Подлость

 Подлость.


Старуха Трофимова-так зовут ее все в деревне, забыв о том, что у нее есть красивое имя Варвара, или Варя, как звали ее в молодости, копала картошку на поле. Полем, она называла маленький клочок земли, вскопанный за бутылку Колькой-соседом.  Тупая, ржавая и облепленная сырой землей, лопата, была Варваре, тяжелой, прямо неподъемной. С трудом разогнув больную спину, прислушалась к себе…
-Надо отдохнуть. ВечОр, так пристала, что до кровати не доползла. На диване в кухне и свалилась, как колода. Прошу Господа, чтобы прибрал меня, а он все откладыват.
 -Должно  быть, не до меня ему. Че на каку- то старуху время терять…
 Поровнее выпрямившись, воткнула лопату в землю, обшаркав руки-одну о другую, побрела на межу. Там у нее,  была расстелена старая фуфайка. Лежала бутылка с водой и таблетки «от давления». Давление, она  определяла по своему состоянию здоровья. Если тукает в висках-это значит-сто пятьдесят на девяносто. Если голова раскалывается- это срочно надо пить таблетку. Если болит все и сразу-надо вызывать скорую. И, надо сказать, она почти угадывала с цифрами. Сейчас у нее раскалывалась голова. Пора принимать таблетку. Усевшись на фуфайку и вытянув свои сухие, как палочки, ноги, попила. Брызнув на ладони, освежила лицо. Сунула таблетку под язык, и прилегла отдохнуть. Над землей неслышно проплывали облака. Небо,отполосканное   прошедшими дождями, было  свежим и ярким.
-Красота то какая! Вот прошу, чтобы Господь прибрал, а сама с  землей да красотой такой, расставаться не хочу. Разве где еще есть красота такая.?
Хоть и тяжела жизнь на земле, да нету ничего лучше ее.
  Детство то какое трудное досталось. Пять лет было, когда немец в  деревню пришел.  В  дом солдаты пришли, а их, в сарай, где раньше корова жила, выселили. Мать, немцам обед варила, а трое детей, голодные… Стала она потихоньку продукты таскать. Когда картошку, когда куриные косточки. Узнали. Убить хотели. Один немец заступился. Иногда еще и шоколадом угощал. А как наши пришли, обвинили мать в связях фашистом, и в ссылку отправили. Так и оказались они на Севере. Та же полуголодная жизнь. Отец без вести пропал. Мать в колхозе работала. Трудодни зарабатывала.Брат Михаил вырос-женился.сестра Наталья, вышла за инвалида безногого. Хорошо живут. Дети у них, да по инвалидности, пенсию получают. Мамка, здесь же, на Севере, родила еще дочку-Татьяну. ,С пятнадцати лет Варя работать дояркой пошла. Как рученькам не болеть! Сколько ведер воды, молока эти рученьки носили! Спину гнули. Зиму и лето-в сапогах… Вроде и молода не была. Только работа вспоминается. На работе и с Федором встретились. Серьезный мужик, работящий. К матери пришел, посватался. А мать-рада от души. В те годы, мужиков то в деревне мало было.Да и ей хоть  полегче. А Татьяна, восемь классов закончила, и в город подалась.
-Не хочу, кричит, как вы, всю жизнь в сапогах да в навозе…
Только в шестьдесят первом, стали за труд-деньги давать. Варвара с Федором надумали дом строить. Колхоз — это дело одобрил. Дети –сын да дочь   подрастали. Дом получился на славу! Просторный. Три комнаты, кухня, прихожая. Все, как мечталось.
 Мать в одночасье умерла. Схоронили. Через год приехала из города Татьяна. Губы помадой накрашены, ногти-лаком. И впрямь, городская. Посмотрела она на Варю.
-Да…Чухонка - чухонкой. Ты хоть бы завивку сделала! Сейчас все с химией ходят. Вот у меня-легкая химия…
Сначала говорила, в отпуск приехала. Потом сказала, что уволилась. Надоело ей в пивной пьяные рожи глядеть!  Пошла работать нянечкой в ясельки. В колхозе это была самая малооплачиваемая работа. Поэтому туда никто не шел. А она согласилась.
-Это вам деньги нужны! Родили себе «спиногрызов!» Сейчас до смерти, ,кормить их будете…
Наталья, старшая сестра,только   головой качала.
-Н е в мамку, и не в нашу породу! Мы ,до работы жадные. А она, работать не любит. Гони ее, Варя, со двора. Пусть в мамкином доме живет. А то ей  у тебя хорошо, на всем готовеньком. И тепло, и чисто, и поесть приготовлено.
