Хустина

Хустина, хустка – это  платок  украинской  женщины.

     «Высокая, худая женщина, сильной кости, повязанная белой хусткой, высматривала их через плетень. (А.Фадеев «Молодая гвардия»)

      В моем же рассказе  речь пойдет о молодой  девушке, тоже повязанной  белой  хусткой, вышедшей  за плетень хаты  летом 1941 года.
      Историю  эту услышал от Татьяны  Петропавловской, в Новосибирске.
Мы с Леной пришли к ней  в гости, поднявшись в квартиру на 18 - й этаж. Оттуда хорошо видна центральная часть моего  города.

У  Татьяны  родственники  живут  в Житомирской  области Украины. Последний  раз она была  у них в 1975 году .в селе Краковщина  Брусиловского района. У тети Поли – Пелагеи  Артемовны Боклан.  А девичья  ее  фамилия – Булашенко..
Перед самым  началом войны  родители поехали в Казахстан, навестить родственников. Взяли с собой самого маленького ребенка. На старшую дочь – Полю  оставили дома  четверых детей.
 .
Война, немецкая  оккупация.  В селах области  в то время еще  оставалось много еврейских семей. С первых  дней оккупации  немецкая  пропаганда  стремилась воскресить  и разжечь ненависть к евреем. . между  земляками – односельчанами. За каждого выданного еврея – полагалось вознаграждение,  за помощь евреям в любой  форме – расстрел.
       Создавалась как бы полоса отчуждения. Большинство местных жителей старались не замечать того, что происходит с евреями, а другие, с целью выгоды, служили в полиции. Были и добровольцы – осведомители, которые   выдавали   скрывавшихся евреев.

     «Свои же выдавали» - говорила тетя Поля.  Где - то недалеко от села был устроен лагерь для евреев. Измывались там над ними охранники – бандеровцы.  Творили, что хотели. Один из эпизодов – заставляли ползать   на коленях и есть траву.
     Немцы  поставили  старосту  в село, а сами ушли. Ни одного  человека  они  не тронули. А те  из жителей - кто погиб, погибли  только  от рук полицаев.

    На руках  Поли  было четверо детей  младшей  девочке пять лет. Чтобы не быть угнанной  в Германию сказала, что это ее дочка. Если  у женщины был маленький  ребенок, то на работу  ее не отправляли. Поля   жила  в страхе. Вдруг кто-то из соседей  скажет,   что это не дочка, а сестра.
Обошлось.    А,  вот, одного из братьев – Гришу, когда ему исполнилось 16 лет – угнали в Германию.

     Однажды  Поля на окраине села увидела  женщину, которая     перебежками направлялась в сторону леса. Женщина  оказалась еврейкой, она  была изможденной и в порванной одежде. С нею - грудной  ребенок, девочка. Ребенок плакал, тряпочка, в которую  был завернут,  вся была мокрой.  Дите надо было перепеленать. Поля, не раздумывая, сняла  хустку  и вместе  с женщиной завернули в нее ребенка.
«Я  тебе  вместо этого платка верну еще лучший» - уже набегу, обернувшись,  . крикнула  женщина.

    Вот, какая   вера  и сила духа – подумал я, слушая рассказ Татьяны.. Впереди  у  женщины  полная  неизвестность, непонятно – выживет  ли сама. А она - платок  обещает вернуть.

       Закончилась  война.  Шло время. И. вдруг, в шестидесятые  годы  Пелагею Артемовну нашла та женщина, из 41  года.. Она  привезла   Поле  красивую  большую кашемировую шаль.

После  рассказа Татьяны,   я  подошел  к окну  и стал  смотреть на город, и почему то не видел  его.

 


Рецензии