Давняя история о затонувшем пароходе

Написать историю о гибели парохода «БИЙСК» меня побудил вопрос, прочитанный мной в Интернете: «Что случилось с буксирным пароходом «БИЙСК»? Один из читателей интересовался судьбой этого судна. Не помню, кто ему ответил: «Пароход «БИЙСК» затонул где-то в Оби, недалеко от Барнаула».
Нашла в Интернете такую информацию:
 "В 1882 - 83 годах барнаульские пароходчики Функ и Щербаков построили новые пароходы «Барнаул» и «Бийск» специально для вывоза хлеба».
 29 апреля 1935 года газета "Советская Сибирь" сообщала о том, что из Бобровского затона (Барнаул) выходят буксирные пароходы "Чарыш", "БИЙСК", "Мастер Зверев" и «Пионер". По всей вероятности, можно предположить, что «БИЙСК» затонул где-то в сентябре 1935 года.

Интересно то, что это трагическое событие было давнее, однако, я знаю о нём во всех подробностях. Мама Екатерина Михайловна Черепанова рассказывала мне ещё в детстве разные истории из своей жизни и о родственниках. Так вот, её дядя, Черепанов Осип Астафьевич, был капитаном этого буксирного парохода, поэтому информация, которую я попытаюсь донести до читателей, достоверная.

Действие происходило на Алтае. Когда в селе Быстрый Исток начали образовывать коллективное хозяйство, уполномоченные, выполняя установку партии, ходили по дворам, описывали хозяйское имущество, скот, сельхозинвентарь и указывали, что оставить себе, а что передать в создающийся колхоз.

Осип Астафьевич занимался своим крестьянским хозяйством,  вступать в колхоз не хотел, но трёх лошадей ему пришлось отдать в колхоз, чтобы не расстреляли, как  недовольного Советской властью. Себе разрешили ему  оставить одного коня – Серко.

Быстрый Исток расположен на левом берегу Оби. Чтобы прокормить большую семью, Осип устроился на работу в Барнаульский речной порт. Одно лето был матросом на пароходе «ДРОКИН», набрался опыта, а на следующее лето ему доверили буксирный пароход "БИЙСК". Здесь он был уже капитаном.

Вспоминает Екатерина Михайловна Черепанова:
«В августе началась уборка урожая в колхозах Быстрого Истока. После образования колхозов работа на полях шла с утра до позднего вечера. Колхозники возвращались домой затемно. Приходилось ночью работы выполнять на своём  приусадебном участке.

В тот год урожай пшеницы выдался на славу. Зерно колхозники свозили с полей к пристани Быстрого Истока и загружали на баржу. Буксирный пароход «БИЙСК»  тянул её к пристани села Усть-Чарышская Пристань. Здесь находилась Старая мельница, которая славилась с давних времён не только мукой, но и своей постройкой. Это было четырёхэтажное деревянное здание, построенное 250 лет тому назад без единого гвоздя. До революции хлеб отправляли из Усть-Чарышской Пристани в разные города России. Муку и пшеницу закупали зарубежные компании.

Буксирный пароход "БИЙСК"  был старый, так как достался от царского режима, но для плавания был ещё пригоден. Однажды он прибыл  после разгрузки пшеницы в речной порт Барнаула, капитан доложил руководству о неисправности. Капитан Осип Черепанов обнаружил какие-то неполадки в работе паровой машины. Нужна была новая деталь в машинное отделение для замены изношенной. Иначе буксир не сможет утянуть загруженную баржу. Капитан  доложил руководству об этом, но время шло, а нужную деталь не смогли достать. Сказали, чтобы сами отремонтировали то, что износилось.

Команда, состоявшая из капитана и двух матросов, пыталась устранить неполадку, но утром им сообщили, что колхозники в Быстром Истоке загрузили баржу зерном, и она готова для отправки в Усть-Чарышскую Пристань. Начальник Барнаульского речного порта приказал капитану отправляться за баржей, хотя Осип Астафьевич сказал ему, что буксир не потянет гружёную баржу. Опасались, что зерно намокнет, если пойдёт дождь, поэтому отправили неисправное судно за баржей.

Не смотря на то, что шёл буксир против течения Оби, до Быстрого Истока доплыл нормально. А здесь матросы подцепили к нему трос  от баржи и отчалили от берега. Сначала пыхтел, пыхтел буксир и  тянул её с зерном нового урожая. Он шёл по течению, и это придавало скорость движению. Но через несколько километров паровой двигатель заглох,  буксир слегка покачивался на волнах Оби. А загруженная баржа стремительно приближалась к нему. Её несло  течением вперёд. От удара при столкновении у буксира образовалась пробоина в борту. Баржа с зерном развернулась, прошла мимо, трос натянулся, и она потянула буксир за собой. Он накренился, так как  в пробоину полилась вода.

Теперь нужно было капитану и двум матросам спасать свою жизнь. Но в такой  драматичный момент оказалось, что один из матросов не умел плавать. И что делать? Он решил добраться с буксира до баржи, перехватывая руками трос, потом забраться на неё и, таким образом, спастись.

