Публикация в Просодии о перуанской поэтессе Бланке
Бланка Варела - поэтесса, исследующая глубины подсознательного, добивающаяся максимальной выразительности минимумом применяемых средств. Основные темы ее творчества – поиск равновесия между жизнью и незримо, а временами и зримо присутствующей в ней смертью, обретение собственной идентичности из хаоса путем скрупулезного выстраивания собственного поэтического мира, позволяющего этот хаос упорядочить. Отсюда частое обращение к мотивам ложного восприятия окружающего, разлада, невозможности общения, перепроверки.
Родившаяся в 1926 году в Лиме в семье журналиста и известной сочинительницы перуанских вальсов Эсмеральды Гонсалес Кастро, Бланка Варела принадлежала к поколению пятидесятников, о котором Октавио Пас писал так:
«Это были несчастливые времена. Мы вышли из военных лет, но все двери перед нами были закрыты – простирался лишь длинный туннель (тот же, что и теперь, но беднее и обнаженнее, все тот же тоннель, только заканчивающийся тупиком)… Те годы не были ни роскошным пожаром, как в 1920-х, ни огненными всплесками 1930-1939 гг. Это был, наконец, новый мир, настоящее начало "современности". Абстрактный, не мигающий свет, сознание, которому не за что уцепиться вовне. Взгляд бесконечно скользил по гладким стенам, пока не растворялся в их идентичной белизне, пока он не исчезал – вместе с ней – в однородной, без единой трещины стене. Туннель пустого взгляда, не обвиняющего и не оправдывающего, не разделяющего, но и не объемлющего. Прозрачность, отражение, взгляд без вглядывания…
Мы не верили в искусство. Но мы верили в действенность слова, в силу знака. Поэма или картина были изгнанием нечистой силы, заговором против пустыни, заклинанием от шума, пустоты, зевоты, клаксона, бомбы. Писать означало защищать себя, защищать жизнь. Поэзия была актом законной самообороны. Писать – высечь искры из камня, вызвать дождь, прогнать призраков страха, силы и лжи. На каждом углу были ловушки. Ловушка успеха, ловушка "скомпрометированного искусства", ловушка ложной чистоты. Крик, проповедь, молчание – три вида дезертирства. Против этой троицы – песня. Мы все пели в те дни. И среди этих песен – одинокая песнь перуанской девушки – Бланки Варелы. Самой таинственной и застенчивой, самой естественной. Сады огня, струи черных перьев… Ее стихи не объясняют и не рассуждают. И это не самонадеянность. Это знак, заклинание от мира, идущее ему навстречу, черный камень, татуированный огнем и солью, любовью, временем и одиночеством. А также это исследование собственного сознания» (из предисловия к книге Б. Варелы «Этот порт существует», 1959).
Свои первые стихи Бланка Варела сочинила в девятнадцать лет. Во время учебы в Национальном университете им. Св. Марка, где она изучала словесность и педагогику, в круг ее общения входили молодые литераторы – представители перуанской интеллектуальной элиты: эссеист, поэт и журналист Себастьян Салазар Бонди, писатель и поэт Хавьер Сологурен, поэт и художник Хорхе Эдуардо Эйельсон, а также художник Фернандо де Жижло, ставший впоследствии ее мужем.
В 1947 году, окончив университет, она начинает сотрудничество с лимским журналом «Лас Морадас» (исп. «Обители»), публикует отдельные стихотворения в местных газетах «Пренса» и «Насьон», а в 1949 году, вступив в брак с де Жижло, переезжает с ним в Париж, покоренный в это время сюрреалистами. Друг семьи Октавио Пас вводит прибывшую пару в общество Андре Бретона, Жан-Поля Сартра, его жены Симоны де Бовуар, Анри Мишо, Фернана Леже, Альберто Джакометти.
По настоянию Паса поэтесса публикует первую книгу своих стихотворений «Этот порт существует». Находя в ее творчестве влияние сюрреализма и андалузской поэтической школы (Федерико Гарсиа Лорка, Луис Сернуда и Висенте Алейсандре), Пас не сомневается в его самобытности и отмечает в качестве одной из особенностей поэзии Бланки Варелы гендерную принадлежность лирического героя: «В ее ранних стихах от избытка то ли гордости, то ли застенчивости она не позволяет себе говорить от своего имени, и выражает свое поэтическое "я" от имени абстрактного мужчины. Однако по мере погружения в себя – и в то же время по мере углубления во внешний мир – ее женское начало раскрывается и берет верх. Несомненно, нет ничего менее женского, чем поэзия Бланки Варелы; и одновременно нет ничего более отважного и женственного. Ее поэзия сдержанна, но взрывоопасна, это поэзия бунта: "Цифры полыхают. За каждым числом тянется шлейф дыма, каждая цифра верещит, как отравленная крыса..."»
