Мои детки - Павлик

Эпиграф:
"ДЕТСКИЙ ЯЗЫК
…Но всех чудес прекрасных на земле
Чудесней слово первое ребенка.
Петр Семынин"

***

НЕ помню уже   как мне пришло в голову записывать некоторые фразы моих деток. Скорее всего, примером стала книга Корнея Чуковского "От  двух до пяти".
И завела я для начала черновичок, куда стала записывать. Правда, не всё попало на бумагу. Но всё же , кое-что удалось сохранить. Не берусь предположить, интересны ли будут читателям воспоминания простой мамашки. Но почему-то мне захотелось записать содержимое блокнота на сайте Проза.ру.
ПАВЛИК
1 месяц от роду
лежит на пеленальном столе. Он очень серьёзный. Посмотрел на меня, посопел немножко и прозвучал:
- Гль,- и отвернулся.

3 месяца.
Лето. Тепло.Все  во дворе под деревом. Вокруг маленького Павлика собрались бабушка Валя,бабушка Шура( моя родная тётка и крёстная)и я. Прочитали письмо от дедушки Володи, который лежал в областной больнице в Луганске,огорчились - всё очень серьёзно. И бабушка Валя говорит:
-Ну всё, завтра еду в Луганск.
- А я,- вдруг чётко сказал Павлик.
- А ты будешь с мамочкой,- ответили малышу, удивляясь, как это  у него "к слову пришлось".
****

1 год и 3 месяца и он сказал первое слово:
- Таци.(( часы ))

1 год и 4 месяца
Пугали Павлика дедом Морозом, когда он чрезмерно шалил:
- Позовём деда Мороза, он тебе щёчки пощиплет.
Павлик выслушал и сказал:
- Деда маись попу анана-анана!((деду Морозу надо попу набить))

Павлику почти 2 года.
На прогулке нашёл голубиное пёрышко:
- Мама, пиё,пиё!
- Да, мой хороший, это перо.
Он призадумался, а потом сказал:
- Петусь панана...пиё тут.
((петух поламался. перо тут ))

Павлик крутился в мастерской возле дедушки Володи и рассыпал гвозди.
Дедушка:
- Ну, кому будем попу бить?
Павлик:
- Папе.

Павлик рассматривает картинку. На ней фотография лохматой обезьяны. Я хочу, чтобы сынок показал пальчиком и спрашиваю:
- Где глазки?
Показывает:
- Ёть((вот))
Дальше продолжил сам:
- Язи ёть, усьти ёть...((глазки - вот, ушки - вот))
Сосредоточенно смотрит на лохматое туловище обезьяны,показывает пальчиком и говорит:
- Пато((пальто))

Любил разглядывать картинки в книжке "Воробьишко". На картинке большой бородатый мужик-крестьянин. И чаще всего смотрел на  эту картинку. А однажды сказал:
- Деда Матай бадада иси на аботи идоть.
((дед Макар с бородой и усами на работу идёт))

Павлику 2 года.
Играет кубиками и бормочет себе под нос:
- Сеся мопом аеин доп – месесём.
И так несколько раз с  особенной итонацией на слове доп.
Я решила вставить словцо в его монолог, и когда он произнёс аеин,я сказала:
- Дом.
Он глянул на меня из-под лоба и поправил:
- Не нада дом. Доп.
Что это было за заклинание – не знаю и до сих пор.
*
Бабушка принесла Павлику штук  пятнадцать печенек. И он их все понадкусывал.
*
Рассказывает стишок про муху-цокотуху.
- Муся,муся, тапидуся,((муха,муха, цокотуха))
Пананася буха.((позолоченное брюхо))
Муся полелю пася,(( муха по полу пошла))
Муся дени нася(( муха денежку нашла)).
*
Стишок про петушка.
- Анто атии,
Петусь убезяй.
((И когда окно открыли, он вскочил и убежал)).
*
Я с Павликом ходила на прогулку. Лето, тепло, зелёная поляна с высокой травой. Неподалёку рос большой куст. И там гнездо соловья. А сам соловей  поёт-заливается…
Говорю сыну:
- Послушай, как красиво поёт соловей. Это маленькая такая птичка. Он живёт в тех кустах.
Вернулись домой. Нас ожидали моя мама и её родной брат – мой дядька, которого мы за глаза называли дед Шабаловский. Любя, конечно.
Павлик сразу сообщил и деду и бабушке про соловья.
- Там сяявэй паёт. У нево ёт басёй. Он сииийна паёт((там соловей поёт. У него рот большой. Он сииильно поёт)).
Дед так  и покатился со смеху. Хохотал долго. И много лет подряд вспоминал соловья с большим ртом.
*
Я прочитала Павлику стишок на украинском языке « Все родычи гарбузови». Он запомнил картинки. И когда показывал пальчиком на тыкву, грубым голоском говорил:
- Вси ёди ябузови. И стаий бип.((вси родычи гарбузови. И старый биб)).
Ему особенно приглянулся  старый биб( старый боб). Его очертания Павлик увидел и на шторе – там были такие завитки, которые и вправду напоминали лицо старика.

