Зрячее сердце

                ДОЛГОЖДАННАЯ БЕРЕМЕННОСТЬ


    Прошло три месяца. Уже весна, тепло, всё радуется долгожданной весне. Однажды Татьяна проснулась в хорошем настроении, хотелось петь, смеяться, шутить. За завтраком была весела, шутила, в общем, вела себя не как обычно. Она шутила и со своими клиентками, старалась поднять и им настроение, включила магнитофон с музыкой. Женщины тоже отвечали шутками. Им было приятно видеть её такой весёлой, смешливой. За ужином Татьяна была также весела, как будто ей смешинка в рот попала.
   – Танюша, что с тобой сегодня? Ты как будто и не устала, шутишь. Весна на тебя так подействовала?
   – Конечно, любимый. Зима была долгая и холодная, и наконец-то тепло. Скоро Мишель станет мамой, разве это не радость, последние дни ходит. Щеночки будут у неё. Я так долго их ждала. Она впервые станет мамой. Я так за неё рада.

    Татьяна не знала и не могла знать, что она беременна, что под сердцем она будет носить малыша, долгожданного. Их с Ильёй ребёночка. Вымоленного ею и всей семьёй и ещё пока только зародыш.
    Через три дня у Мишель появились щенки. Светлана Алексеевна приглашала ветеринара, и ей точно определили дату их появления, и она взяла выходной для принятия родов у собаки. Было четыре замечательных щенка. По совету ветеринара их поместили вместе с мамой в большую коробку, чтобы они сразу привыкли к своему месту и не выходили за пределы, чтобы случайно не попали под ноги Татьяны. Она была безумно счастлива, брала их на руки, целовала. В комнате у родителей теперь стало весело, шумно. Мишель была отличной мамой, кормила их спокойно, облизывала и спала вместе с ними в яслях.

   В начале апреля вечером, когда Илья с Татьяной были уже в постели, она спросила мужа:
   – Илюшка, ты ничего не хочешь у меня спросить?
   – Дорогая, а что я должен у тебя спросить? Что-то я не понимаю, объясни.
   – Задай вопрос: А где твои месячные?
   – Хорошо, а где твои месячные? – задал вопрос Илья, не понимая, к чему это? – Так, подожди, это что, шутка, что за вопрос? У тебя всегда они есть – эти критические дни.
   – Илюшка, их нет, а ты даже не заметил. У меня задержка уже две недели. Такого никогда не было, чтоб была задержка, да ещё на столько. Это значит, что я беременна. Ильюшка, я – БЕРЕМЕННАЯ.
   – Танюшка, дорогая моя, любимая, родная, неужели это правда? Наконец-то! Какая радость, какое счастье!
   Илья стал целовать жену в лицо, всё тело, живот, радуясь как ребёнок. Обнимал её, чуть не до хруста.
   – Илюшка, ты на радостях сейчас раздавишь меня, осторожно.
   – Танюшка, давай скажем родителям.
   – Нет, не надо, рано. Давай ещё немного подождём, а вдруг задержка, получится дезинформация. Только не выдай своим поведением, не намекай. Точную дату установит гинеколог, когда будет два месяца, а ещё слишком рано.
   – Танюша, всё-таки чудо произошло. Наши молитвы и святая вода помогли. Запомни день, когда не стало критических дней. Будем отсчитывать 9 месяцев, – объяснял супруг Татьяне, как знаток. – Надо обязательно пойти в церковь ещё раз, поставить свечи о здравии и помолиться, чтоб выкидыша не произошло. Отцу скажешь, что просто хочешь помолиться и заодно воды святой набрать. Он отвезёт нас двоих. Танюшенька, любимая, у меня сейчас сердце выскочит от счастья, от такой новости. Господи! Спасибо Тебе. Спасибо Пресвятой Богородице и всем Святым! Помогите теперь сохранить нашего ребёнка!
   Илья искренне стал креститься, подняв глаза к небу.
   – Господи, прошу Тебя и всех Святых. Сохраните нашего ребёнка.
   – Илюшка, а кого бы ты хотел, девочку или мальчика?
   – Танюша, милая моя девочка. Ты такое спрашиваешь. Да какая разница, кто будет. Я буду любить наших детей, кто бы ни был и сколько бы их ни было.

    Щенки от Мишель были проданы знакомым Олега Сергеевича. Таксисты раскупили. Было всем очень жаль их продавать, привыкли к ним, особенно Татьяна. Она их носила на руках, гладила, целовала, как маленьких детей, даже плакала, когда последнего отдали. Мишель тосковала, искала их во всех комнатах, даже обиженно смотрела в глаза всем по очереди, как бы спрашивая: где мои дети? Когда не стало последнего щенка, она целый день ничего не ела, лежала и скулила. Больно было смотреть на неё, но и оставлять было нельзя. Постепенно она стала вставать, чтобы поесть и выйти на улицу, прогуляться. Она и там их искала, заглядывая в разные углы, кусты, вдруг отыщет.

