Ракетная субмарина 644 проекта

История создания дизельных подводных лодок Проекта 644
Первые крылатые ракеты для первых ракетных подводных лодок

У меня есть свое мнение, что судостроительная промышленность любого государства является движителем роста технологии и в других машиностроительных отраслях, потому что военные корабли, а особенно подводные лодки настолько сложные в устройстве, что иногда требуют развития новых технологий для своего производства.  Пример? Пожалуйста! Работа с таким металлом, как титан, потребовала создания цехов по работе с ним, особенно со сваркой титана. И теперь он применяется и в судостроении, и в космической отрасли, и в авиастроении.  Ниже пойдет рассказ о том, с каким сложностями столкнулись создатели первых, еще очень несовершенных ракет для подводных лодок.

Сейчас о знаменитых ракетах "Калибр", запускаемых с подводных лодок и надводных кораблей и  точно поражающих за сотни километров военную инфраструктуру  на Украине, а до этого базы боевиков в Сирии, знает каждый россиянин. Но очень немногие знают, как все это начиналось в Советском Союзе.  Вот об этом и пойдет речь в этой заметке, которую я выношу на суд своих читателей.

К началу 1950-х г.г. в СССР, как и в США велись активные работы по созданию крылатых ракет для вооружения подводных лодок. Общий недостаток и советских и американских ракет того периода заключался в большом количестве предстартовых операций.

Ракету перед стартом надо было тщательно подготовить — выкатить из ангара, разложить крылья, и только после этого запускать — притом, строго из надводного положения. Учитывая, что дальнобойность ракет того времени редко достигала даже полутысячи километров, подводная лодка с подобным вооружением становилась фактически «одноразовой»: если бы её не утопила авиация ещё в момент подготовки к стрельбе, то уж точно не дали бы уйти эсминцы противника.

Как раз в то же время в Советском Союзе был совершен качественный прорыв в деле конструирования ракетного вооружения. Конструкторское бюро Владимира Николаевича Челомея предложило совершенно новую идею. Ракета прямо на заводе «упаковывалась» в специальный контейнер и в дальнейшем не извлекалась из него ни на хранении, ни в боевом походе. Контейнер был для неё и защитным «чехлом» и «ангаром» и стартовой площадкой.

Старт ракеты происходил при помощи пороховых ускорителей а крылья автоматически раскрывались уже в полёте. В качестве носителя ракеты должны были использоваться переоборудованные торпедные дизельные подводные лодки проекта 613.

Так появилась первая в истории отечественного ракетостроения крылатая ракета П-5.

Подводные ракетоносцы проекта 644
Несмотря на новый принцип, крылатая ракета П-5 сохранила и ряд «плохих» черт предшественников, в частности, её запуск был возможен только из надводного положения, а дальность стрельбы составляла около 300 км. Однако, такие преимущества, как компактность ракетного комплекса П-5 и выигрыш во времени подготовки запуска ракеты, явно перевешивали все недостатки.

Испытания крылатой ракеты П-5 проводились на опытовой подводной лодки проекта 613 с индексом С-146 и были успешно завершены к 1959 году. А уже к концу 1960 года в составе ВМФ СССР таких лодок было шесть. Все они были переоборудованы из лодок проекта 613, и получили новый шифр: Проект 644.

Эксплуатация и боевая службы дизельных подводных лодок Проекта 644
Все 6 дизельных подводных лодок Проекта 644 с крылатыми ракетами на борту вступили в строй до конца 1953 года и успешно несли службу на море, оставаясь в боевом составе флота вплоть до 1966 года, пока их «главный калибр» — ракетный комплекс П-5 не был снят с вооружения.

Конечно, эти корабли не отличались совершенством (впрочем, как и заокеанские подводные лодки того же периода): маленькие боекомплект, низкая точность и небольшая дистанция стрельбы крылатыми ракетами — все это не способствовало долгой службе на флоте. Кроме того, если по проекту стрельба могла осуществляться при волнении на море 4-6 баллов, скорости ветра до 10 м/сек и скорости лодки до 15 узлов, то на практике все это сводилось к волнению моря до 3 баллов и скорости лодки не более 6 узлов.

Тем не менее, проект модернизации «613» до «644» был успешным и оказал положительное влияние на развитие как советского подводного флота, так и дальнейшего развития ракетного вооружения морского базирования.

С середины 1960-х годов задачи отечественных подводных лодок по поражению наземных объектов были возложены на лодки с баллистическими ракетами. К этому времени они уже стали превосходить крылатые ракеты и по дальности стрельбы и по защищенности от средств ПРО, а их подводный старт обеспечивал лодке лучшую защиту от сил противолодочных кораблей и авиации противника.

Подводные лодки Проекта 644
·Наименование: «С-80», заводской номер: 801, заложена: 13.05.1950 г., спущена на воду: 21.10.1950 г., вступила в строй: 02.12.1951 г.
·Наименование: «С-44», заводской номер: 803, заложена: 21.10.1950 г., спущена на воду: 19.05.1951 г., вступила в строй: 31.12.1955 г.
·Наименование: «С-46», заводской номер: 805, заложена: 27.03.1951 г., спущена на воду: 09.08.1951 г., вступила в строй: 30.12.1952 г.
·Наименование: «С-158», заводской номер: 504, заложена: 32.12.1952 г., спущена на воду: 16.05.1953 г., вступила в строй: 31.12.1953 г.
·Наименование: «С-162», заводской номер: 603, заложена: 25.03.1953 г., спущена на воду: 08.07.1953 г., вступила в строй: 28.04.1954 г.
·Наименование: «С-69», заводской номер: 407, заложена: 15.01.1952 г., спущена на воду: 16.11.1952 г., вступила в строй: 10.04.1953 г.

