Глава 12. 84-ый
На этих выходных, наконец-то, появился Валерка Бельдяга, приехал из Чернигова. Весь субботний вечер он, захлебываясь от восторга, рассказывал нам, какое оно классное, это Черниговское ВВАУЛ, и как там его доброжелательно приняли. По словам офицеров из приемной комиссии, а, следовательно, и со слов Валерки, самое главное для нас – это пройти медкомиссию, и профессиональный отбор. А если мы предъявим направление от аэроклуба, да еще и в купе с положительной летной характеристикой – поступление в кармане! Экзамены, если что, Валерка клялся, сказали, что подтянут. Кстати, Валерка привез образцы тестов на пространственное ориентирование – «часы» и «компасы». И также показал мне пару упражнений на вестибулярник, ему их тоже в училище порекомендовали.
Что ж, будем тренироваться, времени еще много. Я поведал Валерке, что летать еще не начали, только отгазовали движок, и что в следующую субботу мы будем прыгать. Он обещал к этому событию подъехать на аэродром на мопеде, и после прыжков обратно в Донецк, мол, на нем поедем.
В воскресенье мы сгоняли на Кальмиус - нарыбачились и накупались. А вечером я перед сном погонял себя по тестам, ничего сложного в них не было, надо только потренироваться и набрать скорость. Решил, что по утрам и вечерам обязательно буду выполнять упражнения на тренировку вестибулярного аппарата. Валерка авторитетно сказал, что по этому вопросу в училище на медкомиссии очень большой отсев. Крутят на кресле три минуты, а также пропускают через какие-то мудреные «качели Хилова». Ну что же мы хотели – училище, мать ее, истребительной авиации!
Сбор на аэродроме в понедельник прошел уже по привычному порядку. Виктор Иванович на «КАМАЗе» с полуприцепом, в паре с автокраном «Урал» уже умчался на станцию в Моспино за новеньким самолетом. Мы в своем расположении покидали вещи и привычно потянулись на построение. Владыкин довел план работы на неделю: летаем вторник, среда, четверг. В пятницу предварительная на субботу и понедельник. А для нас в субботу он подтвердил прыжки - сразу после завершения полетов.
Лядов в это время носился с формулярами на новый самолет и подписывал какие-то бумаги. Инженер аэроклуба Павел Геннадьевич, отдельно построив техников, что-то эмоционально им внушал. Судя по всему, кто-то из технарей на аэродром не прибыл.
Я решил отвести нашу банду с глаз долой в наш класс подготовки к полетам. Чего-то не нравилось мне начало новой недели, как бы ни попасть под горячую руку начальства.
Лядов появился примерно минут через десять.
- Неделя напряженная. До чемпионата меньше трех недель. Приемная комиссия работала на аэродроме вчера, в воскресенье, и нарыла кучу недостатков, и все они… Грудинин, в чем они выразились? Правильно, в кучах мусора в прилегающей лесополосе, и за водонапорной башней, что на краю аэродрома. Высокое начальство боится, что сверху это хорошо будет видно, что это может оскорбить нежный взгляд иностранного спортсмена. Поэтому, Пожитков, с сегодняшнего дня от каждой группы по одному человеку в бригаду «Ух!» на уборку мусора. Эмиссары обещались через неделю подъехать и заново все перепроверить. Первым пойдет…, - Лядов обвел нас суровым взглядом, который привычно остановился на мне, - правильно, Жарков. Саня, дуй к завхозу, он расскажет что делать. Остальные бегом на стоянку, Витя вот-вот матчасть подвезет. Все в его распоряжение, четко и строго выполнять любое указание. Тютюнник поставил задачу собрать самолет и подготовить его к облетам к следующему понедельнику.
- Сергей Геннадьевич, - поднял я руку, - а как же быть со стартовым нарядом?
- Будут только наблюдающие - наши Ленки. Разбивку старта и прочие стартовые работы будут тянуть группы Тертычного и Костоманова. Справятся. Еще вопросы? Сереня, группу в распоряжение Виктора Ивановича.
