Мать-блогер - горе в семье или Скрежет

__________________________________

Фильм «Вылупление», в прокате «Скрежет» («Hatching», «Pahanhautoja», «Ruva») – скандинавский фильм ужасов или «боди-хоррор», был показан на фестивале независимого кино «Сандэнс-2022», где попал в десятку лучших релизов.
Фильм получил Гран-при и Приз жюри на Международном фестивале фантастического кино в Жерармере (2022).
В российский прокат вышел с конца марта 2022 года.
Страны: Финляндия, Швеция.
Режиссёр: Ханна Бергхольм.
В ролях: Сиири Солалинна (Тинья/Алли), София Хейккиля (Айти, в титрах просто мать), Яни Воланен (отец), Рейно Нордин (Теро), Ойва Оллила (Матиас).

__________________________________





   Перед нами идеальная финская семья: мама, папа, дочь и сын. Двенадцатилетняя Тинья зaнимаeтcя гимнаcтикой и всячески пытается угодить озабоченной имиджем матepи-блогерше. Тинье нужно дocтичь выcот в cпоpте и быть идeaльнoй дочерью. Впрочем, это виденье мамы, от которой мороз по коже с первых же минут фильма, а потом от неё просто тошнит до самых титров. Но давайте сначала и по порядку.
Итак, мама-блогер, звезда канала типа «Пинтерест», ежедневно снимающая на видео и показывающая, какой должна быть идеальная семья. По мнению мамы – дочь, у которой, к слову сказать, весьма средние способности в спорте, победитель и чемпион! Когда-то сама мама пыталась достичь вершины успеха выбрав коньки, но из-за полученной травмы – по фильму вроде бы ноги, (НО сдаётся, что всего мозга), теперь натаскивает дочурку на взятие приза. Все успехи дочери, включая всю байду навроде игр родителей с детьми, стрижки кустов в саду, общих семейных завтраков – мама Айти постит в своём блоге. Вот вам – смотрите, к чему нужно стремиться, кусайте локти и завидуйте!

  Но сахарная пудра и глазурь слетает буквально за первые 7-10 минут начала просмотра фильма. Кукольный домик безмозглой «Барби» ещё бы постоял, шатаясь, но в стеклянную дверь дома влетела птичка. Мало того, что какая-то ворона нарушила съёмку, так она ещё и залетела в дом, когда приоткрыли дверь. А помните примету? Если в окно влетает птица, а тем более в дом – это не к добру!
Итак, раненая ворона внесла хаос в идеальное убранство гостиной: разбила несколько шедевральных ваз, шандарахнула огромную хрустальную люстру на прекрасный журнальный столик! В общем, расколотила порядочно. И ведь не поймать пернатую так сразу! Наконец Тинья хватает с дивана покрывало и набрасывает на птицу – хулиганка поймана! Что сделала бы идеальная мама? Да выпустила бы птицу на улицу. Но, мама то не идеальная и это не для блога. Как только девочка отдает маме кулёк из покрывала с вороной внутри – Айти, нащупав голову птицы, прямо на глазах у дочери точным движением сворачивает птичке шею! Девочка дёргается, отступая на шаг назад и в страхе замирает перед мамой, как кролик перед удавом. Мама с милой улыбкой возвращает покрывало с дохлятиной доченьке со словами: пойди, выброси в контейнер с биологическими отходами. А куда ж ещё то?
А что сделала бы нормальная девочка? Ну, все по-разному. Я бы в двенадцать лет закатила истерику да такую, что родители даже комара бы потом придавить при мне побоялись. В любом случае на глазах у ребёнка нормальные родители никого не умерщвляют. Но у нас семья идеальная и девочка идеальная, и как идеальная дочь, она послушно идёт выбрасывать бездыханную ещё не остывшую ворону в биологические отходы...
 
  Нет, на самом деле девочка нормальная – ей жалко птицу, но мама куда страшнее, чем любая птичья смерть!
 Как и положено нормальному ребенку, а не тому, кого из неё лепят, Тинья переживает убийство птицы. Ночью девочку будит вороний крик. Она выходит из дома, за пределы сада, углубляется в лес неподалеку и находит ту самую ворону, но почему-то птица всё ещё живая, даже со свернутой шеей, хотя бьётся в агонии. Преодолев страх Тинья добивает ворону камнем. А потом находит рядом её гнездо с яйцом внутри. Пожалев яйцо без будущего, а может решив, что ей принимать эстафету, девочка забирает находку домой и прячет в своей комнате – в кровати под подушкой.
  Дальше всё идёт как обычно: школа, тренировка, пробежка до дома... По ходу выясняется, что у девочки нет подруг – вообще ни одной! Из-за того, что Тинья только и делает, что тренируется, игнорируя любые детские развлечения в её возрасте, девочки считают её странной и насмехаются вслед.
  Также странно, что нет никакой реакции родителей ни на яйцо, ни на окровавленную ночнушку, куда попала кровь добиваемой вороны. Понятно, что за ребенком тотальный контроль касаемо её занятий спортом, но никакой заинтересованности, как в живом человеке. А меж тем яйцо растёт – оно увеличивается в размере и уже под подушку незаметно его не положишь! Тинья распарывает живот своему розовому плюшевому медведю, игрушке с которой спит, и укладывает яйцо в наполнитель, как в гнездо.

