Анданте из концерта для домры с оркестром
Этот вопрос тронул и Аристотеля. Он пришел к выводу, что музыка, как любое искусство, подражает бытию вещей.
Не только созерцая, но и создавая предметы подражания, человек получает удовольствие. Таким образом, в музыкальном воспитании мало одного слушания, оно должно вбирать в себя и практическое знакомство, овладение музыкальным инструментом.
Древнегреческий философ точно подметил, что забота о воспитании должна беспокоить и государство.
Аристотель видел назначение музыки в заполнении досуга свободорожденных. Он четко определил стремление музыкального образования: это и веселие и «лечение скорби». Философ приписывает музыке умение сочувствовать слушателю, тем самым очищая его душу, возвышая и воспитывая его.
Музыкальное искусство должно служить становлению нравственности: оно может способствовать умеренности чувств, освобождать от отрицательных эмоций. Музыка отражает культуру народа и нравы человека, влияет на личность, порождая философию.
Еще Шекспир заметил в 8 сонете:
«Тот, у кого нет музыки в душе,
Кто равнодушен к сладкому звучанью, -
Способен на измену, подлости и ложь…»
«Такому человеку нельзя верить…»
И поэтому можно смело заявить, что главная цель музыки – облагораживать жизнь.
Россия — страна, которая поет. Пели в поле, пели на войне, пели на похоронах. Пели землепашцы и богатыри, играли на гуслях, балалайках и домрах. Домру удалось воссоздать Андрееву В.В.
Василий Васильевич почти ежедневно бывал на занятиях у солдат, которым преподавал ансамбль – на это он получил разрешение государственного контролера. Его не останавливала ни непогода, ни усталость. Ученики полюбили его и охотно занимались. Очень хорошо когда-то знаменитый ученик Аристотеля Македонский заметил и был прав: «Отец дал мне жизнь, а учитель – бессмертие.»
Романс Е. Шашиной на стихи Лермонтова "Выхожу один я на дорогу" и послужил отчасти вдохновением Н. Будашкину в написании "Анданте" из концерта для домры с оркестром.
Сам будущий народник классик родился в деревне Любаховке в Калужской губернии. Начало жизни Николая Будашкина как будто не предвещало композиторской деятельности: как может подтолкнуть к музыкальной карьере бедная крестьянская семья! Однако, недостатка в творческих впечатлениях не было: отец сам играл на нескольких инструментах, а брат занимался музыкой профессионально и дирижировал военным оркестром. Есть у Баха такая фраза: «Цель музыки – трогать сердца», и сердце Будашкина музыка охватила.
Конечно, Будашкин еще не помышлял о музыке серьезно – с 1917 г. учился в ФЗО в Чите (где на тот момент жила семя), позже работал кузнецом. Музыка пока – не более, чем увлечение в виде заводской самодеятельности сначала в духовом оркестре, затем в оркестре русских народных инструментов. И все-таки увлечение оказывается настолько серьезным, а творимые самодеятельным композитором марши, польки и вальсы – настолько блестящими, что в 1929 г. Будашкина отправляют учиться в Московскую консерваторию по путевке профсоюза на композиторское отделение в рабочий факультет по классу В. А. Белого, где затем его наставниками становятся Р.М.Глиэр и Н.М.Мясковский. В 1938 г. Н. Будашкин заканчивает аспирантуру и берет на себя роль ассистента по кафедре инструментовки.
В годы Великой Отечественной войны Будашкин – композитор Политуправления Балтфлота, - потому-то в числе его песен нередки произведения с «морской» тематикой: «Безкозырочка», «Краснофлотская улыбка» и другие. Надо отметить, что Николай никогда не ощущал себя композитором-«песенником»: даже работая совместно с товарищем, Борисом Мокоусовым, над музыкой к спектаклю «Свадьба с приданым», он написал только инструментальные номера, оставив песни своему другу. Однако, найдется у Будашкина и песня, которая приравнит его к Дунаевскому и Пахмутовой – «За дальнею околицей» на стихи Г.Акулова.
За годы учебы в консерватории Будашкиным созданы первая и широко известная «Праздничная увертюра», «Мордовская сюита». Им были также написаны «Симфоническая поэма» и «Симфонический пляс».
Во время Великой отечественной войны композитор не оставляет своей деятельности: если человек убежден в правильности и нужности своего дела, то он способен преодолеть большие трудности, приложив максимальные усилия воли. Он служит на кораблях Краснознаменного Балтийского флота и пишет песни о боевой, полной суровых испытаний жизни советских моряков: «Как на зорьке», «Бескозырочка», «Песня-душа», «Краснофлотская улыбка» и проч. Воин-композитор в 1943 году был награжден орденом «Красной звезды» и медалью «За оборону Ленинграда».