    Илья получил водительские права и решил их дома «обмыть», как делают все водители. Купил бутылку коньяка для мужчин, для женщин шампанское. Татьяна радовалась успехам мужа. Он окончил курсы на отлично и вождение тоже. Тесть его не зря учил водить по закоулкам, по загородным дорогам, да ещё и по ухабам, чтобы уверенней за баранку держался и не выпал из «седла».
   В воскресенье собралась вся большая семья. Порадоваться за сына и поздравить пришли родители. Они принесли с собой керченскую селёдку. Для Татьяны Ольга Анатольевна почистила целую и отделила все косточки. Невестка любила рыбу, но только без косточек. На обед Татьяна попросила маму, чтобы она приготовила плов из баранины, настоящий узбекский плов. Она такой очень любила. Мама сделала всё, о чём просила дочь. За столом Олег Сергеевич откупорил бутылку коньяка, а Илья – шампанское для женщин. Тесть всегда говорил: не мужское это дело – шампанское открывать. Илья налил в фужеры вино женщинам, а тесть коньяк мужчинам.
   – Ну что, поздравляю тебя, Илья, с успешным окончанием курсов и получением прав. Теперь ты сможешь водить машину, как полноправный водитель, а не сидеть на пассажирском сиденье. На майские праздники поедем в Марьевский лес на шашлыки.
   Все выпили до конца налитого, а Татьяна только пригубила и поставила фужер.
   – Доченька, а что так? Ты же любишь шампанское. Это твоё любимое – «Брют».
   – Мама, что-то не хочется. Я лучше селёдочку поем. Соскучилась по рыбке.
   – Кушай, кушай, дочка, я ещё почищу, – угождала свекровь.
   Илья посмотрел на жену, с каким аппетитом она уплетает селёдку, но ничего не сказал. На душе у него была радость, но он и вида не подал. Нужно было эту радость скрывать, как они договорились, а внутри его всего распирало. Он как будто нёс целое ведро воды и боялся расплескать. Такое было чувство. Скоро уже месяц, но Татьяна боялась чего-то, ждала. Ей самой не верилось, что в ней живёт другая жизнь, ребёночек растёт, развивается.
   – Я чуть не выдал тебя, когда тебе наливал шампанское в фужер, переживал, будешь ты его пить или нет. Ведь тебе нельзя алкоголь.
   – Илюшка, я всё понимаю и знаю, я только пригубила, чтоб не догадались. Вот если бы я совсем отказалась, тогда другое дело, заподозрили бы. Начали бы спрашивать, а чего я не пью, что со мной. Я всё продумала.
   – А как ты уминала селёдку, это надо было видеть. Я чуть не рассмеялся. Такое удовольствие было наблюдать. Танюша, раз тебя на солёненькое тянет, значит, ты точно беременная и нечего бояться. Давай расскажем родителям. Да мне на весь свет хочется кричать, а ты мне запрещаешь. Чего не сделаешь ради любимой жены.
   – Нет, Илья, давай ещё немного подождём. Ты думаешь, мне не хочется рассказать, но я боюсь сглазить сама себя. Ты лучше мне баночку маринованных болгарских огурчиков корнишонов купи, открой и в холодильник поставь, а я потихоньку буду оттуда таскать и есть. Хорошо? Я их так люблю. А потом купишь грибочков. Тоже откроешь. Если что, скажешь, что это ты захотел, понял?
   – Да, конечно, понял, конспиратор ты мой. Тебе бы в партизаны, – улыбаясь, сказал Илья.

