Она приходит в сумерках

В детстве я очень любила сумерки, особенно летние.  Пограничное время между днём  и ночью. Сначала закат,  багряно - золотистые облака, будто нарисованные    талантливым художником.  Солнце  ещё  не успело полностью скрыться,   но на востоке небо стремительно  темнеет,  появляются первые звезды  и над  ними полукругом  месяц.  Птицы спешат проводить  солнышко, спеть вечернюю  песню  и  забраться в гнезда. Спрятаться от ночной разбойницы-  совы. А затем небо на западе  так же  окрашивается  в темно - синий цвет, и волшебница - Ночь в  расшитом  золотыми звёздам  плаще,  вступает  в  свои права.
Это время суток для меня всегда   окутано  какой-то  тайной.
Либо я была  большой фантазеркой   и любила придумывать сказки, либо  лень  было вставать рано и любоваться не менее прекрасным рассветом, но сумерки меня пленяли  гораздо больше.
Ещё  я очень  любила свою бабушку Катю и с нетерпением ждала летние каникулы,  чтобы отправиться в далёкую   поморскую  деревню со смешным названием Кузькино, где бабуля прожила всю свою жизнь.
Нигде я не чувствовала себя так уютно и спокойно,  как в старом бабушкином  доме.  Мне всё  в нем нравилось:  скрипучие  половицы,   большая русская печь, в которой бабушка пекла изумительные  шанежки,  кружевные  накидки  на подушках,  пёстрые лоскутные  одеяла и сама  атмосфера доброты  и любви, которой бабушка щедро меня одаривала.  К сожалению,  эти волшебные  летние месяцы  пролетали очень быстро. За мной приезжала мама, и мы возвращались  назад  в большой город, нагруженные  банками  с  солёньями - вареньями, связками  сушеных  грибов, вязаными  носочками,  рукавичками  и другими подарками,  сделанными  добрыми бабушкиными  руками.
Возвращаться мне совсем не хотелось. Я бы лучше навсегда осталась у бабушки,  но родители  не позволят.  Вернее, отчиму всё  равно, а мама, конечно,   меня очень любит и  будет тосковать.
Отчим  Аристарх  Иванович  появился в нашей жизни год назад.
 Всё  в нём было весомым,  дородным, важным. Имя, фигура, характер, должность.
Он работал  руководителем  оборонного завода  и  большую часть времени  посвящал  своему  предприятию. 
Это был  очень серьёзный,   педантичный и  неулыбчивый  человек. Почему мама вышла  за него замуж? Аристарх Иванович  был полной  противоположностью  моему отцу.  Хотя, папу я  помнила  очень смутно. Он погиб в экспедиции, когда я была ещё  малышкой,  но в памяти вставал образ  весёлого,  доброго  человека  со светлым,   по - мальчишески задорным  чубом  и небольшими  усами.  Приходя домой,  отец раскрывал объятия,   и  я радостно подбегала,  зная, что он подхватит меня , подбросит  вверх, а затем крепко поцелует.
Аристарх Иванович,  меня почти не замечал. Вежливо  здоровался  по утрам, желал спокойной ночи перед сном и поздравлял дежурной  фразой  с праздниками.  После маминого замужества моя жизнь изменилась отнюдь  не в лучшую  сторону.
Мы переехали из нашей небольшой, но такой уютной  квартирки,  в просторные 4 - комнатные хоромы, которые Аристарху Ивановичу  выделил  завод.
Пришлось поменять  школу и расстаться со старым друзьями.
Маме не разрешалось что - то переделывать  в квартире по своему  вкусу и приглашать  подруг.  Отныне все  праздники  и дни рождения  отмечались  исключительно  в узком  семейном  кругу.  Моим школьным товарищам  вход тоже был запрещён.
 Отдыхать отчим предпочитал  в морском санатории от предприятия.
Едва мама робко заикнулась  о совместной  поездке  на море, тут же отчим поставил вопрос ребром.  Мол  у него  тяжёлая и ответственная работа, целый год пашет,  как вол, и имеет право отдохнуть по своему  усмотрению, то есть без  лишних забот. Ребёнок  может  простудиться,  обгореть  на солнце, отравиться и так далее, и он не собирается   нянчиться  со мной  ещё  и в отпуске.
В принципе, Аристарх  Иванович не нянчился   со мной от слова " вообще",  но мама не стала спорить.
