1967-1969 гг. Жизнь в съемной квартире

После женитьбы мы решили снимать квартиру. В Москве это было сделать не просто, но нам помогла студентка из параллельной группы Таня Асланян, которая сказала, что ее знакомая хочет сдавать квартиру. 

Квартира находилась в Нагатинском районе. Это была фактически окраина Москвы, недалеко располагалась типичная деревня. Тогда метро еще не провели, и добираться до станции «Автозаводская», откуда мы ехали в институт, надо было окружным путем в переполненном трамвае, часто на подножке. 

Квартира располагалась в трехэтажном старом доме на первом этаже и состояла из комнаты и кухни. Хозяйка перебралась жить в соседнюю квартиру к сестре, но днем, когда нас не было, кухарила и гладила (чугунным утюгом, нагреваемом на газу!) на кухне.

Мы вернулись после летных каникул в «свою» квартиру. Завтракали и ужинали теперь «дома». Питались бутербродами, картошкой с солеными огурцами, квашенной капустой, иногда с колбасой. Также на ужин часто было молоко. Что запомнилось?

Однажды хозяйка сказала, что в магазине дают варенную колбасу. Мы, выстояв очередь, купили полкило вкуснейшей любительской колбасы. 

Пошел я в магазин за квашенной капустой с полиэтиленовым пактом. Продавщица категорически отказалась подавать капусту в пакет – требовала твердую тару. Она боялась, что я получу много капусты и мало рассола, так как в пакет попадет меньше рассола, чем в банку (а как потом продать рассол?!).

Родители жены прислали в посылке две куриные тушки (!). Хотя они были завернуты в тряпочку, смоченную уксусом, но в дороге начали протухать. Что делать с этим добром – не выбрасывать же. Долго отмывали в растворе марганцовки, в конце концов запах почти исчез. Сварили и съели.

За квартиру мы платили 35 рублей. Наши финансы складывались: моя стипендия 35 р. + родители давали 35 р. + 35 р. я начал получать за работу на кафедре, стипендия жены 40 р. + родители давали 35 р. Не очень богато, но с нашими скромными потребностями хватало.

С рождением дочери (об этом попозже) хозяйка предложила свою помощь в уходе за новорожденной пока мы были в институте. За это она попросили еще 35 р.
Весной вернулся из мест заключения сын хозяйки. Он поселился на кухне, куда постоянно приводил ночевать своих девушек. Иногда нам не удавалось позавтракать, т. к. кухня была занята спящими любовниками.

В мае хозяйка заявила, что не может нам больше сдавать, т. к. в комнату она хочет поселить сына. Мы свезли наши вещи в камеру хранения общежития на Соколе, и я стал искать новую квартиру.


Для поиска квартиры я поехал к месту решения квартирных вопросов – в Банный переулок. Здесь располагалось «Городское Бюро по обмену жилплощади», но люди сюда приходили не в бюро, а для личных встреч, связанных с обменом или съемом жилья. Здесь крутились «помогайки»: так называемые «жучки» или «маклеры», помогающие найти требуемое жилье.

Желающих снять квартиру (или комнату) было много. Я переходил от кучки к кучке людей, обсуждающих условия съема/сдачи жилья.
Мне подвернулся хороший, на первый взгляд, вариант. Комната в 200-х метрах от института. Я взял такси и с хозяйкой приехал смотреть комнату, которая располагалась в старом доме. Комнатка была маленькая, а вся квартира выглядела убогой и древней. Сначала я согласился ее снимать и даже в качестве «залога» привез детскую оцинкованную ванночку. Но потом поразмыслив, представив, как мы будем с ребенком жить в этом «бомжатнике», стал искать другую квартиру.
 
Опять съездил несколько раз в Банный переулок, и наконец нашел что-то подходящее – комнату в коммуналке: на 12 комнат общая кухня, туалет и ванная. Сама коммуналка занимала первый этаж двухэтажного бревенчатого барака, который стоял в южной части парка Сокольники. Если я не ошибаюсь там было около 4-6 таких бараков. Хозяйка комнаты жила в квартире сожителя в районе метро «Сокольники». За комнату она просили 25 рублей

После сессии мы поехали в Вологду к родителям жены, а к сентябрю заселились в новое жилье.

Комната была большая, теплая. Отношения с соседями были прекрасные. Они очень дружно жили, часто собирались на кухне играть в карты.

Дочке уже исполнилось 5 месяцев и ей нужна была кроватка (до этого она спала в коляске). Кроватку в то время купить было сложно. Я поехал к детскому миру и купил за 25 рублей кроватку с рук. Встал вопрос, как ее доставить. Стал ловить такси, но все безуспешно. Голосовал другим машинам, пока наконец не остановилась машина медслужбы, которая за 1 рубль довезла меня до дома.

В квартире выявилась одна неприятность – крысы. Они нагло расхаживали по комнате ночью, что вызывало тревогу за дочку. Я в то время купил себе ружье для подводной охоты, чтобы отвести его в Евпаторию. И вот вечером я ставил около кровати табуретку, на нее настольную лампу и взведенное ружье. Дом, как и пол, были деревяными, так что удар копьем от ружья не сильно попортил бы их. Еще я ставил ведро с водой, на которой плавал кусочек пищи, предполагая, что крыса заберется туда и не сможет выбраться. Но… ни одна крыса не утонула и не была убита.

Мы прожили в этой квартире до конца четвертого курса, а потом перебрались опять в общежитие на Соколе.

Продолжение: http://proza.ru/2022/06/06/716


Рецензии