Сто дней войны. Итоги и размышления

Но в истории всегда и неизбежно наступает такой час, когда того, кто смеет сказать, что дважды два – четыре, карают смертью… И вопрос не в том, чтобы знать, какую кару или какую награду влечет за собой это рассуждение. Вопрос в том, чтобы знать, составляют ли или нет дважды два четыре.
А. Камю «Чума»

Двадцать три года назад страны НАТО добились своих целей в Сербии за 78 дней. Однако история не повторилась день в день. Семьдесят восемь дней прошло, уже сто дней минуло, но цели России на Украине и на Донбассе не достигнуты. Промежуточные итоги, однако, можно подвести.

Ценой чудовищных потерь и невиданных разрушений удалось захватить Мариуполь. Боевые действия там на данный момент не ведутся. В другой части Донбасса идут бои за Северодонецк и Лисичанск. Оккупирована часть Харьковской области, Херсонская и часть Запорожской области - территории, о присоединении которых к Донбассу или к России речи изначально не шло. Между тем, в Херсонской области вводится рублевая зона и говорится о референдуме о вхождении в состав России.

Есть у России и экономические «успехи», вернее, рычаги для шантажа. Торговля зерном наряду с поставками газа в Европу оказалась эффективным инструментом для манипуляций. Выяснилось, что без российского и украинского экспорта зерна хлеба не будет в Африке и Азии, а это грозит голодом в мировом масштабе.

Западные страны объединились против России, вводя все новые и новые санкции, особенно по линии топливного эмбарго. Санкции эти, однако, войну пока не остановили, военная помощь Украине тоже, как следует из фактов, приведенных выше, значительных результатов не принесла. Да, освобождены Киевская и Черниговская области, российские войска отброшены от Харькова, успешно держит оборону Николаев. Между тем, надо признать, что освобождение северных областей - следствие переговоров, которые велись в марте в Турции, но затем переговорный процесс остановился.

Люди на Украине уже нигде не чувствуют себя в безопасности, так как бомбардировки с воздуха идут по всей стране. Особенно тяжелая ситуация по обеим сторонам конфликта в Донбассе: Донецк сидит под обстрелами и без воды, Горловка, Авдеевка, Макеевка и другие города также постоянно обстреливаются, гибнут люди. Такие же новости приходят из Северодонецка, Краматорска и прочих мест. Погибают журналисты.

А что же люди в России? Что они думают о происходящем? Иногда складывается впечатление, что люди об этом вообще не задумываются: они заняты своими делами, собственными проблемами, им и дела нет до соседней Украины. Они радуются праздникам, не осознавая, что святой для большинства граждан России День Победы в этом году осквернен войной, этот праздник предали, подло использовали в политических целях. Петербург пышно праздновал в конце мая День города. На этот раз обошлось без политического подтекста, но и осознания, что идет война, не ощущалось. Хотя, помимо тысяч жертв среди мирных жителей, на этой войне уже погибли тысячи российских солдат и офицеров (точных данных нигде нет, их скрывают, противник, в свою очередь, склонен их преувеличивать). Большинству, повторяю, до всего этого дела нет. Чувствуется усталость от затянувшейся «военной операции», многим хочется, чтобы она поскорее закончилась.

А что же мораль, нравственность, культура? Для сторонников этой «спецоперации», борцов за свободу Донбасса все просто: да здравствует освобождение от «укропов», «нацистов» и в целом от Украины. Противники же этой войны оказались в собственной стране маргиналами и чуть ли не предателями (я уже об этом писала месяца два назад). Совершенно невинный и разумный лозунг «нет войне!» стал поводом к возбуждению административных дел и штрафам. С другой стороны, этот лозунг - уже не призыв к действию, ведь война идет, а выражение нравственной позиции.

Разумных людей из любого лагеря эта война заставила задуматься над вещами, которые до того принимались как данность. За прошедшие три с небольшим месяца произошло обесценение, нивелирование и переворачивание многих понятий, которые раньше казались однозначными. Особенно досталось понятию «фашизм». Раньше кто такой был фашист? Тот, кто провозглашает одну нацию-национальность-религию выше других или конкретно другой, кто стремится к жесткому подавлению инакомыслящих или «других» вплоть до их полной изоляции и уничтожения, кто использует при этом жестокие и бесчеловечные методы от чудовищных медицинских экспериментов до газовых камер, либо кто намеренно использует символику гитлеровского фашизма и провозглашает себя продолжателем дела Гитлера - последних называли неонацистами, и поддерживать их было, мягко говоря, не модно. А теперь русские называют украинцев «нацистами», а украинцы русских – «фашистами» и «рашистами». Всё и все запутываются, и понятие фашизма обесценивается. К чему это приведет, пока неясно. Насилие, гибель людей становится нормой, обыденностью. То, что раньше происходило «где-то далеко» - в основном в Азии или Африке, а также в конкретных «горячих» точках (Чечня в России, Абхазия и Южная Осетия в Грузии, Карабах в Армении, тот же Донбасс на Украине - а Донбасс до 2014 года и де-юро и де-факто был частью Украины) - теперь происходит рядом, в Европе, и воюют здесь в открытую российские войска.
Следствием этой войны стала международная изоляция России. Страна превратилась в парию, и речь зашла даже об «отмене» русской культуры. К счастью, полного исключения произведений русской литературы, музыкальных произведений из репертуара европейских театров и концертных залов не произошло (хотя отдельные «отмены» уже есть), не все деятели искусства разделяют столь дикую и радикальную точку зрения. Но уже сама идея примечательна. А в России «отменяют» тех артистов и художников, которые обрушились с критикой на «спецоперацию». Отменяют их спектакли, концерты. Выходит порочный круг.

Таковы краткие и объективные (насколько это возможно) итоги прошедших ста дней войны. Моя позиция осталась прежней: нужны мирные переговоры, военные действия нужно остановить, чтобы перестали погибать и страдать люди. Война в двадцать первом веке - не способ решения политических проблем. В противном случае она может обернуться еще большей катастрофой.

3 июня 2022 года


Рецензии
Да, Виолетта, самое ужасное в этой войне даже не война, а полное равнодушие людей к тому, что где-то совсем недалеко или далеко, погибают люди, молодые солдаты, дети.
А мы празднуем, сидим в парках, пьем кофе и едим мороженое. Здесь подтекст такой: ну это политика, нашим вождям там виднее, что и как надо.
Да не виднее нашим вождям. Нам виднее, простым людям, потому что мы ходим по грешной земле. А вожди, они уже давно не ходят, а летают, парят в небесах и дышат другим воздухом.
Но народ пока не осознает своей ответственности за происходящее. И за это мы все будем наказаны Всевышним по принципу коллективной ответственности.

Вячеслав Алексенко   23.07.2022 12:54     Заявить о нарушении
Людям в большинстве своем наплевать. Это ужасно. Власти - да, иногда кажется, что они живут на другой планете.

Виолетта Трофимова   24.07.2022 20:52   Заявить о нарушении