Хамелеон

... как-то раз, в разгар рабочего дня, в "дверь" моего аккаунта постучали. Пышная, жизнерадостная дама, чье лицо всегда оставалось прикрытым темными очками- хамелеонами. Дама оказалась лично знакома с людьми, которых я знала давно и, не задумываясь, курсор побежал к той самой кнопке с надписью " добавить". Если б я тогда могла предполагать, какое количество проблем добавилось в мою жизнь одновременно с ее нажатием.

 Время шло. Периодически, гостья заглядывала ко мне на страницу, читала, осведомлялась, комментировала. В тот год мы помогали совсем молодой девочке оплатить счет в испанской клинике, где ей предстояла операция по пересадке костного мозга , были задействованы все мыслимые и немыслимые ресурсы. Многие знали об этом, многие принимали участие, встречались и просто наблюдатели. Но мадам превзошла всех. На дворе стоял теплый , солнечный апрель.

« Здравствуйте! Заметила, что Вы активно занимаетесь благотворительностью. Есть предложение. Я являюсь одним из учредителей фонда «Волга». Ранее, долгое время, работала в министерстве иностранных дел, есть хорошие связи в Латинской Америке и на Кубе.
Предложение заключается в следующем: в июне могу организовать для Вас встречу с представителем в Гаване, которая , в свою очередь, окажет содействие в проведении переговоров с ведущими сотрудниками министерства здравоохранения. Медицина на Кубе - это сфера, на которую обращается самое пристальное внимание. Реабилитация после травм, дцп, офтальмология, онкология. Кубинцы , в последнее время, продвинулись далеко вперёд. Вы сможете напрямую договариваться с клиниками, помогать тем, кто действительно нуждается. Это будет в разы дешевле, нежели искать средства на лечение в  Израиле, Германии и других странах. Поездка должна состояться в период с восьмого по двадцать второе июня. Фонд оплачивает Вам проживание, питание и перелет Москва - Гавана - Москва. Если Вы согласны, высылаю договор и согласовываем нюансы», - гласило электронное письмо.

Перечитала, задумалась. Отложила до вечера. В то время я предпочитала верить людям, более того , я искренне верила им тогда, когда речь шла о помощи попавшим в беду, потерявшим здоровье. И уж совсем доверчивой я становилась тогда, когда речь шла о помощи детям. Подвох заключался в том, что мадам козыряла именами и фамилиями общих знакомых, которых я знала лично и к которым относилась с большим уважением.

Вечером того же дня я перелопатила весь интернет в поисках информации о самой даме, об упомянутом ею фонде, связях с министерством иностранных дел. Долго и мучительно взвешивала все "за" и "против", и наконец, решила ответить. Отказом.
Несмотря на всю соблазнительность предложения, существовало две объективные причины,  не позволявшие ввязаться в эту авантюру. Именно авантюрой представлялась вся ситуация моей врожденной интуиции, которая, пребывая в состоянии дрёмы,  время от времени имела привычку приоткрывать то левый глаз, то правый, намекая на необходимость задуматься. В этот раз она и вовсе, открыв оба глаза, таращилась на меня изо всех сил. И взгляд ее был весьма красноречив.

Причина первая заключалась в том, что мне не с кем было оставить детей, которым в ту пору было одиннадцать лет, причина вторая - не было свободных денег на оплату перелёта, о чём я и сообщила утром следующего дня ответным письмом. Реакция последовала мгновенно, словно письма моего ждали , не отрывая взгляд от монитора и нервно проверяли почту каждые тридцать секунд. Лаконичность ответа, равно как и его прямолинейность слегка удивили. Детей предлагалось взять с собой, а на предмет оплаты перелета подумать, ведь так или иначе, фонд гарантировал последующий возврат денежных средств.

Несмотря на кричащие взгляды собственной интуиции, я задумалась. В работе находились истории болезни двух малышей и при успешном стечении обстоятельств, исход обещал быть удачным. Спустя какое-то время, я попросила мадам  познакомить меня с представителем в Гаване. На удивление, просьба была выполнена.
Жанна, так звали женщину, оказалась очень позитивным , спокойным и рассудительным человеком. Она долгое время жила на Кубе, будучи замужем за одним из ключевых министров страны, воспитывала двух сыновей. Получив от меня перечень вопросов, подробно отвечала на каждый, стараясь ничего не упустить. Именно та беседа и загнала мою протестующее шестое чувство в глубокий летаргический сон.
Я дала согласие.

