Белый шум

1.
В кабинете уролога медицинского центра интеллигентного вида молодой человек терпеливо объяснял Рощину:
-Давайте, доктор, сначала разберемся с «белым шумом»…
«Белый шум», Вадим Владимирович — это стационарный шум, спектральные составляющие которого равномерно распределены по всему диапазону задействованных частот. Я понятно излагаю?
-В целом, да… Хотя, я - врач, а не физик…
-Отлично… Почему его называют «белым»? Звук же не может иметь цвет? Однозначно, нет… Это всего лишь аналогия. Известно, что белый свет – это сочетание всех цветов спектра. По аналогии со светом, «белый шум» – это смесь звуков, воспроизводимых одновременно на всех частотах, воспринимаемых человеческим ухом.
Для полного понимания, приведу вам, в качестве классического примера этого шума в природе – звук водопада.
-Но вы мне 10 минут назад сказали, Дмитрий, что ваша группа энтузиастов
занимается не просто «белым шумом». Вы утверждаете, что можете слышать звуки потустороннего мира. А также - общаться с мёртвыми… Это тоже «белый шум»?
-Не совсем так, Вадим Владимирович… У нас - специалистов по изучению паранормальных явлений это называется по другому - феномен электронного голоса (ФЭГ).
Это звуки, определяемые на электронных записях, интерпретируемые как «голоса» духов умерших людей, которые были либо непреднамеренно записаны, либо намеренно запрошены и записаны.
ФЭГ — явление, при котором на различных регистраторах (магнитофоны, радио, ноутбуки, ПК и др.) возникают вполне осмысленные сообщения. В них «голоса» часто представляются обитателями Мира тонких энергий, посылающих людям короткое сообщение. Например, слово или фразу.
-Очень интересно… И когда же это направление в науке возникло?
-Видите ли, Вадим Владимирович, попытки установить контакт с потусторонними силами активно предпринимались человечеством ещё с середины 19 века и продолжаются вплоть до наших дней.
При этом априори утверждалось, что с духами умерших можно связаться с помощью медиумов, например, во время сеансов спиритизма. А новые технологии - фотография, радио, телевидение и др. использовались адептами этого учения в попытке научно доказать контакт с миром духов.
Широкое распространение звукозаписи привело к тому, что медиумы стали изучать возможности данной технологии, многократно демонстрируя связь с миром мёртвых.
Так, американский фотограф Аттила Салай был одним из первых, кто попытался это сделать и в 1956 году добился желаемого результата. Он провел несколько сеансов звукозаписи с помощью специального микрофона в изолированном корпусе, подключенного к внешнему записывающему устройству и громкоговорителю, и обнаружил на пленке множество звуков, которые не могли быть слышны в динамике во время записи. Он интерпретировал эти звуки, как «голоса» духов.
Результаты этой научной работы в соавторстве с Раймондои Бейлессом были опубликованы им в журнале «Американское общество психических
Исследований» в 1959 году.
Позже Бейлесс также стал соавтором книги «Телефонные звонки от мёртвых» (1979).
Параллельно исследованиям Салая и Бейлесса, психолог Константин Раудив, преподававший в Уппсальском университете в Швеции, также сделал множество записей, которые он описывал, как связи с умершими людьми. Некоторые из них были проведены в лаборатории с радиочастотным экранированием и содержали слова, которые, по его мнению, были хорошо распознаваемыми.
В 1968 году он издал книгу об итогах эксперимента электронного общения с мёртвыми, впоследствии переведенную на английский язык.
-Удивительные вещи вы мне сейчас рассказываете, Дмитрий… Однако, всё же я предлагаю прерваться и продолжить нашу интереснейшую беседу через 2-3 дня, как только получим из лаборатории результаты ваших исследований…

2.
Через несколько дней их разговор продолжился. Рощин как раз отпустил очередного пациента. Дверь кабинета открылась…
-Здравствуйте, Вадим Владимирович… Я был у вас на консультации недавно… Дмитрий… Вспомнили меня? Готовы мои анализы?
-Да, помню, конечно… Ничего плохого, Дмитрий, мы в них не обнаружили, зря вы так сильно волновались.