После пяти лет жизни в Париже супруги переезжают на год во Флоренцию, затем в Вашингтон и Нью-Йорк, что было связано с художественной деятельностью мужа. Бланка Варела пишет стихи и статьи для литературных журналов, переводит. Произведения этого периода вошли во вторую книгу «Дневной свет», опубликованную через год после возращения в Перу (1963).
В браке с Фернандо де Жижло родились два сына. Дом художника и поэтессы стал местом притяжения местной интеллигенции: здесь появлялись Марио Варгас Льоса, Эмилио Вестфален, Хосе Мария Аргедас, временами – Хуан Рульфо, Хулио Кортасар и Пабло Неруда. В этой творческой атмосфере пишутся книги «Вальсы и другие ложные признания» (1971), «Неприличная ода» (1978), «Материальные экзерсисы» (1978) и после длительного перерыва – «Глиняная книга» (1993).
В поэзии Варелы возникают мотивы материнства, осмысляются отношения с детьми, в том числе удаление от них по мере их взросления. При этом появляется тема бессилия человека перед лицом происходящей в мире несправедливости, откуда вырастает пренебрежительное отношение к Богу, который бросил свои творения на произвол судьбы. Конфликт между неудовлетворенностью и принятием неизбежного, поиск истины осложнены ловушками мнимого, где свет не проясняет эту истину, а, ослепляя, ведет к ее утаиванию. Напротив, ночь, погружение в себя, в тень сновидения, не требует света, а лишь одиночества, в котором нет фальши. Обманчивость слова требует тщательной и отточенной работы с ним, которая воспринимается как битва:
Поэма
как великая битва
вызывает на поле боя
где один лишь противник – я
и скопища слов заверть
В 1996 году поэтесса переживает смерть младшего сына Лоренсо, погибшего в авиакатастрофе. Это наложило отпечаток на ее дальнейшее творчество и прежде всего на книгу «Звериный концерт» (1999), а также на последнюю – «Обманчивая клавиатура» (2001). Поэзия последних лет Бланки Варелы беспощадна и печальна. Сама поэтесса не раз говорила, что в ее стихах уже заложено все, чтобы вместо концовки наступила всеобъемлющая тишина. В 2009 году Варела скончалась после продолжительной болезни, вызванной кровоизлиянием в мозг, в результате которой она более двух лет была не в состоянии писать или говорить.
Творческое наследие Бланки Варелы включает следующие книги:
Этот порт существует / Ese puerto existe (1959)
Дневной свет / Luz de d;a (1963)
Вальсы и другие ложные признания / Valses y otras falsas confesiones (1971)
Неприличная ода / Canto villano (1978)
Материальные экзерсисы / Ejercicios materiales (1978)
Глиняная книга / El libro de barro (1993)
Звериный концерт / Concierto animal (1999)
Обманчивая клавиатура / El falso teclado (2001)
Также в разных издательствах выходили многочисленные сборники стихов поэтессы, среди которых отметим «Путь к Бабелю» (Camino a Babel,1986) и «Там, где кончается все, раскрой крылья» (Donde todo termina abre las alas, 2001). Поэзия Бланки Варелы переведена на многие европейские языки, включая русский.
Творчество поэтессы отмечено медалью Габриэлы Мистраль (1996), премиями Октавио Паса (2001), Федерико Гарсия Лорки (2006) и Королевы Софии по ибероамериканской поэзии (2007).
/избранные стихотворения Бланки Варелы приведены в первой ссылке/
Свидетельство о публикации №222060101405
Валерий Липневич 09.01.2023 15:07 Заявить о нарушении
Сергей Батонов 09.01.2023 17:13 Заявить о нарушении
Валерий Липневич 09.01.2023 17:28 Заявить о нарушении
Сергей Батонов 09.01.2023 21:40 Заявить о нарушении