Символизация или документализация имени?
Судя по обилию статей, посвященных региональным историческим топонимам, эта проблема сегодня особенно актуальна и требует еще большего внимания, научного обоснования и подведения некоторых итогов. В большинстве своем историческая топонимика привлекает прагматиков и текстологов, в частности, пишущих о роли и значении топонима как средства документализации истории, исторических событий и фактов. Для масштабного обзора исторической топонимики нужны научные разработки, систематизирующие как уже устоявшиеся теоретические принципы, так и новые посылы в области изучения литературного и фольклорного ономастикона, на основе которых было бы возможно окончательно уяснить историко-культурную природу топонимики как дискурсивного явления и поэтологической категории в ее отношении к вопросу о правдоподобии и правдивости художественного текста, освещающего то или иное историческое событие.
В художественном дискурсе, думается, роль топонима, его точности весьма значительна, особенно в том случае, когда неизбежны упреки в «искажении истории», на факт существования которого стали обращать внимание в XIX в., когда сложилось собственно понятие «историзма». Само понятие «искажение истории» довольно расплывчато, и насколько оно оправдано и точно, как влияет на точность и правдивость изложения и воплощения истории в художественном тексте, можно ответить лишь после внимательного анализа самого текста и его «сверки» с историческими фактами и документами. Все бы было просто, если бы не появлялись при этом встречные вопросы.
Назовем два вопроса, наиболее провокационные из всех, на которые вряд ли можно ответить однозначно: Насколько исторический документ точнее художественного изложения? Можно ли с уверенностью отдать предпочтение правде исторического документа, находящегося в зависимости от «господствующей идеологии», перед художественным произведением? Очевидно, что ответить уверенно на эти вопросы невозможно без изучения роли топонима в историческом документе и параллельно - в художественном тексте, который, только в эпоху романтизма стали рассматривать как исторический текст и даже ввели для него и для обозначения новых жанров понятия «исторический роман», «историческая баллада», роман-хроника, сага и др.
В этом свете, вероятно, будет логично рассматривать исторический топоним прежде всего как дейктическое средство. На наш взгляд, этот принцип работает уже в определении географии описываемого события, как в макротексте, так и в микротексте. Исходя из теории о земных (исторических, реальных и обусловленных реальностью) цивилизациях и их разделении по историко-географическому принципу на талассократические (морские) и теллурократические (континентальные, сухопутные), исторические топонимы ф художественном текте можно разделить на две большие группы: талассократические (морские) и теллурократические (континентальные, сухопутные). В каждой из этих категорий для удобства описаний и классификации характеристик предлагаем выделить исторические топонимы, связанные с историей цивилизаций, как исчезнувших с лица земли талассократий (морских цивилизаций) и теллурократий (континентальных, сухопутных цивилизаций), так и действующих в современном историко-географическом пространстве. Последние, связанные с сушей и морем, могут совпадать или не совпадать со значением хронотопов по М. Бахтину, в зависимости от доминанты – исторической или мифопоэтической. Пример из теллурократической топонимики – Рим. Семантико-парадигмальному ряду Рима в романтическом дискурсе европейской литературы предшествовал Рим в «Энеиде» Вергилия, в русском романтическом дискурсе - Рим в «Энеиде» Котляревского.
Пример из талассократической топонимики – Лондон. Семантико-парадигмальный ряд Лондона в романтическом дискурсе Де Квинси.Другой пример из теллурократической топонимики – исторический топоним Русь. Семантико-парадигмальный ряд Руси в романтическом дискурсе. Топоним Русь и топоним Киев дали именное образование Киевская Русь.
Теллукратический топос обозначает место, находящееся под эгидой земных стихий земли, талассократический топос – под эгидой воды. Символика воздуха и огня доминирует на мифопоэтическом уровне и описывает действие небесных сил, доминирует в мистико-религиозном нарратике и народном эпическом дискурсе. Их эмфатика – негативная или позитивная – используется в объяснении природы теофании и мифологического рождения. О многом говорит цветовая гамма, символицирующая круговорот жизни и природных стихий в историко-географическом контексте.
Свидетельство о публикации №222060201057