Заметив, потухший мамин взгляд, отчим предложил  взять мне путевку в  пионерский  лагерь  от того же завода, хоть на всё  лето, но мама решила по - другому. Она отвезла меня к бабушке, чему я была несказанно рада.
Скучать у бабы Кати мне не приходилось  никогда.  Она всегда находила  время   рассказать  сказку,  сшить одежду  для кукол, сводить  на речку или в лес по грибы.  А ещё  я нашла   друзей и прекрасно  проводила  каникулы. 
Только одного бабуля не разрешала  - выходить  за порог после заката. Но так  поступали все  жители деревни,  без  исключения.  В сумерках  никого  на улице  не встретить.  Деревенскими закатами  и звёздным летним  небом  мне любоваться не доводилось никогда.  Никто не гулял в обнимку до утра,  не  слушали соловьёв   влюблённые  парочки,  даже  собаки умолкали.  Деревня, словно вымирала до утра.
Как - то я спросила у бабушки отчего такие правила. Сначала она отнекивалась,  что мол деревенские  привыкли рано ложиться и с петухами  вставать, но я видела по глазам, что бабушка что-то  скрывает. А когда стала чуть постарше  узнала,  наконец,  тайну.
- Лет сто тому назад,  - рассказывала баба Катя, - жили в этой  деревне  два побратима  Прохор  и Тимофей. 
С детства робяты  были дружны, и как выросли, решили духовно  породниться  по старинному  обычаю: обменялись  крестами  и стали " крестовыми " братьями, что считалось не хуже  родных  по крови.  Создали  они семьи,  детки   родились. И впоследствии  стали их дочери  так же крепко дружить. У Тимофея -  Настенька,  а у Прохора  Анфисою  дочку звали.
Девочки были разными,  как день и тёмная ночка. Настенька светленькая,  голубоглазая,  скромная и тихая, как берёзка.  Анфиса  черноглазая,  весёлая , яркая,  словно калина красная.
Выросли они бок о бок, один кусок хлеба ели, неразлучны  были,  как близнецы.  А как  заневестились,  отправили их отцы в соседнюю  деревню на " гостьбу ",  а вернее сказать,  на погляд.   И надо было девушкам влюбиться в одного и того же парня!  Обеим  Степан приглянулся.  Девушки  друг от дружки чувства скрывать не стали и уговорились  не завидовать  той,  у кого сладится. Настя это предложила, а Анфиса  с радостью  согласилась,  не сомневаясь, что Степан  её  выберет. И красавица  и  первая певунья, да плясунья. Настёне  до неё  далеко!
Однако в старину поморы  невесту  тщательно  выбирали.  Долго присматривались,  между  собой советовались,  потому как " Дом без хозяйки - сирота". И выбрал Степан  себе в жены  скромную Настеньку,  а не яркую  Анфису.  Тут и произошёл  раскол в дружбе.  Анфиса виду  не подала,  но злобу  лютую  и зависть  затаила.
Настя к свадьбе готовилась,  полная радостных надежд,  когда заплакала под полом Доможириха, предсказывая смерть кому-то  из семьи.
Мать Насти застыла от ужаса,  отец тоже поначалу  испугался, но потом махнул рукой, чтобы домашних  успокоить- мол, не бойтесь,  ничего не случится.
Утром, как обычно,  Анфиса зашла,  позвала Настю  в лес по ягоды.  Нагулялись  девушки  от души,  полные корзинки набрали, а денёк  выдался жаркий, и предложила   Анфиса  в речке искупаться.  Зашли девушки в воду,  принялись  плескаться  и хохотать, и тут неожиданно  схватила  Анфиса Настю  за косу  и потащила  на глубину. 
- Отпусти! Я же не умею  плавать! Куда ты меня тянешь?  - закричала Настя.  Но подруга, не слушая, тащила  её  на середину реки. И на глубине бросила. Настя изо всех  сил пыталась выбраться, барахталась,  плакала,  просила помочь, но Анфиса  поплыла обратно к берегу, бросив свою названную  цицьку. Когда девушка вышла на берег, Насти уже  не было  ни видно, ни слышно.
Анфиса, тем временем, побежала в деревню  звать на помощь.  Кричала,  плакала, якобы убиваясь  по подруге. Народ к речке сбежался.  Долго искали  Настю, но так и не нашли. Видно тело унесла быстрина.