  Ещё Тинья знакомится с новой девочкой – соседкой и с её шумным мопсом, который вместо того, чтобы дать себя погладить кусает за руку. Тем не менее девочка в восторге от собачки, а также от новой знакомой, сразу пригласившей её в гости. Но мама против! Никаких гостей, у тебя же скоро соревнования! Ни гостей, ни друзей, ни развлечений! С такими порядками и тюрьмы строгого режима не надо! А по восторгу перед кусающейся соседской собакой становится видно, что у самой Тиньи никогда не было и скорее всего не будет домашнего питомца, ведь мама против!
Ещё одна причина, почему она забрала из леса осиротевшее яйцо. В положении Тиньи – это единственный способ проявить привязанность, заботу о ком-то, кто слабее тебя, кто нуждается в защите и кому хуже, чем тебе. Тинью некому любить до понимания, некому заботиться, и никто её не защитит, а сама она не в состоянии защищаться.
 
  А яйцо растёт. Оно уже больше страусиного! Оно уже заполнило всё брюхо большого плюшевого медведя. На просвет видно, как в нём двигается птенец, слышно, как стучит под скорлупой сердце. А когда Тинье плохо, и она плачет – скорлупа впитывает её слёзы. Не мама их вытирает, а яйцо, которое так никто и не заметил. А плохо Тинье, как раз опять по вине мамы.
  Реетта – девочка-соседка оказалась ещё и соперницей Тиньи по гимнастике. Она лучше подготовлена, у неё всё прекрасно получается и с кувырками на брусьях, и с приземлением – которое никак не выходит у Тиньи. Увидев это Айти, не прислушиваясь даже к мнению тренера дочери, раз за разом заставляет Тинью повторять упражнение на брусьях – до кровавых волдырей на ладонях, до идеального приземления! Маме виднее, она лучше знает, что нужно дочери!

  А меж тем птенец решил вылупляться. Но выбрался из огромного, уже не помещающегося в игрушке яйца не тот, кто ожидался. Нет, птенца вороны существо отдалённо напоминало, но размером было с Тинью. И когда эта: «а может быть ворона, а может быть собака, а может быть корова»* – выбралась из скорлупы, девочке от страха пришлось спрятаться в шкаф. Но дитё и не думало нападать, птенец принял Тинью за свою маму-птицу и полюбил. 
  Первым делом пернатую искупали в ванне. Кстати, самый душевный и трогательный момент во всём фильме!
  Потом началась кормёжка. Все помнят, как птицы выкармливают своих птенцов? Нет, не куры, а настоящие гордые гнездовые птицы. Да, именно – из клюва в клюв, отрыгивая полупереваренную пищу. Эти сцены в фильме на любителя.

  А что же с остальными членами семьи? Как выясняется – мама находит время не только на тренировку дочки, но и на личную жизнь вне папы. Есть такой электрик Теро: молодой, красивый, накаченный вдовец с грудным ребёнком. Тинья даже успела увидеть маму, заигрывающую с дядей-электриком. Айти сразу же сделала из всего этого: «наш маленький девичий секрет». А за одно поведала девочке, которой на минутку всего двенадцать лет (!!!) о том, что она полюбила впервые в жизни – влюбилась в Теро, и как она счастлива! Интересно, по шкале возрастания детский шок от убитой мамой вороны и шок от признаний «о своём, о женском» – где-то рядом или превышает?
  А позже выясняется, что рогатый папа не только в курсе, что он рогатый, но и считает Теро отличным мужиком! Против мамы ж не попрёшь, она любит покомандовать... Хотя, на самом деле, ситуация, как в анекдоте про психушку – кто первым халат надел, тот и врач! Да, у мамы «диагноз», но мама в «халате»!

  Ещё несколько решающих сцен. В одной собака Реетты как-то ночью будит Тинью лаем, а на утро собачий трупик без головы у Тиньи на подушке, как подношение от благодарной дочки-вороны, которую, кстати, Тинья назвала Алли. Ну, что поделаешь – дети есть дети! Пришлось зарыть мопса в саду... А что же ещё? Ещё в семье есть капризный и противный мальчик Матиас – младший брат Тиньи. Он видел, как она прятала труп собаки. Заложил её родителям – сказал, что это сестра убила собаку, а вырытый безголовый труп бросил на стол в гостиной. Нормально, а? Идеальная семья – ребенок, который только недавно научился проситься на горшок, откапывает дохлую собаку и приносит в дом. Нет, я понимаю – кино, но где у героев проходит грань дом – дурдом? Похоже её нет вообще.
  Теперь соседка клеит объявления о пропавшем пёсике, а монстр спит у Тиньи под кроватью, с каждым днём всё больше походя на свою маму-подростка. Хотя уже понятно, что монстр в доме не она, а мама-блогерша Айти.

