Архипелаг Кергелен. Глава 13
Аргентина в американской коалиции на территории Корейского полуострова не участвовала, и взаимное доверие между Северной Кореей и Аргентиной в последующие десятилетия нарушено не было. В рамках изданной еще в 1977 году высшим военным руководством Аргентины секретной директивой номер 3183, которая получила название "армейской ядерной программы» продолжились исследования, которые проводились и за два десятилетия до этого, в том числе и в период президентства Исабэля Перон, но не были армейскими и не имели достаточного финансирования, а заключались в разрешенных правительством Аргентины частных стажировках аргентинских специалистов на ядерных центрах Китая, Северной Кореи, Франции, Индии и Пакистана, что же касается «армейской ядерной программы», то она предусматривала не просто обратно собрать воедино всех специалистов, но и весьма достойное финансирование.
Активное участие в разработке Армейской ядерной программы под контролем Президента Аргентины генерала Хорхе Рафаэля Виделы принимали бывшие участники свержения Перона и будущие Президенты Аргентины: с 29 марта по 11 декабря 1981 года генерал Роберто Эдуардо Виола; с 11 декабря по 22 декабря1981 года генерал Карло Альберто Лакосте; с 22 декабря 1981 по апрель 1982 года генерал Леопольдо Галтиери…
Программой предполагалось создание собственной атомной бомбы до 1985 года, пожелание, которое подогревалось информацией об аналогичных разработках в соседней Бразилии. Бомба была бы создана и раньше, однако уже к концу1979 года возникла проблема, связанная с проведением натурных испытаний компонентов практически изготовленного ядерного заряда, а поскольку Аргентина на то время не подписала договор о нераспространении ядерного оружия и была свободна в своих действиях её правительством были предприняты меры по поиску такого отдалённого островка, или не населённой территории.
Использование Мальвинских островов было бы лучшим решением, но немедленно привело бы к крупномасштабному столкновению с Великобританией на что Хорхе Рафаэль Видела решиться не смог, а проведение испытаний на принадлежащем Аргентине участке Огненной Земли, непременно повлекло бы негативную реакцию самого близкого соседа – Чили, с которым Аргентина в равных долях владела островом, да и всего мирового сообщества в добавок. Был ещё один вариант, казавшийся самым простым – собрать устройство на отслужившей свои годы барже, отогнать её в океан и подорвать заряд в удобное время, подходящего дня и в любую погоду, однако, создателей интересовал не просто факт удачного подрыва, в чём они и не сомневались, а результаты комплексного исследования всех факторов воздействия, и не только на водную поверхность, но, главное на твёрдую поверхность, на материковую территорию и, что ещё важнее, Аргентина, оставаясь не вступившей в соглашение, стремилась быть цивилизованным будущим участником ядерного клуба.
Невероятно, но когда генералы предложили Виделе остановить выбор на одном из заброшенных и не заселённых архипелагов Тихого или Индийского океанов, он дал своё согласие, практически не раздумывая, во всём полагаясь на их мнение, полагая его не столько компетентным, сколько отдаляющим время испытания, которое самому диктатору представлялось крайне опасным мероприятием.
Выбор генералов пал на позабытый Францией Архипелаг Кергелен. После изучения структуры горного массива главного острова архипелага, было предложено провести испытание в глубокой подземной шахте вертикально уходящей в глубину архипелага на 1000 метров, а поскольку наивысшая точка архипелага Кергелен возвышалась над уровнем океанских вод более чем на 1800 метров, было принято своеобразное инженерное решение, в точке на высоте тысяча метров над уровнем океана прорыть горизонтальный тоннель под основание вершины Гран Рос, расположенной на Планине Галиени, определить как можно точнее центр внутренней части кратера вулкана и затем заложить вертикальную шахту до уровня уреза океанских вод, т. е. глубиной как раз в одну тысячу метров.
Проект вполне выполнимый, поскольку выбор Кергелена, как испытательного полигона на время исключил возможный конфликт с Великобританией (а мы знаем, что в 1982 году он и состоялся, и закончился разгромом сил Аргентины, и уходом в отставку Леопольдо Галтиери, и свёртыванием открытой части «армейской ядерной программы») и создал бы условия для спокойной подготовки к испытанию, в ходе которого были бы решены все профильные проблемы и главное, опережение Бразилии в ядерной гонке. Способствовало этой авантюре ещё и то, что этот район земного шара не просматривался американскими спутниками, а сами острова Архипелага Кергелен не были заселены уже несколько десятков лет, после повсеместного запрета китовой охоты, что касалось возможного конфликта с Францией то по мнению организаторов - если всем хорошо помалкивать, то и Франция никогда не узнает о ядерных испытаниях на этой заморской территории.
