Находка

После переборки совхозной картошки девочки возвращались домой, выбрав наикратчайший путь. Стоял прекрасный солнечный день. Муся и Даша шли по санному следу, радуясь солнцу, свежему воздуху и тишине. Вдруг Муся заметила, что на чистом нетронутом снегу лежит что-то.


То стало для Муси большим испытанием, а для Даши  искушением. Муся с большим воодушевлением предложила подруге заявить о находке, тогда о них, честных пионерках, с гордостью расскажут по местному радио.

 
А Даша, ни в какую, крепко держа в руках «находку», не  намерена была  расставаться с ней. С виду скромную и немногословную Дашу словно прорвало. Она свою бесхребетную подругу так искусно обработала и  уговорила, что той пришлось молча  согласиться. Даша решила спрятать находку в дупле старого пенечка возле своего дома, благо жила где-то недалеко от магазина.  И ушла Дашка довольная собой с «дорогой находкой» в груди.

 
А у Муси почему-то скребли кошки. Родителям и никому другому ничего о находке не рассказала, ей было стыдно и страшно. Она боялась одного строгого взгляда отца.  Долго она страдала, винила себя в слабости, корила в неумении отстаивать свое мнение. Она все понимала, оттого еще тяжелее было на душе.


Рассказала ли Даша своей матери или сестрам, братьям о находке? Интересно, с кем она поделилась с деньгами? Мусе очень хотелось узнать обо всем, но она даже стеснялась расспросить о той находке, а Даша молчала.

 
Выросла  между бывшими школьными подругами невидимая стена отчуждения. Даша избегала ее, старалась не остаться с глазу на глаз с Мусей. Тот случай стал для Муси очень мучительным на долгие годы, чувствовала себя соучастницей чего-то нехорошего, хотя не дотронулась до того, толстого бумажника, набитого деньгами. Таких денег Муся не видела даже в руках родителей. Если в кино, то ей давали 5 копеек, этого достаточно было для нее.  Взрослые особо не посвящали детей в свой семейный бюджет. Потому дети росли, не зная, что почем и за что, и сколько.  В те времена считать мелочи, считалось крохоборством, а зря.


Многодетная мать Даши, женщина гордая и суровая, одна воспитывала детей. Ясно, семья еле сводила концы с концами. Она не могла не заметить, откуда у дочки появились деньги, а то вся деревня узнала бы о «находке». Видимо, она смекнула, что тут виноватых-то и нет. Дети нашли, только никому не сказали. Тот, кто потерял, разумеется, после получки был пьян и не заметил пропажу, и не заявил никуда. Умная женщина  все поняла и по-своему усмотрению деньгами и распорядилась. И концы в воду.


В итоге, выходит, лишь Мусю заела совесть. Она жалела семью неизвестного владельца бумажника, также одинокую многодетную мать подруги. «Лучше бы мы ничего не нашли! Зато на душе было бы спокойно,» -  думала про себя Муся. А Дашка держалась, как ни в чем не бывало, и никогда не заговаривала о той находке. Только раз угостила банкой сгущенки и вафлями Мусю. На том бы конец той «истории».


С того времени много воды утекло. Но тот случай оставил неизгладимый след для Муси. От природы мягкой и податливой девочке пришлось выработать себе характер, научиться быть твердым. Она  поняла, что нельзя идти на поводу в таких делах. Голова дана на то,  чтобы думать. И она много думала. И это был тяжелый труд над собой. И она кое-чего добилась, что она стала сама себя уважать. Совесть у нее всегда была на страже.


Настали иные времена. На полках магазинов видное место занял спирт «Рояль», а рядом с ним выстроилось вино, на этикетке которых красовалась губастая негритянка с длинными ногами и шоколадным цветом кожи, напоминавшая чем-то подругу Муси. Судьба улыбнулась Дашке и потекла  у нее жизнь, как «сыр в масле». Вышла удачно за молодого бизнесмена, дом полная чаша и детей куча, если не считать маленькие интрижки с именитыми мужчинами. Из нее получилась хорошая работница и хозяйственная жена; женщина – находка, почти без сучка и задоринки, уступчивая и сговорчивая.
 

Многое поменялось с тех пор.  Однажды Марусю настоятельно попросили  посетить больную, якобы она ее землячка. Пришлось Марусе идти. Принесла она для больной оладьи и всякой вкуснятины. В палате их было трое. За нее заговорила приемная дочь умирающей женщины, что завтра приедут за матерью, что мать родом из тех мест, что и Маруся. Поговорили, посидели. Отца этой тяжелобольной женщины, оказалось, давно нет в живых. Его-то помнила Муся, ее родители были в близких отношениях с его семьей. Кто знает, может, он уронил тот злополучный бумажник.  А вот больную немолодую женщину, Муся не помнила. Краем уха слышала, что у него были две взрослые дочери-красавицы, рано выскочившие замуж за парней из других мест. Не более того. Потому Маруся упомянула своих стариков, надеясь на то, что их то больная должна помнить. Разговора так такового не вышло. Может, ей трудно было говорить.

 
Может, она помнила Мусю малышкой, и захотелось напоследок увидеть кого-нибудь с родных мест. Неспроста больная хотела ее увидеть. Говорят, у умирающих открывается третий глаз. Она почувствовала, что Муся не притронулась к этим деньгам. Она это осознала каким-то шестым чувством. Следы-то девочек на снегу должно быть хорошо отпечатались, и дома они, возможно, строили догадки и говорили на эту тему. Маруся, навестив землячку, сама того не зная, оказывается, выполнила последнюю волю умирающей. По-видимому, тем самым она принесла ей хоть какое-то умиротворение. Когда Маруся стала прощаться, вдруг умирающая обратилась к ней и  шепотом, то ли пожелала, то ли приказала долго жить. В большом недоумении она покинула палату. Спустя недельку родные ее и похоронили.

 
Многим сложно понять, что мы  всего лишь гости на планете Земля, потому многие часто заблуждаются и сбиваются с пути. Таким образом, Господь устроил и этим девочкам серьезное испытание. Правда, то что «пути Господни неисповедимы», не знаешь, где потеряешь, а где найдешь. Но лучше не променять и не потерять совесть на пятак. "Бойтесь гнева Божьего!"- гласит Библия.
 


Рецензии