Несовпадение позиций

Праздник последнего звонка в Новотульской школе затянулся на целых три часа, хотя был запланирован на два. Но этого никто не заметил: всем на нем было весело и интересно – звучали напутственные речи учителей, добрые слова с пожеланиями младших школьников, давались торжественные обещания выпускниками… 
- Ну знаете, я просто в восторге: праздник прошел просто замечательно, и я ничуть не жалею, что на последний звонок приехала именно в вашу школу – радостно сказала, войдя в кабинет директора учебного заведения, Сарайкина Светлана Алексеевна, начальник управления образования, которая специально приехала на это мероприятие. - Все было здорово: изумительная композиция, прекрасные ведущие, пафосные речи родителей, проникновенные слова детей – все это прозвучало очень органично, и поверьте - умиляет от души! Вы, пожалуйста, от моего имени, Петр Васильевич, выразите огромную благодарность всему педагогическому коллективу за их творческую и слаженную работу.
- Непременно, и с большим удовольствием я это сделаю сегодня же, - улыбнулся довольный словами начальника директор школы.
- Скажите, а вот та небольшая группа ребятишек в красных галстуках, которая стояла в центре ученического коллектива во время фотосессии, это бутафория? – поинтересовалась Сарайкина. - Так сказать, желание составителя сценария показать связь времен? Или я что-то не понимаю?
- Уважаемая Светлана Алексеевна, это наши пионеры, - начал объяснять Петр Васильевич, - в школе есть пионерская дружина, которая действует уже три года…
- Очень надеюсь, что вы шутите? – прервала его чиновница, вставая с кресла. Ее лицо, источавшее только что саму доброту и ласковость, моментально преобразилось: глаза сузились, а доброжелательная улыбка медленно сползла с ее красивого лица - И если действительно это так, о чем вы мне сейчас рассказываете, то почему мы в управлении об этом ничего не знаем?
- Да нет, вполне серьезно: у нас действительно функционирует пионерская организация, которая работает на принципах советской пионерии. И это все, в конце концов, официально зафиксировано в школьном локальном акте, -заявил директор школы.
- Петр Васильевич, вы ретроград! – повысила голос начальник управления, заходя по кабинету. – Вы отдаете отчет своим действиям? Это же чистейшей воды махновщина!
- Давайте не будем переходить на личности,- стараясь сохранить спокойствие сказал Петр Васильевич. - Не понимаю, а что здесь крамольного?  Дети дают клятву на верность Родине, с удовольствием носят пионерские галстуки и значки, стараются хорошо учиться, помогают младшим, участвуют в тимуровской работе, ходят в походы … И никакой, поверьте, идеологической направленности.
- Тем не менее, вы не допускаете, что все это сильно отдает сегодня, извините, анахронизмом, какой-то политической замшелостью? Вы это не чувствуете? Нет? Весьма жаль! – со злостью выпалила Сарайкина. -Ужас! И это тогда, когда мир разменял уже второе десятилетие двадцать первого века и почти везде отказался от коммунистической идеологии.
- Она показала свою несостоятельность и канула в вечность, - с жаром продолжала она. - И очень надеюсь – навсегда. Те утопические идеи, которые она несла в массы, потерпели полное фиаско, потому что были оторваны от реальной действительности. Априори люди не могут быть абсолютно равными, например, физиологически: кто-то высокий, а другой – низкий, кто-то тучный, второй – ровно наоборот и т.д. Короче говоря, прошу вас, нет я требую: этой коммунистической заразой не смейте отравлять юные души наших детей! Помните, что сказал в бытность свою наш первый президент России Борис Николаевич Ельцин: «Школа должна быть вне всякой политики».
- А что здесь плохого? – стал уже выходить из себя директор школы, еле совладея своими чувствами. - Дети вместе отмечают праздники, помогают ветеранам войны, поют песни у костра, озеленяют улицы, да мало ли чего они делают коллективно. Это же здорово! Созданию ребяческого коллектива, его сплоченности, содержанию, придавали большое значение как великие педагоги прошлого – Песталоцци, Коменский, Писарев, Ушинский, так и советские – Макаренко, Сухомлинский и другие.