    Приближались майские праздники. Семья собиралась в лес, и было закуплено мясо для шашлыка и овощи. Светлана Алексеевна замариновала мясо, сделала салаты, сварила компот, купила сладости для дочери и взяла еду для Мишель. Погода стояла отличная, даже в какие-то дни было жарко так, что хоть загорай. Олег Сергеевич, как обещал, отдал ключи от машины зятю и сказал:
   – Твоя очередь вывести машину из гаража и прямёхонько в лес. Учись, сынок. Наконец-то я смогу выпить пять капель, а ты будешь вести машину. Дождался. – С ухмылкой тесть погладил себя по животу.
Погрузили всё необходимое в машину, Илья сел за руль, рядом села жена, а сзади родители и Мишель. Олег Сергеевич продолжал улыбаться, довольный тем, что не он за рулём, отдохнёт от баранки.
   Приехали в Марьевский лес, нашли то место, где были в прошлом году, разложились, развели мангал, и через некоторое время в лесу уже пахло шашлыком.
   – Первый шампур мне, – с радостью объявила Татьяна, – и ты, папа, жарь и скорее подходи к «столу», у меня для вас важная новость, от которой меня сейчас разорвёт. Внимание! Дорогие мои родители!
   – Танюша, не пугай, что случилось? – с нетерпением спросила мама.
   – Чудо случилось, – громко произнесла Татьяна, – я – БЕ-РЕ-МЕН-НА-Я! Уже месяц. Через 8 месяцев вы станете бабушкой и дедушкой, а Илья отцом. Ну как вам новость?
   – Доченька, это правда? Ты не шутишь? – Родители остолбенели, перестали жевать. На лицах – то ли испуг, то ли радость.
   – Мама, какая шутка? Илья знает с первых дней, но я ему запретила говорить, пока я сама точно не узнаю, а вдруг задержка, хотя её у меня не было никогда. Теперь я точно знаю, что во мне растёт маленький человечек. – Татьяна показала на живот. – Теперь я буду есть за двоих.
   Родители отошли от остолбенения и начали обнимать и целовать дочь.
   – Наконец-то, наконец-то, – с восторгом приговаривала мама. – Какое счастье, доченька! Вот с чего ты так жадно ела селёдку, а я и не догадалась, да и огурчики видела в холодильнике, а Илья говорил, что ему захотелось огурцов. Я ему поверила.
   – А это он делал всё так, как я его учила, чтоб никто не догадался.
   – Дочь, у меня было точно так же, как и у тебя. Я с первых дней ела всё солёное. Олег, скажи. Он мне банками огурцы таскал.
   – Так, за такое не грех и выпить. Такую новость надо обмыть, а теперь и не с кем. Зять за рулём. Ну что, дорогая моя жёнушка, будущая бабушка, давай хоть с тобой. Вот досада. Молчали как партизаны.
   – А я поступал, как жена велела. Я её не мог подвести. Молчал, действительно, как партизан, а мне хотелось рассказать. Но я прикусил язык. Что не сделаешь ради любимой жены. Когда мы вдвоём ездили в церковь, мы молились о здравии, чтобы сохранился ребёнок. Через месяц надо ехать к врачу, поставить её на учёт.
Пока родители с Ильёй разговаривали, Татьяна уплетала за обе щеки шашлык.
   – Ой, как вкусно. Такого вкусного шашлыка я ещё не ела.
   – Доченька, а у тебя сейчас вкусы поменяются почти на всё. Лишь бы токсикоза не было, а то намучаешься. Хорошо, что у меня не было. Я легко с тобой ходила. Хоть бы у тебя было так. В воскресенье поедем все в храм помолимся, и свечки поставим за здравие, и поблагодарим Господа нашего и всех святых, которые молили Бога о зачатии. У нас всё получилось. Отдельное спасибо Ольге Анатольевне за то, что направила нас в церковь сходить помолиться. Какая она умница. Надо её отдельно отблагодарить.
   – А это и есть благодарность – долгожданный внук или внучка. Больше всего она этого хотела. Она же ничего ещё не знает, и отец тоже. Вот мы им сегодня новость привезём. Я представляю, как они обрадуются, – довольный тем, что всё наконец-то завершилось, сказал Илья, – теперь можно спокойно выдохнуть.
   – Я уверена, что наши молитвы помогли и святая вода. Я счастлива, что у нас оказалась такая дружная семья.
   Олег Сергеевич и Илья по очереди жарили шашлыки на мангале. Все наелись, даже Мишель, а остатки взяли с собой на завтрашний день для Татьяны. Семья отдыхала, радовалась не только теплу, но и счастливому известию, чудесной новости. Никто даже представить не мог, что сегодня такое услышат. Вот Татьяна выждала момент в праздник рассказать, удвоив праздничное настроение. Умница.
   К пяти часам вечера стали собираться домой. Погрузили вещи, загасили костёр, собрали мусор. Илья сел за руль, а Олег Сергеевич, как договаривались, на пассажирском месте. Сидел, как он любил говаривать, «как король на именинах», развалившись, расслабившись, руки в сторону, а не на баранке, улыбаясь, довольный, что наконец-то настало время, когда его везут, а не он.
Как только вошли в квартиру, раздался телефонный звонок. Подошёл Илья.
   – Здравствуй, мама! С праздником вас ещё раз поздравляем! Мы только что вошли в квартиру. Очень хорошо отдохнули. Жаль, что вы не захотели ехать. Мама, у нас есть для вас очень хорошая новость. Какая? Да пусть лучше сама Татьяна расскажет. Татьяна, подойди к телефону.
   Татьяна взяла трубку:
   – Мама, здравствуйте! Какие новости? Сейчас расскажу. – Все притихли. – Дорогие наши родители, вы скоро станете бабушкой и дедушкой! Я беременная! Это правда, правда. Я не хотела никому говорить, пока сама не убедилась, что это правда. Я боялась сказать, а вдруг это задержка, а я вас настрою. Я не очень суеверная, но всё-таки… Вы хотели предложить нам совершить обряд венчания? Так я за, и Илья, думаю, тоже за. Спасибо за поздравление. Трубку Илье дать? Хорошо, тогда до свидания!
   – Танюша, что мама сказала? – спросил Илья. – Обрадовалась?
   – Ещё бы не обрадоваться. Илья, мама, папа. Нам мама Ильи предлагает обвенчаться. Она ещё раньше хотела нам предложить, но постеснялась, не знала, как воспримет наша семья. Она почему-то нас до сих пор стесняется. Пора бы уже привыкнуть, что мы нормальная семья и всё воспринимаем нормально.
   – Танюша, это действительно так, – вступил в разговор Илья. – Родители просто боятся чем-то обидеть Татьяну и родителей. Они всегда жили скромно и меня этому учили. Не вмешиваться, сор из избы не выносить, не осуждать, не обижать. Вы на них не обижайтесь. Мама только добра нам всем хочет. Я представляю, как они сегодня будут радоваться и считать денёчки до появления малыша.
   – Танюша, Илья, ну как, пойдёте венчаться?
   – Конечно, пойдём в храм Успения Пресвятой Богородицы, – подтвердила Татьяна.
   – Илья, мог и ты мне раньше предложить, я бы с удовольствием согласилась, не стала бы отрицать. Ну, ничего, добрые дела никогда не поздно делать. Ты завтра после работы пойди к родителям и поговори с мамой, пусть она узнает в храме, когда можно, что для этого нужно и вообще всё о венчании. Не будем откладывать в долгий ящик, а как можно скорее это сделаем.
   – Так, семья, утро вечера мудренее, – высказал мудрую мысль Олег Сергеевич. – Я спать пойду, а вы можете сидеть хоть до утра.


