Старожилы помнят февраль 1943 года

Освобождение Кубани от немецко-фашистскитх захватчиков
 
Последний зимний месяц для жителей всех населенных пунктов нашего Калининского района – особенный. Именно в студеные, ветреные дни 79 лет назад советские войска  освободили   станицы и хутора от фашистских захватчиков.  Обычно с 12 по 18 февраля  везде проводились митинги и другие массовые мероприятия, посвященные этому важному событию. Но из-за пандемии уже не первый год  они проходят в малом формате.   
Временная оккупация нашего района
На территории   Кагановичского (ныне Калининского)  района временная оккупация фашистскими войсками продолжалась с  8-10 августа 1942 года по вторую декаду февраля 1943 года». 19 февраля 1943 года район был освобожден.
В своем журналистском архиве я бережно храню копию архивной справки  предоставленной архивному отделу районной администрации уже немало лет назад Тимашевским военкомом полковником Сергеем Качановым.    Привожу ее почти дословно: "В боевых действиях по освобождению временно оккупированной территории Калининского (Кагановичского) района в феврале-марте 1943 года принимали участие воинские части (кроме частей усиления и временно приданных): 417-я стрелковая, Краснознаменная, ордена Суворова второй степени Сивашская дивизия 9-й армии. После освобождения Павловской была направлена на Чепигинскую, Новоджерелиевскую и Новониколаевскую, которую освободила в ночь с 18 на 19 февраля 1943 года. Частью сил дивизия вела наступления в направлении х. Греки и северной окраины Калининской (Поповичевской).
317-я стрелковая, Краснознаменная Будапештская дивизия 9-й армии под командованием полковника Ромащенко от Новоджерелиевской вела наступление в направлении Гривенской, подходы к ней были сильно укреплены. В полосе наступления дивизии были: Редант, Могукоровка, Лебеди. Бои за Гривенскую продолжались с 1 по 7 марта 1943 года включительно. 10 марта части дивизии продолжили наступление в западном направлении.
19-я и 131-я отдельные стрелковые бригады вели бои по освобождению населенных пунктов: Гречаная Балка, Хмельницкая с направлением на  Ангелинский».
Гречаная Балка в грозные годы  войны
Одним из первых населенных пунктов нашего района был освобожден 13 февраля 1943 года хутор Гречаная Балка. Руководитель детских вокальных кружков  "Казачок" и "Ровесник" Гречанобалковского Дома культуры Наталья Милякова уже пару лет кропотливо занимается поиском земляков-фронтовиков, сведений об их боевом пути, записывает воспоминания старожилов о том, как хуторяне пережили оккупацию.   Недавно я попросила ее поделиться сведениями своих последних поисков. Кстати, все, что удается собрать, Наталья оформляет в видео роликами и выставляет в социальных сетях, получая многочисленные отклики не только земляков, но и жителей других регионов страны. Иногда это помогает узнать интересные неизвестные факты.
Более 200 хуторян призывного возраста в июне 1941 года ушли на фронт.   Хуторяне продолжали убирать урожай, делали заготовки продуктов на зиму. Немногочисленные тракторы из МТС  отправили на нужды фронта. Пахали, сеяли на воловьих и коровьих упряжках. Трудились в основном женщины и дети,  старики,  инвалиды.
Из воспоминаний Дарьи Максимовны Толстик:
- На хуторе в 1942 году были румыны.   Вели себя по-хозяйски.  Занимали хаты, а хозяев   выгоняли в сараи. Забивали оставшийся скот и птицу.  Моя мама Елена Даниловна Каракай работала на заводе по переработке конопли. Как началась война, стали ей помогать  и мы с сестрами.  В наш дом набилось жить много румын.  Больше  фашистов злобствовали полицаи. Они в конюшне одну женщину и её дочь замучили и там же закопали. После этого случая всех страх, словно, сковал, мы прятались, старались не появляться на улице. 
 В конце января – начале февраля 1943 года стала слышна канонада – фронт приближался, оккупанты стали спешно собираться, отводить технику к дорогам. Советская авиация бомбила скопления немецких войск. Немецкие и румынские части отходили в направлении Новониколаевской. Мосты и гребли через речку Гречаная Балка   заминировали.
Из воспоминаний Марии Леонидовны Мощенской:
-Не могу забыть свою школьную подружку Раю Шкуркину. В феврале 1943 года   ее  с тётей Варей привезли мёртвыми из Гречаной Балки.   Было так: с утра со стороны Роговской через Гречаную Балку двинулись немецкие войска. Танки, танкетки, солдаты на мотоциклах и на машинах. Они заезжали во дворы.   Что случилось   ночью, никто не знает. Немцы покинули хутор,  а Раю и тётю Варю нашли за хутором в большом разрушенном коровнике мёртвыми. Они были раздеты, растерзаны.
Носили снаряды на передовую
 Упорно сопротивлялся враг под Новониколаевской. Жители хуторов Греки и Гречаная Балка помогали красноармейцам – носили на передовую по бездорожью артиллеристские снаряды. Раненых бойцов отвозили в военный госпиталь,  обустроенный в Могукоровской школе. Там же,  во дворе школы хоронили умерших красноармейцев. В настоящее время в этом здании православный храм равноапостольных Петра и Павла.
 Когда хутор был освобождён от немецко-фашистских захватчиков, погибших воинов  похоронили на территории школы № 9 (называлась береговая школа). В 1947 году  захоронение перенесли в центр хутора на улице Советской, где в 1975 году открыли мемориал воинам освободителям.
Один из освободителей Гречаной Балки
Недавно Наталья узнала о судьбе одного из солдат Красной армии участника боев за Гречаную Балку. Андрей Иванович Мамошин (1900 года рождения), уроженец станицы Петропавловской.  Он был в составе 531отдельного стрелкового батальона, 146 стрелковой дивизии. С 10 октября 1941 по 20 февраля 1943 года  участвовал  в боях на Кубани. В том числе и в районе станицы Нижеджерелиевской, хуторов Гречаная Балка и Ангелинский.   Разведчик Мамошин взял в плен двух немецких солдат. 20 февраля 1943 года под станицей Красноармейской был ранен в левую руку. Награждён медалью «За боевые заслуги».
Наталья рассказала, что  нашла внука бойца Мамошина. В телефонном разговоре он   сказал, что хочет приехать в наши края и посмотреть, где воевал его дед. 

 
 


Рецензии
Станица Старовеличкоская. На её 6 квартале (в станице на то время было: 1, 2,3, 4. 5, 6 - кварталов), в хатке моего одноклассника Жоры Миршавка жили немцы. По воспоминаниям его мамы, они вели себя сносно.

Перед приходом немцев моя мама, она сирота, жила в станице, копала окопы. И заболела. Приехала младшая сестра, моя тётя Дуся, она там жила у родни. И забрала маму в совхоз, под Краснодар, левый берег Кубани. Там и застала оккупацию.

Много чего я узнал от неё. Особо, говорила она, свирепо вели себя румыны и венгры.
Спасибо!

Alex Zima   30.03.2023 14:09     Заявить о нарушении