В 1945 г. у композитора зарождается сотрудничество с оркестром русских народных инструментов им. Н.П.Осипова, где композитор до 1951 г. нес обязанность помощника руководителя исполнительского коллектива и до 61 г. входил в художественный совет.
Государственный русский народный оркестр гастролировал по городам Сибири и Дальнего Востока, исполняя произведения Николая Павловича Будашкина. Как-то приехав в Читу, коллектив выступил на одном из заводов, где дирижировал сам композитор, а рабочая аудитория восхищено рукоплескала автору. Именно здесь, на этом самом заводе Николай когда-то работал кузнецом.
Музыкант награжден орденом «Дружбы народов», званием заслуженного деятеля искусств РСФСР и народного артиста РСФСР, сталинской премией первой степени за произведения «Русская фантазия», «Вторая рапсодия», «Думка», главным призом на международном кинофестивале детских фильмов в Венеции за музыку к фильму-сказке «Морозко».
Только человек способен во время дождя и катастроф петь веселую песню, когда вся природа молчит. Несмотря на войну 1941, музыка Будашкина рождает в слушателях светлое чувство, заставляет верить, что красота – естественное состояние мироздания. В его музыке ярко воплощается национальная идея. Неслучайно так гармоничны его сочинения к русским фильмам-сказкам «Василиса Прекрасная», «Морозко» и с мультфильмом «Аленький цветочек», утверждающим постоянную и решительную победу Света над Тьмой, Гармонии над Хаосом.
Написав музыку ко многим стихотворениям поэтов советской эпохи, композитор не обошел стороной и автора Золотого века русской поэзии, чьи стихи оказали большое влияние на оперное, симфоническое и романсовое творчество – Михаила Юрьевича Лермонтова.
Творчество Михаила Юрьевича Лермонтова во многом меланхолично, в чем заставляют убедиться такие его стихи, как «И скучно, и грустно», «Я жить хочу, хочу печали», «Дума», «Не смейся над моей пророческой тоскою» и др. Но останется ли чему удивляться, если заглянуть в глубины биографии поэта!
Родился Михаил Юрьевич в ночь со второго на третье октября 1814 года в Москве, еще не залатавшей своих ран после пожара двенадцатого года – акта проявления необыкновенного мужества и решительности русского человека, который в этом действе уподобился римлянину Муцию Сцеволле, державшему свою руку в огне, пока та не обуглилась, чем удивил этрусского царя Порсену и чем убедил снять осаду с Рима. Нетрудно представить, например, какие волевые усилия потребовались Михаилу Илларионовичу Кутузову, чтобы предпринять столь нетрадиционное среди отечественных военных решение оставить Москву и сдать ее французам без боя.
Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри – не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля…
Не будь на то Господня воля,
Не отдали б Москвы!
Все домашние поэта: и гувернант Канэ, и брат бабушки Афанасий Столыпин, и крестьяне, что были ополченцами – невольно вложили в душу мальчика воспоминания о пережитом ими победоносном сражении. А тот самый «дядя» из стихотворения «Бородино» никто иной, как Андреев – пехотинец, унтер-офицер, который служил сначала в Литовском, а потом в Московском полку. С ним Лермонтов познакомился у художника Заболоцкого, чью мастерскую часто посещал, и действительно стал называть старого солдата, воодушевленного молодой любознательностью поэта, – дядей, – а старый солдат с удовольствием рассказывал ему о прошедшей битве.
Дом в Тарханах, где прошло детство Лермонтова
Однако детские годы поэта прошли в небольшом поместье его бабушки – Тарханах Пензенской губернии, недалеко от уездного городка Чембара.
Примечательно также, что фамилию Lermont или Learmont носил и легендарный шотландский бард XIII в. Thomas of Erceldoune, воспетый Вальтером Скоттом в балладе "Thomas the Rymer". По народным преданиям, Томас в юном возрасте похищен был в царство фей, где и получил свой вещий дар. Через семь лет ему разрешено было вернуться, но с условием, чтобы он, когда за ним придут, немедленно оставил землю. Предание о родоначальнике-шотландце дошло и до М. Ю. Лермонтова, который называет Шотландию "своей", а себя - "последним потомком отважных бойцов". Но в то же время поэт лелеет мечту и о родстве с испанским герцогом Лермою: подписывается в письмах "М. Lerma", питает слабость к сюжетам из испанской жизни и истории (первоначальные очерки "Демона" и драма "Испанцы"), даже изображает портрет своего воображаемого предка.