                ТАНИНА МОЛИТВА В ХРАМЕ ЗА МЛАДЕНЦА

           Стою я пред Образом Девы Пречистой,
           Молю Непорочную у горящих свечей:
           – Прошу я Тебя, и молитвою чистой:
           Дитя сохрани, ему дай свет святой, лучей.
           Младенец Твой чудный, Твой Сын и Спаситель.
           С ребёнком, поверь, хочу быть и я, Божья Мать.
           Молюсь я Тебе и за сына – проситель,
           Ты щит мне и свет. Свой долг я буду отдавать.








             ВЕНЧАНИЕ МОЛОДЫХ

    В среду Ольга Анатольевна поехала в церковь после работы узнать о дне и порядке венчания. Поговорила с матушкой в храме. Та ей рассказала, что надо приобрести в церковной лавке две иконы: одну икону Спасителя, а другую икону Божьей Матери – и полотенце, о порядке совершения таинства венчания и дне, когда это можно сделать. Ольга Анатольевна поблагодарила и поехала сообщать детям и отдать покупки.
   Илья с Татьяной стали готовиться к венчанию. Позвонили своим друзьям, но не сказали, что Татьяна в положении, пусть лучше потом узнают. Они очень обрадовались: были свидетелями на свадьбе, а теперь будут шаферами на венчании. В воскресенье будет совершаться обряд. В субботу Ольга Анатольевна пришла к сватам, чтобы помочь приготовить праздничный ужин после венчания. Олег Сергеевич, как «заведующий продовольственной базой», так его семья называет, купил все необходимые продукты и, конечно, «горючий материал», так он называет алкоголь: шампанское и «Кагор» для венчания.
   В воскресенье в квартире Золотарёвых с утра было праздничное настроение и необычное движение. Пришли сваты, друзья. Осмотрели свадебное платье и фату невесты, костюм жениха. Несколько раз напоминали друг другу, что взять с собой, чего бы не забыть при венчании. Анатолий взял с собой фотоаппарат Ильи. Подружка укладывала волосы Татьяне, Олег Сергеевич носил в машину сумки с вещами, которые нужны в храме.
   – Фужеры, фужеры не забыть бы. Два самых красивых для молодых, несколько для нас, поменьше. Штопор не забудьте, – давала указание Светлана Алексеевна свахе, Ольге Анатольевне, сидя у трюмо и укладывая волосы. – Так, иконы отдала, полотенце, – сама с собой разговаривала хозяйка.
   – Мама, мне платье уже надевать? – спросила Татьяна.
   – Уже пора, – вместо неё ответила Ольга Анатольевна.
   – Тогда идите все и помогайте мне его надеть, чтоб не испортить причёску.
   В комнату вошёл Илья:
   – Какая красота! Я ещё раз буду любоваться своей невестой.
   Когда Татьяна и Илья были уже одеты, мамы полюбовались своими детьми. Осмотрели их с головы до ног, чтобы ещё раз убедиться, что всё идеально. Через несколько минут стали спускаться к машинам. Илья вёл под руку жену, а подруга несла подол платья, чтобы случайно не наступить. Молодых посадили в машину к отцу, а родители сели в такси. Выйдя у храма, Ольга Анатольевна пошла отдать иконы, полотенце, вино, кольца и узнать, когда можно подходить к притвору. Через некоторое время молодых пригласили подойти к притвору на обручение. Жених встал справа, а невеста слева, как их научили дома, им дали по зажжённой свече в левую руку, и священник, отец Иоасаф, стал читать молитвы, затем молодые обменялись кольцами. Олег Сергеевич взял фотоаппарат и начал снимать всё происходящее в храме. Обручающиеся вошли в храм и встали на полотенце, постеленное на полу. На вопрос священника об обоюдном согласии на венчание жених и невеста дали своё согласие. Затем священнослужитель поднёс венцы для целования и возложил на головы молодых, а шаферы взяли их в руки и держали до окончания венчания.
   Священник молитвенно поднял руки, трижды призвал на венчающихся благословение Бога со словами: «Господи Боже наш, славою и честию венчай их», затем все присутствующие вместе со священником стали читать отрывок из послания апостола Павла Ефесянам и Евангелия. После молитв пели «Отче наш» вместе с хором, затем священнослужитель поднёс им фужеры с вином. После того как молодые пригубили вино, им соединили правые руки и трижды обвели вокруг аналоя. Священник снял с молодожёнов венцы, и они поцеловали иконы на венцах. После заключительных молитв отец Иоасаф благословил новобрачных крестом и вручил им иконы – Спасителя – жениху, а икону Богородицы – невесте. Илья с Татьяной поцеловались, и хор запел «Многая лета», желая новой семье долгой жизни. Когда закончилось венчание, родители подошли поздравить детей. Вышли во двор. Откуда-то у Ильи оказался букет белых роз, и он со счастливым лицом вручил их жене и поцеловал ее. Татьяна от удивления даже вскрикнула:
   – Откуда цветы, Илья?
   – Из папиной машины. Их привёз папин друг на такси. Я попросил, чтобы купили и привезли именно белые розы для тебя, любимая. Да сейчас не о розах надо говорить. Поздравляю тебя с нашим венчанием, дорогая моя жёнушка! Теперь мы с тобой венчаные, родная.
   – И я тебя поздравляю, дорогой мой муж.
   Илья обнял любимую и поцеловал трижды, как целуют ребёнка.
Он взял жену под руку. Свидетели налили по фужерам вино и выпили за молодых, затем расселись по машинам и отправились домой, где готов был праздничный ужин. Прежде чем сесть за стол, родители сделали им подарки. Светлана Алексеевна и Олег Сергеевич подарили сервиз столовый на шесть персон, а Ольга Анатольевна и Владимир Семёнович чайный сервиз на шесть персон, так они договорились заранее, чтобы не купить два одинаковых подарка. Шаферы подарили хрустальную вазу для цветов. Подруга Юля тут же взяла цветы и поставила в новую вазу.
   – Танюша, я твои цветы поставила в новую вазу. Обновила.
   – Спасибо вам всем, дорогие мои, за подарки.
   – Новой семье новая посуда. Вы начинаете жить, хотя и прожили уже год, но всё равно вы молодые. Теперь вы дважды будете отмечать дату: регистрации брака и дату венчания. Ещё раз поздравляем вас, дети! – произнесла торжественную речь Ольга Анатольевна.
   – Танюша, Илья, мы с папой также поздравляем вас. Я очень сожалею, что не предложила вам сразу венчаться. Ну, что ни делается, то к лучшему, и лучше позже, чем никогда. Спасибо Ольге Анатольевне за заботу, за хлопоты, за помощь. Какая вы умница! Спасибо вам ещё раз.
   – Ну что вы, Светлана Алексеевна, ведь мы же одна семья и должны друг другу помогать. Как без этого. Вот и внуков будем вместе поднимать. Я уж думала, что не дождусь. Ну, теперь, слава Богу, появится на свет Божий ангелочек. Как я его жду, вы не представляете. Но только давайте договоримся, ничего для младенца не покупать. Сейчас много всего есть, перед самими родами всё необходимое купим. Послушайте меня. Хоть я и верующая женщина, но всё-таки лучше соблюсти не нами писанные традиции, обычаи и обереги.