На стоянке мы еще полчаса ждали Виктора, прибывшего с автокраном и «КАМАЗом», на полуприцепе которого стоял точно такой же контейнер, любезно предоставившего нам временную крышу над головой. «КАМАЗ» по командам Виктора подрулил к свободному месту стоянки – слева от «131-го». Справа место уже было занято «106-ым». Виктор жестом показал нам, что нужно открыть борта полуприцепа. Я залез на полуприцеп и вместе с ним зацепил крюки крана за уши контейнера. «Урал» заревел, контейнер пошел вверх, и поворотом башни был опущен на асфальт. Виктор махнул водилам, чтобы отъехали, и подошел к нам.
- Здорово, мужики. Вот он, фронт работ на эту неделю. Сейчас откручиваем болты на задней стенке контейнера и распаковываем самолет. Сергей, Роман, со мной за тележками для крыла.
Мы пошли к домику инженера, который был совмещен со складом АТИ – авиационно-технического имущества. Тележка была оранжевого цвета с ложементами под профиль крыла для укладки, и регулировалась по высоте резьбовыми подъемниками. На это устройство укладывалась плоскость и подвозилась к стыковочным узлам центроплана фюзеляжа. В общем, все даже очень понятно. Тележек как раз была пара.
- Серега, вон лежит баллон с воздухом, надо подкачать колеса тележек. Только сначала накрути на него понижающий редуктор. Вот, возьми. И ключ тоже возьми. Когда откатите тележки, также притащите подфюзеляжные подъемники. Их четыре штуки, вон они стоят.
С Грудининым мы быстро справились: что-то подкачать или что-то заправить давно делом стало для нас давно привычным. Пока мы занимались тележками и подфюзеляжными подъемниками, пацаны под руководством Юры Никанорова раскрутили крепежные болты задней стенки, и сняли ее с контейнера. Картина была следующей: фюзеляж без хвостового оперения, но с двигателем, и выпущенной носовой стойкой, стоял на сварных конструкциях красного цвета с колесами. Конструкции крепились болтами к ушам центроплана.
- Это так называемые «ложные шасси», - прокомментировал Виктор, - обратите внимание на колеса. Они от румынского легкового автомобиля «Дасия». Идеально подходят на наши «Жигули».
Полностью зачехленный фюзеляж цепями с резьбовыми стяжками был пришвартован к днищу и правому борту контейнера. Слева от него в деревянной обрешетке и в чехлах размещены обе консоли крыла, прикрученные болтами к полу. В глубине контейнера виднелись притороченные к стенам стабилизатор и киль хвостового оперения. Отдельно в обрешетке лежал воздушный винт. Тоже в чехле.
- Игорь, Валера, - Витя обратился к Шлыкову и Чистику, - вы поменьше габаритами, через дверку с противоположного конца контейнера зайдите и снимите всю швартовку с фюзеляжа, плоскостей, пока мы будем работать с этой стороны. После того, как извлечем фюзеляж и крыло – расшвартуете хвостовое оперение и винт. Если будет нужна помощь – кричите. Разбирайте инструменты.
Шлыков и Чистик юркнули в дверцу, с которой уже сняли заводскую пломбу. В это время подошла толпа наших собратьев из других групп, которую инженер аэроклуба направил к нам в помощь. Вылезшие через десять минут мокрые Шлыков с Чистиком доложили, что швартовочные ремни сняты, обрешетка крыла откручена от пола, можно разгружаться. Виктор дал команду в первую очередь выкатить фюзеляж. Он вполне легко был извлечен из контейнера, отбуксирован на место сборки – слева от «131-го» и приподнят на четырех подъемниках. Далее общими усилиями вытащили плоскости, сбили с них обрешетки, сняли чехлы, и уложили на тележки с ложементами. Виктор отверткой открыл замок убранного положения стоек шасси, после чего они выпали и зафиксировались в выпущенном положении. К этому времени мы с Грудининым и Прокопчуком расчехлили фюзеляж, на котором желтыми цифрами в красной кайме красовался бортовой номер «84». Тележки с консолями подкатили к местам крепления на фюзеляже. Несколько минут потребовалось на отстыковку ложных шасси. Виктор и Юра Никаноров быстро отрепетировали по высоте тележки резьбовыми подъемниками и завели серьги лонжерона плоскостей в двойные серьги центроплана фюзеляжа, который также был установлен на резьбовые подъемники.