*****
Август 1995 года. Павлику 2 года и пять месяцев.
Выходим с ним из подъезда с мусорным ведром. Возле ступенек стоял какой-то  незнакомый  нам парень.
А Павлик со всей серьёзностью ему говорит:
- Мы идём далето-далето на мусяйник.((мы идём далеко-далеко на мусорник.---а мусорник шагах в  двадцати от дома)).
*
Павлик с бабушкой собирали малину в саду. Павлик увидел в кружке  муравья:
- Бабуня, я муявея зя спину укусий((я муравья за спину укусил)).
*
 Чищу палас пылесосом. Выключила. Павлик  сидит на диване и говорит:
- Не клюцяй пыясося,а то я сяду и буду баяться((не включай пылесос, а то я сяду и буду бояться))
*
Сидим возле окна. Павлик заметил между рамами дохлую муху, лежащую вверх лапками.
Павлик нахмурил брови и спросил:
- Мама, кто муху толкнул?
*
Дедушка трясёт орех, а Павлик собирает орехи в ведёрко и подзадоривает деда:
- Дедуня, талкай девево биста-биста-биста((толкай дерево быстро-быстро-быстро)).
*
Павлик спит, а мне понадобилось разбудить его.
- Сынчик, вставай, солнышко.
Он пробурчал сердито:
- Пахая, пагануцяя((плохая, погонючая)).
*
Девочки во дворе играли в резинку. И попросили меня подержать резинку ногами. Я согласилась. Мне  и ещё одной девочке надели на ноги резинку , а сами стали прыгать через неё.
Павлик увидел, подбежал и сказал сердито:
- Деяцька зацем запутая  маму?((девочка зачем запутала маму))
*
Так получилось, что Павлик на папу своего папа и не говорил. А говорил атэць(( отец)) – не помню почему.
Папа пришёл с работы. Павлик услышал щелчок  дверного замка и радостно воскликнул:
- О, атэчик!
*
Мы с мужем в шутку задрались однажды. Павлик кинулся меня защищать, поднял  почти истерический крик.
- Атэць не тогай маму!(отец, не трогай маму)).
Я поспешила ему объяснить, что мы играем сегодня так, но не дерёмся.
Он  насупился и сердито сказал:
- Седусей яз я пабию вас и папу и маму ((в следующий раз я побью вас и папу и маму)).
*
Павлик  слушал песню Аллы Пугачёвой «Настоящий полклвник». И решил спеть по-своему:
- Бабуницька-тасятуницька, настаясия батоник.((бабуничка-красотуничка, настоящий полковник)).
*
Утром папа баловался с Павликом. Тот сильно смеялся. Потом резко стал серьёзным , сел и сказал:
- я замаился симаться((я заморился смеяться)).
*
У бабушки в доме Павлик ходит и хнычет.
- Что случилось, внучек? – спросила бабушка.
- Я пацю ((я плачу))
- Почему?
- Меня навейна кто-та абидей((меня наверно кто-то обидел)).
*
Дедушка потребовал:
- Павлик, убери игрушки!
- Я узе замаился убиять июсьти(( я уже заморился убирать игрушки)).
*
Идём по улице после дождя. В луже Павлик увидел отражение дерева и воскликнул:
- О, деева упая((дерево упало)).
*
Павлик сидит за столом и играет  двумя горошинами. Начал бить по столу ложкой, горошины запрыгали.
Павлик весело крикнул:
- Мама, смати ани танцюють(( мама, смотри – они танцуют)).
*
Павлик посмотрел мультфильм про львёнка и черепаху и по-своему поёт песенку:
- Я на сониське лезю,  и на цеепаху не язю((я на солнышке лежу и на черепаху не гляжу)).

****

Декабрь 1995 года.
У бабушки в доме.
Бабушка  пожурила Павлика, потом засмеялась и говорит:
- Не делай плохо. Я вот тебе дам хороших…
- А пахих?(( а плохих?)).