Второй матрос плавал хорошо, но не бросать же было друга в беде. Он тоже  следом за ним отправился на баржу, перехватывал руками трос с  колючками, там, где проволока порвалась. Исколов все руки, они  с трудом, но добрались до кормы баржи. Матрос, который не умел плавать,  начал карабкаться на баржу первым. А как там на неё вскарабкаешься? Сил-то уже  не хватило,  он сорвался и полетел вниз. Второй следом нырнул за ним в воду, чтобы помочь ему и вытащить друга. Течение Оби сразу же затянуло обоих матросов под баржу.

И всё это видел капитан, который стоял на тонущем буксирном пароходе. Он понимал то, что ничем не смог бы помочь своим ребятам. Осип решил пустить баржу самоходом, надеялся, что её заметят и перехватят где-нибудь ещё перед Усть-Чарышской Пристанью. Он отрубил место крепления троса от буксира. Подумал о том, что, если удастся  самому доплыть до берега, потом сообщит руководству о ситуации, в которой он оказался. Буксирный пароход «БИЙСК» шёл ко дну, капитан оттолкнулся от палубы, нырнул в воду и поплыл по течению в сторону берега, где находился его родной Быстрый Исток. Дома ждали жена и четверо детей, это видно и придавало ему сил в борьбе за свою жизнь. Осип отмерял  метр за метром, шлёпая руками по воде. На реке Исток же вырос, поэтому плавать умел. Не увидел капитан, как буксир  полностью затонул, скрылся под водой, ушёл на дно.

 Холодная вода в Оби. Две горные реки Алтая, Катунь и Бия, питают её, слияние которых проходит в нескольких километрах от места крушения буксира. Осип добрался до берега, хоть река Обь и серьёзная река, но к осени она сужается, становится не такой глубокой, как весной. Однако до Быстрого Истока ему нужно было ещё идти не один километр. По берегу, в мокрой одежде, голодный, он долго пробирался  через кусты и дошёл.

Баржа с зерном,  дошла своим ходом до Усть-Чарышской Пристани. Уже издалека её заметили, удивились тому, что шла баржа самостоятельно, без буксирного парохода, который должен был её тянуть. Работники пристани  благополучно причалили баржу к берегу. Зерно нового урожая было спасено. Но тела утонувших двух ребят, сколько их не искали, так и не нашли. Матросы были жителями Барнаула.

 После того как капитан доложил о затонувшем пароходе, следователь - милиционер в Быстром  Истоке -  допросил Черепанова Осипа Астафьевича и завёл на него «Дело», как на «врага народа». Обвинил в предумышленном уничтожении буксирного парохода.  Серьёзность положения придавало ещё и новое название этого буксира. Пароход «БИЙСК» переименовали при Советской власти на «КОММУНИСТ». Я в детстве с братьями ходили на пристань  в Быстром Истоке, видели на пароходе два названия. На левой стороне было написано «КОММУНИСТ» на борту, а на правой стороне на спасательном круге осталось старое название «БИЙСК». Краски не хватило на левую сторону или так было задумано, трудно сказать.

Осип находился под стражей в Быстром Истоке, а его "Дело" отвёз милиционер в Управление НКВД. «Дело» Черепанова Осипа Астафьевича легло на стол к моему старшему брату, Андриану Михайловичу Черепанову, поэтому мне известны такие подробности. Он там  был начальником. Прочитав и поняв суть дела, он вызвал  водолазов. Хочу заметить то, что нанял их  Андриан не на государственные деньги, а за свой счёт. Прикладывал большое усердие в раскрытии «дела» ещё и потому, что наблюдались родственные связи, подсудимый приходился Андриану Михайловичу двоюродным дядей.

Водолазы обследовали место затонувшего буксира, нашли его, выявили неисправности и пробоину в борту, потом пароход был вытащен на берег. Специальная комиссия из НКВД обследовала всё тщательно и «Дело» закрыла.  Андриан Михайлович Черепанов  написал в предписании о том, что за неимением состава преступления со стороны капитана Осипа Астафьевича Черепанова "Дело" закрыть. О. А. Черепанова отпустить из-под стражи.

Родственники утонувших матросов винили капитана в их гибели, пытались отомстить ему. Осип Астафьевич Черепанов уволился с работы, продал дом и уехал с семьёй жить в поселок Акутиха, который расположен на другом берегу Оби. Так закончилась эта трагическая история с гибелью буксирного парохода «БИЙСК».

Фото из Интернета, автор неизвестен.


Рецензии
Интересно то, что мне удалось встретиться с внуком Осипа Астафьевича Черепанова, будучи уже взрослой женщиной. Владимир сказал мне, что никогда его дед капитаном не был, в Барнаульском порту не работал. "Он возил директора стекольного завода в Акутихе на бричке, управляя лошадьми". В семье никогда этот вопрос не обсуждался.

Я отправила Владимиру свою книгу "Религия и жизнь потомков Филиппа Черепанова", в которой есть родовое древо, состоящее из 222 членов рода с жизнеописанием отдельных лиц. Там есть рассказ о его дедушке. Полный вариант есть у меня на странице на Проза.ру, в сборнике "Религия и жизнь потомков Черепановых", рассказ "Капитан Осип Черепанов".

Алифтина Павловна Попова   03.06.2022 11:19     Заявить о нарушении