкой не очень хорошо обследовали грунт, он "поплыл", его пришлось укреплять бетоном.  Почти десять лет Дом радио не функционировал. Но вот площадь Славы уже появилась. В центре её было три стеллы, одна с именами Героев Советского Союза, вторая с именами Героев Социалистического труда, и третья - с полными кавалерами ордена Славы.  Это были фамилии людей, жителей Хабаровского края, а не всего Советского Союза. Чуть ниже площади Славы был сооружен комплекс, включающий вечный огонь на площадке, обрамленной  с трех сторон стеной из черного мрамора с имена погибших во время Великой Отечественной войны хабаровчанами. Со временем количество умерших  от ран увеличивалось, и были возведены еще стены с их именами, вернее, фамилиями с инициалами.

С площади открывался вид на речной простор слияния великой русской реки Амура с её притоком, рекой Уссури. Правда, еще в начала 70-х годов Уссури мимо Хабаровска не протекала, её переименовали в Уссурийскую протоку,  чтобы не было пограничных споров с Китаем, который стал претендовать на Тарабаровы острова и Большой Уссурийский остров, что напротив Хабаровска.

Когда Дом радио стал функционировать, мне довелось в нем побывать, несмотря на пропускной режим на входе. Просто, будучи чиновником от медицины краевого уровня, я принимал участие в теле и радиопередачах в этом здании, как говорится, в прямом эфире.  Но это было уже в 90-е годы прошлого века.

Много позже, уже в конце ХХ века на этой площади стал возводиться Спассо-Преображенский собор и рядом здание духовной семинарии. Но я застал только первый этап этой стройки, затем уехал в Сибирь. 

А вот напротив площади Славы рядом с обычными трехэтажными довоенной постройки в конце ХХ века появилось высотное жилое здание.  Мне довелось даже побывать в гостях у моего земляка Коли Еремина, который женился на моей однокурснице.  Квартира современная, большой площади, да еще на таком престижном месте.

Но начнем движение от Амура вглубь территории города. Как я уже упомянул, вначале стояли трехэтажные дома, которые сменились кирпичными пятиэтажками.  Затем на углу улиц Ленина и Калинина с правой стороны стояло высокое здание Гидрометеоцентра. В нем мне тоже довелось  побывать, когда я, в то время главный рентгено-радиолог Хабаровского края, знакомился с организацией сбора серебро-содержащих отходов в Гидрометеоцентре. Они же запускали зонды с фотоаппаратурой, все снимали на пленку, а потом экспонированную пленку утилизировали. Серебра в нашей планете не так много, и оно используется для очень многих  нужд, поэтому серебро собирали и отправляли на переработку и в рентгеновских кабинетах, и в гидрометеоцентре.  Но у них в намного большем объеме. 

В старинном жилом здании по левой стороне улицы на первом этаже была поликлиника водников, где как-то работала гардеробщицей моя мама-пенсионерка (она была учительницей немецкого языка в моей родной средней школе в северном поселка Хабаровского края).  Маме не хотелось сидеть после смерти мужа одной в 4-х станах, да и денег в 90-е годы пенсионерам не хватало, и она на зиму устраивалась работать, это давало ей возможность общаться, чувствовать себя нужной людям.  А вот в самом доме до сих пор живет мой друг со студенческих лет, коллега Борис Шевцов, заведующий инфарктным отделением второй краевой больницы, главный кардиолог Дальневосточного федерального округа, кандидат медицинских наук, врач высшей категории, заслуженный врач России.  Одно перечисление его регалий заняло много места, но даже это не полностью отражает его заслуги перед хабаровским здравоохранением и жителями края.

Если двигаться дальше от улиц Калинина до улицы Запарина, то в то время справа был большой пустырь, сейчас там построили большое здание, и может, и не одно.  Вообще центр города меняется из-за точечной застройки, а также преобразования фасадов  старых зданий.  Но все равно, даже сейчас можно узнать здания, где по правой стороне улицы был магазин "Кооперация", а слева - кинотеатр "Пионер" в первых этажах жилых зданий.  А вот улица имени Дзержинского имела тупик, упираясь в здание дома политпросвещения. В этом здании я был на курсах подготовки секретарей первичных партийных организаций медицинских учреждений.

А напротив здания политпроса по левой стороне стоит гостиница "Амур", очень старая и еще с большими номерами. В цокольном этаже этого здания со стороны улицы Дзержинского было почтовое отделение № 21, где мне приходилось получать посылки от родителей.  А рядом с гостиницей продуктовый магазин, самый близким к нашим домам, где мы затаривались продуктами.

А на правой стороне напротив этого большого, занимавшего первый этаж жилого пятиэтажного здания, стоят три девятиэтажных дома, в средней из которых и была  кооперативная квартира моих родителей. До сих пор помню  свой почтовый адрес. Хабаровск-21, улица Волочаевская, дом 117, кв. 12.  Но после смерти родителей эту квартиру мы с братом продали.  Стоящие уступом дома создавали пустое большое угловое пространство между улицами Ленина и Волочаевской. Раньше это был просто пустырь, сейчас на нем что-то стоит, вроде как земной шар, а вокруг вымахавшие очень большие деревья.

