Горький, Гриневский Грин, Паустовский. Маленький с

Горький, Гриневский (Грин), Паустовский. Маленький секрет большого успеха в передовой советской литературе. Литературный очерк.


Максим Горький в своих автобиографических произведениях описывал, как мужская половина семей «учила» кулаками женскую половину.

А в семьях, например, Гриневского [Гриневецкого] (Грина) и Паустовского была другая атмосфера. В их семьях женщины чувствовали себя по-другому.

Паустовский прямо это описывает в своих мемуарных работах.

А о семейном воспитании Гриневского (Грина) мы можем догадаться по его рассказу «Апельсин», где он говорит о порхающих чувствах, летающих эмоциях – они перемещаются как солнечные зайчики и растворяются в воздухе. Естественно, ни о какой «учебе» женщин кулаками речь не идет.

Рыцарям свойственно преклонение перед Прекрасной Дамой.

Ясно, что в условиях индустриализации советское государство отрицательно относилось к такому обычаю, как «учеба» мужчинами женщин с помощью кулаков.

Такая «учеба» отрицательно влияет на здоровье женщин и снижает производительность труда.

Кроме того, рыцарственность и романтизм обещают трудовой энтузиазм и бесплатный труд – взамен на обещания почестей.

Следовательно, результаты воспитания, полученного Гриневским (Грином) и Паустовским, приобретали определенную ценность – особенно если общие культурные основы  могли преобразоваться в литературные произведения, стать общедоступными и убедительными.

Здесь нужна определенная сообразительность.

Паустовский, например, жил в семейной среде, которая помнила восстания бывших граждан Речи Посполитой. Он рос среди людей с польским воспитанием и католическим вероисповеданием.

Но для успеха в советской литературе эти темы мало подходят.

Паустовский описывает смерть своей матери и сестры. Он описывает эти события с грустью. Но и того потрясения, который испытывает читатель рассказа «Телеграмма», не наблюдается.

И мать, и сестра Паустовского были людьми из «той» среды, но насколько такие родственники были уместны в новой реальности – реальности Секретариата Союза Писателей, Литературного фонда, Президиума Верховного Совета (награждающего орденами), идеологического отдела ЦК КПСС? Даже если бы мать и сестра  сидели в глухой деревне, максимально удаленной от столицы?

В общем, они ушли из жизни. Тихо. (Паустовский в это время был далеко от них, и он был болен).

Старушка из «Телеграммы» - она также ушла тихо. Погладила клен – и ушла.

Другое дело – дедушка Максима Горького. Он, конечно, обнищал к концу жизни, но он был записан в члены цеха красильщиков. Он даже после разорения  чувствовал себя сравнительно уверенно, ходил по улицам и громко укорял окружающих: «Эх вы!!!».

В этом есть, если смотреть издалека, определенная дерзость. Для родственников Паустовского такая дерзость была непозволительной – вдруг устроят новое восстание против раздела Речи Посполитой или окажутся «польскими интервентами 1612».

Итак, после смерти своих матери и сестры (они умерли с разницей в десять дней – примерно) Паустовский решает ехать в столицу и заняться литературным трудом.

Перед новым отрезком жизненного пути Паустовскому нужно собраться с мыслями – где-нибудь вдали от суеты…

Он пишет в мемуарах, как дорога ему средняя Россия с ее полями, как он восхищен неброской красотой местной крестьянки.

Неплохо бы перед началом литературной карьеры определиться и с вопросами конфессии.

Паустовский останавливается в доме местного православного священника. И священник, и его церковный начальник, описаны с симпатией.

Явно в вопросах вероисповедания у Паустовского правильные векторы. Неправильный «крен» отсутствует.

Далее – (после прибытия в столицу) описание огромного здания, где трудятся работники пера.

Здесь и Шкловский, и еще кто-то (я читал в ускоренном режиме и все фамилии не запомнил).

Хлопают по плечу, смотрят… …Приглашают…

Конечно никто не отрицает, что «учить» женщин кулаками – это вредная привычка, и что рыцарственность и романтизм – это полезные качества. Особенно, когда есть способность придать своему мировоззрению форму литературных произведений и положительным образом влиять на население.

Любовь к родным полям, к средней («коренной») России, симпатия к безвредному 80-летнему православному священнику, просыпающиеся эмоции (почти любовь – см. «порхающие эмоции» Грина) к молодой крестьянке из местного селения. (Кулаками – ни-ни… Надо понимать высоту женщины…).

Скоро Президиум Верховного Совета СССР наградит рыцаря Паустовского орденом Трудового Красного Знамени.

И даже зарубежные читатели – они не остаются равнодушными к результатам того воспитания, которым наделили рыцаря Паустовского массово сошедшие в могилы его родственники, помнившие восстания против разделов Речи Посполитой  и католические богослужения.

Так ведь жизнь идет вперед… Новые, светлые перспективы…

И советским писателям живется не плохо…

В общем, правильное воспитание и разумная трезвость при выборе творческих акцентов – это важная предпосылка литературного успеха в передовой советской литературе.

Еще мне понравился строгий взгляд и строгий вид Паустовского на большинстве фотографий. Он, конечно, не Михаил Андреевич Суслов (с его очками и строгим взглядом) – но правильный имидж – он ведь тоже важен для ЦК, для Президиума, для Секретариата, для читателей…

Как правильно писал еще Сервантес – Дон Кихот иногда производит странное впечатление….


2 июня 2022 г.16:56

{ 3032. Горький, Гриневский (Грин), Паустовский. Маленький секрет большого успеха в передовой советской литературе. Литературный очерк.
MMMIII. Gorky, Grinevsky (Grin), Paustovsky. A small secret of a great success in the progressive Soviet literature. A literary essay. }


Рецензии