Заметки мимоходом. 1-31 мая 2022 года

1 мая
Впервые! Мой рассказ перевели на бурятский язык. Переводили на английский, немецкий, болгарский, монгольский. А тут - на бурятский. Называется "Цыпылма яажа Базараа бэдэрбэ" - "Как Цыыпылма Базара искала".

* * *
Время, когда беспрецедентная бессовестность принимается за величайшее достоинство, проходит.

* * *
Слушаю Чимиту Григорьевну Шанюшкину, Бадму Мелентьевича Балдакова, Буда-Ханду Тарбаевну Дашиеву, Лхасарана Лодоновича Линховоина. Какая напевность и мелодичность, нежность и мощь, бархатистость и проникновенность в самые глубинные чувства! Без таких чувств невозможно обращаться к бурят-монгольской теме…
Кстати, сегодня был в гостях у Буда-Ханда-абгай Дашиевой. На днях пойду снова, записывать беседу, сканировать фотографии.

2 мая
1 мая был на встрече ровесников Буда-Ханда-абгай Дашиевой. Им всем по 84-85 лет. Солидный возраст. Сама Буда-Ханда-абгай выглядит молодо, по-прежнему подвижная, быстрая, жизнерадостная.
Кстати, все «старики» поднялись на пятый этаж.

* * *
Из множества бесед с жителями двух округов и республики проявляется однозначный вывод: менталитет каждого бьётся в объёме своего национально-территориального образования (республика и два округа), созданного в рамках истории российского мышления.
В такой ситуации ничего собрать, систематизировать и сформулировать для всего бурят-монгольского общества, территория которого выходит далеко за пределы Байкальского региона, невозможно. Казалось бы, взрослые, образованные, заслуженные люди, но рассуждают будто находятся в закупоренных банках с пауками, при этом каждый считает свою банку и своих пауков главными. Все крутятся вокруг решений и высказываний первых лиц, при этом стараясь приблизиться к ним. Разномыслие и разноголосица невообразимые. Глохнут они по мере высказывания, то есть сказал – забыл, продолжения нет, а если есть – то только отголоски задуманного. Естественно, сил и ума хватает только на преодоление текущих вопросов.
Нормальное и развивающееся общество, какую бы территорию оно не занимало, являет собой единую нейронную сеть, решающую задачу конкурентоспособности на всех уровнях, а это – непрерывная работа самостоятельной мысли. Следовательно, наша задача – стать субъектным обществом. Возможно ли это?

3 мая
Улан-Удэ... Как живут в обществе, где, несмотря на великое множество поведенческих ухищрений, главенствует прямое понимание и описание явления, без всяких литературных тропов: метафоры, метонимии, эпитета, синекдохи, аллегории, гиперболы, литоты, антитезы, то есть настоящих приёмов искусства? Какая в такой среде возможна поэзия, проза, пьеса? Что за конкурсы облагораживают этих людей? Это, как здание, упрощённое до примитивизма, без всяких архитектурных излишеств, напоминающее тюрьму, задача обитателей которой – ухитриться и выжить.

4 мая
О том как завяли и перестали навостряться уши
Причина во множестве материалов по истории бурят-монголов, которые каждый третирует на свой лад. Монографии по этой теме выходят непрерывно, брошюры и увесистые книги по истории рода и семьи появляются чуть ли не каждый день. Европейские учёные отмечают, что БУРЯТЫ ВСЁ ЕЩЁ ДЕЛЯТСЯ на роды и племена, следовательно они до сир пор не состоялись, как народ…
В наше время, с большой охотой, множество людей занимается историей хори-бурят. Кстати, в середине прошлого века с этой историей знакомили своих детей родители.
Например, по рассказам отца я знал (и знаю), что некогда хори ушли из предгорий Тибета на Байкал, позже оттуда были переселены на юг Монголии, потом участвовали в общемонгольских завоеваниях, вернувшись, были переселены в Баргу, откуда через Аргунь бежали в Ара-Халху (Забайкалье), дошли до Байкала, далее растеклись и размножились по всему Забайкалью. Такая история хори-бурят утвердилась во мне с ранних лет. Естественно, при звуках старинных мелодий у меня обострялось историческое чутьё и навострялись уши. Завяли же они, читая книги современных историков, перепевающих или противоречащих друг другу…
Из каких источников брали такие сведения буряты ХХ века неизвестно. Надо полагать, что такая история передавалась из уст в уста с давних времён, а названия Наин Нава и Бада Ёго переносились по мере больших перекочёвок и долговременных задержек в регионах.
Не сомневаюсь, что большинство представителей бурят-монгольских племён имеют представление о своей истории.
Меня же интересует всеобщая, единая, познавательная история всех бурят-монголов, где истории отдельных племён будут только разделами и главами.