Пересекаем угол улиц Ленина и Волочаевской, и по правой стороне большое здание военного штаба то ли ПВО, то ли ВВС. И в этом здании я тоже был, когда искал расположение воинской части, о который был только адрес. Ходил туда по поручению отдела здравоохранения Хабаровского крайисполкома, когда занимался так называемыми "чернобыльцами", т.е. людьми, попавшими  в список лиц, за которыми должно было вестись медицинское наблюдение. Там я даже повздорил с полковником из отдела кадров, который не хотел мне давать место воинской части, переведенной из-под Киева. Это было лето 1988 года, вскоре после приземления на Красной площади самолета Руста.  Вот тогда я сказал, что у вас самолеты на Красную площадь садятся,  а со мной, направленного по заданию серьезной организации, вы в секреты играете.  Адрес я получил.

Рядом с этим зданием стоят пятиэтажка, в которой были в то время столовая и хлебный магазин.  Хлеб я покупал именно здесь, да и в столовой иногда мы с женой обедали, когда дома продуктов не было. А  напротив этих зданий по левой стороне улицы стояло несколько пятиэтажных зданий, в одном из которых был ювелирный магазин, а в другом аптека.  А в угловом здании небольшой кинотеатр "Молодежный", где я тоже смотрел кино, как и в "Пионере".

Мы добрались до улицы Шеронова, по которой ходили трамваи 1-го маршрута от химфармзавода на Красной Речке и до железнодорожного вокзала, и 2-го марштрута, который ходил от вокзала до рубероидного завода на Пятой площадки.  Много раз я ездил на этих трамваях, чтобы добраться из дома до института,  всего одна остановка, но надо было спуститься вниз до Уссурийского бульвара, а потом подняться до улицы Карла Маркса, где на площади Ленина был родной ХГМИ.

Вот эту часть улицы Ленина от площади Славы до улицы Шеронова я исходил бесчисленное число раз, гуляя вначале с одним сыном, потом с двумя, а потом со всеми тремя детьми.  Намного реже я ходил дальше, преимущественного до площади Блюхера по правой стороне улицы.  Недалеко от улицы Шеронова было несколько старых зданий из красного кирпича, относящихся к военному ведомству, типа краевого военкомата. И в одном из них был я, решая вопрос об отпуске после болезни сыну моей одноклассницы Риты, рядовому солдату, и этот вопрос я без проблемы решил.

Дальше я пройду по улице Ленина так сказать,  "галопом по Европам". Помню по правой стороне улицы, идущей до завода "Энергомаш", и представленной в основном пятиэтажками, магазин "Дары тайги", где я покупал кедровые орехи, штаб погранвойск, и на углу улицы в самом её конце хозяйственный магазин, а рядом продовольственный.

Намного разнообразнее левая сторона улицы Ленина. На ней четыре двенадцатиэтажных жилых домов, на первом этаже которых магазины "Богатырь", "Океан", еще какие-то. (Фото на заставке). Огромное здании ЦНИИТС (центральный научно-исследовательский институт технологии судостроения), родильный дом № 1, в котором родился мой старший сын Саша, небольшое здание Хабаровского телевидения, где мне тоже довелось побывать.  А на самой площади имени 60-летия Октября, что напротив завода "Дальэнергомаш", был большой Дом культуры этого завода. Туда мы ходили на танцы с еще будущей женой.

На самой площади долгие годы стоял уродливый памятник, названный хабаровчанами "балалайкой". Очень уж он походил на этот народный музыкальный инструмент - треугольное основание и высокая стелла прямо из него.  Еще при мне памятник снесли, на площади организовали многополосное автомобильное движение - влево на улицу Ленинградская, вправо на эстакаду через Транссибирскую железнодорожную магистраль.

Думаю, что сейчас многие хабаровчане, прочитав эту заметку, найдут некоторые несоответствия действительности тому, что было написано мной. Но не забываете, что я уехал из Хабаровска 19 лет назад, и очень многое изменилось за эти годы в городе, особенно в центре его.  Но вот то, что на улице Ленина было с конца 60-х до конца 90-х, мной описано весьма подробно.  Конечно, человеческая память не совершенна, и я кое что упустил.

В заключение я хочу пару слов написать о памятнике Ленину, что стоит в сквере в районе Затона.  Ленин как Ленин, памятник ничем не отличается о других, но к этому памятнику в день своей свадьбы возложили цветы мой старший сын Саша  и его невеста Таня.  Через много лет, когда я  получил квартиру в Затоне на улице Шевчука,  много раз проходил мимо этого памятника, когда ходил на каток "Водник" и в магазины на этой небольшой площади рядом со сквером.  Вокруг неё было заводоуправление ХССЗ, ГПТУ №5, готовящее речников,  общежитие завода и речного пароходства, почтовое отделение и несколько магазинов как на первых этажах жилых домов, так и отдельно стоящем здании, где было два магазина.

Так что Ленин навечно связан с Хабаровском, и никакой драпировкой памятника на площади Ленина эту память не уничтожить. А драпировка лишь подтверждает, что наша нынешняя власть как огня боится памяти народа о людях, благодаря которым наша страна до сих пор не превратилась в колонию Запада - Ленина и Сталина.


Рецензии