Может ли Бог любить одного, больше чем другого

                ***

Однажды я услышал вопрос: любит ли Бог меньше атеиста, или грешника? И что тут сказать? Начинаешь разрываться, - хочется одновременно ответить и утвердительно, и отрицательно. С одной стороны, Бог любит всех, и любит совершенно и бесконечно, что вытекает из Его природы. Может ли одна бесконечность быть больше или меньше другой? Может ли одно абсолютное совершенство быть больше другого абсолютного совершенства? Ответ очевиден – нет. С другой стороны, мы же читаем, что Иоанн был любимый ученик: по крайней мере, особо отмечено, что его любил Иисус (Ин. 13, 23). Вот и блаж. Феофилакт Болгарский говорит, что Иоанн «был любим более всех прочих». Означает ли это, что остальные ученики были нелюбимыми? Нет, конечно. Мы же не понимаем это на манер «фаворитов» у царственных особ, или любимчиков у остальных людей. Такое предположение было бы оскорбительным для Христа. Возникает и такой вопрос: был ли Иуда любим менее, чем Иоанн?
Ведь читаем же мы: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел (Рим. 9, 13). Разумеется, есть очевидный ответ: это нужно понимать богоприлично. От вечности Бог любит всех, а у Павла речь идет о предвидении Божьем относительно Иакова и Исава. Но вопрос о том, может ли Бог любить кого-то больше или меньше неизбежно порождает дискуссию. Скажем, вопрос о соотношении катафатического и апофатического. Если Бог кого-то любит больше, то, с катафатической точки зрения, это отражает что-то в Самом Боге? Или с апофатической - это просто несовершенство человеческого ума, антропоморфный язык, а на самом деле Бог непостижимо любит всех равным образом? С другой стороны, Бог - не робот и не калькулятор, чтобы любить всех "математически одинаково". С третьей стороны - у Бога нет пристрастия. Все это нужно вместить в одном, вспоминая библейские слова о том, что «нет лицеприятия у Бога» (Рим.2:11); «если проявляете лицеприятие, то совершаете грех, ибо закон обличает вас как преступников» (Иак.2:9). Наличие любимчиков делало бы Бога несправедливым. Но Бог справедлив, и любит всех бесконечно. И, однако, Иоанн - любимый ученик. Конечно, можно сказать, что это касается человеческой любви Господа, а не Его божественной любви. Но мы же не считаем, что у Христа были любимчики. Он молился даже за распинателей и учил любви к врагам. Т.е. тут парадокс - у Бога все «любимчики», ибо Он всех любит и желает им спасения, и не все. Ибо спасение еще и по делам. И выход из парадокса может состоять в том, что – да, Бог любит всех, но у людей есть еще дела. И вот тут не было бы еретичным сказать, что Бог не всех любит одинаково. Ибо Он любит добродетель, а грех ненавидит. И чем выше добродетели, тем больше Он их любит. Как раз наоборот: сказать, что Бог одинаково любит и добродетель, и грех, - было бы величайшим безумием. Если угодно, можно рассуждать и апофатически: ересью было бы утверждение, что от вечности Бог кого-то не любит, или от вечности Он желает одним спасения больше, чем другим. И в этом смысле нельзя сказать, что святых Он любит больше, чем атеистов. Но, разумеется, сердечное упование человека на милость Божью, Он любит больше, чем безбожие. Остальное же – за пределами разума.


Рецензии
Вопросы, ответы на которые имеют неоднозначный ответ, всегда самые интересные! Замечательное рассуждение. Написано и основательно, и очень доступно одновременно! Про "математически одинаковую" любовь очень ярко, подчеркивает тонкость вопроса.
Понравилось!

Алевтина Ремаркина   02.06.2022 21:50     Заявить о нарушении
Благодарочка!

Боб Жмуркин   02.06.2022 21:55   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.