* * *
Встреча с низкими скоростями и объёмами, вынуждает снижать скорость и уменьшаться в масштабах, но притворство при больших скоростях и объёмах исключено. Во-первых, это падение, во-вторых, несоразмерность масштабов. И всё же, если такая встреча состоялась, то в итоге получается нелепица.

* * *
На сайте "Любимые Гарики Губермана" вывесили: "Родной язык тот, на котором ты говоришь, когда ударишь молотком по пальцу:)))"

* * *
Все утренние приветствия и ответы на них прекращаю! Мне трудно отвечать десяткам людей на их приветствия. Времени совершенно не остаётся.

5 мая
Объявлен конкурс на открытое голосование по присвоению имени Национальной библиотеке Республики Бурятия. На мой взгляд Национальной библиотека национальной республики не должна отдавать предпочтение ни одному из своих литераторов. Но, тем не менее, конкурс объявлен.
В числе претендентов – Даширабдан Батожабай, воплотивший в своём таланте думы и чаяния народа. Его имя и должна носить Национальная библиотека Бурятии.
Голосуем за Батожабая. Впрочем, это Национальная, то есть всехняя библиотека. Какой дурак выдумал такой конкурс?

* * *
Общение с некоторыми людьми, особенно их воспоминания, похоже на купание в говне…

6 мая
О Бурятии и иже говорят: «Дальний регион». От чего или кого дальний?

* * *
Вся жизнь проходит в исполнении желаний людей. Сегодня буду читать свои стихи. Может быть, это тоже желание общества?
Поэтическая площадка: Улан-Удэ, Ербанова, 2, с 17:00 возле памятника Даширабдану Батожабаю. Там будет свободный микрофон!

* * *
Национальная библиотека должна оставаться национальной, определение «Национальная» уже говорит о принадлежности.

* * *
Впервые в Улан-Удэ: свободный микрофон. 6 мая 2022 года, с 17 до 20 часов. Надеюсь, что отныне - в каждую субботу.

7 мая
Был на поэтическом вечере. Выступил.

* * *
Несколько мыслей о "своих и чужих"
«Всё ещё делятся на роды и племена…» Такое выражение иногда встречается в материалах серьёзных авторов. Речь может идти о людях, которые делятся на своих и чужих. О народе таких речей не бывает.
Желание узнать как можно больше и лучше обо всех бурят-монголах иногда приводит к серьёзным казусам. Близкие мне люди начинают подозревать меня в какой-то измене и недоброжелательном отношении к «своим». В бурят-монгольском обществе для меня не существует никаких различий и делений на своих и чужих, есть только свои особенности и красота.
Общаюсь и встречаюсь со всеми, не приемлю только отрицательные суждения и оценки. Ведь некоторые «товарищи» видят мир только в чёрном цвете, где светлые пятна – они и всё, что относится к ним. Слушаю все мнения.
У меня вообще отсутствует праздный интерес к истории и современности народа, ведь я обязан знать и быть в этом процессе, чувствовать все глубинные движения.
При этом, конечно, слушаю разные, иногда очень недоброжелательные, мнения о себе, но более всего выслушиваю упрёки так называемых «своих» в свой адрес. Серьёзные авторы, о которых я сказал выше, видимо, правы.
Что ж, работаем дальше. Еду в районы Усть-Орды, Оку, Тунку. Один, надеясь только на людей. Они повсюду и все свои. Чужих нет.

8 мая
Слушая воспоминания и мнения самых разных людей, а слушать надо именно разных людей, я всегда помню о двух главенствующих при умозаключении принципах, высказанных детьми и взрослыми:
- Кто обзывается, тот сам так называется,
- По себе погонишь – никогда не ошибёшься. (Слово «никогда» тут более крутое).

