Нянька Дуня

Жила была нянька, звали ее Дуней. Низкая, сгорбленная старушка. Ходила, павой по деревне: руки за спиной, маленькая головка с острым вздернутым носом. И спала все время.
Придет к бабушке, сядет у печки и спит. И сны ей снятся. А о чем сны? Бог знает! Деда моего нянчила, на руках качала. Потому и нянька. Глухая она была. Бабушка на нее кричит, а мне смешно - так громко бабушка с ней говорит - на другом конце деревни слышно. Ругала она няньку сонным чертом, обижалась, когда та спала под бабушкин разговор. Бабушка няньку Дуню блаженной звала. Блаженная, значит - святая. Это я из книжек знаю. Значит, нимб у нее над головкой должен быть, святое свечение. Я на иконах у бабушки видела, кружки над головами. И над нянькой Дуней свет был, над волосами, особенно, если глаза сощурить. Я бабушке про свет этот сказала, так она рассмеялась.
- Разве нянька Дуня святая? Чудная она! Все у нее не как у людей.
Но ведь так интересней, когда по-другому. Но бабушке не нравится.
- С людьми живет. Нужно, как люди!
А что значит, как люди? Я не знала. Как люди - это без света, значит? И как это бабушка свет не видит? Видит! Просто сердится на Дуню. Она у нас банку из-под огурцов без спросу стащила. А бабушка ее застукала, при мне отчитала. Банка хоть и с трещинкой была, но плохо, когда без спросу.
- Вот воровская порода! - Это бабушка про семью деда. Ругает их. И прабабку, и сестру дедову Коку, и няньку Дуню, даже деду достается. Не со зла это, под горячую руку попадаются. Горячая у бабушки рука! Я раньше думала, что обожгусь, если дотронусь. Дуня чаще всех обжигалась! А все ходила.
Еще собирала нянька Дуня грачиные перья по дорогам. Это ей для пирогов нужно было, пироги маслом мазать. А перышко грачиное - как помазок.
- Пироги вкуснее будут, если грачиным пером мазать.
Я у бабушки спросила: правда, вкуснее с грачиным? Но бабушка сказала, что нельзя, у грачей перья грязные. У бабушки в промасленной банке беленькие перышки стоят - куриные.
Может, поэтому блаженная нянька Дуня? Все ни как у людей!
Однажды пришла к нам нянька Дуня, я ей плохо сказала.
- Ты, что к нам спать ходишь? Дома не спится?
- А вот и не приду больше! - Гордо ответила нянька Дуня и не приходила несколько дней. А я все ждала, ждала, много грачиных перьев насобирала для нее. Бабушка решила, что заболела нянька Дуня. Отправила меня на разведку. Нянька Дуня в низкой избенке жила, рядом с большой черемухой. Я часто сидела на ее корявых ветках и объедалась черемухой до вязи во рту. Но сейчас черемухи не хотелось, я шла просить прощенья.
Нянька Дуня погладила меня по голове, я протянула ей собранные перья.
- Это тебе, для пирогов.
- После блинов пирогами не закусывают. - Это значит, поздно задабривать, если обидела.
Но нянька Дуня простила. Еще гостинец дала: пирог с луком и яйцом. Домой бежала радостно, держа пирог под кофтой, чтоб не остыл. А дома бабушка велела пирог выбросить. Собаке стравить.
- У Дуньки пироги с мухами. Еще живот заболит! - С мухами, это потому, что нянька Дуня спит на ходу. Вот мухи в тесто и налетели. А я все равно кусочек от пирога отщипнула. Интересно мне было узнать, какой вкус у пирогов, смазанных грачиным перышком. И казалось тогда, что с этим кусочком и над моей головой возникло свечение, светлый нимб, как у бабушкиных икон и у няньки Дуни.


Рецензии