Вместо свадьбы  похороны случились.  Но пустую  могилу  зарыли. 
Анфиса больше  всех  названную  сестру оплакивала,  а через год замуж за Степана собралась.
- И он женился на убийце? - воскликнула я .
- Видимо, не знал,  не догадывался, - ответила бабушка, - И не успел жениться.  За  несколько  дней до свадьбы  пошла Анфиса с подругами  на речку  на закате.   Вода в это  время, как парное  молоко. 
- Эх, хороша водица! - крикнула Анфиса, - Идите сюда!
Пока девушки разделись,  пока  то да сё,  солнышко  закатилось совсем.  Над  рекой бусель поднялся. 
И стало девушкам блазнить,  что из того мокрого тумана появляется фигура. Пригляделись  и оцепенели: Настя из тумана вышла. Но какая! Страшная, посиневшая, взгляд будто стеклянный.  И прямо к Анфисе  направилась.
Не успели девушки и слово сказать,  как утопленница схватила Анфису  и потащила за собой. Та кричала,  плакала, звала на помощь, но покойница  в мгновение  ока утянула  её  на глубину, и обе скрылись  под  водой.
Тогда девушки  опомнились  и бросились бежать со всех ног.
Снова народ у реки собрался.  Нашли тело  Анфисы. Подругам люди  не поверили, решили, что померещилась  им покойница. Однако следом за  Анфисой  бесследно  сгинул  Степан.  Никто не знал куда он подевался.  И на реке искали и в лесу, потом решили, что с горя в Архангельск  подался.  Не шутка  - обе невесты накануне  свадьбы погибли.
 Но это было лишь самое начало беды.
Настя в ведьму - водяниху  превратилась.  Это вроде русалки, но без хвоста. Нужно было  по местному обычаю положить покойнице  в рот кусок  кирпича, а руки и ноги кольями  прибить,  но ведь не нашли тело.
И стала ведьма  в сумерках в деревню  приходить,  стучать в дома, да выманивать людей.  Как выманит, то голову  задурит  и на реку за собой ведёт, да топит.
Убила так несколько человек,  а потом ужо прознали  люди  и перестали вечерами  выходить.
- А  почему  Настя невинных убивала?  - задала я вопрос.
- Так ведьмой она стала  и верить людям  больше не хотела. Самые любимые её  предали, вот и озлобилась  на всех.
- Бабушка! Но ведь это давно было! Сто лет прошло. И до сих пор вы её  боитесь?
- Бывает и в наше время она приходит. На моей памяти трех человек утопила, - серьёзно  ответила бабушка. - Поэтому  и бережемся,  окна - двери после заката закрываем.
Ложись спать! Поздно  ужо, -  она поцеловав  меня, подоткнула  одеяло  и потушила свет.
Я, конечно,  заснуть  долго  не могла, лежала  и  размышляла  о несчастной  судьбе  девушки,  о её  страшной смерти и о мести.
А вернувшись  от бабушки  домой,  не удержалась  и рассказала  маме эту историю.  Дело было  за  обедом,  мама  кивнула,  что знает с детства  эту легенду, а отчим  поморщился, встал  из - за стола  и вышел.  Вернулся  он  с энциклопедией  в руках  и не  поленился прочесть мне целую лекцию  о подводных  течениях,  омутах  и прочих  вещах, которые  вполне реальны, опасны  и  никакого  отношения  не имеют к выдуманным  русалкам  или водяным. 
- Стыдно, Мария! ( он всегда называл меня полным  именем), верить в мистику, будучи советской  пионеркой. 
Чтобы  больше я подобной  чепухи не слышал!
И обращаясь  к маме, добавил:
- Как может  Екатерина Васильевна  забивать ребёнку  голову подобной  ерундой?
Что ответила мама, я уже  не слышала,  так как буквально  влетела  в  комнату, ругая  себя за длинный язык.  И дала самой  себе  слово - никогда  не откровенничать  с отчимом.
 И верила  я  бабушке,  а не ему.
С той поры прошло несколько  лет. Я выросла,  закончила школу и поступила  в педагогический  институт. Бабушку  навещала  каждое   лето,  отказываясь  от путевок  на море или  на другие  курорты.  Мне у  бабушки  по - прежнему  было интереснее  и милее, чем на любом курорте.  Но к великому моему горю, она умерла через год после  моего поступления.  За ней, буквально  через  несколько  лет, последовала  мама,  и я осталась одна - одинешенька  на всём  белом свете.  Через некоторое время после маминой смерти, отчим вручил мне ключи от однокомнатной малогабаритной  квартирки,  пояснив,  что  долг  по отношению к падчерице  им выполнен.
Он  бы наверно  сильно  удивился и даже  счёл  меня неблагодарной,  если б услышал,  что  мне  всю жизнь хотелось  иметь отца. Настоящего отца.   Но Аристарх Иванович  не смог таким отцом стать, или не захотел.   И откупился  от меня.
С тех пор я больше его  не видела. Изредка  звонила, поздравляя  с праздниками,  он  вежливо  благодарил,  и этим  наше общение,  по  обоюдному  согласию,  ограничивалось. 
В личной жизни тоже не ладилось.  Не попадался тот единственный.  Два - три знакомства  оказались неудачными,  а парень,  который нравился, не горел  желанием позвать меня на свидание.
Подруги повыходили  замуж,  родили детей.  Мы виделись всё  реже.
Я работала  в школе,  посвящая  ученикам практически  всё  свободное  время.
Наступил первый в моей жизни  отпуск.  Целых два месяца!  И вдруг возникло  такое горячее  желание  поехать в Кузькино,  что я аж застонала  от нетерпения.  Конечно, там меня никто не ждёт,  но бабушкин дом цел - невредим.  Вернусь ненадолго  в детство.  И  я  купила  билет в Архангельск.