Финансовый вопрос был решен посредством кредитной карты. Деньги были переведены на личный счёт дамы, являвшейся, ни много ни мало, соучредителем фонда "Волга".
В ответ та пообещала привезти билеты лично , так как ей предстояла поездка в город , где я жила. Который и для нее был родным с детства.
Что до сыновей - мы все были счастливы. Мальчиши не были избалованы поездками к морю, отпуск, как правило, проводили в санатории, а здесь нас ждал океан... По вечерам читали книгу о Кубе, рассматривали светящийся глобус вместе , искали , разбирали и предвкушали.
До даты отъезда оставалось чуть больше месяца. Переговоры с Жанной продолжались на постоянной основе : обсуждались и план пребывания, и посещение клиник, реабилитационных центров, и встреча в министерстве здравоохранения Кубы с ответственными лицами.

...Мадам прилетела в конце мая , полная энергии и положительных эмоций. Была весела и общительна, искрометно шутила. Однако, билеты передавать не спешила.
Я наблюдала. Отвечала. Задавала вопросы. В какой-то момент неожиданно обратилась к гостье:
- А билеты Вы привезли?
- Билеты я привезу Вам в аэропорт в день вылета вместе со всеми документами. Там же будут и сувениры для Жанны. Копии  билетов вышлю, как только вернусь в Москву.
Оснований не доверять не было, но моя интуиция , словно шкодливый пёс под столом, начала скулить и кусать меня за ногу, издавая жалобные звуки. Очевидно, что звуки эти были слышны не мне одной и пышногрудая и пухлощекая веселушка принялась экстренно спасать ситуацию.
- Как мальчики? Перевели в другую школу?, - вкрадчиво спросила она.
- Написали тесты, ждем.
- А зачем Вам именно эта школа? Давайте в мою. Там  у меня подруга - директор, я без проблем договорюсь, а? - соблазн был велик.
 Один из самых важных для меня вопросов закрывался автоматически. И абсолютно безвозмездно, как мне казалось. Дружеский ужин a la troi состоялся буквально через пару дней. Директор школы не сопротивлялась, вопрос был решен быстро. Пребывая в состоянии одновременно и абсолютного спокойствия, и эйфории,  я таки убедила свою интуицию угомониться и погрузиться в сон.

За неделю до дня вылета я получила и программу пребывания, и копии бронирования билетов. Жанна согласовала для нас три встречи в министерстве здравоохранения, посещение двух клиник и одного реабилитационного центра. Все было готово, включая истории болезней детей, которые должны были поехать на лечение первыми. Время в стране наблюдалось относительно благоприятное: очередной кризис миновал, а следующий еще не наступил.

Накануне отъезда, ночью, раздался звук прилетевшего сообщения. Я насторожилась.
Открыла. Ничего удивительного в нем не было. Рядом сидела все та же интуиция в образе теперь уже преданного пса с домашними тапочками в зубах, положив мордочку на мою ногу, она прижималась и тихонечко скулила:
_ - я же тебе говорила...
" Извини, что так получается, но учредители решили, что проект запускать рано, поэтому с поездкой придется повременить. Мне очень жаль. Перед твоими детьми я виновата. Детей обижать нельзя. Предлагаю вернуться к этому вопросу в зимние каникулы. Деньги верну через фонд в течение десяти дней".
Мы должны были выезжать в аэропорт через шесть часов. Мы выехали. В наш санаторий, расположенный в  глухой тайге. Не вспомню сейчас тех слов, которые помогли сохранить позитивное настроение, но они нашлись. Мы обернули эту ситуацию в шутку и уехали за двести километров от города. Сыновьям нужен был отдых на свежем воздухе, мне - пауза. Для чего была дана эта ситуация? Где выход? Нужно было ответить самой себе на эти и другие вопросы.

...Тайга успокаивает. Первое главное и несомненное ее достоинство - воздух! Приезжая туда, первые сутки мы всегда спали. Не от лени, не от усталости, а просто потому что клонило в сон от переизбытка кислорода, коим был пропитан воздух, парящий и струящийся меж вековых елей, а потому, организм, получая его в неограниченных количествах, сдавался без боя.
Прогуливаясь по лесным тропинкам, я то и дело задавала себе этот странный вопрос :"Как так?" и не находя ответа, пыталась забыться, отвлечься и не думать о том, что , в принципе, не представлялось возможным изменить.
По возвращении, прежде всего, нужно было решить вопрос с детьми, документы которых были готовы для передачи кубинской стороне. К счастью, запасные варианты имели место быть и , даже несмотря на то, что требовали они значительно больших вложений, это было лучше, чем ничего. Так же ,предстояло решить вопрос с возвратом денежных средств. В тот момент я уже безоговорочно доверяла своей интуиции, а она, как и прежде, не обещала, что будет легко.