Однако, меня весьма заинтересовала наша прошлая беседа. Если вы располагаете временем, я был бы не прочь её продолжить. У меня до следующего пациента ещё целый час времени…
-Располагаю, доктор, отлично, давайте продолжим мой экскурс по заданной теме. Я помню на чём в прошлый раз остановился. Итак, идём дальше…
Наука не стоит на месте… В 1982 году Сара Эстеп основала Американскую ассоциацию электронных голосовых феноменов (AA-EVP), с целью повышения осведомлённости об ФЭГ и обучения стандартным методам его приёма. Она начала свои исследования в 1976 году, сообщив, что сделала сотни записей «голосов» от умерших друзей, родственников и даже инопланетян, рождённых на других планетах и в иных измерениях.
Одновременно в 70-х годах прошлого века появился новый термин «Инструментальная транскоммуникация», предложенный Эрнстом Зеньковским. Автор обозначал им большее количество средств для коммуникации через любые электронные устройства - магнитофоны, факсы, телевизоры, компьютеры между сущностями
другого Мира и живыми людьми.
Так чем же сегодня можно объяснить «феномен электронного голоса», спросите меня вы?
-Однозначно, спрошу… Вы угадали мой следующий вопрос, Дмитрий…
-Одним из объяснений природы ФЭГ, доктор, может быть тот факт, что живые люди способны запечатлевать мысли сущностей потустороннего мира непосредственно на электронном носителе посредством собственной психики. Так называемый, психокинез…
Существует, однако, и другая версия происхождения данного явления, приверженцами которой чаще всего выступают медики и биологи.
По их мнению, электронный феномен - не что иное, как ситуация, когда мозг неправильно интерпретирует звуки или, лучше сказать, паттерны, как знакомые и как бы «достраивает» случайный шум в звук человеческого голоса.
Вы спросите меня, где доказательства? А доказательство хотя бы в том, что исследователь ФЭГ слышит «голос» именно на своём - знакомом ему языке.
Сторонники паранормальной теории, в свою очередь, считают, что сущности другого мира могут приспосабливаться к речи контактёра, что и объясняет звучащие «голоса» именно на знакомом ему языке.
Скептики полагают, что ФЭГ может объясняться сочетанием перекрёстной модуляции радиостанций или неисправными контурами заземления, которые могут вызывать ощущение паранормальных «голосов». Есть мнение, что наш мозг со временем в ходе эволюции приобрёл способность распознавать паттерны и, если человек прислушается к шуму, он может услышать слова, даже если в них нет логики и смысла.
Подобное явление называют апофенией, которая определяется, как «спонтанное нахождение связей или смысла в вещах, которые случайны, несвязны или бессмысленны», и выдвигается в качестве возможного объяснения.
По мнению психолога Джеймса Элкока, то, что люди слышат в записях ФЭГ, лучше всего можно объяснить именно апофенией. Принятием желаемого за действительное… В итоге он пришёл к выводу, что феномен электронного голоса — это продукт человеческой надежды и ожидания…
-Весьма любопытные и интересные вещи рассказали вы мне, Дмитрий. До встречи с вами всего этого я абсолютно не знал. Видите, как бывает: век живи - век учись…
-Да, Вадим Владимирович, в мире паранормальных явлений есть много не изученного и загадочного. И это я вам ещё не рассказал половины того, что знаю про данный феномен.
А, кстати, если хотите, могу вам продемонстрировать возможности своей аппаратуры по регистрации и изучению ФЭГ. Есть желание?
-Дмитрий, мне крайне интересны ваши исследования и, если это возможно, я с удовольствием посмотрел бы за сеансом вашей работы.
-Конечно… почему нет? Давайте поступим так… Я вас буду ждать у себя дома в ближайшее воскресенье в 22.00. Вечерами легче выходить на контакт с сущностями другого Мира. Записывайте адрес…

3.
В воскресенье их встреча состоялась…
Дмитрий жил в однокомнатной квартире в старенькой панельной пятиэтажке - хрущевке на 5-м этаже, неподалёку от метро. Дверь Рощину он открыл сам… По внешнему виду хозяина и интерьеру прихожей с частично ободранными старыми обоями Вадим Владимирович догадался, что его пациент холост и живёт один.
Из кухни тянуло запахом крепкого сваренного кофе…
-Добрый вечер, Дмитрий…
-Здравствуйте, Вадим Владимирович, вы как раз на кофе подоспели. Только что сварил… Проходите в комнату, я сейчас… Только разолью кофе по чашкам… Вам с молоком или без?