* * *
Современный молодой бурят-монгол обязан:
- Непрерывно заниматься самосовершенствованием.
- Знать не менее трёх-четырёх языков, где родной, английский и китайский обязательны.
- Изучать точные и естественные науки, читать зарубежную классику и современную литературу, особо выделяя культуру и философию Востока и Запада.
- Владеть высокими технологиями в области своих интересов и конкуренции, всегда быть в курсе развития мирового сообщества.
- Иметь для выездов, учёбы или отдыха, гражданство в цивилизованных странах, но жить и работать дома.
- Быть собственником промышленного или сельскохозяйственного предприятия и производить продукцию, разумеется, иметь – самую разную технику. Не бежать в Америку, а создавать условия жизни на Родине.
- Быть конкурентоспособным во всех отношениях.
- Если работать в бюджетных учреждениях, то только в целях развития государства и общества.
- Индифферентно относиться к службе в армии и силовых структурах, но владеть разными видами оружия и силового единоборства.
- Жить и работать только на развитие собственного потомства и своего народа.
- Уважать все народы, людей и любого человека планеты, как представителя своего вида, современника и, вообще, живое существо, желающего жить, как и всё живое.
- Уважать историю, мировоззрение и вероисповедание всех людей.
- При невозможности исполнять моральные и этические нормы поведения разных людей, не контактировать с ними и не касаться таких тем.
- Никогда не совершать преступлений.
Продолжите или измените список по мере своих стремлений…
(Дополнений от людей - масса)

* * *
Лишь идиоты считают себя исключительными и главными над всеми живыми.

* * *
Территорию, где не упорядочено информационное пространство, трудно назвать развивающейся.
В Казахстане, к примеру, есть одно очень интересное министерство. Называется оно – Министерство информации и общественного развития. То есть информация готовится для развития общества.
Такая структура должна быть в каждом обществе, творческая и научная интеллигенция которой, работает на развитие своего народа. Способны ли бурят-монголы создать такую структуру? Конечно, смешно полагать, что это возможно на государственно-чиновничьем уровне, но ведь есть лидеры общественного мнения и неравнодушные люди.

* * *
Современный молодой бурят-монгол обязан (см. ниже). Дополнения от читателей.
От Евгения:
- Знать родной язык
- Иметь набор национальной одежды
- Знать родовое древо до 7 колена
- Знать историю своих родных мест
- Петь песни на родном языке
- Уметь танцевать ёхор
- Уметь готовить национальные блюда
- Знать бурятские традиции и обычаи
- Знать традиции своей местности
- Правильно понимать смысл бурятских обрядов
- Прочитать основные книги бурятского народа
- Знать основных ученых, писателей, деятелей, их историю и достижения
- Иметь свою точку зрения на перспективы развития бурятского народа
- Иметь четкое понимание своих действий, которые позволят реализовать перспективы (см выше)
- Уметь скакать верхом на коне
- Стрелять из лука
- Уметь бороться (знать 4-5 приемов)
- Уметь танцевать танец орла
- Уметь завязывать национальный бурятский пояс
- Уметь играть в шахматы
- Уметь разбивать хребтовую кость
- Прививать своим детям бурятскую культуру, изучать язык
- Мотивировать детей общаться с земляками
От Светланы Махабадаровой:
- Быть всегда в позитиве,
- Уважать старших
- Быть примером для младших…
От Чингиса Ширеторова:
- Бережно относиться к природе
- Знать свой род, письменность
- Знать историю своего народа и родного края
Эрдэм Цыбик Жапович добавил:
- Не сидеть, если старшие стоят.
(Продолжений много...)

9 мая
С великим Днём Скорби, Памяти и Славы!

* * *
Активистам, общественникам и сотрудникам СМИ, связанным каким-то образом со мной, надо понять, что моя работа заключена не в прыгании с мероприятия на мероприятия, которые забудутся на другой день, а в кропотливом сидении, изучении множества фактов, осмыслении их, собирании, систематизации и формулировании мысли для большого числа людей в надежде пробудить их сознание с тем, что они  выработают другие поведенческие стереотипы.
А мои поездки – это опять же собирание и систематизация, а без присутствия вживую такая работа никак невозможна. Говоря образно, моя задача взрыхлить камень и посадить семена. И поливать их каждый день. Многие из них уже проросли, я видел…
Всякая работа – это, прежде всего, результат, отсутствие результата – бессмыслица и вред для общества.

