Тайны мировой истории Глава 3

Глава 3
ОТЛИЧИЕ ЧЕЛОВЕКА ОТ ЖИВОТНОГО
В настоящее время внешний вид человека резко отличается от любого животного, даже от обезьяны, имеющей некоторые сходные черты. Различия видны не вооруженным глазом, они резко бросаются в глаза. Человек имеет иную форму лица, головы и тела, ходит вертикально на двух ногах, носит одежду. Внешние атрибуты животного и человека не имеют ничего общего.
Зародившийся, первобытный человек, освоивший огонь, окончательно выделился из животного мира, но внешним видом он ничем не отличался от своего предка. У него такой же волосяной покров на теле, такие же острые зубы и мощные мышцы челюстей, необходимые для поедания твёрдого мяса. Однако, он уже не животное, а человек. Его отличие от животного не носит видимый глазом характер. 
Большинство людей на земле, отличительной чертой человека от животного, признают разум, которым, по их утверждению, обладает только человек. Ниже в тексте будет показано, что и животные обладают некой долей разума, для его признания отличительной чертой человека от животного, потребуется уточнение объема разума. Такая операция на сегодняшний день невозможная, поскольку его невозможно увидеть в микроскоп, взвесить, измерить любым измерительным инструментом.
Философия предложила иное понимание различия человека и животного. В книге Владимира Соловьёва «Сочинения, том 1, второе издание, 1990 г», на странице 121 написано: «Есть одно чувство, которое не служит никакой общественной пользе, совершенно отсутствует у самых высших животных и, однако же, ясно обнаруживается у самых низших человеческих рас. В силу этого чувства самый дикий и не развитый человек стыдится, т.е. признаёт недолжным и скрывает такой физиологический акт, который не только удовлетворяет его собственному влечению и потребности, но сверх того, полезен и необходим для поддержания рода. В прямой связи с этим находится и нежелание оставаться в природной наготе, побуждающей к изобретению одежды и таких дикарей, которые по климату и простоте быта в ней вовсе не нуждаются».
Первобытный человек каким-либо образом приобрести одежду не мог, у него нет, материалов, инструментов, и технологии её производства. Миллион лет, уже мыслящий человек не имел одежды, не испытывал стыда, осваивал окружающий мир, развивал культуру, пока не имел потребности в одежде. Он не находился в скотском состоянии, был человеком разумным, мыслящим.
 Российский учёный Миклухо-Маклай в девятнадцатом веке жил среди папуасов, обходившихся без одежды. Знаменитые путешественники Зикмунд и Ганзелка, в двадцатом веке в южной Америке и в Австралии встречали племена, не знающие одежды.
Одежда возникла в человечестве не в силу испытываемого человеком стыда. Она была изобретена, когда уровень технологии позволил изготавливать ее, и выполняла функцию защиты тела человека, к этому времени уже потерявшего волосяной покров, свою естественную защиту, от капризов погоды,
В животном мире такую функцию выполняют густая шерсть, перья, подкожный слой жира, или что-то иное. У человека во время изобретения одежды, таких атрибутов уже не было. Главный приоритет появления одежды, без сомнения, принадлежит технологии, и физиологии человека.  Кроме того, во времена расслоения общества по социальному признаку, одежда имела ещё одну функцию: она показывала обществу принадлежность человека к тому или иному сословию.
Стыд зародился гораздо позже изобретения одежды, когда покров тела вошёл в сознание человека, как некая норма нравственности и морали. Таким образом, стыд не имел никакого отношения к изобретению и ношению одежды.
 Есть и ещё один фактор.  У разных народов, и в разные временные отрезки, нормы морали имели существенные различия, так же менялись и одежды. У исламских народов всё тело женщины, включая лицо, покрывалось, открытое лицо запрещалось показывать никому, кроме мужа. Женщина испытывала стыд, если кто-то увидел бы её открытое лицо.
 У Европейских женщин иные нормы морали, они не закрывают, и никогда не закрывали своё лицо. Европейским женщинам в восемнадцатом и девятнадцатом столетиях, когда они носили платья до пят, было бы стыдно надевать юбки до колен или мини-юбки, длина которых чуть больше широкого пояса.
 В двадцатом веке такие одеяния вошли в моду, стали нормой морали, и их ношение у женщин не вызывает чувства стыда. Женщина в современном купальнике, состоящем из трёх маленьких кусочков ткани, почти ничего не скрывающих, сто лет назад на пляже могла вызвать настоящий шок среди отдыхающих. Её вид в таком купальнике в то время оценивался бы верхом бесстыдства. Порядочные граждане, по крайней мере, признающие себя таковыми, могли с позором изгнать её с пляжа.