-С молоком… Спасибо…
Пока Дмитрий возился на кухне с чашками, Рощин оглядел комнату…
Стандартная угловая квартира-хрущёвка с жилой плошадью 16 квадратных метров, двумя окнами и балконом. Старенький, потёртый раскладной диван в углу, рабочий письменный стол с компьютером, принтером и огромным монитором - напротив. Два стула, тумбочка для белья и несколько книжных полок на стене дополняли обстановку комнаты.
-Ну, вот, собственно, и моя лаборатория, так сказать… Ваш кофе, доктор, как просили. Только молока я налил немного, извините, закончилось.
-Спасибо, Дмитрий, я именно так и хотел… Ну, так вы покажете мне сегодня ваш сеанс работы с феноменом электронного «голоса»?
-Конечно, Вадим Владимирович, раз уж обещал - непременно покажу. Да вы присаживайтесь на стул… В ногах, как говорится, правды нет…
Пока я буду настраивать свою аппаратуру - почитайте вот здесь в журнале абзац из одной научно-популярной статьи по ФЭГ. Я специально выделил его фломастером, он не слишком большой. Это, чтобы у вас не сложилось однобокого восприятия темы. Читайте…
Рощин стал читать:
«…интерференция прослеживается
в записях ФЭГ, особенно тех, которые записаны на устройствах, содержащих схему RLC. Эти случаи представляют собой радиосигналы голосов или других звуков из вещательных источников. Помехи от радиопередач CB и беспроводных устройств, или аномалии, генерируемые через перекрёстную модуляцию от других электронных приборов, — это всё задокументированные явления.
Ошибки захвата — это аномалии, создаваемые методом, используемым для захвата звуковых сигналов, например, шум, возникающий в результате чрезмерного усиления сигнала в точке записи. Артефакты, созданные во время попыток повысить чёткость существующей записи, могут объяснить некоторые особенности ФЭГ. Методы включают передискретизацию, частотную изоляцию, шумоподавление или усиление, что может привести к тому, что записи приобретут качества, значительно отличающиеся от тех, которые присутствовали в исходной записи. Самые первые записи ФЭГ, возможно, возникли из-за использования магнитофонной аппаратуры с плохо выровненными стирающими и записывающими головками, что привело к неполному стиранию предыдущих аудиозаписей на ленте. Это может привести к тому, что небольшой процент предыдущего материала будет наложен или смешан в новую запись…»
Рощин на минуту оторвался от чтения, осмысливая прочитанное…
-Я так понимаю, Дмитрий, это как раз противоречит той теории, которой вы придерживаетесь. Судя по информации, что вы здесь подчеркнули для меня…
-Так вы же не дочитали… Читайте дальше… Там как раз то, что вам нужно знать…
Рощин продолжил изучать выделенный абзац в тексте журнальной статьи:
-«…однако голоса, полученные рядом исследователей, по их словам, сообщали детали, которые могли быть известны только им самим, и факты, касающиеся ближайших родственников, и маловероятен шанс, что они случайно забыли, как записывали данные сообщения на свои же магнитофоны…»
-Ну, что скажете, доктор? Впечатляет? Или вы - скептик, как многие представители вашей благородной профессии?
-Дмитрий, конечно, я - скептик… Как, впрочем, и большинство моих коллег. И пока не увижу всё своими глазами и не услышу ушами, извините, не поверю.
-Ну, тогда смотрите на монитор и слушайте…
В центре экрана на ярком синем фоне располагалась широкая белая полоса, по которой «бежала» дорожка разных по амплитуде аудио-сигналов…
-Это осциллограмма?
-Да, Вадим Владимирович, это - осциллограмма звука… Из курса физики, всем известно, что так выглядит аудио-сигнал. Думаю, вы не раз в жизни видели подобные картинки. Для того чтобы понять, как устроен процесс преобразования аналогового сигнала в цифровой, нужно нарисовать осциллограмму звука на миллиметровой бумаге. Для каждой вертикальной линии найдем точку пересечения с осциллограммой и ближайшее целое значение по вертикальной шкале — набор таких значений и будет простейшей записью цифрового сигнала.
-Но где же звук? Где ФЭГ?
