Гитлер Глава 1 Сцена в Линц

Если посмотреть на жизненный путь Адольфа Гитлера, то он будет напоминать оперные драмы композитора Рихарда Вагнера.
Давайте начнём нашу историю с родителей Адольфа Гитлера. Он редко говорил о них, но иногда делился своими чувствами с близкими людьми. Он признавался, что не ладил с отцом, который, судя по всему, был властным человеком. В то же время Адольф очень уважал свою мать, которая была спокойной и мягкой женщи-ной. Её образ, вероятно, оставил глубокий след в его памяти.
Кем были его родители? Откуда появился миф о том, что в роду Гитлера были евреи?
Оба родителя были родом из сельской местности Вальдфиртель, которая находится в Австрии, северо-западнее Вены и недалеко от современных границ с Чехией.
Отец Адольфа родился 7 июня 1837 года в маленькой деревне Штронес, где не было церкви. Поэтому ребёнка окрестили и зареги-стрировали в соседней деревне Деллерсхайм под именем Алоиз Шикльгрубер в качестве «незаконнорожденного».
Графу «отец» так и не заполнили, поэтому неизвестно, кто был биологическим отцом Алоиза.
Существует предположение, что биологическим дедушкой Адольфа был богатый еврей по фамилии Франкенбергер. Согласно этой версии, Мария, служанка в еврейской семье в Граце, забере-менела от сына хозяина.
Однако это не более чем выдумка, которую распространили не-которые историки в поисках сенсации. Они утверждали, что у Адольфа была еврейская кровь, и что он хотел уничтожить всех ев-реев, потому что считал их самым умным и талантливым народом. По их мнению, он стремился искоренить их, чтобы остался только он — самый умный из евреев.
Когда Алоизу было почти пять лет, его мать Мария вышла замуж за Иоганна Георга Гитлера, который работал на фабрике в соседней деревне Шпиталь. В детстве Алоиз был предоставлен самому себе, поскольку его мать умерла, а отчим отказался от него. После этого Алоиз воспитывался в доме своего дяди Иоганна Непомука Хилле-ра.
Жизнь в Шпиттале стала для Алоиза невыносимой, и в трина-дцать лет он принял решение бежать в неизвестное будущее с тремя гульденами в кармане. Как писал Адольф Гитлер в своей кни-ге «Майн Кампф», это было «отчаянное решение».
Алоизу повезло: он оказался в Вене, где устроился учеником са-пожника. Пять лет спустя, стремясь к большему, он завербовался в пограничную охрану. Алоиз был очень трудолюбив и сдал специ-альный экзамен. В 24-летнем возрасте он стал инспектором.
На этом его карьера не закончилась. Алоиз был назначен стар-шим таможенным инспектором в городке Браун на реке Инн, рядом с границей Германии.
Иоганн Непомук Гидлер был очень горд успехами своего воспи-танника Алоиза. Никто из Хендлеров не поднимался так высоко, у Иоганна не было сына. Весной 1876 года он решил исправить эту ситуацию и официально усыновил Алоиза под своей фамилией — Гитлер. Для этого он нашёл трёх родственников, которые согласи-лись выступить свидетелями. Они подтвердили у нотариуса, что брат Хидлера неоднократно говорил в их присутствии, что он явля-ется отцом Алоиза, и что он хочет сделать его своим законным сы-ном и наследником.
Почему фамилия была изменена с Хидлер на Гитлер, остаётся только предполагать.
Сложно вообразить, чтобы семьдесят миллионов немцев скан-дировали: «Хайль Шикльгрубер!» Скорее всего, это вызвало бы все-общее веселье, включая смех последней дворовой собаки.
Алоиз, вероятно, производил неизгладимое впечатление на де-вушек из Шпиталя, будучи инспектором. Во время своих приключе-ний у него родилась внебрачная дочь. Когда Алоизу было 36 лет, он женился на Анне, дочери коллеги — таможенного служащего.
Инспектора привлекали отношения с женщинами, и он влюбился в Фанни, которая стала его любовницей. Когда фрау Анна узнала об этом, она потребовала развода. Алоиз согласился, и ещё до разво-да Фанни родила от него Алоиса Младшего. Однако после свадьбы Алоиз признал своего внебрачного сына законным.
У Фанни также родилась дочь по имени Ангела. Но их счастье было недолгим: Фанни умерла от чахотки, оставив Алоиза с двумя детьми. Он недолго горевал и обратил внимание на шестнадцати-летнюю Клару Пельцль, внучку Иоганна Непомука Хидлера. От их брака родились мальчик, девочка и ещё один мальчик. Однако все трое детей вскоре умерли.
