Николаевский Тихонов Лухский монастырь

Ивановская область, Лухский район, село Тимирязево, ул. Центральная, 70

Храмы монастыря:
1. Церковь Воздвижения Креста Господня с трапезной церковью Смоленской иконы Божией Матери
2. Церковь Спаса Преображения надвратная
3. Игуменские покои с церковью во имя Царственных страстотерпцев в северо-западной башне ограды

Другие постройки и сооружения:
4. Паломнический дом (XIX в.?)
5. Братский корпус (кон. XVII в.)
6. Дом архимандрита (XVIII в.)
7. Сторожка
8. Хозяйственная постройка
9. Трапезная
10. Хозяйственные постройки
11. Ограда (2-я пол. XVIII в.)
12. Северо-восточная башня ограды (2-я пол. XVIII в.)
13. Восточная башня ограды (2-я пол. XVIII в.)
14. Юго-восточная башня ограды (2-я пол. XVIII в.)
15. Юго-западная башня ограды (2-я пол. XVIII в.)
16. Хозяйственные ворота
17. Памятник 1025-летию Крещения Руси
18. Некрополь

Подворья и приписные храмы:
Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Лухе
Церковь Воскресения Христова в Лухе
Церковь Богоявления Господня в Рябово Лухского р-на

Умели же наши предки устраивать города, крепости и монастыри. В конце 15-го века иноком-отшельником Тихоном, впоследствии преподобным чудотворцем Луховским и покровителем окрестных земель, пройдя долгий путь из княжества Литовского, убегая от латинян с князем Бельским, основал на высоком месте, на правом берегу реки Лух пустынь.

Этимологи продолжают изучать и приводить сравнения такому короткому и красивому названию реки. Распространённое объяснение выглядит как перевод с финно-угорского «болото, трясина». Местные же жители каждый год устраивают фестиваль лука в городе Лух.

На этом самом месте вместе с примкнувшей к Тихону братии строятся деревянные кельи с первой небольшой, тоже деревянной церковью, которую освятили в честь Николая Чудотворца. Так случилось, что земли эти в это же время отошли знакомому Тихона, князю Бельскому. В дальнейшем Тихон пользуется поддержкой этого князя.

В самом начале 16-го века Тихон закончил свой жизненный путь, а через 66 лет был причислен к лику святых. Как утверждают источники, образование пустыни способствовало заселению людьми этих пустынных земель.

Где-то в это же время в пустыне была построена и вторая, Димитриевская трапезная церковь. Выстроен игуменский корпус, а сам монастырь окружён деревянной оградой. В смутное время подвергся разорению. В 1665 году моровое поветрие опустошило сам монастырь и поселения вокруг него. А в 1668 году монастырь сгорел.

И здесь начинается новая история монастыря – в камне. В 1678 году начинается строительство Крестовоздвиженской каменной церкви. Многие знатные люди становились вкладчиками восстанавливаемого монастыря. Монастырь строился и начал даже богатеть. Тут-то на него и обратили внимание церковные власти Новоиерусалимского Воскресенского монастыря. Они обратились с прошением к царю приписать Тихонову пустынь к Воскресенскому монастырю. И получили разрешение. 

Независимости монастырь лишился. В связи с чем и пришёл в полное запустение. Местные власти писали, отправляли выбранных ходоков, просили у царственных особ и Синода. И наконец, это помогло. В 1743 году императрицей был подписан долгожданный указ о полной свободе от Иерусалимского монастыря. Всего-то прошло 65 лет.

В период секуляризации пустынь отнесли к третьему классу. Владения забрали в казну, но монастырю положили содержание за счёт казны. Не сразу. За счёт пожертвований монастырь стал богатеть. И благоустраиваться. Сначала обнесли монастырь каменной оградой в начале второй половины 18-го века. Как и полагается, с башнями и Святыми вратами. В 1781 году над Святыми вратами строят церковь Преображения Господня. Через несколько лет достраивают стены, замыкая периметр.

В течение последующих трёх лет строятся настоятельский и братский каменные корпуса. В братском корпусе оборудуется трапезная и кухня.

В начале 19-го века на монастырские средства был построено духовное училище.

В 1833 году поновляется Воздвиженский храм. К нему пристраиваются Смоленский и Никольский приделы. И заканчивается каменное обустройство монастыря сооружением в 1835 году грандиозной колокольни.

Все остальные годы обитель жила мирной монастырской жизнью.

После известных событий 1917 года, судьба монастыря была предрешена. Но ещё некоторое время монастырь жил как церковное учреждение. А в середине 20-х годов прошлого столетия его закрыли по решению Совета депутатов. Монахи были изгнаны из стен, в самой обители после разграбления разместились наконец-то светские организации.

Первой организацией была образованная МТС, то есть государственное сельскохозяйственное предприятие. Следом разместили начальную школу. И тут же заехали учителя и рабочие. Очаг сплава культуры, образования и техники. Ну и буквально через два года учителя вместе с рабочими обезглавили колокольню с 17-ти метровым шпилем. А заодно в Крестовоздвиженской церкви сломали иконостас, раку с мощами прп. Тихона и выкинули все иконы. Монастырское кладбище тоже попало под раздачу – его просто сравняли. И в течение пяти лет продолжали изменять облик бывшей обители – ломая главы, снимая колокола и снося кресты.

В 1995 году монастырская территория была передана епархии, и уже в июле этого же года Священный Синод Русской православной церкви вынес решение об открытии Свято-Николо-Тихонова мужского монастыря, где и была возрождена монашеская жизнь.

Через шесть лет архитектурные здания были восстановлены.

*Л.И. Денисов "Православные монастыри Российской империи". - М., изд. А.Д. Ступина, 1908 г., стр. 329.
"Соборы.ру"
Фото автора. План А.В. Богданова. Корректура М. Зуйкова             

Русавкино, май 2022 г.


Рецензии