- Сергей, с парнями вытащите из контейнера зализы. Они тоже в упаковке. Аккуратно положите их вон на тот чехол, до них дело скоро дойдет. Затем займитесь выгрузкой хвостового оперения и винта. Все, что осталось в контейнере, вытаскиваем и укладываем на чехлы. И не надорвитесь мне! Ты, ты и ты, - Виктор Иванович ткнул пальцем в питомцев Тертычного, - помогите им.
Хвостовое оперение, зализы, винт и множество коробок сложили на заранее подготовленные доски и чехлы. Помогавшие на разгрузке парни из других летных групп стали больше не нужны, и разбрелись по своим самолетам.
Автокран обратным макаром поднял на полуприцеп КАМАЗа опустевший контейнер, и они покинули стоянку. Весь целован, обрешетки, и весь освободившийся крепежный материал были собраны, и транспортированы к домику инженера. Асфальт подметен и осмотрен на предмет отсутствия посторонних предметов. Отлаженная система содержания аэродрома четко работала. Виктор сказал, что это все будет списано, что на колеса от ложных шасси у инженера очередь расписана на несколько лет вперед. Деревяхи обрешеток и целлофан будут использованы в хозяйстве или, возможно, у кого-то на даче. Ничего не пропадет.
Незаметно подошло время обеда. Виктор собрал инструменты и сказал, что ожидает нас через час без опозданий, работы много.
После обеда, не дожидаясь завершения предоставленного для отдыха часа, мы потянулись на стоянку. Виктор уже был там и колдовал с движком.
- Вкручиваю свечи, - пояснил он, - молодцы румыны, положили два комплекта.
- Виктор Иванович, а эти свечи можно в мопед поставить? – в долгоиграющей перспективе спросил я.
Виктор задумался:
- Не уверен, что они будут нормально работать. Магнето в мопеде слабое, может не потянуть две искры. Но мотоциклы, вроде, хорошо работают, однако, они с аккумуляторами. В общем надо пробовать. У тебя есть мопед?
- У нас с пацанами во дворе общий.
Виктор вытащил старую свечу из ящика, в котором хранил болты, гайки и прочий очень нужный железный хлам.
- Старая, но рабочая. На, попробуй. Но если не подойдет – верни, мне она еще пригодится
- Спасибо, - от неожиданности опешил я. – На выходных попробуем.
- Нужен еще штатный надсвечник. Он герметичный, с резьбой, накручивается на свечу. Держи, - Виктор протянул мне какую-то штукенцию, похожую на глухую гайку, с проводом в металлической оплетке.
Вскоре подошел Павел Геннадьевич с инструкцией по сборке самолета. Вопреки ожиданиям это была вполне тощая брошюрка.
- Так, товарищи, сборку самолета начинаем с первого пункта. Ничего сложного, будут трудности – зовите Виктора Ивановича. Как только текущий пункт инструкции будет выполнен – докладывайте ему. Да, кстати, особенно на Виктора Ивановича не рассчитывайте: у него до вечера предварительная подготовка к полетам на завтра. Занимайтесь.
Виктор Иванович собрал нас возле себя:
- Как сказал Павел Геннадьевич, я буду рядом. Сергей, ты старший, читай инструкцию и руководи процессом, если что, зови. Болты не терять, инструменты – тем более, они все номерные, и сдаются инженеру лично, напоминаю еще раз. Начнете со стыковки крыла. Болты заходят туго – вот киянка, чтобы их забить в гнезда. Но не переусердствуйте: если болт не заходит – значит, существует небольшой перекос, в этом случае управляете подъемниками. Дойдете до соединения коммуникаций - это трубки, тяги и провода, зовите. Желаю удачи.
