ГРЕХ

«Грех это или не грех -  не знает никто. Мы же не называем грехом ни падение на скользкой дороге, ни слезы, ни слова бранные, вызванные нестерпимой физической болью, этим падением вызванной, ни несчастный случай, повлекший и первое, и второе. Все взаимосвязано. Грех - понятие сугубо индивидуальное. Для кого-то грех - кусок хлеба на столе оставить, для кого-то и предательство - не беда. И в чем больший грех: уйти или позволить уйти, тоже никто не знает. Всякий считает себя правым на своем месте. Или неправым. Или не считает. Выбор есть всегда. Выбирай.

У каждого, покончившего жизнь самоубийством, в мире живых остается тот , кто до конца дней терзает себя мыслью - не помог, не разглядел, не услышал, не поверил, не поддержал. Не успел. Мысль эта  не столь мучительна, сколь   неожиданно бесконечна. Она начинается с рассветом и не исчезает на закате, притупляется, убаюкиваемая на ночь прерывистым сном. Она , как хворь непроходящая, вроде и здоров, а свербит. Улыбаться не дает. Радоваться не позволяет. Засмеешься  - змеей обвивает, да так, что надолго охоту к счастью отбивает. А кому ты  такой нужен? Ни мыслей добрых, ни дел , ни праздника с тобой.

Жили - были два друга. Один - работающий. Второй - неожиданно ставший безработным. На вопрос : «Как сам ?», отвечал: « Работу ищу . Может встретимся?», хотел было добавить: «поговорим, что-то не по себе мне. Выбор небольшой, вариантов мало, время идёт, тяжело», но не успевал , в ответ, как правило, неслось: «Слушай, давай не сейчас, не смогу, это ты  все ещё пока бездельник( да, шучу), а у меня работы невпроворот ». И так раз, второй, третий. На четвертый сам решил набрать, время появилось, на работе как-то все не гладко пошло. Никто не ответил.

У каждого, покончившего жизнь самоубийством, в мире живых остается тот, кто, словно мантру, твердит: « Я сделал все, что мог. Это твой выбор. Я здесь ни при чем».  Сути не разумея , денно и нощно об эти слова спотыкаешься: «ни - при - чем». Выходя из дома, заходя в дом, в лесу на прогулке, в саду на ровном месте, в парке. Спотыкаешься и талдычишь, талдычишь и спотыкаешься. Такая себе радость, никудышная, через пень колоду жить,  в угоду твердолобости  своей, да упёртости.
Жили -были двое прохожих. Один - старый и немощный. Второй - молодой и здоровый. Переходили вместе дорогу. Молодой решил помочь, довел до обочины, видит - тот не ориентируется . Вызвал для него такси , попросил оставаться на месте и ждать, а сам уехал со словами : « Ждать недолго». Он же не знал, что старик уже слышал эти слова по утру от доктора. И решил не ждать. Шагнул на дорогу. Вечером , молодой доделал все свои спешные дела, забежал в кофейню и открыл новостную ленту.

У каждого, покончившего жизнь самоубийством,  в мире живых остается тот, кто много и крепко спит, на ногах уверенно  держится, угрызений совести  не испытывает. «Бог дал , бог взял. Сам виноват»,- произносит он на счет «раз». На счет «два» - находит тебе  замену. Теория Дарвина в действии. На счет «три» находят замену ему. Бывает. Бумеранг.

Жили - были два брата. Второй был не богат, но покладист. Первый не всегда был богат, но никогда не был покладист. Когда случалось помогать первому, второй бросал всё и помогал. Когда случилось помочь второму - не срослось. « Спасенье утопающих - дело рук самих утопающих» ,- жестко произнес  старший. И  отвернулся.
И  как-то все пошло не так. Бизнес начал крениться, близкие разъезжаться, друзья расходиться. И,однажды, в ответ на просьбу , адресованную сыну, получил сообщение: « Спасение утопающих, пап, дело рук самих утопающих, ты всегда этому учил». 

У каждого, покончившего жизнь самоубийством, в мире живых остаётся тот, чьё специально или невзначай брошенное слово, становится последней каплей. Ты сказал и забыл,  человек услышал и сделал. Ты мог бы промолчать, человек мог бы жить

 . Может  это и есть  тот самый тяжкий грех - говорить что попало?

Июнь 2020


Рецензии