Варя и думать об этом не могла-
Как это, родную сестру из дому гнать.-
- Скучно ей в мамкином доме, Да и печка там худая…Пусть живет.Места хватит!Гордится Варя своим новым домом. Потолки беленые. Стены, обоями бумажными оклеены, а пол красивой, светло-коричневой краской покрашен. На окнах, герани, тюлевые занавески. Посмотрела бы мамка, порадовалась, как Варя живет! И на ферме, все хорошо, и в семье.
Лето в тот год выдалось жаркое да оводное. Уж столько оводу, что днем скотину на пастбища не выгоняли, пасли ночами. И доить коров-одно наказание! Брыкаются, лягаются. Вот и Варю, корова по ноге лягнула. Распухла нога. На покос надо, а Варя- на ногу наступить не может.
- Давай, я поеду! Думаешь ,не справлюсь?
Предлагает помощь Татьяна.
 Так и решили. Варя-по дому управляется, а Федор с Татьяной, сено косят.
Только стала замечать Варя, что как -то по другому Татьяна с Федором разговаривают. Татьяна,   раньше. Федора, будто и не замечала. А сейчас все о нем говорит-
-Мы с Федей двадцать копен сгребли…Мы с Федей, только дважды отдохнули, торопились до грозы…
Прибежит с работы, да скорее на покос собирается…
Как Варя догадалась, сердце ее, чуть не остановилось от этой подлости. Два самых родных человека, муж да сестра, предали.
Начала с Федором разговор-тот,глаза прячет, а клянется-божится, что ничего нет.Что любит он,только ее,Варю... Татьяна же, не стала отпираться.
-Да, мы с Федей-любовники! Захочу, и совсем из дому уведу! Не все же тебе! И муж, и дом новый… А я,чем хуже?Погляди на себя-Чухонка!На голове- черт-те-что!и навозом провоняла!
Хорошо, что детей в это время дома не было. За хорошую учебу, в лагерь их путевками наградили
 Так вот что! Ей новый дом сестры   жить мешал! Позавидовала. Услышал это Федор,рассердился,и выгнал Татьяну. Старался помириться с Варей,загладить вину.Рассудил по мужски-
С кем мол,не бывает! Только не смогла Варя с ним жить. Подлости его, предательства, не могла вытерпеть. Долго Федор ходил, уговаривал ее. Любила. Наверное, простила бы она ему любую другую бабу. Но сестра…
С тех пор уж пятьдесят годов прошло. Не знает она ничего о сестре, и знать не хочет. Фёдор , лет пять жил один. Все ходил, звал ее назад. Не уговорил. Женился на женщине с двумя детьми. Вдов да одиноких на Руси, много. Выбирай любую. И к Варе сватались. Да заледенело сердце, на любовь и ласку перестало отзываться. Дети  с отцом общались. Она не препятствовала. Семь лет назад, захворал он. Перед операцией приходил повиниться. Прощенья просил.
Простила будто. Обиды такой жгучей, уже нет. Но не забывается. Больно уж глубокую борозду пропахали муж с сестрой в Варином сердце. Умер Федор. Не помогла операция. Видно чуял, что больше не свидеться.
Ходит сейчас Варя на кладбище. Придет, сядет. Обо всем, что думает,делает,расскажет  Федору.Вздохнет,и скажет-
-Эх, Федор… Жалко мне тебя. Потерялся ты в этой жизни. Дай Бог, чтобы там, хорошо тебе было.
Смотрят люди, как она бредет через всю деревню, удивляются-Смотрите, жива еще старуха Трофимова! А мы думали, уж и нет ее…
Варвара открыла глаза. Небо все такое же синее, чистое.
-Хорошая погода.
Ну вот, отдохнула. Пойду картоху копать.   Пересчитала мелкие картофелины в ведре-двадцать две… Это она счеты себе сделала. Значит, двадцать два ведра картошки накопала. Ещё ведра четыре, накопаю. Ведер десяток, продам. Сахару куплю, да теплые тапочки. В избе пол холодный. По мешку-детям. Остальное, на семена и на еду. Сыночка непутевого,Шурика,кормить надо. Пьет,не работает.Жена из дому выгнала.А материнское сердце болит.Жалко.Сынок.Уж такой он ласковый да хороший,маленький -то был! На Федора,больше всех,походил... Ничего, картошка  есть, значит ,поживем еще..


Рецензии
Ниночка!!!!
Трогательная,житейская история!
Шурка-то, почему Трофимовне не помогает,злыдень такой)))
Пусть живет Трофимовна долго и счастливо!
С теплом Ирина.

Ирина Черезова 2   02.03.2023 21:00     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.