Гении искусства и безденежное общество

Возьмем для примера не искусство даже, а труд писателя, поскольку труд художника, скульптора, композитора, артиста - принцип остается тем же.

Нынче писатели получают деньги с продаж своих произведений. Чем интереснее пишет - тем лучше продаются его книги, тем больше он зарабатывает.

Но как же быть в безденежном, управляемом по плану, социализме? Как чиновник-плановик в своем плане может учесть такую не поддающуюся планированию и учету субстанцию, как вдохновение? Как стимулировать творческий труд без денег? Нет, видно, общество безденежного планирования годится только для людей грубых, способных разве только только болванки на станке точить. Это по плану можно. А тонкую душу творца без денег не вдохновишь! Все верно?

Но разве капитализм - общество благоприятствования для творца? При капитализме многие отказываются от столь ненадежного заработка, как труд писателя, зависящий как от вдохновения, так и от необходимости улавливать изменения вкусов публики, либо подрабатывают на другой работе, либо, выбирая труд писателя, и, не желая подстраиваться под низкоразвитые вкусы публики, умирают в нужде, либо эксплуатируют свой дар, разменивая его на сиюминутный успех, не оставляя себе времени сил на самовыражение и создание собственно гениальных произведений.
- Да, все это так,- ответят мне,- но ничего лучшего никто пока не придумал.

Да, безденежное общество очень непривычно нам.

Вот принцип Энгельса:
"плох тот социализм, где есть место профессии тачечника".
 Действительно, низкоквалифицированный труд должен выполняться всеми по очереди - при невозможности автоматизации.
 
Одна из комментаторов иронично пытается представить реализацию этого принципа:

"Писатель, несмотря на прилив вдохновения, у станка стоит, а художник улицы метёт"

Эти слова, по идее их автора, должны показать абсурдность существования творцов в безденежном обществе.

Рассмотрим эту ситуацию. Ничего тут абсурдного нет.

Нет сейчас таких писателей. Об этом интересно описано в книге: С. Вальцев "Закат человечества" (есть в сети)

Нет сейчас таких писателей! А те писатели, которые ставят свою подпись под произведением и раздают интервью и автографы - просто подставные лица - возможно, лично не написавшие ни строчки. За каждым таким "писателем" стоит ПИП (писательско-издательский проект) - коллектив авторов, безвестных. Они пишут каждый свой кусок по плану, потом все это объединяется, "притирается". Некогда ждать"прилива вдохновения", коммерческая работа должна быть выполнена в срок. Ну и качество соответствующее...

А что делать писателю (поэту) между приливами вдохновения?

Поэт Саша Черный изобразил это:

"Рифму, рифму! Иссякаю!
К рифме тему сам найду!
Ногти бешенно кусаю
И в бессильном трансе жду...
Иссяк!.. Что будет с моей популярностью?!
Иссяк!.. Что будет с моим кошельком?!
Назовет меня Пинский дешевой бездарностью,
А Вакс Клошин-разбитым горшком"

Вдохновение приходит спонтанно, в спокойном светлом расположении духа, а не в такой панике, как у героя стихотворения Саши Черного. Этот поэт не может творить свободно.
А если он не испытывает вдохновения и не может творить стихи, то почему он кусает ногти и паникует, вместо того, чтоб заняться делом? Каким-нибудь, отличным от сложения рифм? Нельзя быть в состоянии вдохновения все время. А состояние без вдохновения не годится для сочинения стихов. Позанимается делом - глядишь, и вдохновение появится.
Но этот поэт, возможно, выдавливал из себя стихи для получения денег и славы, а учиться чему-то еще ему было некогда.

Это как раз то, что Маркс назвал "профессиональным кретинизмом".
Не похожи эти мучения на радость творчества.

Так быть не должно!

При безденежном социализме есть простой выход.
Нет профессии писателя. Есть член ПИП, выполняющий заказ плановиков для периодического издания.

Это максимум. Это работа заказ, ремесло. Тут гениальную "Войну и мир" не создать.
А профессий собственно писателя по созданию гениальных произведений вроде "Войны и мира" безденежный социализм будущего не признает, материальное вознаграждение за такую "работу" не предусмотрено. Вообще! Вот так!..

Это - режим неблагоприятствования творчеству? Это - дискриминация творческих людей - писателей?

Не спешите с выводами! Все строго наоборот!

Зато, в полном соответствии с идеей Сталина ("Экономические проблемы социализма в СССР") рабочий день можно сократить до 6...5 часов. Это при том уровне техники, нынче - до 4, но пусть 5. Еще раз: длительность рабочего дня не превышает 5 часов.
Вместо 8 часов + 1 час обеда + 2...4 часа сверхурочной работы. Итого имеем 10 - 5 = 5 часов. Их необходимо высвободить.

Необходимо, потому что для подготовки Второй фазы коммунизма на Первой фазе нужно начинать проводить мероприятия по преодолению разделения труда, а для этого - дать людям возможность людей осваивать новые специальности - это время понадобится на учебу.

Кто не хочет учиться, тот пусть занимается творчеством. Новый "Лев Толстой" может работать инженером, чернорабочим или автором публикаций для периодического издания - все 5 часов рабочего времени, по плану, и получать за это средства к существованию. А гениальное произведение он может создавать в следующие 5 часов, когда другие учатся на инженера, дизайнера, программиста...

Пусть выкладывает в Интернет, общается на специализированных форумах. Так популяризирует свое творение.
Все возможности гению попробовать себя, реализовать замыслы, донести свое творение для ценителей жанра.

А вдруг он не гений, а посредственность? Никто не знает этого.
Пусть пробует себя. Если признали - может быть гений, а может быть, конъюнктурщик. Если не признали - может быть, посредственность, а может быть, еще признают после смерти. А может быть, именно это произведение является его творческой неудачей, но оно дает ему опыт и новые замыслы, и следующее произведение уже будет гениальным. А может быть, это такой автор, который производит много творческого мусора, среди которого есть отдельные гениальные произведения, пусть хотя бы одно.

Известно, что один молодой автор на свое первое произведение, получил от критиков отзыв:

"автору надлежит заниматься чем угодно, но только не литературой".

Он не послушался и не бросил свое хобби, - и в результате состоялся как всемирно известный писатель. Его звали Оноре де Бальзак.

Критериев гениальности вообще нет!

Новый Лев Толстой за свою гениальную "Войну и мир" не получит материальных благ от безденежного общества, это - его хобби.
 
Но зато он:
- ничем не ограничен в своем творчестве. Не вынужден насиловать себя, чтобы писать, вопреки замыслу, подлаживаясь под вкусы неразвитой публики
- имеет средства к существованию независимо от приливов вдохновения и получающихся результатов. Не вынужден выдавливать из себя посредственные вещи, чтобы хоть что-то выставить на продажу, когда сказать нечего. Первое и второе означает, что его труд не отчужден.
- не деградирует в прочих областях жизни, а выполняет другую работу, кроме писательской, когда вдохновения нет. Защищен от "профессионального кретинизма" (термин Маркса)

Первое и второе означает, что его труд не отчужден. Второе также означает, что нет препятствий реализовать свои замыслы гениям. И попробовать себя - будущим гениям. И выразить себя – каждому желающему, не претендуя на гениальность.


Рецензии