    Через две недели мама Татьяны пошла в гинекологию на запись к врачу дочери. В назначенный день отец повёз дочь и жену к врачу на приём. Да, действительно, у Татьяны было – восемь недель беременности. Врач сказала, что всё хорошо, беременность проходит нормально, никаких отклонений нет, противопоказаний также. Написала направление на сдачу анализов. Светлана Алексеевна не знала, как ей поступить: сказать, что дочь делает массаж, или нет. Всё-таки решила не говорить, чтобы потом не жалеть, а то вдруг дочь обидится на неё. Татьяна и Светлана Алексеевна с чувством исполненного долга вышли из кабинета и поехали домой.
   – Мама, я права была, что у меня восемь недель. Я правильно посчитала, не ошиблась. Я даже посчитала, когда родится ребёнок, – радостно и гордо хваля себя, рассказывала родителям в машине Татьяна. – Папа, наш малыш родится в конце декабря. Представляешь, какой подарок под Новый год я всем сделаю. А как будет радоваться мама Ильи.
   – Да, мама его точно будет рада, не то слово. Она так переживает за тебя, за будущего внука. Я представляю, какая будет из неё бабушка. Она сказала, что уйдёт с работы и будет заниматься только ребёнком, теперь уже своим наконец-то,
   – довольная всем, рассуждала мама Тани.
   – Мама, хорошо, что ты не сказала врачу про массаж. Я волновалась и думала, что может давление подскочить из-за этого. Мы забыли этот вариант дома обсудить. В общем, всё хорошо.
   – Да, дочь, а я чуть не сказала, честно говорю. В мыслях было такое: сказать или нет? Побоялась, что ты обидишься на меня. Значит, я правильно сделала.
   – Мама, ты должна меня понимать как никто другой. Ты же меня родила.
   – Дочь, занимайся своей работой потихоньку, не напрягаясь, чтобы тебе не было хуже, – заботливо рассуждал отец. – Мы же все за тебя переживаем.
   – Ты у нас особенная женщина, не такая, как все, и мы в ответе за твоё здоровье. Не дай Бог, что случится, чтобы потом не жалели, что не уберегли тебя. Пойми ты, наконец, дочь моя. Одного раза нам достаточно, – с волнением в голосе говорил Танин папа. – Ты этим подрабатыванием можешь навредить себе. Сколько ты там подрабатываешь, а волнений больше у нас. Соберём мы деньги вам на квартиру.
   – Папа, я подумаю.
   Вечером, когда пришёл Илья с работы, Татьяна прямо на пороге начала рассказывать, где они были, что сказала врач, что у неё восемь недель и вообще всё отлично. «Анализы сдам, и до следующего приёма у врача».
   – Да нам всем всё равно, лишь бы выносила хорошо.
   – Что вы все за меня переживаете! Всё будет хорошо. Если что, я вам обязательно скажу. Я же не враг сама себе.
   – А как насчёт массажа, вы что-то молчите обе. Можно делать или нет?
   Татьяна повернула голову в сторону мамы и хитро улыбнулась.
   – Так, понял, здесь какой-то заговор. Дождусь Олега Сергеевича. Он-то мне всё расскажет. Или, может, сами расскажете, – шутливо вёл допрос Илья.
   – Буду. Пока живот маленький, ничего не видно, а когда будет месяцев пять, то тогда оставлю это дело. Мне, честно, не тяжело. Я радуюсь, когда от меня женщины уходят здоровыми, счастливыми, благодарными. Вы не можете меня понять. Ведь многие говорят, что у них и головные боли проходят, и суставные. Они целуют мои руки, хвалят меня за чуткое отношение, за заботу, за хорошее настроение. Я ставлю им музыку, пение лесных птиц, шум моря. Они заряжаются у меня позитивом и уходят счастливыми. Ведь ко мне приходят в основном пожилые женщины, которые отработали всю жизнь на производстве. Они нуждаются во мне. Вы прекрасно знаете, что таких, как я, мало. Они тянутся ко мне. Они сами говорят, что я для них как ангел-хранитель, как доктор. Честное слово. Я не всегда вам правду рассказывала. Но я чувствую, что в моих руках что-то есть. Я не могу точно объяснить. Мне сами женщины об этом говорили. Мама, ты сама говорила, что ко мне хотят многие ходить, но ты им отказываешь, ссылаясь на занятость и усталость мою. Я принимаю всего по шесть человек в день. И я не устаю. Я уже втянулась. Сначала немного уставала. А сейчас – нет. И это не только из-за денег. Да, деньги нам нужны, но не это главное. Главное, что я приношу пользу людям, в каком-то смысле их лечу, да и свои мышцы живота укрепляю – легче рожать будет. Я права, мама? – по-деловому рассуждала Татьяна, как будто она уже рожала и знала, как это происходит.
   – Да, дочь, отчасти ты права. Но почему ты никогда мне об этом не рассказывала?
   – Я не знала, как правильно поступить, стоит говорить или нет. Как вы это воспримете. Вдруг вообще запретите делать массаж.
   – Света, я заказал баночку чёрной икры для Тани, – с порога сообщил Олег Сергеевич. – Пусть ест сама и ребёнка кормит. Может, что ещё надо, ты скажи, Танюша. Может, чего вкусненького хочется, я привезу.
   – Да, чтоб я поправилась. Мне этого нельзя делать, доктор сказала. Тяжело будет рожать. У меня таз узкий, поэтому раскармливать ребёнка нельзя. Всего по чуть-чуть. У нас и так в холодильнике чего только нет. Я если чего захочу, скажу обязательно. Клубники и черешни купишь. Пока всё.
   – Так, дети мои, папка устал, папка пошёл на боковую. Завтра рано вставать, заказ ранний есть. Спокойной ночи!
   – Спокойной ночи!
    У Светланы Алексеевны была беспокойная ночь. Она не стала говорить с мужем, пусть спит, а сама всё думала о дочери, о её разговоре, о работе. Оказывается, у Татьяны есть данные экстрасенсорики, она может лечить людей. А из женщин, которые ходят к ней, никто не рассказывал, даже словом не обмолвился о её способностях. «Может, она запретила говорить, не хотела, чтобы мы знали. Действительно – она у нас необыкновенная девочка. Надо с ней поговорить, успокоить её, что мы к ней относимся нормально. А вот со своими коллегами точно надо посоветоваться, можно ли ей заниматься массажем, не навредит ли её будущему ребёнку и действительно ли у неё есть дар экстрасенсорики? А может, женщины сами не знали, что это такое. Вот ситуация. Что же делать? Как правильно поступить? Не хочется дочь обижать. А может, самой сходить к врачу поговорить, пусть она нас вызовет и конкретно запретит заниматься любой физической нагрузкой во избежание выкидыша. Нет, надо сначала поговорить, в первую очередь, с мужем и зятем, рассказать им, а затем уже действовать, а то могут обвинить, что знала и тоже молчала. Вот незадача».
   Муж тихонько посапывал во сне, а жена перебирала в голове разные варианты. Хорошо, что завтра во вторую смену, можно чуть дольше полежать в кровати.
«Попрошу, чтобы Таня завтрак приготовила мужчинам…» – так рассуждала сама с собой женщина и незаметно уснула.

