Про заек, Виктора и лето!

Ух, как резко и красиво мы вчера выпрыгнули в лето! Весна оказалась не красна, потому с особым удовольствием мы собрались её проводить в «РитмБлюзКафе» в Староваганьковском переулке. Вот прямо про лето песен пели мало. Наоборот, даже зиму вспомнили! И новых имён не было. А холодная весенняя грусть неожиданно почему-то растаяла! Как это им удаётся, организаторам нашим, Татьяне Филимоновой и Алексею Витакову?

Думаю, главный секрет – душевность и любовь к музыке. Близость к зрителю и тепло: очень быстро становишься завсегдатаем «Бардовских вторников» и частью этой музыкальной семьи. Профессионализм: ни одной нотой не слукавят, ни одной буквой не солгут. Потому хочется встречаться и слушать, подпевать знакомое, восхищаться новым, наполнять себя светом и добром. Конечно, с некоторых пор эти концерты можно посмотреть в записи, но… Там нет главного – живого обмена эмоциями. А именно за энергетикой я и приезжаю в этот зал на втором этаже.

Итак, всё началось с Татьяны. И это оказалось самым точным выстрелом – в упор и в сердце! «На земле большой в этот час… всё для нас!» - так началось и понеслось по спирали вверх, с нарастанием эмоционального градуса. Когда это поёт Татьяна, не пафосно, нежно, наступает умиротворение, голос завораживает мягкостью тембра и задушевностью. Хочется снять шляпу… Мне казалось, Леонид Дербенёв аплодировал, а Ротару и Мондрус охнули. И, конечно, не без участия Дмитрия Мальцева – пианиста от Бога, честное слово! Как он эту старую мелодию умудрился сделать свежей и почти новой, не меняя мелодический ряд? Просто звёздная парочка! Хотя…

Вместо конферанса между песнями нам раскрыли страшный секрет: Татьяна Филимонова стала членом семьи Мальцевых, а Александра (жена Димы) считает себя… их сыном! Конечно же – шутка! Просто они теперь много работают вместе. И следующая песня, окунувшая нас в детство, исполнялась «всей семьёй». Сложная песня, трогательная и важная – про цветные дожди. Синие, жёлтые, серые, голубые. Чёрные тоже бывают, но они обязательно пролетят мимо, в это веришь.

Каждый участник имел право на блок из четырёх номеров. Каждый выбирал сам. Татьяна выбрала в свой список самое душевное и угадала. Смогла своим голосом, как ключиком, открыть наши сердца. Кто помнит премьеру романса Дмитрия Мальцева «Бабочка»? Это было откровение! А теперь его исполнила Татьяна Филимонова. Оба переживали, оба были на одной волне, получилось невероятно щемяще и за душу беруще, особенно когда «бабочка в огне свечи сгорела»…

А дальше Дмитрий и Александра кардинально сломали грусть и печаль, вспомнив таки про лето, про сны, где нужно учиться летать, дали новую установку – «Улыбайся, нас встретит лето!» Наверное, эта правильная аффирмация сработала, потому что…
Невероятная Марина Подвойская и мощнейший Игорь Анохин – очень точно их представил Витаков. Дуэт этот я уже несколько раз слушала, но как-то не принимала, а тут… Так зашло, аж вздрагивала: вот же, вот о чём! А как же раньше не слышала?! Какая-то своя удивительная ритмика: ни разу не четыре четверти, кажется, хотя этот размер и есть. Такой непростой рисунок стиха, и рифмы странно рифмованные – но поэтично логичные.

Их блок начался с Рождества - «Земля в пол оборота смотрит на весну». Но для меня главной в их выступлении стала песня «Память»: «память – свет, память – боль. Пепел в ней живёт и небо…». Сегодня три раза переслушала, потому что очень вглубь всё в словах, очень трогает душу. Они подобрали код к моему сейфу памяти, и я после концерта ещё долго эту бронированную дверь не могла затворить. «Память дорогу проторит к древним пещерам души» - так и вышло, за это – отдельное спасибо!

Пора, наверное, раскрыть суть заголовка. Заек, конечно, не было, была игра слов:
 
- Музыкант, поэт, прозаик, - представили нам следующего участника концерта.

А он и пошутил:

- Про каких заек?