* * *
Без мощной мысли и работы не пробудить мощное сознание!

* * *
Написал пост о Булате Бастуевиче Лхасаранове. У меня сохранились несколько его писем. "Сайн байна, Виктор Борисович!
Танайхяар ямар hонин болоно гээшэб? Арбан хоёр hарада хизаарайнгаа сонинддо толилолто гаргаха hэн гэбты. Гараа гу? Буряад ухэрэй асуудал ноёдто, баядта, зондо hонирхолтой гээшэ гу? Суг хамта энэ ухэр мундэлуулхын ажал ябуулхаар гу?
Таниие хундэлэгшэ Булад hасарнай."

* * *
Не надо видеть смыслов там, где их нет и не может быть.

* * *
Лучшая пропаганда идеи – существующий пример, то есть мирная и комфортная жизнь в цветущей стране.

10 мая
Всякое явление или факт – уровень или стадия развития, не способное на большее.

* * *
Эскизный набросок к вопросу о менталитете бурят-монголов
На менталитет и развитие бурят оказали сильное влияние принадлежность их к разным монгольским сообществам (естественным и искусственным), огромные пространства и расстояния, которые разделяли роды и племена, условные границы их проживания послужили для определения административно-территориальных образований – дум, уездов, волостей, аймаков, районов, областей, республики, округов.
Огромные расстояния – это всегда разделенность, а разделенность – отчуждение друг от друга, несмотря даже на естественное и политическое объединение и общие административные границы.
И только появление средств передвижений и коммуникаций, то есть качественное изменение условий жизни вследствие эволюционного, прогрессивного, развития человечества, начало сближать разрозненные роды и племена, вырабатывая общий для всех менталитет, который, к сожалению, всё ещё делится по этническому признаку.

* * *
Радуйся и желай добра тому, кто работает и живёт хорошо, стимулируя других!

11 мая
Задача образованной, творческой и научной части бурят-монгольского общества: работать только на просвещение и развитие своего народа. Национальное сознание может быть таковым, только если оно мощное и созидающее.

12 мая
Улан-Удэ – бурят-монгольский Вавилон. В отличие от настоящего Вавилона здесь говорят на одном языке, но понимают его по-разному. При этом каждый тащит свою лестницу и пытается построить свою башню. Тем не менее, что-то получается. А теперь представьте, что может получиться при общем взаимопонимании и объединении усилий!

* * *
Для бурят-монголов. Время и государства на карте мира
«Этнолингвистический атлас МНР» (Улан-Батор, 1979 г.) и современные исследования, где имеются сведения о государственных образованиях на территории Монголии, Байкальского региона и Дальнего Востока:
1. Держава Хунну (III – I вв. до н.э.).
2. Раннее государство Сяньби (I – III вв. н. э.).
3. Жужанский каганат (IV – VI вв.).
4. Тюркский каганат (540 – 840 гг.).
5. Уйгурское ханство (745 – 840 гг.).
6. Киргизский каганат (IX – X вв.).
7. Киданьская империя (X – XII вв.).
8. Монгольская империя (XIII – XIV вв.).
9. Феодальная раздробленность монгольской империи (XIV – XV в.).
10. Монголия под властью маньчжурских завоевателей (1691 – 1724 гг.)
11. Монголия под властью маньчжурских завоевателей (1760 – 1911 гг.).
12. Байкальский регион и Дальний Восток – территории Российской империи, империи СССР, постсоветской Российской империи (1689-1922, 1922 – 1991, 1991 гг. по настоящее время).
Во всех этих образованиях жили предки бурят-монголов, имевшие в разное время разные наименования и самые разные статусы в социально-политической иерархии.

13 мая
Наспех с утра…
По-моему мнению два направления важны для развития активной части бурят-монголов: интернациональное и национальное, то есть знать и изучать развитие человеческой цивилизации и бурят-монголов, не выделяя среди развитых наций ни одной.
Очень важно изучать философию (развитие мысли Запада и Востока), историю народов мира, точные и естественные науки, зарубежную литературу и культуру, овладевать технологиями и навыками. И всегда помнить о своей национальной принадлежности, начало которой уходит в глубину веков, тьму которой мы должны осветить для всех. Там наш дух и опыт, могущие пробудить мощное сознание и развитие народа.
Мы обращаемся к общественно-историческому и генетическому опыту для того, чтобы понять и воздействовать на алгоритмы современного развития бурят-монгольского народа, а если это возможно, то выработать и свои алгоритмы. Обратная реакция может быть при вербальном общении, эмоциональном воздействии, использовании литературы, кинематографа, живописи, музыки – всех видов и жанров искусства, способных выйти далеко за пределы административно-национальных территорий и в корне менять ситуацию.
Долговременная идентификация региона в политическом и экономическом пространстве возможно только при постановке и выполнении таких задач.
Более всего такие посты (и призывы!) обращены к российским бурят-монголам, в значительной степени потерявшим свою культуру и язык и полагающим, что вошли в иную бытовую и деловую обыденность.