Ну, поехали… Я почесал затылок и открыл инструкцию по сборке. В ней сначала были рекомендации по распаковке комплекта, меры безопасности, и прочая уже не нужная информация. Схематически указанные этапы сборки были вполне понятны. Мы извлекли из коробки болты для крепления лонжерона. Они имели интересную гайку – с прорезями для контровки. Болты ввели в уши крепления согласно инструкции – головкой болта по полету. Немного помучились с левой консолью – болт зашел наполовину, и ни в какую дальше. Пошатали тележку с одновременными ударами киянкой, и все получилось. С правой плоскостью трудностей уже не испытали. Далее завернули болты на передней и задней кромке крыла.
Я позвал Виктора. Он проверил усилие затяжки и законтрил гайки. Затем он сходил за Павлом Геннадьевичем, который после личного осмотра скрутки опломбировал.
- Теперь в строгом порядке соединяем тяги элеронов, топливные трубки, трубки маслорадиатора, трубки выпуска и уборки шасси, тормозов. На левой плоскости, в отличие от правой, есть лишняя трубка. Что это за трубка? – Павел Геннадьевич обвел нас взглядом.
- Наверно, трубка приемника воздушного давления? - неуверенно ответил я.
- Да. Трубка ПВД. Обращаю внимание на то, что на левой плоскости в отличие от правой, есть еще разъем аккумуляторного отсека, а на правой в отличие от левой – штуцера маслорадиатора. При сборке обращайте внимания на цвет трубок и стрелки – они покажут, что и с чем соединять. Напоминаю, желтым окрашены трубки топливной системы, красным – маслосистемы, черным – воздушной.
Было все интуитивно понятно: провода разноцветные, трубки – тоже, и еще различного диаметра. Не ошибешься. Работа двигалась, или, как бы сейчас сказали, «пазл складывался», вполне успешно. Гигантский конструктор обретал формы, а его сборка приносила самое настоящее удовлетворение. После соединения всех тяг, штуцеров, патрубков и разъемов, Виктор опять сходил за инженером аэроклуба, который все это дело лично проверил, и опломбировал.
- Витя, - сказал Павел Геннадьевич, - сразу проверь систему шасси и тормозов, пока зализы не поставили. Заправь самолет воздухом по-максимуму, заодно мыльным раствором проверь все стыки и соединения воздушки. Потом, когда все отбортируйте, мне показываем, и можно ставить зализы.
Виктор дал нам команду подкатить воздушный баллон:
- Систему заправляем до шестидесяти атмосфер, надо проверить на герметичность с запасом. И строго соблюдаем меры безопасности. Я готовлю мыльный раствор.
Самолет подъемникам был приподнят на несколько сантиметров над землей так, чтобы колеса ее не касались. Пока Виктор все стыки воздушной системы промазывал мыльной пеной, мы быстро опустили крыльевые тележки и откатили их обратно к домику инженера. Самолет с пристыкованными консолями без хвостового оперения смотрелся чудно.
Виктор крикнул нам, чтобы мы принесли аккумулятор.
- Для чего? – спросил меня Игорь Шлыков.
- Думаю, чтобы проверить сигнализацию шасси и само подключение аккумуляторного отсека, а то вдруг мы что-то там неправильно соединили.
Игорь со мной согласился.
Через пару минут аккумулятор был на своем штатном месте. Самолет влекущи пахнул новизной. Виктор забрался в переднюю кабину и крикнул «От шасси!». К нашему восторгу шасси штатно вышли и убрались за установленные одиннадцать секунд. Аналогичные манипуляции Виктор проделал из задней кабины. Потом он несколько раз зажимал тормоза, и по его команде мы тужились, пытаясь провернуть висящие в воздухе колеса.
- Все нормально собрали и подсоединили. Снимаем аккумулятор, относим его обратно. Теперь мы нашего новорожденного будем ставить на ноги. Рома, Сергей, подкатите под крыло воздушный баллон, подкачаем колеса и стойки. Не забудьте навернуть редуктор.
Пневматики и стойки, кроме передних, как и ожидалось, были пустыми.
- Итак, двое на передних подъемниках, двое на задних. По моей команде «оборот» каждый выполняет один оборот штурвальчика против часовой стрелки. Один, обращаю внимание! Синхронно! То есть, с одинаковой скоростью! Иначе, если перекосим плоскость, самолет может соскользнуть с упоров подъемников и непонятно как удариться об планету. Все встали? Начали! Внимание, оборот!