- Ну нельзя же быть таким упертым консерватором, в конце концов. Спуститесь вы на грешную землю наконец, Петр Васильевич! – примирительно сказала начальник управления образования.- И не занимайтесь ради бога отсебятиной. Поверьте, это очень вредно: на себе испытала. Кстати, вы состоите в партии?
- В какой?
- Известно в какой: в нашей – ведущей.
- Нет. Знаете, лет пятьдесят тому назад я уже присягал другой партии и до сих пор остаюсь ей верной.
- Я так и думала. Кто бы сомневался…Вы что, не понимаете, что это время ушло безвозвратно? Или вы в этом сомневаетесь?
- Многие люди до сих пор вспоминают с теплотой и любовью советское прошлое, - парировал директор школы. – Людям нравилась тогдашняя стабильность.
- Кому, позвольте вас спросить: люмпенам и маргиналам? Халявщики. Я абсолютно уверена, что не будь этого, так называемого «брежневского коммунизма», глядишь и жили бы мы сегодня гораздо лучше. А то -растранжирили все богатства страны тогда, а теперь ищете виноватых, крича: «Ох, как все плохо!» - менторским тоном отчитывала Сарайкина.
- Но позвольте вам возразить, … Говоря так вы бросаете тень на прошлое миллионов советских людей; не сомневаясь, что в их число входят и ваши родители.
- Да, да, помню что-то из истории – коммуна, колхоз, совхоз, и другая всякая дребедень…Слава богу, что все это в прошлом! Не скрою, мне пришлось с родителями изрядно поработать, чтобы выбить из них всякую дурь, - прихорашиваясь у зеркала сказала Сарайкина. - Все уже давно похоронили эту идеологию, признали ее ошибочной и даже вредной, только вы уцепились за нее и пытаетесь наивно реанимировать. Если бы речь шла о вас как о частном лице – это еще куда ни шло, но смею вам напомнить, что вы директор школы, пропагандист всего нового, демократичного.
- Педагогика Макаренко, на что вы уповаете, рассчитанная на создание детского коллектива, давно ушла в прошлое, канула в Лету. Выражаясь современным языком – она нынче не в тренде. Сегодня школа должна воспитывать яркого индивидуалиста, нацеленного на успех в будущем, самодостаточного человека, – с апломбом заявила чиновница. - Гляньте в окно: перед нами чудесный май – предвестник летнего солнца и тепла. Уже вовсю распустились листочки, цветут цветы и плодовые деревья. Изумрудная зелень ласкает душу и сердце, а бездонное лазоревое небо наполнено чистотой и свежестью, и буйство красок вокруг: ажурный хоровод весенних цветов, благоухающие, словно парящие в светлом воздухе деревья. Но, увы! Календарь уже отсчитывает последние дни мая. Потом – лето, а там уже и осень не за горами. Ну, и наконец – зима. Все! Финиш! И так постоянно – месяц за месяцем, год за годом! Прошлый год не похож на предыдущий, следующий – будет отличный от нынешнего… Так и в жизни! Ушла советская эпоха – жизнь не остановилась, она перешла в другую стадию. И мы должны ее воспринимать такой, какая она есть. Короче, кончайте эту самодеятельность, завтра же ликвидируйте пионерскую организацию и в понедельник об этом доложите мне часов в десять.
- Я этого делать не буду, - упрямо заявил директор школы. – Хоть увольняйте.
- А что - это мысль! – зло сказала Сарайкина, - Я вижу у вас произошло профессиональное выгорание, непонятная позиция в вопросах воспитания, да и возраст, мягко говоря, наверное, сказывается: болячки всякого рода, проблемы с памятью…Однозначно, вам следует хорошенько отдохнуть! Пишите заявление по собственному желанию и в понедельник - ко мне на прием.
В начале следующей недели, Петр Васильевич Виноградов уходил из школы под звуки пионерского горна и барабанный бой, счастливый и довольный своей работой.


Рецензии