Конструкция дизельных подводных лодок Проекта 644
Дизельные подводные лодки Проекта 644 с крылатыми ракетами на борту, представляли собой модернизацию подводных лодок более раннего Проекта 613, проведенную без изменения прочного корпуса лодки.

Из корпусов кораблей убрали кормовые торпедные аппараты, сняли запасные торпеды носовых торпедных аппаратов и перекомпоновали помещения в носовых отсеках. Новое оружие кораблей — крылатые ракеты П-5 размещалось в двух прочных контейнерах установленных на палубе надстройки за ограждением рубки, параллельно друг другу. Столь странное место для ракет определялось не военными соображениями, а весьма малыми размерами лодок-«доноров» проекта 613.

Целеуказание ракетам на лодках проекта 644 осуществлялось при помощи навигационного комплекса «Север-Н-644» и астронавигационного перископа «Лира.» Остальное РЭВ осталось таким же как на кораблях проекта 613.

Помимо на «644-ых» лодках установили систему управления ракетной стрельбой «Север-А644У» и другое оборудование, системы и устройства обслуживающие ракетный комплекс, а также цистерны замещения ракет. В междубортном пространстве была установлена прочная аварийная балластная цистерна, обеспечивающая погружение, плавание в подводном положение и всплытие аварийной подводной лодки с одним затопленным ракетным контейнером.

Для повышения поперечной остойчивости лодки с высоко расположенными ракетными контейнерами, в киль корабля из надстройки были перенесены баллоны системы воздуха высокого давления (ВВД), а твердый балласт размещен в доковом киле.

В результате модернизации увеличилась ширина корабля (за счет легкого корпуса), удлиненно ограждение рубки и изменена надстройка.

Энергетическая установка подводных лодок Проекта 644 состояла из двух дизелей 37Д (мощностью по 2000 л.с. каждый), двух гребных электродвигателей ПГ-101 (мощностью по 1350 л.с.) и двух электродвигателей экономичного хода ПГ-103 (мощностью по 50 л.с.). Аккумуляторная батарея состояла из свинцов-кислотных элементов 46СУ. Всего было две батареи по 112 элементов в каждой.

Вооружение корабля включало 2  установки крылатых ракет П-5, расположенных в двух внешних ракетных контейнерах и 4  носовых 533-мм торпедных аппарата с боезапасом 4-10 торпед. Прибор управления торпедной стрельбой ПУТС-Л-4.

Стрельба крылатыми ракетами осуществлялась из надводного положения, при поднятых на 15 градусов к горизонту ракетных контейнеров с открытыми крышками. Пуск производился против движения (к корме). Стрельба залпом не предусматривалась.

Модификации и дальнейшие работы по дизельным подводным лодкам Проекта 644 (Проект 644Д, Проект 644-7)

Ракетный комплекс П-5 имел сравнительно неважную точность стрельбы, поэтому работы по его совершенствованию велись фактически с момента приемки на вооружение. Результатом этих работ стала крылатая ракета П-5Д, оснащенная радиолокационной доплеровской системой измерения угла сноса и путевой скорости, а также более точными гироскопами в автопилоте.

Кроме того в бортовой системе управления ведением огня был применен радиовысотомер позволивший ракете совершать полет на меньшей высоте (до 250 м) и тем самым сделать ракету менее уязвимой для средств ПРО противника.

Для испытаний ракетного комплекса П-5Д была использована подводная лодка проекта 644 с индексом «С-162». Она была дооборудована до проекта 644Д на заводе «Красное Сормово» и на северодвинском заводе №402. Испытания проводились в конце 1961 года на Белом море. Они подтвердили повышенную, по сравнению с КР П-5 точность стрельбы. Усовершенствованная ракета П-5Д была рекомендована комиссией Госприемки к принятию на вооружение.

В начале 60-х годов была создана ещё одна крылатая ракета — П-7 с увеличенной дальностью стрельбы и повышенной точностью. Итоговые испытания новой ракеты проводились в 1962-1964 в Белом море на подводной лодке «С-158» переоборудованной по проекту 644-7 (предусматривавшем стрельбы ракетами обоих типов П-5Д и П-7) на заводе «Красное Сормово». Проект 644-7 отличался измененными ракетными контейнерами, установленными унифицированными пультами предстартовой подготовки и новой системой управления ракетной стрельбой.

Потребовалось также перебалансировать корабль для возможности использования комплекса П-7, отличавшегося от предшественников большей массой. Несмотря на положительные результаты испытаний, ракеты П-5Д и П-7 в серийное производство не пошли — их носители «644-ки» к этому времени, уже устарели морально и доживали последние дни в составе флота.

Мне, тогда еще студенту Хабаровского государственного медицинского института, в котором была военно-морская кафедра, довелось впервые выйти в море на лодке 613 проекта во время военной практики летом 1970 года. Практика у нас была в бригаде подводных лодок, которая базировалась в поселке Заветы Ильича в Совгаванском районе Хабаровского края. Из 4-х студентов на практике в этой бригаде лишь я ходил в море, потому что был приписан к лодке, у которой во время нашей практики был выход в море. Поэтому я знаю, какие условия обитания экипажа на лодках этого проекта.  Там даже доктор не имеет своего спального места, спит в офицерской кают-компании. Какие же там были условия после установки ракет, я даже не представляю.  Но примерно такие же условия обитания были на всех отечественных дизельных лодках того периода.


Рецензии