Бабушка Лермонтова, Е.А. Арсеньева, обладала крутым и гордым нравом, да к тому же происходила из рода Столыпиных, разбогатевших при Екатерине II. Между отцом и матерью маленького поэта, Юрием Петровичем Лермонтовым и Марией Михайловной, развивались неладные и неровные отношения. Семейная жизнь была несчастна, отчего пошатнулось слабое здоровье Марии, и она умерла, когда Лермонтову шел только третий год. Он плохо ее помнил, и тем не менее в одной из юношеских тетрадей записал: «Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал; ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она бы произвела прежнее действие. Ее певала мне покойная мать…»
После смерти дочери весь смысл жизни Е.А.Арсеньевой сосредоточился на единственном внуке. Началась глухая и напряженная борьба между ней и отцом Михаила, не отступавший от своего требования отдать ему на воспитание сына, в итоге которой бабушка поставила условие, что если Юрий заберет у нее ребенка, она лишит внука наследства со своей стороны.
Ранняя смерть матери, раздоры в семье, толки о наследстве, разлука с отцом – все эти тревожные впечатления детских лет оставили свой отпечаток на здоровье мальчика, рано заставили М.Ю. Лермонтова задуматься над отношениями с близкими ему людьми. Он пытался понять, кто прав. В одном наброске поэт писал:
Я сын страданья. Мой отец
Не знал покоя по конец.
В слезах угасла мать моя!
От них остался только я –
Ненужный член в пиру людском,
Младая ветвь на пне сухом…
И все же, в детстве Михаил Юрьевич выходил на дорогу не один. В бабушкиной барской усадьбе начал складываться поэт душою, узнал и полюбил русскую природу, народные песни, игры и пляски. Сюда приходили играть крестьянские дети. На манер маленького Петра Великого юный поэт собирал свои «потешные войска» и верховодил ими. До сих пор за садом в Тарханах остались поросшие травой холмики и рвы – следы укреплений его военных игр.
Так, подобно Тургеневу и Некрасову, Лермонтов с детских лет наблюдал крепостные нравы. Е.А. Арсеньева была убежденной крепостницей. Неограниченным ее доверием владела ключница Дарья Григорьевна Куртина. Немало горя натерпелись дворовые от ее клеветы, сысков придирок. И Лермонтов зарисовал ее демонический образ в драме «Люди и страсти», даже не изменив ее настоящее имя.
Иногда поэт с бабушкой бывал у дальнего родственника Мосолова, который отличался жестокостью и самодурством, благодаря которым крестьяне прозвали его «живодером», а помещики «соловьем-разбойником».
Лермонтову всегда было с кого рисовать современного человека, каким он его понимает и, к его и нашему несчастью, слишком часто встречал. Много он описывал демоническую человеческую натуру, больную душу, образы которых мы разглядываем в «Демоне» и «Герое нашего времени». Автор указывает болезнь в Печорине, лекарем от нее предлагая Бога, а лекарством – едкие истины: как известно, ничто так не исцеляет от уныния, как умение прощать и не критиковать других. И пускай, расчетливого, желающего продвинуться за счет других и не стесняющегося в средствах достижения цели человека природа, бывает, наделяет твердой волей, но демон Лермонтова оказывается сломленным и побежденным.
В 1828 г. поэт поступает в 4 класс Благородного пансиона, где весьма поощралось среди учащихся занятие литературой. Сам инспектор пансиона, М.Г. Павлов, готов был помещать сочинения воспитанников в журнале «Каллиопа». В другом же, ученическом журнале «Утренняя Заря» Лермонтов поместил свою первую поэму «Индианка».
Выпускные экзамены оканчивались публичным литературно-музыкальным собранием, на котором воспитанники декламировали, пели и играли. На одном из таких действ поэт читал «Море» Жуковского, а на другом – исполнил на скрипке «аллегро Маурерова концерта».
Приятели из пансиона почему-то называли Лермонтова лягушкой, недолюбливали его за насмешливый и колкий характер, его «приставанья». Преподаватель словесности нередко отзывался о творчестве Михаила Юрьевича скептически: «молодо, зелено». Из друзей поэта школьных лет можно перечислить Сабурова, благодаря которому юноша понял, что «нет дружбы нежно-постоянной и бескорыстной, и простой», и Дурнова, которого поэт называет своим первым и последним другом.