А всё потому, что на сцену пригласили Виктора! А вышел Алексей. Витаков, конечно! А Виктора безуспешно вызывали весь вечер – не вышел с Поляковым, не пришёл с Мальцевым. Да и не было в программе никакого Виктора. Но все ждали, надеялись и верили (хи!). Алексей Иольевич, как всегда, пел только то, о чём просили в записках из зала. Эта его присказка каждый раз вызывает не только улыбки, но и выкрики из зала:

- «Цыганочку» давай!

- Из «Берёзовой тетради» спой…

- Блюз…

И он спел: «Была только ночь с воскресенья на вторник…», «… но звёзды там черёмухою пахли», «…заслушиваясь скрипом бытия…». Знакомые все песни, но каждый раз новые строчки становятся зримей и ярче, каждый раз смыслы как-то перемещаются… А потом новое для меня – про то, как сочиняются стихи, про муки творчества. Мало того, что у него тексты филигранно отточенные, слово к слову, он ещё и сам мучительный процесс рождения стихов превратил в песню - «…и строка птенцом под ладонью».

Совершенно несерьёзным на этой встрече был Владимир Поляков! Просто кладезь шуток и приколов! Привыкла видеть его сосредоточенным, вдумчивым, круто «лобающим» соло на гитаре. А он, не дождавшись виртуального Виктора, свой блок посвятил театру! Сначала кукольному. И что ни куплет, то просто искра юмора, даже сатиры… Колко, тонко, талантливо, и так актуально сегодня, к сожалению. И такие непривычные образы: Буратино, который дерево деревом и в занозах весь, Мальвина с отдельным домом-сундучком, Пьеро, едущий по серой ветке метро вниз…
 
А потом – про балет, мощно, резко, наверное, дань молодости своей отдал в этой композиции. А когда к Владимиру присоединился Алексей (опять не Виктор!), они с огромным удовольствием оттянулись по блюзу. Сначала – памяти поэтов печальных 90-х, потом хит «Собаки играют в покер». И тут ни капельки не пахло тихой задушевной лирикой, тут попёрла экспрессия! А дуэт Поляков-Витаков всё накалял и накручивал, чуть струны не порвали, честное слово. И завсегдатаи кафе, кстати, тоже подпрыгивали, стучали по столикам, подпевали, даже танцевали сидя!

Если вы думаете, что на этой громко-высокой ноте наступила кода, то глубоко ошибаетесь. Совершенно небанальное, просто космическое получилось выступление дуэта Агаты Софии и Ольги Гулинкиной. Казалось бы: стихи под аккомпанемент рояля – старо, как мир. Ну, это смотря какие стихи! И какие на эти стихи ложатся мелодии. Что укладывает в строки Ольга, какие смыслы и посылы, создаёт ощущение иной галактики, не этой, совсем непознанной и неимоверно притягательной?
 
Как они нашли друг друга – неведомо. Но это должно было случиться, чтобы рождались такие воздушные, невесомые, но очень сложно-жанровые композиции. Мне кажется, когда Ольга читает свои стихи, она становится Маленьким Принцем с астероида Б-612 и оттуда рассказывает нам о своём видении мира. И оно совсем на наше не похоже! Казалось бы, слова говорит русские, понятные, а складывает их она как-то по-галактически. И это так волшебно получается! И Агата София её тексты изумительно чувствует, укладывая слова к нотам потактно. И поёт их не то чтобы голосом, а как-то изнутри – звучит, резонирует что ли…

«…радовать буду твою продрогшую душу,
Слушай!
Детским голосом мне шепчет Вселенная…»

Я, скорее всего, не так разместила слова по строчкам. Потому что я земная. А Ольга – из космоса. И у неё можно из стихотворения выдернуть два слова, и они станут отдельным самодостаточным текстом, над которым хочется задуматься, пошептать, уловить запах.
 
Собственно говоря, в этом кафе каждый участник концерта – отдельная планета, самородок, бриллиант. Каждый бесценен по-своему. И каждый талантлив своей иноходью. Поэтому слушать можно бесконечно! Но время быстротечно и вот уже финальная песня. На сцене собрались все участники, кроме Виктора (!).
- Я гитару настрою на лирический лад…

И вот в этой коде участвовали все! Солировала Татьяна Филимонова, аккомпанировал Дмитрий Мальцев, бек-вокал - Владимир Поляков и Александра Мальцева. Зрители были хором цыган и подтанцовкой. Витаков? А он где был в это время? Тссс… Записки читал с Виктором, наверное.

Вот так и пришло к нам лето.

Ирина Малахова.


Рецензии