Отношения Алоиза с Кларой были напряжёнными с самого нача-ла. Клара видела в Алоизе высшее существо и называла его «дя-дей». Только 20 апреля 1889 года родился четвёртый ребёнок. Он был на четверть Гитлером, на четверть Шикльгрубером, на чет-верть Пельцлем, а последняя четверть его наследственности так и осталась под вопросом. В книге рождений он значился как Адольф Гитлер.
 Фрау Гитлер, по всей видимости, очень любила своего сына и уделяла ему много внимания и заботы. Возможно, это стало причи-ной того, что он вырос не таким, каким она хотела его видеть.
Когда Адольфу исполнилось три года и четыре месяца, его отец получил повышение по службе, и семья переехала в город Пассау, расположенный на берегу реки Инн в Германии. 
Следующий ребёнок у фрау Гитлер родился, когда Адольфу уже исполнилось почти пять лет. Мальчика назвали Эдмундом. После рождения сына Адольф наконец-то обрёл некоторую свободу от постоянной опеки матери. Вскоре после этого отец получил назна-чение в Линц, и для Адольфа наступили почти полностью свобод-ные дни.
 Весной 1895 года семья переехала в Хафельд, деревню, распо-ложенную в пятидесяти километрах к юго-западу от Линца. Они по-селились в крестьянском доме, который находился на поле площа-дью два гектара. Благодаря такому богатству они стали частью местного высшего общества.
Через месяц Адольфа отправили в начальную школу в Фишлам, который находился в нескольких километрах от их дома. Учителя отзывались о нём как о... «ученике с живым умом, послушном, но шаловливом»
«Именно в это время в моем сердце сформировались первые идеалы. Игры на воздухе, долгие прогулки и особенно дружба со взрослыми мальчиками, что иногда расстраивало мою мать… все это не давало сидеть дома» – писал Гитлер в «Майн Кампф».
В начале 1896 года в семье родился ещё один ребёнок — Паула.
Адольфа Гитлера привлекали яркие и торжественные церковные службы. Местного пастора он считал своим кумиром и даже заду-мывался о том, чтобы стать священником. Но вскоре интерес к ре-лигии у него пропал. Он начал курить.
В 1899 году Алойз приобрёл уютный дом в Леондинге – неболь-шом селении на окраине Линца, где проживало около трёх тысяч человек. Это было вполне цивилизованное место, ведь рядом находился Линц с его театрами, оперным театром и впечатляющи-ми правительственными зданиями.
Уже в одиннадцать лет у Адольфа проявился особый талант — он любил рисовать. На уроках он иногда тайком делал наброски.
На переменах и после уроков Адольф оставался лидером. Ему довелось жить в разных местах, поэтому одноклассники с уважени-ем относились к нему как к человеку, много повидавшему.
В играх Адольфа вдохновляли романы Фенимора Купера и его немецкого подражателя Карла Вея. Особенно его привлекали игры, где он был вождём индейцев. Именно эти игры сыграли важную роль в его жизни: когда он пришёл к власти, его стали называть Фюрером — «Вождём».
Юный Адольф Гитлер был очень впечатлён старыми иллюстри-рованными журналами времён Франко-прусской войны 1870–71 го-дов, которые он где-то нашёл.
Англо-бурская война, которая произошла годом ранее, усилила чувство патриотизма у Адольфа и дала ему идеи для игр. Он часа-ми командовал своими «бурами» в сражениях против «англичан», которых изображали несчастные мальчишки.
Эти полные приключений дни, возможно, отчасти сформировали будущие увлечения Гитлера. «Леса и поля – писал он позднее – бы-ли поля, на котором решалась конфликты, существующие в жиз-ни».
В начале века, а именно в 1901 году, в возрасте шести лет скон-чался его младший брат Эдмунд.
Алоиз хотел, чтобы его старший брат Адольф, которого звали Алоис Младший, пошёл по его стопам и стал таможенным инспек-тором. Однако Алоиз Старший был деспотичным отцом, и Алоиз Младший не смог терпеть его тяжёлый характер. В какой-то мо-мент, к удивлению, Алоиза Старшего, Алоис Младший ушёл из до-ма.
Когда старший брат убежал из дома, всё внимание отца сосредоточилось на Адольфе. Отец хотел, чтобы Адольф пошёл по его стопам, поскольку старший сын не оправдал его ожиданий. Алоиз рассказывал о жизни государственного служащего, но Адольф мечтал о другом — он хотел стать художником.
Отец Адольфа решил отправить его в училище в Линце. Каждый день Адольф преодолевал пять километров, чтобы добраться до училища.
На новом месте Адольфу было непросто адаптироваться. Окру-жающая обстановка угнетала его.
Особенно трудно ему давались математика и естествознание. В третьем классе он с трудом сдал экзамен по математике. Этот предмет оказался непосильным для Адольфа.