Вот и родная деревня, правда заметно  опустевшая. После развала колхоза, работы практически не стало. Люди помоложе  уехали в города,  остались  только старики и старухи,  которые  постепенно  переселялись на старое кладбище. Я с горечью  смотрела на заколоченные  избы, покосившиеся  заборы, опустевшие  и заросшие  бурьяном  подворья. 
" Дом без хозяйки - сирота" - вспомнила я старинную  поморскую  поговорку. 
Похоже,  сиротой стала почти вся деревня.  От трёхсот  домов, осталось  жилых  чуть больше  десятка.
С такими невеселыми думками  я  подошла  к бабушкиному дому. Сердце  сжалось  от мысли,  что никто  не выйдет меня встречать,  не обнимет, не будет радостно хлопотать возле  печи.  Бросив сумку с вещами, я поспешила  на кладбище  и долго  сидела возле  бабушкиной  могилы,  плача и  разговаривая с ней. Вернувшись в дом,   устало прилегла на кровать, думая,  что нужно разложить вещи  и навести порядок в доме: пыль вытереть  и полы  помыть, но глаза  сами собой закрылись  и я буквально  провалилась  в сон.
Мне снилась бабушка.  Она  сидела рядом,  на краю кровати  и звала  меня:
- Машенька! Вставай! Нужно закрыть ставни и дверь.  Скоро закат!
Она придёт  в сумерках!
Ведьма придёт!