    Волнения ушли, когда Светлана Алексеевна узнала от гинеколога, что у дочери анализы отличные и плод развивается хорошо и переживать не стоит. Доктор назначила следующие анализы и день посещения. Когда вышли из кабинета, Светлана Алексеевна шумно и облегчённо вздохнула.
   Дома на семейном совете Золотарёвы договорились, что Татьяна будет работать, пока не будет виден живот и ребёнок не забьётся. Никому не рассказывать, что Татьяна беременная, сколько недель, чтобы слух не распространился. Все этого боялись. Свекровь учила, как вести себя во время беременности, чего нельзя делать. Нельзя чужому прикасаться к животу. Мама Танюши хоть и сама была беременной, но за дочь очень сильно переживала. Прошли годы, что-то позабылось, да и время совсем другое, и дочь не такая, как все. Теперь о будущем ребёнке заботятся две будущие бабушки. Однажды даже Илья не выдержал и остановил спор между мамами.
   – Так, дорогие будущие бабушки! Вы ещё не бабушки, а уже ведёте спор, кто прав, а кто нет. Что же будет, когда родится малыш? Я знаю, что вы будете обе его любить и заботиться о нём, но его ещё нет, и вам необходимо копить силы на его воспитание. Сейчас успокойтесь и дайте Танюшке нормально выносить ребёнка. Хорошо, что она всего этого не слышала. Она чувствует себя прекрасно, думаю, что так и будет всю её беременность. Вы знаете, что может произойти, когда семь нянек. Простите меня, Светлана Алексеевна. Я тоже очень переживаю за жену, чтобы ребёнок родился здоровый, но, что бы ни случилось, я их не оставлю и буду хорошим, заботливым отцом. Не надо, чтобы лишнюю опеку и ненужные разговоры услышала Таня. Она может всё это неправильно понять и обидеться. Сейчас надо с ней как можно осторожней обращаться. Лишнее слово может расстроить, а ей это совсем не нужно. Мамочки, я всё сказал. Будьте осторожны в высказываниях.
   – Правильно, сынок. Правильно рассуждаешь. Мы будем осторожными.
   – Мама, давай я тебя провожу, пока Олег Сергеевич с Танюшкой не приехали. Она попросила папу свозить её в храм, но почему-то одну. Она знает уже, с какой стороны какая икона висит, а тем более Божия Матерь. Танюша дольше всех стоит у этой иконы и шепчет молитвы, с ней разговаривает. Наверное, стесняется меня и не хочет, чтобы я услышал её молитвы, просьбы, поэтому поехала одна.
   Когда Илья проводил маму, через некоторое время вошли Татьяна с папой. Олег Сергеевич поставил бидоны с водой и вышел отогнать машину в гараж. Танюшка была такая счастливая. Кинулась на шею мужа, стала его целовать, как будто не виделась с ним целую вечность. Улыбалась. Глаза светились счастьем.
   – Мама, я первый раз была в храме одна. Меня папа только завёл, и я попросила его выйти. Он послушался и оставил меня у иконы Богородицы. Я долго стояла перед ней, но о чём я её просила – это останется между нами. Мамочка, я кушать хочу. Давайте ужинать. Нет, не я одна хочу, а мы хотим кушать, – гордо сказала Татьяна.
   – Доченька, вымой руки, и будем ужинать. Папа купил тебе фрукты, Илья все вымыл и сложил в холодильник, поэтому ешь сколько захочешь. Ешьте втроём.
   За ужином Илья сказал, что будет фотографировать Танюшку каждый месяц до самых родов и купит альбом для фотографий для будущего малыша.

