Мифы цивилизации Ойкумены. Смерть, умирание и фило

  Цицерон говорит, что философствовать - это не что иное, как приуготовлять себя к смерти. [1] И это тем более верно, ибо исследование и размышление влекут нашу душу за пределы нашего бренного "я", отрывают ее от тела, а это и есть некое предвосхищение и подобие смерти; короче говоря, вся мудрость и все рассуждения в нашем мире сводятся, в конечном итоге, к тому, чтобы научить нас не бояться смерти.          
                Философствовать - это ... приуготовлять себя к смерти

Мишель Монтень в кн. "О том, что философствовать - это значит учиться умирать"   так  цитирует  мастера риторики и классика ораторского искусства Древнего для нас Рима - Марка Туллия Цицерона
(которого Пушкин А.С. не читал = см.  явку с повинной в романе Евгений Онегин)
 
со сноской ссылок:
[I] М.Т. Цицерон  Тускуланские беседы  I - Презрение к смерти, 30

В добытых в сети изданиях:
 
Цицерон М.Т. ТУСКУЛАНСКИЕ БЕСЕДЫ - ХудЛит - 1975
Цицерон Марк Туллий. О боли, горе и смерти.[Сб.]-(Эксклюзивная классика)- 2021
Цицерон. Избранные сочинения

я такой фразы не нашел ...

В первой книге (Презрение к смерти) обнаружил по этому месту такой текст:

<<<
 Это — пример из древности и из Греции; но вот и наш Катон ушел из жизни так (*), словно радовался поводу умереть. Бог, обитающий в нас, запрещает нам покидать себя против его воли; но когда он сам предоставляет законный к этому повод, как некогда Сократу, недавно — Катону и нередко — многим другим, тогда поистине мудрец с радостью выйдет из этих потемок к иному свету: не ломая стен тюрьмы (чтобы не нарушать законы), он выйдет по вызову бога, словно по вызову начальника или иной законной власти. Ведь и вся жизнь философа, по выражению того же Платона (**), есть подготовка к смерти.
>>>

А слово умирать - в следующих фразах:

<<<
Эпихарм высказал мысль:
— Мертвым быть — ничуть не страшно, умирать — куда страшней

Сократ вспоминает лебедей, которые недаром посвящены Аполлону, а потому, что, видимо, получили от него дар предвиденья: как они, предчувствуя, что в смерти — благо, умирают с наслаждением и песнею, — так пристало умирать всем, кто добр и учен
>>>

и сразу, следуя за мsслью или идеей Сократа, Цицерон пишет Марку Бруту:

<<<
XXXI. (75) В самом деле, разве не именно это мы делаем, когда отвлекаемся душой от наслаждения, то есть от тела, от домашних дел, то есть от рабского прислуживания телу, от государственных дел и в конце концов — от всяких дел? Всем этим мы именно призываем душу к себе самой, понуждаем быть наедине с собой и по мере сил удаляем от тела.
А отделять душу от тела — разве это не то же самое, что учиться умирать?
Поэтому будем готовиться, будем отделять себя от тела, будем, стало быть, упражняться в смерти.
От этого и здесь, на земле, жизнь наша подобна будет небесной, и потом, когда мы вырвемся из этих уз, то полет наших душ будет быстрее.
Ведь кто провел всю жизнь в телесных колодках, тот и высвобожденный будет двигаться лишь медленно, как те, кто долгие годы ходил в кандалах.
И вот когда мы достигнем цели своего пути, тогда-то и начнется наша настоящая жизнь, ибо здешняя жизнь — это смерть, и я мог бы о ней сложить целый плач, если кому угодно
>>>
 
Больше фраз со словом умирать в тексте книги "Презрение к смерти" в переводе М.Л Гаспарова  нет

Слово философствовать встречено в этой замечательной для темы морталогии книге лишь в одной  фразе:

<<<
«Терпеть лишение» — свойство чувствующего человека, а мертвый не чувствует — стало быть, даже чувства «лишения» нет в мертвеце.

XXXVII. (89) Впрочем, есть ли надобность об этом философствовать, когда мы видим, что и без философии предмет достаточно ясен? Сколько раз бросались на верную смерть не только вожди наши, но и все наши войска? Если бы бояться смерти — не пал бы в битве Луций Брут, защищая отечество от возврата тирана, которого сам изгнал; не бросились бы на вражьи копья в войне с латинами — Деций-отец, с этрусками — Деций-сын, с Пирром — Деций-внук; не погибли бы в одной битве за отечество Сципионы в Испании, Павел и Гемин — при Каннах, Марцелл — в Венузии, Альбин — в Литане, Гракх — в Лукании, — кто же из них нынче несчастен? Даже испустив последний вздох, не были они несчастны: не может быть несчастен тот, у кого уже нет чувств.
>>>

***

Cмерть по Цицерону и его учителям - это освобождение души от плена плоти для обитания в ином свете

И не надо об этом даже философствовать - итак умным и посвященным всё ясно

Философствовать же надо по поводу умения умирать и наконец умереть умело, достойно, легко  и красиво

***
Итог:

цель жития в Бытие - смерть для перехода в НЕ-бытие
философия - пособие науки умирания

***
Доппаек

Кажется Пушкин лукавил и мистифицировал нас фразой  "а Цицерона не читал"
Читал... Ибо всю жизнь учился искать смерти и даже знал, что падет от руки белокурого
Каменноостровский цикл философской духовной лирики 1836-го года - это поэтическое откровение поэт-человека Пушкина о том, чего он постиг в этой науке, а не только в штудиях "науки страсти нежной" с бесстыдством бешенства желаний

***
Послевкусие:

Философствуй или тупейно не-фил-уй = итог неотвратим :

Omnes eodes cogimur, omnium
Versatur urna serius ocius
Sors exitura et nos in aeternum
Exilium impositura cymbae.

Мы все гонимы в царство подземное.
Вертится урна: рано ли, поздно ли -
Наш жребий выпадет, и вот он -
В вечность изгнанья челнок пред нами.
    Гораций, Оды, II, 3, 28, Пер. А. П. Семенова-Тян-Шанского

Или в ином переводе о том же неизбедно прекрасном:

Все мы влекомы к одному и тому же;
для всех встряхивается урна,
позже ли, раньше ли - выпадет жребий
и нас для вечной погибели обречет ладье  [Харона]
(лат). - Гораций. Оды, II, 3, 25 cл

Гораций конечно - плут: он бежал с поля боя, бросив предательски от трусости целый легион республиканской армии Брута
Гораций потом нашел оправдание - я спас себя для Родины как будущего ея великого поэта
Пушкин обожал эту идею Горация и даже ею воспользовался для оправдания своего отступничества в трех адвокатских посланиях  к Пущину Ивану
Хотя оправдываться не было причин и нужды = Пушкин никогда республиканцем не был и клятвы общему делу не давал ...


Рецензии