Однако в конце рождественских каникул учёба отошла на второй план из-за семейных проблем. Дело в том, что перед смертью Алоиз поссорился с Адольфом.
Подросток Адольф охарактеризовал свою неудачу в реальном училище как протест против попытки Алоиза навязать ему карьеру чиновника, которую тот сам успешно сделал.
Алоиз, по-видимому, пытался убедить сына в том, что ему сле-дует стать чиновником, но Адольф не хотел следовать по этому пу-ти. Он описал это как ожесточённую борьбу мужчин с несгибаемой волей в сцене, которую он позже описал в своей книге «Майн Кампф».

Адольф писал: «Когда я впервые отклонил идею отца, он спро-сил меня, кем я хочу стать. Я ответил: «Художником!» Отец был по-трясён и сказал: «Рисовальщиком? Художником? Только через мой труп…»
Адольфу не пришлось идти по пути, усеянному телами. Судьба  Алоиза распорядилась иначе. 3 января 1903 года он посетил пив-ную, где заказал бокал пива и несколько жареных сосисок. Однако перед тем, как сделать глоток свежего пива, он внезапно почув-ствовал себя плохо. У него произошло кровоизлияние в лёгкие, и он скончался, присев на бок. О его смерти написали в местной газете «Тагепост», упомянув его как уважаемого специалиста в области пчеловодства.
По меркам того времени Алоиз оставил своим близким неплохое наследство. При жизни он получал пенсию в размере 2420 крон, после его смерти его вдова стала получать половину этой суммы. Кроме того, ей было выплачено единовременное пособие в разме-ре трёхмесячной пенсии.
Также каждому из детей полагалось 240 крон в год, которые должны были выплачиваться до достижения ими 24-летнего воз-раста или до начала самостоятельной трудовой деятельности.
После кончины Алоиза в доме стало гораздо спокойнее: автори-тарные методы воспитания остались в прошлом.
Третий год обучения в школе закончился для него неудачно — он не сдал математику. Уже в четвёртом классе он обнаружил, что изучение французского языка даётся ему с трудом. В будущем он назвал это «пустой тратой времени».
Скрытный юноша был впечатлён учителем истории Леопольдом Петчем. Адольф заинтересовался рассказами этого учителя о древ-них тевтонах.
Адольф часто скучал на занятиях, и к весне 1904 года обучение в училище ему окончательно надоело. Он не сдал экзамен по фран-цузскому языку, но осенью смог пересдать его при условии, что больше не вернётся в училище. Последний, пятый, класс он закон-чил уже в реальном училище в городе Штайр, который находится в сорока километрах от Линца.
Адольф не любил новый город: по его мнению, он был скучным и мрачным. Вместо того чтобы уделять больше времени учёбе, Гит-лер предпочитал заниматься стрельбой по крысам, чтением и ри-сованием.
В результате он закончил первый семестр не очень хорошо: по рисованию у него была отличная оценка, по физкультуре — отлич-ная, а по истории и географии — удовлетворительная. Он исполь-зовал любые уловки, чтобы пропустить занятия.
16 сентября Адольф успешно сдал экзамен и в ту же ночь вместе с друзьями отправился отмечать это событие. Однако ночью его разбудила доярка, которая сообщила, что он лежит на дороге. Это стало для него унизительным опытом. После этого случая он боль-ше никогда не употреблял алкоголь.
Несмотря на свой успех, Адольф всё же не собирался сдавать последний экзамен, чтобы получить диплом. После того как он за-кончил учёбу, шестнадцатилетний юноша почувствовал себя неза-висимым и свободным.
Он много читал, занимался рисованием, посещал музеи. Слушал и смотрел оперы в театре, не старался найти друзей и не стремился быть лидером.
Адольф считал последующие два-три года самыми счастливыми в своей жизни. В своей книге «Моя борьба» он писал: «Это были самые счастливые дни в моей жизни, они казались мне сном».
Адольф каждый год дарил матери на Рождество билет в театр. Кларе он казался настоящим принцем, который обязательно добь-ётся успеха. Она не слушала советов родственников подыскать сы-ну работу, ведь она говорила им, что Адольф станет великим ху-дожником.
Чем же занимался юный Адольф в этот период своей счастливой жизни, когда так не хотел работать?
Каждый день он прогуливался по живописным местам за преде-лами города. В опере он слушал любимую музыку композитора Ваг-нера.
Зрители ждали начала спектакля, а в оркестровой яме, рядом со сценой, можно было увидеть почти незаметное движение музыкан-тов. Внезапно среди негромкого шума инструментов послышались звуки скрипки, и на сцене началось действие — это была его люби-мая опера «Парцифаль».