Несколько долгих минут понадобилось, чтобы осторожно опустить Яшку на асфальт. Пусть еще после не до конца завершенной сборки, но уже достаточной, чтобы упереться в горячей асфальт новенькими пневматиками. Было приятно видеть, как самолет впервые в своей жизни встал на ноги. В прямом смысле этого слова. На «ноги». Иногда в авиации шасси называют «ногами». И это не является ошибкой.
- Оставляем заднюю пару подъемников, уберем их после того, как смонтируем хвостовое оперение, - сказал Виктор. – Два передних подъемника можете отнести на склад АТИ.
Что интересно, на заводах эти самолеты не облетывали, а только готовили сборочные комплекты. Раньше, после сборки, для выполнения облетов вызывали представителей АРЗ (авиационный ремонтный завод), и они уже на местах давали новорожденным самолетам путь в небо. Но потом посчитали, что это излишество, и доверили выполнять испытательные, а это и есть самые настоящие испытательные работы, летному составу аэроклубов. Конечно, после предоставления им специальных допусков. Коими, без всякого сомнения, и обладал наш незабвенный Лядов.
До конца дня мы занимались бортировкой проводов, крепежом воздушных и масляных трубок к силовому набору крыла капроновыми хомутами, исключающих трущийся контакт, и провисания. Электрические жгуты обматывали специальной армированной клейкой пленкой, и крепили вдоль обшивки крыла, и фюзеляжа. Именно этот процесс и называется «бортировкой».
Дело однозначно спорилось, созидательная работа увлекает, и, когда Виктор сказал: «мужики, закругляемся, и на ужин», это вызвало небольшое сожаление. Довольный нашим энтузиастическим состоянием, Виктор заверил нас, что до конца недели еще накрутимся, и что завтра во время полетов самолет будет полностью в нашем распоряжении.
Виктор собрал инструмент и пошел сдавать его инженеру. Мы, протерев руки бензином, двинули в столовую.
Вечером на спортгородке я парням рассказал о поездке моего товарища в Черниговское ВВАУЛ, о его впечатлениях об училище. Показал бланки тестов и продемонстрировал рекомендованные упражнения на укрепление вестибулярного аппарата. Многие заинтересовались. В том числе, и мои одногруппники, за исключением одного, понятно кого. Я с Жарковым переговорил на счет текущих хозработ по уборке мусора, и предложил ему заниматься этим всю неделю, пока мы будем собирать самолет, так как тупые бездельники мне в этом процессе не нужны. Он с радостью согласился. Вот и ладненько!
На следующее утро после завтрака мы уже без напоминания получили парашюты и поволокли их на стоянку. По пути завернули на аккумуляторную станцию. Не дожидаясь Виктора, расчехлили «106-ой», воткнули аккумулятор, заправили воздухом. На горизонте показался Сергеныч. Он шел с двумя шлемофонами и Виктором, встретив его у вагончика инженера. Осмотрел то, что мы вчера успели собрать, и, вроде бы, остался доволен.
- До конца недели соберете, а, Вить?
- Однозначно, Геннадич!
- Хорошо. Грудинин, в кабину. Где Жарков?
- На хозработах, - ответил я.
Лядов удивился:
- Так вроде он же вчера там был?
- Он согласился убирать мусор каждый день.
- Понятно. Завтра перед полетами я буду принимать у него зачет по покиданию. Доставить его на стоянку.
Лядов как-то легко проглотил то, что Жаркову не была интересна сборка матчасти, и вместо этого он предпочитает убирать мусор из многолетних гадюшников. И мне вдруг стало казаться, что со стороны Сергеныча в ближайшей перспективе в отношении Жаркова грядут какие-то организационно-штатные манипуляции. Что ж, как говориться «будем посмотреть»…
Виктор выдал мне ящик с инструментами, инструкцию по сборке и ценное указание «звать его, если что…». Действительно, линию заправки сегодня разбили в метрах пятидесяти от нашей стоянки, и Витя всегда будет рядом.