    Однажды Илья пришёл с работы и ещё за дверью услышал звуки скрипки: «Неужели Татьяна играет или это музыка с магнитофона?» – закралась мысль. Она так давно не брала в руки скрипку. Илья осторожно открыл дверь, тихо вошёл в прихожую, чтобы не услышала жена, и стал слушать. Да, действительно, играла Таня, а не магнитофон. Илья стоял, словно памятник, боясь пошевелиться, чтобы не нарушить звуки и не прервать игру своей любимой женщины. Он затаил дыхание, сердце так громко стучало в его огромной груди, что он прикрыл его рукой, как бы заслоняя, чтобы не услышала Татьяна. У Ильи выступили слёзы радости и гордости за свою жену. Какая она умница. Татьяна доиграла произведение и вышла из спальни с вопросом:
   – Илья, это ты? Я чувствую, что это ты. Так тихо вошёл, что я не услышала. И чего ты здесь стоишь? Я играла на скрипке.
   Илья сделал шаг вперёд, обнял жену. Татьяна обняла мужа за шею и поцеловала. Они жарко, страстно целовались, словно не виделись целую вечность. Муж целовал руки, которые только что доставили ему такое наслаждение.
   – Любимая, я услышал ещё за дверью звуки скрипки, тихонько открыл и вошёл, чтобы тебе не мешать и не спугнуть. Ты получала удовольствие от игры, а я от твоего исполнения, поэтому стоял у двери и слушал.
   – Знаешь, родной мой, я почувствовала, что кто-то в квартире есть. Нет, я не испугалась, просто не знала, кто пришёл первым. Обычно вы звоните мне, кто придёт, а сегодня не было звонка.
   – Прости, любимая. Я сегодня не позвонил, ребята поторопили, но зато я услышал живую музыку в исполнении моей супруги, которой давно не слышал.
   – Знаешь, Илюшка, мне почему-то именно сегодня захотелось играть. Наверное, это малыш попросил. Он же слышит, правда?
   – Он, конечно, ещё совсем маленький, чтобы слышать, но кто его знает? Вот когда подрастёт и начнёт шевелиться, тогда он будет всё слышать и понимать. Ты почаще бери в руки скрипку. Играй ему. Вдруг вырастет и будет знаменитый скрипач.
   – Мы так часто говорим «ОН», как будто у нас будет сын.
   – Нам пока неизвестно кто, но это от слова «малыш», мужского рода. Поняла?
   Пока молодые разговаривали, в комнату вошла Светлана Алексеевна.
   – О чём спор или разговор?
   – Мамочка! Я сегодня играла на скрипке, а Илюшка стоял у двери и слушал, боялся прервать. Ему так понравилось, – с гордостью произнесла дочь. – Даже Мишель не шевельнулась. Я уже Илье говорила, что именно сегодня мне захотелось играть, а он посоветовал чаще играть, приучать малыша к музыке. Правда, здорово?
   – Доченька, умничка. Ты всё правильно делаешь. Значит, твоему малышу так захотелось.
   – Я ей то же самое сказал. Это он попросил, и ты почувствовала. Ты же у нас самая чувствительная.
   – Так, ребята, вы общайтесь, а я пошла на кухню.
   – Мама, тебе помочь или сама справишься?
   – А что, может, тебе что-то отдельно приготовить?
   – Нет, мамуля, я буду есть, что приготовишь всем.
   Раздался телефонный звонок. Подошёл Илья.
   – Хорошо, – только одно слово в трубку сказал Илья. – Олег Сергеевич сказал, что задержится и чтобы ужинали без него.
   – Спасибо, Илья. После ужина выгуляйте Мишель.
   – Хорошо, мамочка, а ты, Мишель, терпи, мы скоро, – отозвалась Татьяна. – Она слушала мою игру так тихо, что казалось, будто она не дышит. Вот только аплодировать не научилась.
   – Дети, за стол. Всё готово.
   Илья сначала покормил собаку, а затем сели сами.
   – Приятного аппетита, дети.
   – Спасибо, – дуэтом ответили Илья и Татьяна.
   – Мамуля, знаешь, я что-то, а может не я, а он, – и Татьяна посмотрела на живот, – хочет керченской селёдочки. Фрукты, конечно, – это хорошо, а селёдочка ещё лучше. Скажи папе, пусть купит завтра или в ближайшее время.
   – Хорошо, доча. Сегодня обязательно передам твою просьбу. Завтра он привезёт. Может, ещё что-то?
   – Пока нет, мама. Если что надо будет, я скажу.
   Ребята с собакой ушли гулять в парк. Стояла тёплая тихая погода.
Парк весь в розах. Илья, увидев их, вдруг вспомнил:
   – Танюша, а ведь я давно тебе розы не дарил. Ты скромно молчишь, не напоминаешь. Надо срочно это дело исправить.
   – А ведь повода не было для подарков в виде цветов.
   – Любимая моя девочка! Для этого не нужен повод. Просто приятно сделать любимой женщине подарок. Разве это не так?
   – Конечно, Илюшенька.
   – Может, в выходной поедем на море? Как ты на это смотришь?
   – Нет, милый, пока не хочу. Ещё не особо жарко. Когда захочу, то я обязательно скажу.
   – Хорошо, Танюша. Я буду ходить купаться на море в наш заводской ковш. Там пирс есть. Мы всегда после работы ходим туда освежиться, а потом едем домой.