  Дальше вообще капустник! Айти с Тиньей на выходные уезжают к Теро, а с ними незаметно увязывается монстрик Алли. Близится отбор на соревнования, а Тинья явно проигрывает Реетте во всём. И, прямо как с тем надоедливым мопсом, ну, почти, соседская девочка попадает в больницу с изуродованным лицом и чудовищно искалеченной правой рукой. У Тиньи больше нет соперниц!
  Видно, как крепнет и усиливается телепатическая связь между Тиньей и Алли – они уже как сестры-близняшки. Алли носит платья Тиньи, а вместо птичьего клюва, который отвалился сам собой, у неё теперь аккуратный детский носик. Только она не говорит и неуправляема. Но её по-прежнему никто не заметил! Грязь и порванная одежда, кровь на постельном белье, неприятные запахи – на всё это закрываются глаза и объясняется переходным возрастом. Маме важна победа на соревнованиях, красивый блог, вызывающий зависть, да молодой любовник и его младенец-сиротка. Мама даже на Тинью уже не так изливает «любовь», как раньше, а это не нравится Алли! В день соревнований, уже выполняя упражнение на брусьях Тинья чувствует, что Алли дома у Теро готова убить и ребенка. Они связаны – плохо Тинье, значит плохо и Алли. И тогда, понимая, что другого способа остановить свой плохой двойник нет, Тинья срывается с брусьев, повреждая при падении руку – Алли остановлена. Но Алли видел Теро и принял её за Тинью, а потом нашёл у кроватки малыша топор. Вернувшиеся с соревнований Айти – с разочарованием и Тинья – с травмой руки, получают скандал и выставленные за порог чемоданы. Теро не станет подвергать опасности жизнь своего ребенка, а сумасшедшие в доме ему не нужны! Айти в истерике бьётся лбом о руль машины, разбивает голову в кровь и выговаривает Тинье, что она всего лишь хотела быть счастливой, а её дочь неблагодарная эгоистка, которая разрушила счастье матери и отняла любовь.
 Они возвращаются домой к папе и Матиасу – мать семейства с чемоданами и кровью на накрашенной харе и на блузке, и Тинья молча позади. Но вернулись не только они, с ними вернулась Алли.

  Нервотрепещущий момент, как любят в ужастиках: мать и дочь вдвоём с ножами ищут одного монстра по всему дому, а папе и мелкому велено сидеть в комнате и не высовываться. Ещё в самом начале, снимая очередной видеоролик для блога, Айти объявляет, что она мама троих детей, наводя камеру на чад и на мужа. Папу ни в начале фильма, ни в конце за мужчину не держат ни на минуту – не мужик, так фикус с электрогитарой.
  Короче, монстра нашли, но вот вопрос – кто Тинья, а кто монстр? Мама, попутав их немножко, потом разобралась. А дальше бы хэппи-энд – мать убивает монстра, спасая дочь! НО! Мать убивает дочь. В последний момент, желая защитить своё творение, подругу, своего птенца – Тинья встаёт между Алли и Айти. Айти вонзает нож в собственную дочь. Тинья умирает, а Алли словно перерождается до конца и произносит своё первое слово «мама», обращаясь к Айти.

  Вот и сказки конец. И, по-моему, очень справедливый. Айти получила то, что заслужила – монстра к монстру, остальные в сад.

   Так всё-таки, ужас ли «Вылупление»/«Скрежет»? Для фильма ужасов слишком уж «на цыпочках» снят. Может, это притча или сказка? Для сказки слишком мистический. Мне он видится больше психологической драмой. Да, драма странная, но вопросы задаёт правильные и отвечает на них.

  И ещё пара слов о мастерах по спецэффектам.  Один из них Густав Хёген, в его портфолио последние фильмы из «Звёздных войн», «Мир Юрского периода 2» и «Битва Титанов». Второй Душан Стругар: «Мстители: Эра Альтрона», «Братство Волка», «Риддик». В списке гримёров значится Конор О'Салливан, благодаря которому в своё время Хит Леджер блистал знаменитой улыбкой Джокера.
Так что компьютерных спецэффектов почти нет* – все монстры настоящие.

Приятного просмотра!








* Слова песни из мультфильма «Пластилиновая ворона», слова Эдуарда Успенского.

* Существо в фильме не компьютерная графика, а редко теперь используемая аниматронная марионетка, созданная ведущим дизайнером аниматроников Густавом Хёгеном и его командой.

Иллюстрация: кадры из фильма.

Интересная информация о фильме: http://okko.tv/movie/pahanhautoja


Рецензии