Подошедший Павел Геннадьевич практически слово в слово продублировал указания Виктора, но с акцентом «если что, то звать его». Ладно, разберемся, кого звать.
Ромка Грудинин, в передней кабине пристегнутый на все ремни, уже ждал Лядова, и имел очень серьезный, нехарактерный для себя вид. Ну, а Сергеныч выполнял свое обещание, и до конца недели самолет отгазуют все. Через несколько минут после того, как Ромка прожег свечи и выключил движок, судя по довольному виду Лядова, Ромалэ не тормозил, и с первой в жизни газовкой у него все тоже срослось.
Полеты начались без нюансов и разведки погоды: метеоусловия вполне это позволяли. Первый вылет с одной из Ленок был с выруливанием со стоянки. Лядов из задней кабины, улыбаясь, показал нам кулак. Мы в ответ, улыбайся, вскинули руки в пионерском приветствии.
- Сегодня устанавливаем зализы. После полетов постараемся смонтировать хвостовое оперение. Зализы вы уже раньше ставили, поэтому, все знаете. Отвертки найдете в ящике, винты в этой коробке. Обязательно пересыпьте их в эту железную банку. И не терять. Учитывать то, что эти винты пойдут еще на зализы хвостового оперения, поэтому, часть оставьте в упаковке, - Виктор взял журнал подготовки самолета к полету (ЖПС) с цифрой «106» и направился к линии заправки.
Я раздал отвертки и повел парней распаковывать зализы. Вопреки ожиданию, на новеньком, еще недеформированном самолете, установка зализ не вызвала больших проблем. Отдельные моменты незначительных несовпадений отверстий, конечно, были, но Виктор научил обходить эти проблемы путем одновременного наживления винтов, и их параллельного вкручивания. Чтобы не останавливать процесс, по очереди сходили в столовку. Руки гудели, а кровавые мозоли прочно обосновались на наших ладонях. Но работа спорилась, и это полностью гасило возникший негативный момент. Это же здорово! Самому собрать самолет, на котором потом будешь летать! Периодически подходил Виктор, пока «106-ой» был воздухе, проверял нашу работу, что-то советовал. Видя, что мы и без него неплохо ковыряемся, занялся нанесением белой краской цифры «84» на чехлы и тормозные колодки, которые также пришли в комплекте.
До конца полетов мы успели установить зализы на крыло. Появившийся на стоянке Лядов был доволен ходом работ, и напомнил про Жаркова, который завтра должен будет сдать ему зачет, а также то, что кое-кто из нас завтра будет газовать самолет, но он еще не решил кто. Так что, готовиться всем.
- Пацаны, - заметил я, - а ведь он нам полетом по кругу сегодня мозги не выносил!
Парни удивленно согласились. Может, наша подготовка к полетам переходит в новое качество? А, может быть, потому, что с нами нет Жаркова?
Быстро отмыв и зачехлив летавший сегодня «106-ой», мы приступили к навеске хвостового оперения на «84-ый». Стабилизатор был цельным, и был заранее собран с рулем высоты.
- Мужики, - взмолился Виктор, - прошу, поосторожнее с перкалем! Браться только за кромку руля и нервюры!
Довольно тяжелый стабилизатор надели сверху на две балки и закрепили четырьмя болтами. Для этого к самолету подкатили четырехопорную стремянку, которую используют для высотных работ. Затем на эти же балки установили киль с рулем направления. После монтажа хвостового оперения Виктор подсоединил к коромыслу руля направления тросы от педалей, и тягу к кулисе руля высоты. Осталось только поставить зализы, и планер самолета будет полностью собран.
- Зализы на завтра. Хорошо поработали, всем спасибо, свободны, - Виктор стал собирать инструментальный ящик и формуляры. – Сергей, завтра будем также устанавливать винт, но это уже после полетов.
- А когда будем ставить кресла?
- После регулировки управления. Там до хрена чего крутить-контрить. Завтра, когда закончите с зализами, подходите на старт. Завтра мне придется обслуживать два борта. Никаноров летает, поможете.
Продолжение
http://proza.ru/2022/06/10/961
Свидетельство о публикации №222060300686