    Олег Сергеевич свозил дочь на приём к врачу, на сдачу анализов, к другим врачам на обследование. Все показатели были хорошими. Просто чудесными. Татьяна не сказала врачам, что не оставила труд массажистки, продолжала втихаря работать. И маме запретила об этом говорить с врачами.

    Она оживлённо разговаривала с женщинами, шутила сама и вызывала других на смех и шутки. Как никогда, была легка, порхала бабочкой вокруг стола. Сама удивлялась своей лёгкости. Думала, что будет тяжело, будет уставать, будет мучить токсикоз, как рассказывала мама. Никто и не догадывался о её беременности. По воскресеньям семья ездила на пляж, но Татьяне запретили быть на солнце, только купаться – и сразу в тень. Да и сама она понимала, что лишнее солнце может навредить. Иногда ездили в лес на шашлыки – любимое лакомство беременной женщины. Татьяна целое лето ела всевозможные фрукты, а Илья не забывал фотографировать жену каждый месяц. Однажды он спросил у Татьяны:
   – Танюша, милая, ты довольно много ешь, а где твой живот? Почему он не растёт? Уже четыре месяца, как ты беременная, а ты нисколечко не поправилась.
   – Илюшенька, я много ем, но полезную пищу. Меня так научили врач и мама. Ещё я много двигаюсь, а это очень хорошо, поэтому я работаю. Лишний вес мне ни к чему. Вот когда забьётся малыш, тогда я буду поправляться. Он будет быстро набирать вес и, соответственно, я. Радуйся, пока живота нет большого. Как ты нас двоих будешь носить на руках?
   – Не переживай, я подниму вас двоих и буду носить до самых родов. Своя ноша не тяжела, так вроде говорят.
   – Малыш совсем ещё маленький, и я даже юбку не меняла, застёгиваю свободно. Скоро придётся шить или покупать новую. Нет, шить не будем, а то портниха узнает, что я беременная, лучше в городе купим в магазине. Ильюшка, ты не знаешь, когда мне рожать, а я знаю. Мы с мамой и врачом уже высчитали. Ты не представляешь, сразу после Нового года, плюс-минус одну неделю, а это значит где-то к Рождеству. Какой я вам сделаю подарок, лучше не придумаешь.
   – Танюшка, это правда? Вот здорово! Действительно, подарок. Золотая ты моя. – Илья расцеловал любимую жену. – Родная ты моя, как я тебя люблю.
   – Я тоже очень тебя люблю. Меня врач спросила, какой у меня муж, в смысле крупный или нет? Я сказала, что большой мужчина. Вот поэтому она не разрешает набирать вес, чтобы легче было рожать, чтобы не было разрывов или ещё хуже – кесарева сечения. Теперь понял?
   – Да, любимая, как скажешь. Тебе же ведь рожать.

                (продолжение следует)


Рецензии