Я проснулась  от стука  в дверь.  Солнце совсем зашло,  в небе загорелись первые звёзды. 
- Да, да! Иду! - крикнула  я, в полной уверенности,  что пришёл  кто-то  из  соседей,  узнав о моем приезде.  Жители Кузькино  были  очень  добрыми и приветливыми  людьми,  и многих я хорошо  знала. 
- Здравствуйте,  - начала было  я, открывая дверь,  и осеклась. 
На пороге стояла  девушка  в старинной  одежде. Вода струями  стекала  с волос,  посиневшее, страшное  лицо, стеклянный  взгляд.
- Ведьма! -  пронеслось  в голове.  Я не закрыла  окна, и она  увидела меня. Пришла за мной.
Я хотела отступить  назад  и захлопнуть  дверь, но не  смогла и шагу сделать.  Меня словно  парализовало.
- Пойдем со мной! - приказала Настя, и я, как  зомби, покорно  сошла с крыльца. Покойница  взяла  меня за руку  и повела  за собой.  Рука Насти была холодная  и скользкая,  как рыба. 
Меня передёрнуло  от страха и отвращения,  но поделать  я  ничего не могла.  Словно под гипнозом шла к реке,  зная, что  иду  на смерть.
В голове не осталось ни одной  мысли,  страх  заледенил  душу.  Вот и река.  Мне  конец.   Разум   попытался сопротивляться. 
- Не заходи  туда! Вырви руку! Беги, как можно  быстрее отсюда!
Но ведьма, словно прочитав  мои мысли, крепче  сжала мою руку  и потащила  в воду. Вот  я уже  на глубине,  ноги не чувствуют дна,  а  водяниха  тянет вниз,  не отпуская меня.
В глазах  помутилось. Последнее,  что я запомнила - свой жалобный  вопль,  а потом наступила  темнота.

Очнулась  я в бабушкином  доме, на кровати. Рядом стояли  два парня и смотрели на меня  с тревогой.
- Слава Богу! Пришла в себя! - воскликнул  один.
Мне он показался знакомым.
- Маш! Ты чего топиться  пошла?!  - укоризненно добавил   он.
- Володя? - слабо улыбнулась  я. - Это ты меня спас?
- Узнала друга  детства? - засмеялся он. - Нет, спас не я, а Паша. Мой  товарищ.
Второй парень  кивнул мне.
- Как вы там  оказались? Я никого не заметила.
- Неудивительно. Ты  шла к реке, как лунатик,  выставив  вперёд  руки, - ответил он. - Так что произошло?

- Меня Настя потащила,  - тихо ответила я, - Пришла за мной  в сумерках,  потому  что я не закрыла  ставни и дверь. 
- Мы никого с тобой рядом не видели! - удивлённо  ответил Володя. - Правда,   Паша?
- Не было  никого, - подтвердил  парень.
- Погоди... ты про  какую  Настю  говоришь?  Про ведьму что ли? - догадался  Володя. 
- Ну да! Про неё. 
Я рассказала  всё,  что случилось,  но Володя возразил:
- Маш! Ну ты же  не маленькая  уже,  чтобы верить бабушкиным  сказкам! Сам в детстве  наслушался и боялся ведьмы до чёртиков,  а потом понял,  что бабули  просто рано ложились спать, потому что вставали  с петухами.   И водянихой  не зря пугали.  Чтобы в быстрину  не попали  и не утонули.
Спорить  с ним я не стала. Самой  хотелось  думать, что  просто приснился страшный сон. Но, к сожалению,  это была реальность.  Я так же хорошо видела  ведьму,  как обоих парней,  стоявших  возле  кровати.  И только  счастливая случайность  спасла меня от смерти.
Как впоследствии  рассказал  Володя, он  приехал  навестить бабулю  и привёз  друга  погостить. 
Паша родом из донской  станицы.  Никогда настоящего русского Севера не видел.
" Орёл  степной,  казак лихой " - шутливо пропел  Володя,  подмигивая  мне.
С вечера парни собрались  на рыбалку.  Подходя  к реке, увидели меня,  услышали крик, и бросились  на помощь.  Паша прыгнул  в воду  первым  и успел  вытащить  меня. 
Наши друзья шутят, что  мол пошёл  на рыбалку,  а выловил себе  жену.
Наконец,  и мне улыбнулось  счастье.   Чёрная  полоса, надеюсь,  закончилась.  Осталась  только  одна привычка  из прошлого, ( глупая,  по мнению моего мужа ),  - закрывать  после захода  солнца  дверь, так как  ОНА МОЖЕТ ПРИЙТИ  В СУМЕРКАХ.

Все  события  вымышлены.  Любые совпадения  случайны.

Примечания:
Шанежки  - лепёшки  из пресного  теста
Доможириха  -  сказочное существо. Покровительница семейного очага. Живёт под полом,  охраняя  дом и скот. Жалобным  плачем  предсказывает  смерть.
Бусель - мокрый туман
Цицька - сестра
Блазнить - мерещится.
Быстрина - быстрое,  сильное  течение


Рецензии