Найти неизвестных солдат имена!

Освобождение Кубани от немецко-фашистских захватчиков         
   
В феврале 1943 года в Гривенской, Новониколаевской и Лебедях шли долгие, тяжелые, кровопролитные  бои. Немало солдат  Будапештской, дважды орденоносной 317-й стрелковой дивизии сложили здесь свои головы. На памятнике, который установлен у братской могилы, написано, что здесь похоронено 352 воина, но на мраморных плитах только немногим более 20  фамилий.  Кстати, последние две туда занесены, благодаря работе библиотекарей-энтузиастов. Словом, неизвестных героев покоится в хуторской братской могиле еще много, а значит, местным патриотам нельзя останавливать кропотливую поисковую
работу!
 «Калининец» уже не раз рассказывал о большой патриотической работе, которую немало лет ведут сотрудники библиотек района. В том числе и о работниках Лебединской сельской библиотеки. Не считаясь со временем, они занимаются установлением имен солдат Великой Отечественной войны, которые сложили свои головы здесь, в кубанском хуторе с таким романтическим названием.
Недавно я попросила заведующую  этой библиотекой Татьяну  Алексеевну Зубенко поделиться материалами о том, как жили хуторяне в первый военный год и в период вражеской оккупации. Вот, что она рассказала:
- В хутор Лебеди война пришла, как и в любой другой уголок нашей необъятной Родины, внезапно, неожиданно. Не успев опомниться от шока,  23 июня хутор провожал на фронт первых призывников.  Сосредоточенные мужчины, убитые горем женщины, недоумевающие дети. Всё для них переменилось, как будто злой волшебник убрал из жизни краски, всё стало серым, тяжёлым, невыносимым на долгие четыре года.
Как смогли,  посеяли озимые. Техники, рабочих рук не хватало, почти все мужчины были в армии. Засеяли площадь в пять раз меньше, чем в 1940 году.   Люди жили  в тревоге перед будущим, со страхом ждали оккупации, и   надеждой на то, что советские войска всё-таки смогут оправиться от тяжелейшего удара и отбросят врага от Кубани. С тревогой вслушивались в сводки Совинформбюро. 
В хутор немцы пришли в конце августа 1942 года и   стали наводить свой порядок, назначили полицаев из местных жителей.  Те, прислуживая немцам, лютовали, разгоняли молодежь.   В начале 1943 года к хутору подходила Красная армия.  Молодые хуторяне, подростки  16 -17 лет ушли в плавни, сутками не выходили  оттуда, чтобы во время отступления немцы не угнали их на работу в Германию. 
В плавнях на греблях и островах в «Вэлыком плавуватом» лимане, как называли его местные жители, вырыли ямы, выстлали их и укрыли камышом. Там и прятались, в том числе и комсомольцы, которым грозил расстрел. Были там даже и хуторянки с    малолетними  детьми. Лиман примыкал к самому хутору, по укромным стёжкам по ночам посланцы приходили за провизией. Но  однажды случилась страшная беда. Несколько парней  пошли  домой за продуктами и, чтобы узнать обстановку в хуторе. Но переходя через ерик, который уже замерз, они попали в засаду.  По ребятам со всех сторон ударили  пулеметные и автоматные очереди.   Очевидно, кто-то из  полицаев сдал их немцам.  Убитые лежали на льду несколько дней, фашисты не давали их похоронить. Когда  разрешили,  тела уже вмёрзли в лёд. Погибли шестеро шестнадцати- и  семнадцатилетних ребят.
  Татьяна Алексеевна назвала всех уважительно, по имени и отчеству: Василий Деомидович Варавка,  Юрий Петрович Галай – (он был сиротой из детдома), Александр Амвросиевич Жванько,  Иван Кириллович Лягайло,  Фёдор Фёдорович Назаренко,   Сергей Васильевич Овчаренко.   
В центре хутора, около памятника воинам, погибшим при его освобождении, стоит скромный обелиск юным жертвам Великой Отечественной войны.   
 Собирают по крупицам историю хутора
  Несколько лет назад с большим удовольствием познакомилась с небольшим музеем Лебединской СОШ № 14. Там выставлено немало ценных экспонатов.  На стеллажах и застекленных выставочных витринах много действительно ценных экспонатов,  переданных отзывчивыми хуторянами. 
  С особой любовью оформлены стенды, посвященные Великой Отечественной войне, освободителям хутора и хуторянам, с оружием в руках добывавшим Великую Победу: погибшим на фронте и вернувшимся домой. Под стеклом витрины мирно соседствовали совсем не мирные экспонаты: оружие, снаряды отечественные и немецкие, в том числе и авиационные, гильзы от патронов, солдатские письма-треугольники,  котелок, каска, правительственные награды земляков.
Из любой точки кабинета хорошо видна большая карта боевых действий 317-й Краснознаменной, Будапештской, ордена Кутузова стрелковой дивизии, освободившей в феврале 1943 года не только Лебеди, но и другие, находящиеся недалеко, населенные пункты. На пожелтевших фотографиях  герои ушедшей войны. 
 




 


Рецензии