На тему Кимоно

 На тему «Кимоно»
(Фантазии)

Глядя на страстные и необычные, яркие и колоритные работы японского художника Сюсея Нагаока, так и хочется произнести строки из классической японской поэзии:
На тысячи мелких кусков
Сердце мое раскололось, —
Так сильно тебя я люблю...
Но где же ты?.. Где ты?...

В многочисленных сериях рисунков Нагаока словно поиск ответов на извечные эти вопросы. Где ты, любовь? Где ты, истина? Ау? Какова ты, родина? Как звучишь ты, Космос, Вселенная? Его кисть словно хочет охватить и понять всё — от малого до беспредельного.
В повседневности мы не так уж часто встречаемся с образцами японского изобразительного искусства. Но в каждом из нас где-то в уголке сердца живёт тёплая память о поэтичной японской живописи и о живописной поэзии. И кажется, что эти два искусства, словно обнявшиеся влюбленные, идут издалека, из глубины веков к нам, в наше сегодня. И продолжают являть блестящие образцы самобытной, ни с чем не сравнимой культуры. Это и знаменитая живопись тушью (суйбоку-га), и многоярусные пейзажи на свитках, и роспись лаком с золотом (маки-э), и японские поэтические миниатюры. А как богаты, разнообразны меняющиеся из века в век интерпретации пейзажа или портрета! Японская живопись и поэзия были всегда отмечены элегантностью образов, изысканностью четких, красочных силуэтов.
Работы средневековых классиков Сэссю и Судзуки или художников двух последних столетий Я кучу и Хокусай, или Утамара и Моруки полны извечных общечеловеческих размышлений. В них все — от боя петухов до портрета любимой, от пейзажа до страшных картин атомного взрыва — проникнуто мыслью и чувством.
Хоть знаю я давно,
Что в этом бренном мире
Нас ждет всегда жестокая судьба,
Но сердце, полное любви и боли,
Ничто не в силах позабыть...
И Сюсей Нагаока — вполне современный художник — «ничто не в силах позабыть». Он родился в 1936 году и, рисуя в детстве (которое пришлось как раз на годы второй мировой войны) свои первые забавные и нежные рисунки, не мог и предположить, что взрыв атомной бомбы, упавшей на родной Нагасаки (неподалеку от которого жила его семья) — словно взорвёт старый мир и навсегда полностью изменит психологию мальчика. Обнажит душу. Обострит восприятие.
Успешно окончив в 1954 году среднюю школу, Сюсей поступает в художественное училище. Однако преподавание классических живописных традиций, «кимоно», которые он освоил с достаточной легкостью, становится юноше «словно мало, далеко». Его страстно влечет новое, зарождающееся, полное «фантазий и стрессов» искусство. Он начинает постигать творчество европейских импрессионистов, новые жанры — иллюстрацию, дизайн. Как самостоятельный художник и мастер он становится известным только после успешного участия в оформлении Всемирной выставки ЭКСПО-70 в Осаке. Однако, владея и классической изобразительной школой, Сюсей ищет сугубо свой, собственный, присущий только ему стиль. Ищет путь к себе.
Раньше в Японии не существовало традиции работы «для иллюстрированных альбомов», для «серийной малой графики». И Нагаока становится одним из первых энтузиастов осуществления таких изданий. А жизнь и работа в Соединенных Штатах, занятия современным искусством усугубляют уверенность в правильно выбранном пути. Модерн в графике и живописи, взрывающий душу зрителя поставангард — вот что многие годы (да и сегодня) занимает уже известного японского художника и издателя. На его откровенно чувственных и одновременно поэтичных листах — огненные и (уже в силу колорита) страстные героини. Это словно сам пульс, сам кровоток, само рождение жизни и Вселенной. Космос его фантазий как бы рвется за пределы листа, словно хочет взорваться или расшириться до пределов Галактики. Скорее это уже не столько движение героев или планет, сколько глубоко душевное состояние самого мастера.

В священном храме,
Где вершат обряды,
Сверкает зеркало
кристальной чистоты, —
Так в вечности, так в памяти моей
Сверкаешь ты...


Рецензии
Очень интересно! Не знала о таком художнике!

Элина Шуваева   12.06.2023 14:08     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.