18 мая
Вышел из себя и исчез в неизвестном направлении...

19 мая
О хори… Вообще, я склонен полагать, что с древних времён племя хори (могут быть и другие названия) было большим, воинственным, созидательным и государствообразующим народом, оказывало серьёзное влияние, как на другие народы Центральной Азии, так и на все монгольские племена.
Вероятно, где-нибудь есть факты, свидетельствующие о былом величии, многообразии и многочисленности племени хори, чего нет в известных нам исторических раритетах, авторы которых умалчивают о хори либо по незнанию, либо намерено, либо относят их к другим племенам. Вполне возможно, что и тут сказалась политика…
Более того, я считаю, что в истории с Бубэй-бэйли, Дай Хунтайджи и Бальжин-хатан представлена только совсем незначительная, слабая и малочисленная часть хори, вызывающая сострадание. Но по причине того, что история этой части дошла до нашего времени, к ней относят всю историю хори, неизвестные очертания которой иногда проступают из тьмы времён. Они несоизмеримы с теми, которые мы имеем.
Современные авторы имеют слабые представления о подлинной истории хори. Все они тянут во тьме историческое «одеяло» на себя, отчего оно давно разорвано на множество шагреневых кусочков, каждый из которых предстаёт убогим и совсем непривлекательным. Никакая логика не согласуется с имеющимися у современных авторов представлениями о хори.
Нам надо собрать и восстановить историческую ткань большого, красочного, исторического полотна, где присутствуют хори и все остальные племена современного бурятского народа.

19 мая
Никто и никого не бросает: у всех разные пути и расстояния.

20 мая
Говоря о большой истории современных хори, которая ужата до её маленькой, уничижительной, части в связи с Бальжин-хатан и известными персонажами, я имею в виду различные интерпретации названия народа. Во многих источниках название одного и того же племени написаны по-разному.
Следует обратить внимание на персидско-тюркские искажения, где в процессе изменений узнать настоящее название почти невозможно. Как менялось название хори? От хорилас до куралас и горлос. 1. хори (кори, корлас), 2. хори-тумэт, 3. хорилар, 4. хорилад (курлаут), 5. горлос (горлод, горлог).
Прослеживание изменений названия показывает, что хори-хориласы-кураласы-горлосы были крупнейшим народом и основателями Монгольской империи.
Примерно такова же история названий и остальных современных бурят-монгольских племён, которым принадлежат большая роль и место в истории монголов мира.
Эти темы и следовало бы поднимать в контексте общей истории бурят-монголов, ибо они востребованы для насыщения волевыми качествами духа и сознания нашей молодёжи. Такие качества может дать только своя история!
Жить тысячелетиями в монгольском ареале и не иметь отношения к его истории – нонсенс и глупость.

* * *
Привыкание – всегда наркотик. Отвыкание – не подвиг, а возврат к норме.

21 мая
Хорошо клеймить страну и подставлять людей, будучи далеко от них...

22 мая
Сheat meal или читмил – запланированное нарушение диеты.
Вчера нарушил не только диету, но и весь свой распорядок и многолетние привычки. К примеру, не считал обязательным встречи с одноклассниками, родственниками, посещение свадеб и прочих мероприятий, включая традиционные обряды, коих среди бурят великое множество. Вместо этого в моей голове непрерывно отсчитывает некий метроном анализа и исследования какой-нибудь темы. Работа никогда не останавливается. Но вчера метроном сломался…
Вчера в нашей школе прошла традиционная встреча одноклассников. Выпускники разных лет, разных возрастов, профессий, национальностей, собрались отовсюду: Центральная Россия, Сибирь, Дальний Восток.
Наш класс отмечал 50 лет окончания школы. Кстати, наш выпуск – 50 человек, из которых собралось 10. Всем по 67-68 лет. Мужчин – двое. После торжественной части компания собралась и знатно, много часов, с обильным меню и частыми возлияниями, отмечала встречу. Много и много лет я не пил столько водки, при этом до конца шумной гулянки оставался совершенно трезвым.
Странное дело, сегодня, с раннего утра, чувствую себя обновлённым, помолодевшим, умиротворённым. Надеюсь, такие же ощущения у Нади, Кати, Веры, Нины, Тани, Долсон, Бимбы, Цырен-Бутид, Лёши.
С утра прошёл первый майский дождь…

