Интересное грамматическое наблюдение

"Еще раз здравствуйте. Вы ответили, что слова "недождаться" нет в русском языке (237019), а в окошке "Проверка слова" показывает

НЕДОЖДАТЬСЯ, недождусь, недождётся; прош. недождался (устарелое недождался); недождалась (допустимо недождалась), недождалось, недождались и недождалось, недождались

А как все-таки правильно?
Ответ справочной службы русского языка

Все же написание слов надо проверять по орфографическим словарям. К тому же слитное написание данного слова нигде, кроме «Словаря трудностей произношения и ударения» К. С. Горбачевича, не зафиксировано. Так что правильно раздельно: не дождаться, не дождались". http:/
/new.gramota.
ru/spravka/buro/
search-answer?s=дождались

______________

НЕ —> (+) ДОЖДАЛАСЬ —> (-) ДО-ЖДАЛАСЬ —> ЖДАЛАСЬ...
Чтобы исключить эффект распада слова до состояния/формы «ждалась» = ждала [] сь...
...допустимо написать слитно: недождалась,

Ибо слово «ждалась» категорически невозможно в языке.

Распад обозначен фонетическим расторжением НЕ-ДО-<ЖДАЛА>-СЬ.

Поэтому, в каком-то случае напишем «не дождалась», в каком-то слитно.

Она не дождалась меня в кафе,
Я опоздал, стирая в пыль подошвы.
А так бежал я, так бежал! В шарфе.
И босиком по снегу. С кругом головы
В предчувствии свидания, но что же...
Любитель босиком ходить я, в зиму даже.
И шарф на голо тело. Нет, в трусах, а как же.
Ну, в общем. Недождалась. Обидно роже
Моей на все лицо — задумчиво.
Вот так и встал, среди застывших лиц.
И кто-то вилку не донес до рта.
А я смотрел на зал вполне уклончиво.
Поскольку не было ее, и тенью ниц
Я падал, падал, в образе своем, мечта
Моя очередная... недождалась.
В мольбе прося прощения, терзаясь.
И очи возводя на люстру ввысь.
Там небо представляя в пятнах снега.
И плюнул тут, продолжив радость бега.
Меня и след простыл. Пельмень на зубы лег.
Но мне уж дела нет до этого, с чего бы?
Кафе уж позади, и ветер в волосах. И бег.
И шарф как сполох огненный, как флаг судьбы.

______________

Как известно из грамматических правил глаголы с частицей «не» пишутся раздельно, потому что можно вставить слово между: не [сильно] боится.
Потому, это [между] буквально  будто физически расторгает «не» с глаголом. Но... в случае с «недождалась» какое там слово между? Может и есть, только какое-то неосязаемое оно.

ПРАВИЛО. НЕ с глаголами пишется раздельно, за исключением некоторых случаев. НЕ пишется слитно: 1) в глаголах, которые не употребляются без НЕ: ненавидеть, невзлюбить, негодовать, недоумевать; 2) в глаголах с приставкой НЕДО-*: недосолить суп, недоедать во время засухи.

Но «недождалась» может употребляться и так, и так, как видно.
В «ненавидеть» опять та же «история»: не-на-видеть. Что за «навидеть»? Посему «не» липнет тут же к /навидеть/, накрепко.
Ибо отделение «не» тут же «расшатывает» слово в слоговой структуре, как дребезжащий поезд будто. И сразу видно, что отделять не получается.
В не-вз-любить... что? Э... «вз» самостоятельное слово? Вот «не любить» раздельно напишем. Невзлюбить только слитно.
Нелюбимый... почему-то слитно: не-люби-мый; «мый», это, видимо, или «меня» или «мой»... но «мый». Коверкание. Не люби /мыть/ся/... так что ли?
Посему, снова, состав слова сгрудился, собрался, чтобы — слитно было, и не возникало семантических (смысловых) осечек в употреблении слова.


Рецензии