*
Пошёл Павлик с бабушкой к деду Шабаловскому. А на тот момент у деда не было конфет. И он внука не угостил.
 Павлик обиделся:
- Я вас  не убу((я вас не люблю))

*
19 декабря 1995 года.
Пошла я с Павликом к деду Шабаловскому. Мне нужны были кукурузные рыльца. А он точно их собрал  для чая. Дед  слазил на чердак. Отдал Павлику пучок рылец.
- На, неси мамке. И скажи – это рыла.
Павлик нахмурил брови – он всегда так делал, когда выполнял важное поручение.
Подошёл ко мне и сказал:
- На, эта йия((на, это рыла)).

*
У бабушки. Павлик просит:
- Бабуня, дай я памою пасюду.
Бабушка:
- Ну,  подожди немножко, я домою тарелки, а ты будешь мыть чашки.
- Ты не вайнуйся, бабуня, я падазьду((ты не волнуйся, бабуня, я подожду)).

****
Февраль 1996 года. Через месяц Павлику  три года. Он увидел, как женщина дала своему сыну деньги и сказала купить хлеб.
- И нам дайте, - сказал Павлик.

*
Павлик просит  у меня дать ему корочку хлеба. Но я  не пойму  его и раза четыре переспрашиваю:
- Что тебе дать?
Он фыркнул:
- Как ты меня замахая этим съёвом((как ты меня замахала этим словом)).

*
Я пою шуточную песенку  про бабу Ягу. Павлик ладошкой закрывает мне рот, приговаривая:
- Не пей босе, я баюсь ету песню, и па дуб зеёный тозя баюсь((не пой больше, я боюсь эту песню, и про дуб зелёный тоже боюсь)).

*
Павлик несколько раз просил меня спеть ему  шуточную песенку про бабу Ягу. В ней есть слова:
- Из-под кровати вылазит – ага! Баба Яга, костяная нога!
Он выслушал. И притащил большую железную машинку. Я на секунду вышла на кухню. Слышу – грохот.
Я к Павлику. Он счастливо улыбаясь, говорит:
- Мама, я убий пад таватю бабу Ягу((я убил под кроватью бабу Ягу)).
Я хохотала до упаду.

****
Павлик обратил внимание на большие буквы в газете и спросил, что это. Я  объяснила. Ему понравилась буква А. Он говорил:
- Бита А, - и пальчиком показывал букву А.
С этого момента началось знакомство и с другими буквами.
В феврале 1996 года Павлик запомнил, как выглядят буквы  О А У Ю П Н З Д и находил их в статьях газеты.

*
Едем с бабушкой в заводском автобусе. Она попросила остановить. Автобус  остановился, и она побежала в магазин. Что-то купила и  бежит обратно в автобус.
Павлик:
- Вот и бабуня моя безит па палям па лесям((бабуня бежит по полям, по лесам –слова из какой-то книжки)).

****
Павлику недавно исполнилось  три года.
Я немного рассказала ему про свою бабушку Домну. Он вдруг заплакал и сказал:
-  Я пацу за бабу Донну, цто ана умея((я плачу за бабу Домну, что она умерла)).

****
Октябрь 1996 года.

Долго и хорошо играл игрушками с  соседским мальчиком Димой.
Павлик чуть не расплакался.
- Мама, как я Диму любу, дази не то слово сказать сильна любу, дази помираю с голоду.

**
Когда родилась Надюшка, Павлик спросил:
- Мама, а Надя эта нась Илюська?((мама, Надя это наш Ильюшка))
( дело в том, что я до последнего была уверена, что родится мальчик. И хотела назвать Илья. А Павлика готовила к появлению братика, которого надо называть Ильюшка. Но родилась Надюшка. )

Павлик поёт  крошечной сестричке песенку, которую слышал по телевизору:
- Кагда он пасёй за вином, ца-ца,  пасёй за вином(( когда он пошёл за вином, ца-ца, пошёл за вином))(( а в песне были слова пошёл за пивом)).

*
У Павлика заболело горлышко. Он слышал, как я называла лекарство Ротокан.И попросил:
- Намазь меня таяканом((намажь меня ротоканом)).

*

Павлик смотрит на бабушку Валю и говорит:
- Бабуня, тибе низя хадить на яботу, ты на  лёбику лисяя((бабуня, тебе нельзя ходить на работу, ты на лобике лысая))

*
Павлик называет пальчики:
- Басёй, утазятеный,седний,безимяный, мизинцик.
Я хочу, чтобы он назвал в обратном порядке.
- А это какой пальчик?-  трогаю мизинчик и ожидаю, что сынок назовёт правильно.
Но он сказал:
- Эта маленький пальчик.
Трогаю безымянный.
- А это какой?
- А этат цюцють пабойсе,-  мило улыбнулся малыш.((а этот чуть-чуть побольше))

В 3 года и 7 месяцев Павлик знает буквы А Б Г Д Е Ж З К Л М О П С Т  У Х Ю Я.
26 октября 1996 год.