24 мая
Для того, чтобы комфортно жить Здесь и Сейчас, надо быть в процессе Жизни вообще, то есть в истории. Иначе, Вы – нигде, а такое состояние не может быть комфортно.

25 мая
Народы живут общечеловеческим и своим миром. Так почему же свою историю и свой мир не должны иметь, знать, одухотворяться им мы, бурят-монголы?

28 мая
Несколько наблюдений
Во время поездок и встреч с известными типажами заметил: многим моим собеседникам совершенно безразличны история и развитие общества, других семей, людей. Им интересно только то, что относится к ним. Под внешней благопристойностью, воспитанностью и лоском, зачастую, скрыта совсем другая натура. Естественно, и реальные цели этих существ, полагающих, что они умнее всех, обращены только на удовлетворение своих, сиюминутных, потребностей.
Надежды на то, что с обществом общаются лучшие её представители, всегда призрачны и, чаще всего, обманчивы. Конечно, такие личности есть, но они не всплывают на поверхность процесса, истинное течение которого всегда в глубине. У всякой ценности свой удельный вес, влияющий на течение. А то, что не тонет всегда наверху.
Ещё одна странность. Люди безоговорочно верят словам представителей своего общества – страны, региона, села, а то, что высказано со стороны, а также не в контексте и тональности «своих», – всегда чуждо и враждебно. Как может крупинка, варящаяся вместе с массой других крупинок в одном котле, увидеть реальную картину всего процесса и того, что творится с ним?
Если реагировать на раздражители, специально разрабатываемые для вторичных или искусственных рефлексов в пространстве, созданном для одурачивания людей и именуемой культурой, где всё политика, то обязательно повысятся кортизол (стресс) и инсулин (все болезни). Следовательно, не надо находиться в таком пространстве.

* * *
Когда ты хмур, когда ты зол,
И жрёшь без меры, без причин:
Всегда повышен кортизол,
И бьёт рекорды инсулин.

30 мая
Земля, имеющая хозяина, – Родина, владеющий землей – Хозяин.
(Бурятская пословица)

* * *
Ресурс
В последние годы активность и настойчивость докторов начинает приводить в смятение, а иногда – и в беспокойство. При встрече с ними стресс, а затем и повышенный кортизол неминуемы.
Каждый раз при каком-либо обследовании невольно думаешь, что доктор обнаружит какую-нибудь закавыку, то есть болезнь или повреждение в организме. И дело не в том, что это хорошо, что последует лечение, а в том, что доктор упорно выискивает болезнь или повреждение с тем, чтобы не лечить, а изъять у больного деньги или же впарить ему какое-нибудь лекарство.
Болезнь или лечение это уже нечто другое, не относящееся к доктору. И как после повышения кортизола не успокоить себя сладким или обильным меню, после которого всплеск инсулина обязателен.
В общем, закаляйтесь и берегите себя! И всегда помните, что организм больного, кроме всего прочего, – ещё и самый ценный ресурс не только медицины, но и государства. Чем лучше понимает человек эту истину, тем здоровее он будет.