-Звук, Вадим Владимирович, здесь плохо различим… К сожалению, моя аппаратура не способна усиливать аудиосигнал настолько, чтобы человеческое ухо его воспринимало также ясно, как нашу с вами разговорную речь. Но, если наклониться поближе к динамикам, вы услышите тот самый пресловутый «белый шум», среди которого при должной тренировке начнёте в итоге различать отдельные звуки, слова и даже фразы.
Пока ещё как такового контакта нет… Соответственно, нет и ФЭГ… Поэтому можете не стараться что-то услышать. Я скажу вам, доктор, когда это произойдёт. Кстати, у меня программа способна переводить «голоса» в текст бегущей строки внизу экрана. Сейчас, как видите, строка пустая… Но как только духи начнут говорить - строка «побежит»…
-А вы их, Дмитрий, каким-то образом сами вызываете на контакт или они приходят без вашего активного участия? Без вызова, я имею в виду…
-По разному бывает… Если духи сами просятся на контакт, значит, что-то их беспокоит на том свете. И по какой-то причине они не находят успокоения.
Например, не так давно ко мне на контакт пришли сразу двое - муж и жена, они оба погибли в автокатастрофе. С их слов, в живых остался 3-х летний ребёнок, которого теперь, после смерти родителей и за отсутствием опекуна, отдают в детский дом. Из всей родни у них есть только мать мужа, проживающая в другом городе, с которой они не поддерживали отношения последние несколько лет, поскольку та была категорически против их брака.
Но смерть всё расставила по своим местам. Они просили записать адрес этой женщины, с тем чтобы связаться с ней и, сообщив об их гибели, просить её оформить опекунство над внуком.
-И что? Вы нашли эту женщину? Вы связались с ней? Адрес был точный?
-В том-то и дело, доктор, что адрес они назвали верно. Правда, я лоханулся вначале - адрес тот неправильно записал. Вместо Киров - мне послышалось Киев… На бегущую строку с текстом не посмотрел. Отсюда ошибка… Я сделал запрос в Киев… Но когда мне пришёл ответ, что такого адреса в городе не значится - догадался в чём дело. Нашли бабушку в Кирове, всё ей передали, что было поручено. Она вначале посчитала меня сумасшедшим. Но потом поверила, плакала… Просила меня дать ей возможность пообщаться с погибшим сыном.
-И что? Вы ей дали такой шанс, Дмитрий?
-Нет… У меня же здесь не переговорный пункт, Вадим Владимирович. Многие хотели бы пообщаться со своими ушедшими в тот Мир родными и близкими. Но я не могу удовлетворить просьбы всех желающих. Мне и деньги предлагают, но я не хочу заниматься коммерцией на этом поприще. Хотя бы из осторожности. Ведь кто-то может посчитать мои опыты шарлатанством и обратиться в полицию. А там, сами знаете, какие люди работают. Им эти паранормальные явления, образно говоря, до фонаря. Ещё и реальный срок «припаяют» за мошенничество или что-нибудь в этом роде. У них не заржавеет… Нет, я работаю в группе энтузиастов лично для себя и своего научного интереса, проще говоря.
-Ясно… понимаю вашу позицию… Конечно, дело ваше, как поступать в разных ситуациях. Но то, что я услышал от вас про контакт с погибшими супругами - впечатляет. Это хорошо, что вы помогли разыскать мать погибшего мужчины. Теперь их души, я думаю, смогут успокоиться в том Мире.
-Да, Вадим Владимирович, это так… Они ещё однажды выходили со мной на связь и поблагодарили за оказанное содействие их просьбе.
А вот, доктор, и первые «ласточки»… Смотрите, внизу экрана сдвинулась с места строка с текстом…
-Да, Дмитрий, я вижу… Но здесь только обрывки слов… Набор букв… Без какой-либо логической связи… И, кстати, я не слышу электронного «голоса»… Один только слабо различимый «белый шум»…
-Это потому, что у вас нет опыта подобных сеансов… Наклонитесь пониже к динамикам, возможно, что-то и услышите…
Рощин наклонился… В небольшом динамике, стоящем возле монитора, помимо «белого шума» действительно едва-едва различались какие-то нечленораздельные звуки. Какие - он разобрать не мог…
-Слышите, Вадим Владимирович?
-Слышать-то я слышу… Только вот не разберу что конкретно… Не понимаю, как вам удаётся во всём этом выделять какие-то осмысленные фрагменты речи…
-А вот тут, доктор, мне в помощь программа, перекладывающая слабо различимые ухом звуки в текст…
-Ну, не знаю, не знаю… А вы уверены, что программа их адекватно переводит в слова?