Возникшие проблемы рабочей силы пришлось решать с дружественной страной, имевшей значительный её переизбыток, при исключительной работоспособности и полувоенной дисциплине, а именно с партнёром по ядерным изысканиям - руководством тогдашней Северной Кореи. Так совпало, что в январе 1980 года в Северной Корее началось строительство третьей линии Пхеньянского метрополитена, первая из которых начала перевозить жителей Пхеньяна и гостей города ещё в 1973 году.
Можно верить или не верить тому, что идея построить метрополитен в Пхеньяне пришла в голову главе республики Ким Ир Сену в октябре 1961 года, когда он посетил Москву, как гость ХХ11 съезда КПСС. Говорят, что тогда для него устроили автомобильную прогулку по подземной галерее с территории Кремля до ближайшей станции метро, вроде бы до Арбатской. Прогулка была ночной, посторонних на станции не было и у гостя с сопровождающими его лицами правительственной делегации КНДР была возможность не отвлекаясь на безопасность оценить внутреннее убранство подземного сооружения…
Подогнали поезд, гости столицы проехали по магистральному тоннелю до станции Александровский сад, прошлись по перрону, любуясь убранством царственного зала станции под звуки удаляющегося состава и по эскалатору поднялись в вестибюль, около которого уже ожидали автомобили эскорта. На память об этой прогулке Никита Хрущёв подарил Ким Ир Сену короткометражный цветной кинофильм с описанием всех станций Московского метрополитена в пределах Малого его кольца с вмонтированным сюжетом с личным участием дорогого гостя.
По прибытию на Родину Ким Ир Сеном были отданы поручения о начале геологических изысканий и разработке проекта строительства, а после поездки его сына Ким Чен Ира в Китай и посещения стройплощадки Пекинского метрополитена, Ким Ир Сен подписал Указ о начале строительных работ.
Создавался метрополитен под техническим руководством китайских и советских специалистов. Применяемые в Пхеньяне инженерные и конструктивные решения вполне соответствовали уровню развития советского метростроения, однако, способы строительства были довольно традиционными - ручной труд. На стройплощадках были использованы силы Армии и заключенных. Это, на первых порах, приводило к техногенным авариям, крупнейшая из них унесла жизни свыше ста рабочих в 1971 году, когда обрушились своды выработок в районе будущей станции "Понгва". Масштабы катастрофы были настолько серьезны, что пришлось изменить и местоположение станции и даже трассировку всей линии - она уже не прошла под дном реки Тэдонг в левобережную часть Пхеньяна, в которой и до сих пор нет линий метрополитена.
Надо отметить, что Пхеньянский метрополитен сразу строился не только как транспортный, но и как военный объект стратегического назначения. Все станции преднамеренно были спроектированы на большой глубине, достаточной для защиты от ядерных ударов. Несмотря на финансовые сложности послевоенного периода, руководство страны не остановила относительно большая цена такого решения. Как утверждают некоторые наблюдатели, линии проложены таким образом, что проходят в проекции с наземными военными объектами и их подземными бункерами и прочими стратегическими объектами, соединяя их в единую подземную систему, а все станции оборудованы массивными герметическими затворами. Наблюдатели отмечают так же, что на станционных путях между рельсами нет канавки для упавших пассажиров. Чем вызвана эта частная особенность, не традицией ли - не вмешиваться в течение судеб? …
Так случилось, что после приостановления работ на третьей линии на не определённое время высвободилось большое количество специалистов, из числа которых и была сформирована значительная часть бригады для дальней командировки.
Состав работников предполагал полностью автономное и бессменное нахождение экспедиции продолжительностью не менее полутора лет, на этот же период исключался всякий радиообмен, как с Аргентиной, так и с Кореей, и вообще всяческие контакты за исключением запланированного на 21 марта 1981 года, посещение места работ подводной лодкой Аргентинских ВМС со специалистами – взрывотехниками на борту, для оценки темпов работ и уточнения сроков проведения испытания. Планировалось, что испытательный заряд поступит из Аргентины на Кергелен через полтора года после начала экспедиции, а именно к 21 сентября 1981 года, к которому все подготовительные работы должны были быть уже закончены. После установки заряда, на которую планировались три – четыре месяца, танкер должен был отойти от берегов Кергелена и направиться на северо-восток, в направлении далёких Корейских территориальных вод. Дальнейшие процессы связанные с испытаниями строителей уже не касались.
Таковыми были отдалённые планы…и в это же время активно шла работа по получению необходимого количества оружейного плутония на двух Аргентинских атомных электростанциях «Атуча-1» (Atucha-1) и «Эмбалсе Рио Терсеро» (EmbalseRioTercero)…а возможно и дополнительного его количества из не больших, но постоянно пополняющихся резервов Северной Кореи.
Свидетельство о публикации №222060200376