Весной 1830 года Лермонтов поступает в Московский университет на Нравственно-политическое отделение. Студента-Лермонтова описывает один из его однокурсников – П.Ф. Вистенгоф – так: имел тяжелый, несходчивый характер, держал себя совершенно отдельно от всех, за что, в свою очередь, ему платили тем же. Его не любили, отдалялись от него и, не имея с ним ничего общего, не обращали на него никакого внимания. Он даже и садился на одном и том же месте, отдельно от других, углубясь в чтение принесенной книги и не слушая профессорских лекций. Это бросалось всем в глаза. Роста он был небольшого, сложен некрасиво, лицом смугл; темные волосы были приглажены на голове; темно-карие большие глаза пронзительно впивались в человека, смотрел он, бывало, несколько ядовито.
Из Московского университета Лермонтов ушел по той причине, что был слишком образован сверх учебной программы, что не понравилось многим преподавателям, и те предложили остаться на второй год.
Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…» написано между маем и июлем 1841 года, то есть за несколько недель до смерти поэта. При жизни стихотворение не было опубликовано, оно было найдено в записных книжках и впервые его можно было прочесть миру в журнале «Отечественные записки» в 1843 году.
На жизненном пути поэта было мало настоящих друзей. Острые эпиграммы, последующие дуэли, подставы и аресты заставили Лермонтова потерять очарование прежних лет, но не веру, и «пустыня», в которой он находился, не преставала внимать Богу.
Стихотворение состоит из пяти пронумерованных катренов (-четверостишие, рифмованная строфа в четыре стиха, имеющая завершенный смысл.), написанных пятистопным ямбом. Многие образы в нем были навеяны стихотворением Гейне «Смерть — это ночь, прохладный сон» из его «Книги песен». Тем не менее Лермонтов, заимствуя у Гейне образы, не только расширяет и углубляет тематику, но и придает всему стихотворению свои личные мотивы. В стихотворении Лермонтова тема сна раскрывается по-другому. Его сон — не смерть, а жизнь. И всё же стихотворение Лермонтова — совершенно минорное, и хотя внешне уходит от смерти, всё пронизано ее предчувствием.
1
Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,
И звезда с звездою говорит.
2
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сияньи голубом...
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чем?
3
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть:
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!
4
Но не тем холодным сном могилы...
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб дыша вздымалась тихо грудь;
5
Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб вечно зеленея
Темный дуб склонялся и шумел.
<1841>
Многие талантливые люди заранее предчувствовали смерть всей своей пророческой душой, что оставляло глубокий отпечаток на их творчестве. Текст стихотворения Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…» был полностью готов и увидел свет в 1841 году за несколько дней до дуэли, поставившей точку на жизненном пути поэта. 15 июля 1841 года (по григорианскому календарю эта дата падает на 28 июля) недалеко от Пятигорска он стрелялся с Н.С. Мартыновым, бывшего сокурсника, который некогда замечал в Лермонтове человека настолько превосходившего своим умом всех товарищей, что и параллели провести между ними невозможно.
Михаил был убит. Ему было 26 лет. Роковая пуля оборвала жизнь не только тонкого художника слова, но и глубокого мыслителя, сосредоточенного на проблеме, которая мало кого занимала в те годы, став актуальной лишь много позже: тьма и свет в душе человека.
В последние годы жизни Лермонтов часто обращался к философскому анализу своей жизни. Яркий пример – стихотворение «И скучно, и грустно», которое наполнено мрачностью и написана антибакхием, что намекает – веселье кончилось. Однако «в небесах он видел Бога», он не верил в смерть.
В нашем театральном представлении «Россия – Родина моя» произведение «Анданте» из концерта для домры с оркестром Будашкина исполняется в втором эпизоде.
В данном эпизоде между главными героями возникает обсуждение путешествий и теплых воспоминаний о них. Маруся говорит о первом написанном ею стихотворении, что подводит к тематике романса «Выхожу один я на дорогу», слова которого, принадлежащие Лермонтову, повествуют о странствии.
Также не зря соединяют эпизод с музыкальной композицией строки Есенина: «Кинь ты Русь, живи в Раю.» и «Мне не надо Рая» – т.к. в романсе есть аналогичный намек на отрицание смерти (ведь, чтобы попасть в Рай, нужно умереть), отзывающийся во фразе: «Но не тем холодным сном могилы». Здесь же строки возводят нас к теме чувств: «Про любовь чтоб сладкий голос пел…».
Тем самым, музыкальная композиция отражает будущие любовные переживания героев, обозначение их любви к Родине, саму дорогу, протянувшуюся на весь сценарий, веру не в смерть, – что не лишено злободневности в послевоенное время, – а в Родину.
Свидетельство о публикации №222060100438