-А вас не убедил, Вадим Владимирович, тот случай с автокатастрофой, о котором я только что рассказывал? Мне кажется, это более, чем доказательная история.
К слову, а вы сами не хотите что-то спросить у духов, пользуясь случаем? Контакт уже установлен…
-Нет, Дмитрий, не хочу… Я, конечно, далеко не самый воцерковленный человек, но всякое шаманство, сеансы спиритизма и разного рода гадания, пускай даже в электронном виде, считаю грехом и проделками тёмных сил. Более того, мне кажется, что вторжение человека в эту запретную для него зону, как минимум, небезопасно. А вы как считаете?
-Ну, я лично, доктор, не вижу здесь никакой проблемы для себя, как, впрочем, и для вас, присутствующего сейчас на сеансе. А если вдруг случится, что какую-то опасность я всё-таки увижу - никто не мешает мне свернуть программу, выключить компьютер и даже, если захочу, прекратить подобную практику.
-Ну, глядите… Вам, конечно, виднее…
Но я остаюсь при своём мнении.
Да, я верю в существование потусторонних сил, в другой Мир, в многомерность Космоса. Верю, что контакт с ними возможен… В этом меня убеждает вся известная История человеческой цивилизации. Но я не поручусь, что при контакте с иным Миром вы общаетесь именно с духами умерших людей, а не с бесами. Демоны сильны и имеют все возможности для прельщения и обольщения людей. Вспомните хотя бы «Фауста» у Гёте…
-Не буду с вами спорить, Вадим Владимирович, у вас своё мнение, у меня - своё. Но, тогда позвольте спросить, зачем вы сегодня пришли на мой сеанс?
-Пришёл, Дмитрий, посмотреть на возможности современной науки в связи с новой для меня информацией по теме ФЭГ. Но на этом я и остановлюсь… Дальнейшее погружение в данную проблему считаю для себя нецелесообразным и, более того, небезопасным. О чём, как ваш доктор, обязан предупредить и вас…
-Ну, что ж, тогда я продолжу сегодняшний сеанс уже без вас… Как знаете… Пойдёмте в коридор - я провожу…

Эпилог
Больше они не встречались… Однако, несколько месяцев спустя, у Рощина зазвонил мобильный телефон…
-Алло… Рощин… слушаю…
-Вадим Владимирович, здравствуйте..,
Вас беспокоит мама одного вашего пациента - Дмитрия… Он как-то приходил к вам обследоваться, а потом вы к нему приходили на его сеанс общения с духами. Вспомнили?
-Да, припоминаю… Что-то случилось?
-Случилось… Вадим Владимирович, если есть возможность помочь нашей беде - помогите. У Димы обнаружили злокачественную опухоль… Нежданно-негаданно…  Папиллярный рак щитовидной железы. И это в его тридцать лет… Нонсенс…Требуется операция, и чем скорее - тем лучше. Вот, ищу сейчас по всем знакомым хорошего онколога по данной проблеме. У вас нет никого на примете?
-Навскидку, однозначно, не скажу, не припомню. Но я посмотрю нужный контакт в своей записной книжке и, возможно, узнаю как вам помочь у коллег. Перезвоните мне через несколько дней…
Положив телефон на стол и отключив его, Рощин задумался…
-Эх, Дмитрий… нажил проблему… Возможно, что я в тот раз, когда убеждал его в опасности электронных сеансов, к несчастью, оказался прав. Не хотят некие силы пускать человека в запредельные Миры. Уж сколько примеров было… И ведь действительно не пускают… под разными предлогами. А непослушных заставляют подчиниться… Иначе - вычеркнут из списков живущих на планете. Как уже вычеркнули Андрея Склярова - создателя «Научно-исследовательского центра - Лаборатория Альтернативной Истории» и ведущего цикла уникальных передач по данной тематике на ТВ. Как однажды трагически случилось с Вадимом Чернобровом - главным уфологом страны, руководителем группы «Космопоиск» по изучению паранормальных явлений и сторонника теории палеоконтактов.
Нас зачем-то не пускают в тот запредельный Мир.
Дай-то Бог, чтобы хоть один из этой плеяды выжил… Дай Бог…


Рецензии