**
Идём с Павликом в садик. Я увидела мальчика Валеру, и вспомнила, что ему надо замерять длину ступни. Я быстро сломала первую попавшуюся под руку палочку и замерила.
Нахмурив брови, Павлик смотрел за процессом. Потом сказал:
- А када  съямаем басюю пайку, Ваея СА сваим сандаем не паместиця.((а когда сломаем большую палку, Валера со своим сандалем не поместится)).
**
Павлик увидел, что между деревьями натянут шнур и говорит:
- Дядя павесит веёвку, будет весить беё.(( дядя повесит верёвку, будет вешать бельё)).

НОЯБРЬ 1996 года.
- Мама, дай мне лёзку, я скую разябью на яйце(( дай мне ложку, я шкуру разобью на яйце)).

**
Павлик увидел, что между деревьями натянут шнур и говорит:
- Дядя павесит веёвку, будет весить беё.(( дядя повесит верёвку, будет вешать бельё)).

НОЯБРЬ 1996 года.
- Мама, дай мне лёзку, я скую разябью на яйце(( дай мне ложку, я шкуру разобью на яйце)).
**
- Мама, мы с дедуськай цитаи сказьку па ката в сяпагах(( мы с дедушкой читали сказку про кота в сапогах)).
**
 Был в садике и рассказывает мне про обед:
- Мы ели. А Зеня сидит, надуй щёки, как белохмурый дед(( а Женя сидит, надул щёки, как белохмурый дед)).
**
После садика восхищается  - ему понравилось, как воспитательница играет на пианино.
- Мама, я тоже буду игъять на пианине.((я тоже буду играть на пианино))
Я объяснила, что надо ходить в школу.
- Эта ськоя называется пианинная ськоя,- подытожил Павлик.(( эта школа называется пианинная школа))

*****
Декабрь 96 года.
К этому времени Павлик уже выговорился и стал говорить правильно все звуки.
Рассматривал картинку, где нарисованы цыплята, которые стоят возле треснувшего яйца и ждут появление ещё одного цыплёнка.
Павлик спрашивает:
- Мама, там сидит цыплёнок?
- Да.
- А как он туда засунулся?

**
Павлик только что проснулся, был немного вспотевший , и просит , чтобы я включила музыку.
Я  медлю. Тогда он  говорит:
- Мама, а пот боится музыку.

Павлику 4 года.
Я пришла за ним в садик. А он радостный такой сообщает новость:
- Мама, на трубе сидела муха. Я на неё плюнул – она упала.

**
Пришёл от бабушки и рассказывает:
- Бабушка вечером убила комара большой муховой хлопавкой.

**
 В июне лежали с Павликом в больнице.  Вечером, когда  жара уменьшилась и можно было выйти из помещения, пошли прогуляться. Помаленьку едет машина. Павлик быстро перебежал  дорогу. Я поспешила к нему, а он говорит:
- Мама, я потому побежал быстро на ту сторону, чтобы машина меня  такого больного не толкнула.

**
Павлик рассказывает:
- В домике живут  три вора. Один вор – директор, а остальные – работники.
( уже не помню – откуда он это взял).

Павлику 5 лет.
Вчера мне пришлось шлёпнуть его за то, что он не хотел сложить одежду в шкаф.
Сегодня утром ругаю его за то, что он не хочет одеваться.
Громко и сердито говорю:
- Вчера манданула , и сегодня тоже надо?
После этого выговора сын быстро оделся.
Идём по улице, а Павлик и говорит:
- Мама, глянь, как я сегодня быстро оделся. Это потому , что ты меня вчера манданула, и сегодня ругала.
И тут мне стало стыдно за свои слова. И я поняла - теперь надо быть осторожнее в выражениях.

Павлику 5 с половиной лет.
Целый вечер вынуждено смотрели жуткие фильмы, потому что нашему папе захотелось смотреть именно их.
Павлик впечатлительный. Перенервничал и не хочет ложиться спать.
Уговариваю его:
- Сынок, ложись уже. Кино  "Универсальный солдат" тоже жуткое. Лучше попробуй поспать.
Павлик возмущённым тоном:
- Папа, ну сколько мы будем вссыкаться от этих страшных кин?!

**
Павлик:
- Мама, а знаешь, кто у меня самый лучший двоюродный брат?
- Кто?
- Бабушка с дедушкой!

**
Павлику 6 лет. Ходит вокруг телевизора и задаёт вопрос:
- И как в телевизоре работает эта звуковыхлопная труба?


Рецензии