* * *
Есть такие буряты
Буряты вне автономий и республики – одинаково равно и ровно относятся ко всем бурятам, проживающим в республике или автономиях, в Монголии или Китае. Это отдельное сообщество бурят, рождённых и выросших среди людей разных национальностей, впитавшие их культуру, историю, традиции, чувствующие и знающие их не только до самых глубин, но даже лучше их самих.
Несмотря на такие обстоятельства, буряты вне автономии, в большинстве своём, сохранили свою идентичность и ощущают историческую территорию бурят намного реальнее, красочнее, шире, чем население административно-территориальных регионов бурят.
История обогатила их более широкими ощущениями и видением, позволив многим из них активно развиваться вне традиций и культуры своего народа, загнанных на ограниченные пространством и временем сцены и эстрады, в учреждения и форматы торжественных и праздничных мероприятий.
Они вынуждены были видеть происходящие с их народом процессы изнутри и снаружи, с высоты и под разными углами исторического ракурса, а потому мысль и взгляд бурят вне автономии всегда будет реальной и опережающей все остальные.
Вместе с тем надо признать, что вне своего народа большая масса бурят вне автономии вымирает, а вместе с ними вымирает и огромная, историческая, территория бурят. К сожалению, этот трагический, исторический и обязательный без вмешательства истинных хозяев, процесс никогда не видели или не желали видеть в национальной республике и автономиях, которые выглядят на этой территории шагреневыми лоскутами.
Осознавая ситуацию, буряты вне автономии будут ставить глобальные для всего бурятского народа задачи и постараются их решить. Это, прежде всего, создание единого духовного пространства для всех бурят-монголов. Родина только тогда Родина, когда на ней есть хозяева. Все детали и нюансы в этой работе, которая заранее обречена на игнорирование со стороны государственных и бюджетных структур, но вполне выполнима в частном порядке и при поддержке бурятского народа.
По крайне мере, я надеюсь на это…

* * *
Если ты сегодня не работаешь на себя и свой народ, то, естественно, работаешь на другого и другой народ. Всё, что впихали в тебя пропагондоны всех мастей, режимов и стран, заполняющие информационное пространство, все прочитанные тобой нужные и ненужные книги, услышанные мысли, увиденные баннеры, картины, прочувствованные фильмы, в общем, всё, что поглотила твоя когнитивная сущность – никуда не уйдёт. Оно будет развиваться и – либо отравлять потомство, либо оберегать его.
В говно превратится только то, что переработала и вывела твоя физиология. Остальное, будет трансформироваться и передаваться твоим потомкам, которые будут работать либо на себя и свой народ, либо станут рабами чужих людей.
Можно жить бессмысленно и со смыслом.
Выбор всегда за тем, кто живёт сегодня.

31 мая
Продолжение темы.
Большинство активной части бурят вне автономии ещё не были задействованы в пространстве развития своего народа, кроме того, что некоторые их представители силой исторической необходимости и целесообразности вытолкнуты на поверхность национальных образований для того, чтобы их возглавить. (Местное чиновничество всякий раз показывало свою несостоятельность и отходило на незначительные уровни влияния на жизнь общества в масштабах территории своего проживания).
К бурятам вне автономии – руководителям национальных образований – можно отнести Б. Б. Жамсуева, А. С. Цыденова.  Такая же ситуация складывалась иногда даже в религии: хамбо-ламы Е-Д. Шарапов, Д. Аюшеев. Заметна также творческая мысль некоторых бурят вне автономии в литературе, живописи и, вообще, в искусстве.
Мало изучена деятельность иркутских бурят вне автономии, но я полагаю, что к таковым можно отнести почти всех иркутских бурят, ибо развитие их тождественно развитию бурят вне автономии, что роднит и подталкивает их друг к другу.
Известно, что в Российской империи национальных образований не существовало, но деятельность бурятской интеллигенции была весьма плодотворной и свободной. Эта деятельность стала ограниченной и превратилась в номенклатуру, где не может быть и речи о какой-то демократии, только в советский период истории бурят-монголов, хотя этот период дал нашему народу всеобщему грамотность и дал толчок для дальнейшего развития.
История не бывает однозначной, а номенклатура может оказывать только влияние (в любую сторону), но не развивать общество.
Выводы и оценки деятельности представителей бурят вне автономии, оказавших влияние на развитие своего народа, историей ещё не даны, время для этого только подходит.
Доморощенные анализы и умозаключения на эту тему, присутствующие в социальных сетях и мессенджерах – плод выдумок бесноватых групп из тех же национальных образований, которые смешны и не могут претендовать на какую-либо объективность, тем более – место в истории. Такое место естественным образом остаётся за представителями бурят вне автономии.

На снимке: Александр Урбагаев (Иркутская область), Виктор Балдоржиев (Забайкальский край), Солбон Лыгденов, Эрдэм Цыренжапов (Республика Бурятия)


Рецензии