Еще до отъезда, пришло сообщение от Жанны. В нём она сожалела о " МОИХ внезапно появившихся обстоятельствах, которые не позволили МНЕ приехать".
Вернувшись, набрала знакомый номер, но нарвалась на стойкие длинные гудки.
- Утро вечера мудренее, - подумала я и легла спать.
Утром меня ждало развернутое сообщение о том, что бухгалтер фонда была уволена за махинации. Следом пришло письмо бухгалтера. В письме одно за другим сыпались обвинения  в том, что я и мой проект стали причиной ее увольнения. Как такое возможно?! Ведь до момента получения обоих писем, я даже не подозревала о существовании этого человека! Человек, тем временем, строчил мне письма практически ежедневно, порой сохраняя ровный тон, порой переходил на претензии. Не могу сказать, что мне доставляло огромное удовольствие их прочтение, но сюжет развивался захватывающий. Наряду с письмами бухгалтера, я получала и извинительные письма от дамы. Однажды, за чашкой обеденного кофе, перечитывая очередное послание, я уловила знакомую ноту.

- Стоп. - открыла я письмо бухгалтера, полученное часом раньше. Быстро пробежала текст по диагонали.
- Ну, конечно!, - подперев подбородок обеими ладонями  и глядя на текст, произнесла я в адрес самой себя, - это пишет один и тот же человек, как было не догадаться раньше? Хвала моим университетским педагогам и моему лингвистическому образованию. Не зря, не зря пять лет и в мороз, и в дождь, и в жару.

Кофе остыл. Пока я вырабатывала свою линию поведения. Пока я искала информацию, касающуюся личности "бухгалтера". Интернет миротворящий оказался милостив. Задача оказалась разрешимой. А "бухгалтер" оказался дамой в очках цвета "хамелеон".
Фамилия счетовода была редкой, равно как и имя. Поисковик незамедлительно выдал единственный вариант. С какой целью мадам поместила на страницу свою же собственную фотографию, не знаю. Но сей факт подтвердил мое предположение о полном совпадении двух персонажей. Элла Балберг, так, если не ошибаюсь, звучало ее имя. И в этом тоже был свой аромат беспечности, принадлежало оно известной актрисе и не могло не привлечь внимания.

Снова и снова осыпая в душе благодарностью моих  преподавателей психологии и стилистического анализа, я расслабилась , наконец, допила холодный кофе, и, быстро написав два ответа, вновь переключилась на работу. Я решила не гнать лошадей. Сейчас в моих руках был козырь, которым можно было крыть. Торопиться было некуда. Отпуск был безвозвратно утерян. Дети пристроены. Ситуация отпущена. Перестала реагировать на письма. Перестала отвечать.
Прошло больше двух месяцев. Я была дома одна. Забравшись с ногами на диван от августовской прохлады и закутавшись в плед, читала.
"Дзииииннь" - сработало оповещение о сообщении. Кто там? Неужели с работы? Я взяла телефон и долго смотрела на экран, отражавший текст. Деньги вернулись. Полностью.

                * * *
Прошло три года.
- Привет!, - голос дамы был бодр и узнаваем.
- Привет, - не скрывая удивления, ответила я.
- Послушай, есть такое дело. В Южной Америке сейчас можно отлично заработать на разнице валют. Во вторник с курьерами отправляю пять тысяч долларов, а через вторник получаю семь, что скажешь? Сегодня понедельник, если переведешь, то успеваю передать, а?
Сказать, что я рассмеялась где-то глубоко в душе, выслушав предложение - ничего не сказать.
- Увы, не моя история, - ответила вслух.- Уже не моя.
- Ну, смотри, до вечера время есть,- защебетала дама, не расслышав последних слов,  и положила трубку.

За окном был ясный солнечный день, неспеша прогуливались люди. Разные люди. С разными линиями жизни и разными судьбами. И в разных очках.

июль 2020г.


Рецензии