Представитель аристократии в Российской империи и в других странах Европы, стыдился без костюма спуститься в кабинет, где его ожидал посетитель. В русской песне есть такие слова: «При народе, в хороводе, парень девушку обнял. А девчонке стыдно стало, стала плакать и рыдать…». Здесь в обоих случаях нет нагого тела, но стыд был, поскольку действия выходили за рамки норм приличия и морали, существующих в это время в сознании человека.
Нет стыда у модели, которую в обнажённом виде пишет художник или ваяет скульптор. Есть категория общественных объединений, которых называют нудистами. Они на отдельных пляжах отдыхают и общаются в обнажённом виде. Этим они показывают свою близость к природе, своё родство с нею, и не стыдятся нагого тела. Их невозможно, и некорректно, причислить к тем, которые из-за, якобы, бесстыдства, опустились до скотского состояния, как трактует отсутствие стыда в своём сочинении Владимир Соловьёв. Среди этих людей представители самых разных профессий, в том числе и творческих. Среди них есть и выдающиеся люди своего времени.
Безусловно, в животном мире не найти ни одного вида, которому знакомо чувство стыда, но нет и ни одного вида животного, который испытывает, например, предрассудки и суеверия. Стыд, это один из фрагментов сознания, сотни компонентов которого отсутствуют у всех видов животного мира, и не может быть главным признаком отличия человека от животного.
Сегодня, в двадцать первом столетии третьего тысячелетия, человечество не располагает инструментами измерения, и единицами объёма разума, следовательно он тоже не служит отличительной чертой человека от животного.
Есть иной, достоверный признак отличия человека от животного, это сознание, высшая форма разума, его венец, вторая сигнальная система, (название Ивана Павлова) являющаяся регулятором высшей нервной деятельности человека, основой письменности, речи, мышления, мироощущений, мировосприятий, и мировоззрений.
Сознание есть склонность к мистике воображению, фантазированию, способности мыслить образно, логически, абстрактно, и многих других компонентов. Развитие, или эволюция разума, возникновение в нём сознания, есть процесс естественный, закономерный и неизбежный.
Именно наличие сознания, отсутствующее у животных, имеющих только первую сигнальную систему, непосредственно отражающую действительность в форме ощущений и восприятий, является отличительным признаком человека от животного.
На этом основании можно определить время зарождения человека, гранью, отделяющей его от животного, служит освоение огня неким живым существом. Для всех видов животных, огонь служит самой страшной стихией, от которой нет спасения.  более полутора миллионов лет назад, по свидетельству науки, изучающей находки костей и других предметов, оставшихся от животных и человека, в пластах земли. 
Первые свидетельства использований людьми огня относятся к таким археологическим стоянкам древнего человека Восточной Африки, как Чесованья возле озера Баринго, Коби Фора и Ологесалирие в Кении.
Доказательства в Чесованьи представляют собой осколки красной глины, имеющие возраст около 1,42 миллиона лет. Следы обжига этих осколков свидетельствуют о том, сто они были нагреты до температуры 400 градусов по Цельсию. В Коби Фора найдены свидетельства использования огня примерно 1,5 миллиона лет назад. Они с красными отложениями, которые могут образоваться при температуре 200 – 400 градусов по Цельсию, что говорит об искусственном использовании тепловой энергии костра костра.
Сознание человека включает в себя сотни компонентов, и регулирует отношение в семье, в среде коллег, знакомых, и даже среди незнакомых попутчиков и прохожих. Жизненный путь человека определяет то, что есть в его сознании: его характер, воля, знания, способности, таланты и прочее.
Одно лишь сознание определяет поступки человека, склонность к действиям в том или ином направлении, некоторые его фрагменты длительное время носят устойчивый характер. К ним относятся веками выработанные обычаи и традиции народа, а также религиозные и иные предрассудки, иногда становящиеся серьёзным мотивом для начала горячего, военного конфликта. Сознание не материальная сфера, не обладает массой, геометрическими формами, пространственными размерами и прочими характеристиками объектов материального мира.
Сознание заполнено знаниями окружающего мира, почерпнутыми из собственных наблюдений, прочитанных книг, систем образования и личных размышлений. В нём имеются и предрассудки различного характера, мистические и религиозные верования. Именно сознание создаёт мотивацию того, или иного поступка. Очень трудно, почти невозможно, заставить человека действовать в направлении, которое противоречит его сознанию. Возможно такое, только под страхом смерти, и то не всегда.
  Общественное сознание, это, наличие близких компонентов в сознании тысяч или миллионов человек, входящих в это общество. Это может быть весь народ, или его отдельные социальные слои, и различные группы, объединяющиеся по убеждениям, профессии и по иным критериям.