Первая сцена — это песня о воспитании юноши в лесной глуши. Он обладает рыцарскими доблестями, но лишён куртуазных манер. Ему предстоит пережить несколько забавных приключений и научиться быть настоящим рыцарем.
Вторая сцена — это история о поисках Святого Грааля, таин-ственного талисмана, который хранится в загадочном замке. Толь-ко тому, кто снимет заклятие с его владельца, Парцифалю, будет суждено стать его обладателем.
Это похоже на историю жизни самого Адольфа: пока он только наблюдает за происходящим, но в будущем он сам может стать тем самым Парцифалем.
Гитлер восхищался творчеством Вагнера. Он считал великого композитора единственным настоящим немцем, который смог глу-боко понять дух германского народа.
Гитлер увлекался рыцарскими романами и германской мифоло-гией, рассказывающей о богах и героях. Он вступил в музыкальный кружок и стал посещать библиотеку Общества народного просве-щения.
У него появился интерес к сексуальным вопросам. Он рассказы-вал, что впервые увидел фильм в кинотеатре, расположенном ря-дом с Южным вокзалом.
Однажды после посещения оперы Вагнера «Риенци» молодой человек был настолько впечатлён, что не смог выразить свои чув-ства словами. Он был настолько поглощён увиденным, что даже не мог говорить. Его новым другом в то время был Кубичек, который смотрел на него и не знал, что сказать.
Адольф не оставлял занятий рисованием и предавался мечтам. В октябре он начал брать уроки игры на фортепиано у преподавате-ля своего друга Гуся.
Вскоре после того, как у матери Адольфа обнаружили опухоль на груди, он неожиданно впал в уныние. На следующий день матери сделали операцию, в ходе которой ей удалили часть одной груди.
Адольф забросил занятия музыкой и стал грустным.
Вскоре Адольф почувствовал, что влюбился. До этого его отно-шения с девушками были сложными. Но однажды в Шпитале Адольф начал флиртовать с девушкой, которая доила корову, в са-рае. Когда девушка попыталась проявить больше внимания, Адольф поспешно покинул сарай и случайно опрокинул ведро с мо-локом на землю.
Однажды, во время утренней прогулки со своим другом Кубиче-ском, Адольф Гитлер увидел прекрасную блондинку, идущую им навстречу. Он признался Кубичеку, что влюблён в неё. В ответ Ку-бичек посоветовал ему подойти и признаться в своих чувствах. Од-нако Адольф не решился на этот шаг и просто продолжал любо-ваться ею.
Как выглядел Адольф в этот период? Он был бледным, всегда тщательно одетым. Ходил с тростью, набалдашник которой был сделан из слоновой кости. Старался выглядеть как студент. Его рост был выше среднего, но ниже, чем у его матери. Телосложение у него было слабое, он был худощавым.
Здоровье у Адольфа было слабое. Особенно тяжело ему прихо-дилось в туманные и сырые зимы, которые часто бывали в Линце. Зимой у него часто болели лёгкие, и он сильно кашлял.
У него были особые голубые глаза с выразительным взглядом, напоминающим взгляд святых, если посмотреть на его фотографии. Адольф умел подчинять волю других не словами, а одним только взглядом. Даже не нужно было ему говорить, как другие уже пони-мали, чего он хочет.
Когда ему противоречили или не соглашались с его мнением, он впадал в истерику. Это было похоже на то, как его герое из немец-ких сказок о крысолове, играя на дудке, уводили всех крыс из горо-да и топили их в реке.
В юности Адольф не был занят каким-то конкретным делом. Он был полон идей о том, как изменить мир, и эти мысли занимали его целиком. До поздней ночи он сидел над своими планами по пере-стройке Линца. Он рисовал планы города через Дунай, который че-рез 35 лет он со злорадным удовлетворением увидит построенным по его чертежам.
Вскоре пребывание в Линц стало для Гитлера настоящей мукой. Родные места больше не манили его, он мечтал о просторе. Он по-просил у матери разрешения посетить Вену, где никогда не был. Клара не хотела отпускать его, но Адольф настаивал на своём и го-ворил, что хочет поступить в Академию художеств в Вене, чтобы осуществить свою заветную мечту — стать свободным художни-ком.
В первый раз он побывал в Вене в мае 1906 года и провёл там две недели. Его поразил столичный блеск, великолепие Рингштрас-се, которые произвели на него впечатление, словно волшебство из «Тысячи и одной ночи». Он посетил музей и был восхищён могучим величием Оперного театра.
Он побывал в «Бургтеатре» и посмотрел спектакли «Тристан» и «Летучий голландец».
Но вскоре он вернулся в Линц, однако долго там не задержался. На этот раз он отправился в Вену, где планировал остаться надолго. Адольф решил повторить опыт отца и не собирался возвращаться в Линц, пока не добьётся успеха.


Рецензии