Алиса в городах

 - Что ты мне подаришь, лето?
 - Много солнечного света!
 В небе pадyгy-дyгy!
 И ромашки на лyгy!
 - Что ещё подаришь мне?
 - Ключ, звенящий в тишине,
 Сосны, клёны и дубы,
 Землянику и грибы!
 Подарю тебе кyкyшкy,
 Чтобы, выйдя на опyшкy,
 Ты погpомче кpикнyл ей:
 "Погадай мне поскорей!"
 И она тебе в ответ
 Нагадала много лет!

 Звонкие голоса детишек, налопавшихся конфет с ликерной начинкой, возвещают о приходе сезона выматывающего зноя, докучливых комаров, и сумбурного кувырканья с полупьяными подругами по травке-муравке в близлежащем парке. Человекообразные братья под благородным лозунгом «Мы не варвары — обезьяны сражаются только за право жить!», используя созданное в удушливых джунглях Республики Конго биологическое оружие, продолжают священную борьбу против бесшёрстных захватчиков, начатую много лет назад беспощадным, но справедливым Цезарем. Финский парламентарий умоляет депрессивных скандинавских соотечественников отказаться от халяльного турецкого шашлыка, ну а я, как бессменный, почетный, пожизненный председатель киноклуба «Саламандра», приглашаю киноманов в нашу постоянную рубрику «Кино для Ценителей». И сегодня, подкрепившись хорошо прожаренным бифштексом, давайте усладим наш взыскательный вкус кинематографическим десертом «Алиса в городах», приготовленным немецким режиссером Вимом Вендерсом. Главные роли в котором исполнили Рюдигер Фоглер (в роли Филиппа) и девятилетняя Йелла Роттлендер (в роли Алисы). Жанр «road movie» всегда находит отклик в моем сердце. В пору бурной молодости я сам проехал автостопом тысячи километров с Аляски до Вайоминга, и поэтому с азартным предвкушением нажимаю кнопку PLAY.

 После возвращения из США 31-летний журналист и фотограф-любитель Филипп Винтер неожиданно оказывается в компании маленькой девочки: случайная знакомая попросила его погулять с дочерью и не явилась в назначенное время её забрать. Филипп и девочка перемещаются по городам Рурского бассейна в поисках её родственников.

 Мнение после просмотра.

 К черно-белым фильмам я испытываю некоторую слабость. Вообще, по моему скромному мнению, когда вместо кремово-эпикурейских цветов Фрагонара человек осознанно выбирает кьяроскуро Караваджо, то со временем он научится различать истинные оттенки скрытых за пеленой ежедневного лицемерия человеческих пороков и страстей. Что же до «Алисы в городах», снятую в 1973 г. на 16 мм черно-белую кинопленку, в ней, разумеется, нет контраста, столь ценимого почитателями таланта великого итальянца, но дорожное полотно этой картины, словно медленно ползущая по циферблату минутная стрелка, располагает к молчаливым раздумьям одинокого путешественника, отрешенно разглядывающего невзрачный пейзаж за пыльным стеклом. Анализируя этот фильм можно, конечно, сделать поспешный реверанс в сторону юнгианской психологии о потерянном и пытающемся вернуться домой «Внутреннем Ребенке», припомнив заодно Эрика Берна, как это сделали другие кинокритики. Но мне кажется, что в первую очередь это разговор со зрителем о терзающем определенную породу людей одиночестве. Ты можешь долго цепляться за дорогие лишь для тебя одного воспоминания и периодически оживать притоптывая в такт задорному стаккато рок-н-ролла, но сгущающаяся внутри тьма, ужасающим чревом безжалостного левиафана, в конце концов поглотит все, что ты любил, и во что ты верил. Я бы даже осмелился провести некие параллели с Набоковской «Лолитой». Однако если Гумберт Гумберт, с ужасом осознав, что больше никогда не почувствует в своей жизни, существующую лишь в воспаленном уме безумца, любовь Долорес Гейз, заканчивает свою пошлую трагикомедию жирной, кровавой точкой, то в монотонной череде сменяющихся ландшафтов, городов, улиц и номеров отелей именно Алиса является для Филиппа спасительным светом маяка, удерживающим личностей с таким складом характера от того, чтобы рано или поздно напиться, и оставив прощальную записку пустить себе в голову пулю.

 - Все это уже давно прошло. Для этого вовсе не обязательно ездить по всей Америке. Слух со зрением покидают только тех, кто теряет ощущение самого себя. А с тобой это уже давно произошло. Вот почему тебе постоянно нужно доказательство того, что ты еще способен что-то слышать и видеть.

 К финалу становится понятно, что для Филиппа и Алисы их случайный симбиоз нечто большее, чем просто дорожные приключения взрослого мужчины и ребенка. И это нечто не только обогатило обоих, но и показало выход из тупика, в котором оказались герои в начале своей экзистенциальной Одиссеи. Умело балансируя между мелосом и драмой на всем протяжении двухчасового фильма, заключительной сценой Вим Вендерс словно открывает новую главу, писать которую, под залихватские песни Чака Берри, предстоит уже нам, покачивающим одобрительно головой после просмотра, восторженным зрителям.

 Восемь баллов из десяти.

 - Бабушка живет не в Вуппертале.

 - Почему ты сразу не сказала? Думаешь мне приятно раскатывать по всей стране с маленькой девчонкой и тратить последние деньги? У меня есть другие дела.

 - Я хотела остаться в Амстердаме. И что же ты собираешься делать? Снова займешься дурацкой работой?

 - Отведу тебя в полицию. Там лучше знают, что делать.


 На этом, как бессменный, почетный, пожизненный председатель киноклуба «Саламандра» рубрику «Кино для Ценителей» на сегодня объявляю закрытой.


 







 

 


Рецензии