События в масштабах народа, или его социального слоя, тоже в обязательном порядке имеют мотивацию проявления сознания. Мотив есть компонента сознания, результат осмысления реальной ситуации.  Любое действие конкретного человека или сообщества, обязательно находится в русле мотива.
Цепь свершившихся, и непрерывно происходящих событий, есть развитие, или эволюция. Следовательно, сознание является основным и единственным двигателем развития общества, народа и человечества. Именно сознание приводит человека, народ, его общественные слои, к действиям в том, или ином направлении. Из приоритета сознания в механизмах эволюции цивилизации вытекают некоторые выводы, они показывают характер, и направление вектора развития человечества.
Вывод первый
Линия развития человеческой цивилизации, носила всегда, и до сего времени носит непрерывный, линейный характер, её прерывание означало бы гибель человечества. Мотивация изменений структуры общества и общественных отношений, возникает в сознании задолго до свершившегося события, эволюционное, или революционное изменение происходило, и происходит во все времена, когда спрос на него присутствует в сознании большинства членов общества, или социального слоя. Если нет в коллективном сознании запроса на то, или иное событие, оно не произойдет.
Вывод второй
Развитие общества происходило всегда, происходит в настоящее время, и будет происходить в будущем, методом проб и ошибок. Несмотря на широко развитую религиозную веру в бога, на самом деле не было, нет и никогда не будет высшего существа, способного дать человечеству в целом, и различным странам и народам, навигатор движения, показывающий обществу направление продвижения, и ту точку в конце пути, где оно должно оказаться. Нет высшего существа, способного указать дорогу, нет в обществе гения, способного определить, и дать человечеству направление развития. Естественно, что человечество бредёт в темном тоннеле, вслепую, методом проб и ошибок, ощупывая дорогу перед собой, зачастую меняя направление.
 Глубоко в сознании каждого народа скрыто стремление к некоему идеалу общественного устройства. Формы идеального устройства в общественном сознании размыты, не имеют чёткого контура, его туманные очертания видятся в разных проявлениях, в разных состояниях общества, в разных идеях и идеологиях. Иногда общество видит вектор развития, направленный в сторону раскрепощения человека, большей политической и экономической свободы, на самом деле, в конце пути ожидается тупик. Стремление к некоему идеалу, проявляется в создаваемых народом легендах, сказках и других формах народного творчества.
Выработанные длительным временем идеи присутствуют в народном сознании, в какое-то конкретное время, они составляют мотивацию движения социального слоя, или всего народа, в том, или ином направлении. В изменчивости общественного сознания, и мотивации событий любого масштаба, и состоит метод проб и ошибок. Он всегда присутствует в глобальных событиях, как на мировой арене, так и в отдельно взятой стране, или народе. Никто и никогда не учится на ошибках, человека, общество и народ, не учит даже свой собственный опыт, сын ошибок трудных.
История человечества изобилует подтверждениями процесса изменения методом проб и ошибок. Наиболее ярким примером такого утверждения, служит принятие немецким народом идеологии нацизма. Совсем недавние события, связанные с распадом Советского Союза, и его ухода с исторической арены, тоже подтверждают метод проб и ошибок, как путь развития страны. В октябре 1917 года народ в абсолютном большинстве поддержал большевиков, в гражданской войне своей грудью защитил революцию, через семьдесят три года разочаровался, и не пошел на баррикады защищать советскую власть. Это и есть развитие методом проб и ошибок. Есть множество других подтверждающих примеров.
Вывод третий
В общественном сознании народа и разных слоев, присутствуют его компоненты, сформированные, и устоявшиеся за многовековую историю, выстраданные за многие годы, или даже века. Они со временем могут слегка изменяться, но общее направление осознанного народом стремления, его вектор остаются почти неизменными. Каждый народ может воспринимать только те идеи и идеологии, которые близки находящимся в его сознании, не отвергаются им. Например, военные походы армии Британии и других Европейских стран, не смогли распространить Христианство, на страны, где весь народ исповедовал ислам. Следовательно, невозможно экспортировать революцию из одной страны в другую по чьему-то злому умыслу, не может один человек, или небольшая группа лиц, привести в движение, или хаос, огромные массы народа.
В современной России, можно зачастую услышать в устной речи, и прочитать в письменных источниках, что немецкий шпион Ленин, совершил революцию в России. Один человек не в состоянии всколыхнуть народ огромной империи, где было более ста миллионов человек. Такое возможно, только при одном условии: если вбросить в народное сознание идеи, очень близкие тем, что уже находятся в нем. И никак иначе.
После отставки монархии, множество идей вбрасывалось в сознание народа России. Анархисты призывали к отречению от любой власти, кадеты, и члены временного правительства, на всех собраниях и митингах, призывали народ к демократии, и войне до победы. Термин «демократия» для безграмотного народа Российской империи, был непонятен и чужд, никого не призвал к баррикадам для защиты Временного правительства.
 Народ остался равнодушным ко всяким призывам, и поддержал большевиков во главе с Лениным. Их идеи о справедливости, равенстве, братстве и счастье, в это время оказались близки сознанию большей части народа Российской империи. Лозунг большевиков: «Мир народам, земля крестьянам, фабрики рабочим» был близок абсолютному большинству народа Российской империи. Народ не только поддержал большевиков, он грудью встал на защиту Советской власти в гражданской войне. Нищий, безграмотный народ, разгромил профессиональную, прекрасно вооружённую армию белого движения, вместе с ними бандитские группировки разных мастей, и изгнал из страны армии интервентов.
Это может говорить только о том, что Советская власть в это время была близка народу, была его выбором, значит, была легитимна. В это время именно идеи большевиков оказались близкими народному сознанию, отвечали его чаяниям и стремлениям.
К концу двадцатого столетия в народном сознании произошли колоссальные изменения. У большинства представителей народа коммунистические идеи потеряли былую привлекательность, и развеялись, он не пошёл на баррикады спасать Советскую власть, как это сделал в начале столетия в годы гражданской войны.
Можно привести и ещё один исторический пример. В армии Лжедмитрия было не более двух или трёх сотен Польских крестоносцев, когда она двинулась завоёвывать Москву. Любой человек в состоянии понять, что такая численность армии не способна взять столицу крупного государства. На территории Московского княжества, армия Лжедмитрия пополнилась представителями местного этноса, и увеличилась в несколько десятков раз. Это также характеризует метод проб и ошибок.
Ещё один пример. Распался Советский Союз на шестнадцать самостоятельных государств. В России перестала действовать коммунистическая идеология, и что? Возобладали в народе идеи либерализма и демократии? Отнюдь. Из уст представителей разных слоёв, нередко можно услышать оценочные слова — «Либераст» и «Дерьмократ». Они зачастую проникают и в письменные материалы.
 Большинству народа России чужды идеи либерализма и демократии, здесь выборов власти не было никогда, не может быть и сегодня. Как жил народ семь столетий, в том же состоянии и продолжает жить, оно продлится еще несколько столетий, если не произойдет катаклизм.
Вывод четвёртый
Если сознание определяет мотивацию народных событий, и его действий в том или ином направлении, следовательно, свершившимся событиям альтернативы не было. Через много лет историки, и те люди, которые признают себя экспертами, рассуждают о том, что было бы, если бы… Подобные вопросы бессмысленные, события уже произошли. Всегда, за всю историю человечества, происходили именно те события, мотивация которых в данное время находилась в общественном сознании. Во время тех событий, о которых спорят историки, либо не было мотивации других событий, либо они были слишком слабые, чтобы состояться.
 Потом может появиться необходимость изменений, но должно пройти какое-то время, чтобы в народном сознании появились новые идеи, новые стремления. История Российской империи прекрасно подтверждает подобное умозаключение. В тысяча девятьсот семнадцатом году альтернативы Октябрьской Революции не было. Это был выбор народа. Способствовало такому событию и жестокая система рабства, когда человека могли обменять на собаку, купить, продать, разделить семью, продав её членов в разные руки. Кроме того, убийство крепостного сходило с рук его хозяину.
Помещица Дарья Салтыкова, по прозвищу Салтычиха, убила обыкновенным поленом сто семьдесят шесть своих рабов. Такое злодейство не понравилось императрице Екатерине второй, и Салтычиха подверглась судебному преследованию. Местные органы власти вполне лояльно относились к убийствам маньячки Салтыковой, без вмешательства императрицы, она не предстала бы перед судом. Ко времени революции, рабство было отменено, но в народном сознании   оно оставалось длительное время.
Кроме того, сколько солдат погибло под ударами шпицрутенов? Во время монархии с её кастовостью, офицер мог спокойно ударить солдата или матроса по лицу. Это было банальным явлением. В это время альтернативы Октябрьской Революции не было. Народное сознание за семьдесят лет изменилось, и Советская империя развалилась.
Оба события, произошедшие в Российской империи, разделённые семьюдесятью годами, прекрасно показывают, что альтернативы свершившимся событиям не было, ни в то, ни в другое время. Альтернативы произошедшим событиям не бывает никогда. История не знает сослагательного наклонения. Метод проб и ошибок действует, и будет действовать всегда.


Рецензии